Главная страница
Навигация по странице:

  • Коррекция характерологических свойств личности Вопросы

  • Психологическая помощь при акцентуациях характера у детей и подростков

  • Астено-невротический тип.

  • Коррекционная работа с неуспевающими и педагогически запущенными детьми Основные вопросы

  • Социально-педагогическая запущенность (понятие, особенности проявления и причины возникновения). Социально-педагогическая запущенность

  • Учебник. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003
    АнкорУчебник.doc
    Дата03.05.2018
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #20139
    страница7 из 11

    Подборка по базе: методические рекомендации по созданию электронных учебников.docx, Метод рекомендации.docx.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Психолог также выделяет следующие методы преодоления тревожности, которые применимы как для детей школьного, так и дошкольного возраста:


    1. Метод последовательной десенсибилизации: ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и, кончая теми, которые вызывают сильную тревогу. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.

    2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры-драматизации, где сначала с помощью кукол-петрушек, а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации. Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах».

    Также в данном направлении очень перспективной является методика игр-писем, предложенная Кучеровой Е.В., целью которой является оптимизация игрового диалога родителей с тревожным ребёнком. В основе данной программы лежит идея прочтения родителем ребёнку писем от сказочного персонажа и совместное выполнение детьми и их родителями различных заданий.

    В содержание писем включены разделы, условно названные «Обсуждение», «Рисование», «Игра и действие», «Драмматизация и движение», «Специальные приемы». Содержание ставит задачу совместного обсуждения чувств, переживаний, состояния главного героя, оказавшегося в той или иной значимой для тревожного ребенка ситуации, а также чувств и переживаний персонажей литературного произведения, рекомендованного для чтения. Рисование применяется в текстах для изображения положительных и отрицательных событий, вызывающих яркую эмоциональную реакцию ребенка. В содержание писем входят игры, в том числе подвижного характера, для вынужденной со стороны взрослого совместной деятельности с ребенком. В содержание писем включены специальные игры – упражнения, целью которых является изображение ситуаций, относящихся к переживаниям тревожного ребенка. Применялись головоломки, лабиринты и другие формы занимательной деятельности, способствующие получению совместного со взрослым результата. В разделе «Специальные приемы»использовался метод альтернативных поступков, предусматривающий несколько возможных вариантов выхода из той или иной значимой для тревожного ребенка ситуации.

    Костина Л. предлагает использовать в качестве эффективного средства преодоления тревожности в дошкольном возрасте игровую терапию. По мнению автора, дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно.

    .Психолог выделяет следующие программы коррекции тревожности:

    • программа «сказочная шкатулка» (цель-снижение уровня тревожности дошкольника путём снятия эмоционального и телесного напряжения). Здесь предполагаются занятия по трём циклам. Ребёнок от наблюдения за поведением взрослого в проблемной ситуации переходит к самостоятельным действиям. Этот переход осуществляется за счёт придумывания и последующего проигрывания сказок.

    • Программа «само-чувствие» (цель – выработка уверенности в себе и повышение навыков самоконтроля, освоение новых эффективных социально приемлемых стратегий поведения). Программа проводится в два цикла, каждый из которых включает 6-7 занятий – игр.

    • Программа «это – я». В программу включены три цикла игр («это я» - включает в себя игры, основная цель которых – повышение активности, самоценности ребёнка; «это я и мои друзья» - игры на снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми; «это я и мои чувства» - цель – помочь ребёнку различать и определять собственные чувства, развивать эмоциональное самовыражение).

    Хухлаева О.В. и Хухлаев О.Е. предлагают ещё один подход к преодолению тревожности – использование терапевтических сказок. Психологи предлагают сказки, которые направлены непосредственно на снижение тревожности.

    Е.К. Лютова, Г.Б.Монина рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

    1. Повышение самооценки.

    2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

    3. Снятие мышечного напряжения.

    Для повышения самооценки психологи рекомендуют почаще играть с тревожными детьми в такие игры по кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе..», которые помогают детям узнать о себе много приятного, взглянуть на себя «глазами других». Чтобы о достижениях конкретного ребенка узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

    Обучение ребенка умению управлять собой в волнующих ситуациях происходит посредствам использования следующих методов и приемов: ролевые игры, элементы психогимнастики, беседы, отработка конкретных навыков (например, навык ответа у доски), рисование страхов, анализ художественных произведений.

    Снятие мышечного напряжения происходит за счет организации с детьми специальных подвижных игр. Методическое пособие Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной включает описание упражнений на релаксацию и дыхание, этюды на расслабление мышц, игры, способствующие расслаблению, игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

    Овчарова Р.В. считает, что тревожность – один из признаков невроза, и работа по её преодолению – это работа по профилактике невроза. Психолог занималась проблемой тревожности детей младшего школьного возраста. По её мнению, с подлинной школьной тревожностью можно встретиться только после прохождения адаптивного периода в школе (1-3 месяца).

    Автор предлагает программу преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса, которая направлена на решение следующих задач:

    1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворённости – неудовлетворённости, но и потому что гипертрофированные потребности, порождая бурные эмоциональные реакции препятствуют формированию продуктивных навыков деятельности и общения;

    2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильного сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы;

    3. Учитывая конфронтационный характер тревожности на личностный образ, максимально «укрепить» конкурирующие образования;

    4. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

    Ученый также предлагает включить в работу по преодолению тревожности и учителей. Они могут по отношению к тревожным детям использовать специальные оценки, в которых максимально развёртываются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы. При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности.

    Коррекция тревожности школьников достаточно хорошо описана в учебном пособии Е.И. Рогова. Работа по преодолению тревожности, по мнению психолога, может осуществляться на трёх взаимосвязанных уровнях:

    1. Обучение приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

    2. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых знаний, навыков, умений и т.п. ведущих к повышению результативности деятельности;

    3. Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.

    В коррекционной работе автор предлагает использовать следующие приёмы: «переинтерпретация» симптомов тревожности, «настройка на определённое эмоциональное состояние», «дыхание», «использование роли», «доведение до абсурда» и др.

    Коррекция характерологических свойств личности
    Вопросы:

    1. Психологическая помощь при акцентуациях характера у детей и подростков

    2. Коррекция социально-педагогического типа личности

    Литература:

    1. Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. – Самара, 1997.

    2. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995.

    3. Р.В. Овчарова. Практическая психология образования. – М., 2003.


    Психологическая помощь при акцентуациях характера у детей и подростков
    Под акцентуацией характера в психологии понимают крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Акцентуации характера чаще всего проявляются в подростковом возрасте (А.Е. Личко), так как одной из особенностей этого возрастного периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Вместе с тем, основа акцентуации закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому кратко остановимся на описании акцентуированных типов у дошкольников и дадим общие направления коррекции этих типов.

    Гипертимный тип. Дети этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции по отношению к взрослому. Они везде вносят много шума, неугомонны, любят компании сверстников, стремятся командовать ими. Способны схватить все на лету, но при этом неусидчивы, часто отвлекаются, недисциплинированны. Для них характерно бодрое настроение, высокий жизненный тонус, цветущий внешний вид, хороший аппетит и здоровый сон. Они не терпят контроля, опеки, покровительства старших, стремятся высвободиться из-под контроля, нарушая дисциплину, правила поведения, отстаивая свою самостоятельность.

    Формы коррекции:

    • со стороны взрослых необходимо исключить давление, излишнюю опеку, прямой контроль следует заменить косвенным, стараться не провоцировать сознательного непослушания, протестных реакций;

    • в процессе организации деятельности важно разнообразить ее виды, чтобы ребенок постоянно был включенным в работу;

    • организуя взаимодействие со сверстниками, нужно исключить взаимодействие с такими же детьми, объеденять следует с дошкольниками, которые, с одной стороны, будут уступать, с другой – будут положительно воздействовать на процессуальные и исполнительские стороны деятельности, таких детей следует включать в игры, где они попеременно будут играть роль лидера и подчиненного;

    • у самого ребенка следует формировать навыки самоконтроля, способность к сочувствию, сопереживанию.

    Лабильный тип. Характеризуется соматической отягощенностью: частые ангины, непрерывные простуды, хронические пневмонии, ревматизм и т.п. – все это имеет затяжной характер. Главная черта детей этого типа – крайняя изменчивость настроения. Поводы для смены настроения ничтожны: неудачно сказанное слово, хмурый взгляд взрослого, оторванная пуговица. Все это приводит к унынию, мрачному расположению духа. В то же время интересная новость, похвала способны поднять настроение. Настроению присущи не только частые перемены, но и глубина. От настроения данного момента зависят сон, аппетит, работоспособность. Одни и теже люди кажутся то милыми, то надоедливыми и скучными. Дошкольник данного типа способны на привязанность, но к тем, кто их действительно любит, заботится и участливо относится. Из сверстников предпочитает дружить с теми, кто способен отвлечь, утешить, посочувствовать, проявить внимание. Чувствительны к знакам внимания, похвале, порицания же и нотации ввергают их в уныние. Хороша интуиция на других людей. Они сразу чувствуют, кто к ним хорошо относиться, кто безразлично или недоброжелательно. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток скрыть его.

    Форы коррекции:

    • со стороны взрослых должно быть чуткое внимательное отношение, исключающее грубость, окрики и т.п., ориентация на поощрение, порицание и наказание, как правило, ничего не дают;

    • детей данного типа следует включать в такие виды деятельности, где было бы пусть незначительное, но продвижение с нарастающим успехом;

    • организуя взаимодействие со сверстниками, нужно подружить дошкольников лабильного типа с таким ребенком, который способен проявлять участие, сопереживание, оказать поддержку, но и быть терпимым к сменам настроения;

    • у самого ребенка важно формировать уверенность, эмоциональную устойчивость.

    Астено-невротический тип. С раннего возраста дети данного типа обнаруживают признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, энурез. Главной чертой является повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии. Утомляются чаще при умственных нагрузках, чем при физических. Любые соревновательные ситуации для таких дошкольников оказываются непереносимыми. Раздражительность возникает по любому поводу, выливаясь на окружающих, но легко, и сменяется раскаянием, слезами. Как уже мы сказали, они склонны к ипохондрии – внимательно прислушиваются к своим ощущениям, постоянно боятся заболеть, любят лечиться, охотно укладываются в постель и т. п. К товарищам тянуться, но быстро устают от общения и ищут одиночества.

    Формы коррекции:

    • со стороны взрослых рекомендуется ровное доброжелательное отношение, умение не реагировать раздражительностью на раздражительность, не фиксировать внимания на состоянии здоровья, не обострять мнительность;

    • организуя деятельность таких детей, должна быть разумная дозировка физических и умственных нагрузок, полностью следует исключить соревновательные ситуации;

    • необходимо включать детей астено-невротического типа во взаимодействие со сверстниками, но в такие группировки, где ребенка бы принимали, но не настаивали на продолжении игры, если он утомился;

    • у самого астеника нужно формировать уверенность в отношении своего здоровья, снимать боязнь болезни близких.

    Сензетивный тип. У детей данного типа с раннего возраста проявляется пугливость и боязливость: темноты, животных, одиночества и др. Для них характерна высокая чувствительность, застенчивость, обидчивость. Они сторонятся бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижные и озорные игры. Испытывают трудности в общении в новой обстановке с незнакомыми людьми, однако с теми, к кому привыкли, общительны. Сверстникам предпочитают малышей, из видов деятельности – тихие игры, лепку, рисование. К родным испытывают большую привязанность, даже при холодном обращении отличаются послушанием, опеку принимают охотно. Упреки, нотации вызывают слезы, отчаяние, но не протест. Рано формируется чувство долга, ответственности. Достаточно выражено чувство собственной неполноценности, при этом дети не переносят насмешек, подозрения, несправедливых обвинений.

    Формы коррекции:

    • со стороны взрослых важно обеспечить благожелательное отношение, отсутствие отрицательных оценок, недопустимы насмешки, подозрения;

    • в процессе организации деятельности включать в ситуации, требующие ответственности, через это обеспечивается возможность самоутверждения;

    • во взаимодействии со сверстниками надо помочь найти друга, поручать в игре главные роли, но в компании таких же по типу детей;

    • у самого ребенка следует снимать страхи, формировать уверенность, преодолевать через создание ситуаций успеха чувство неполноценности.

    Психоастенический тип. Это робкие, пугливые дети, для которых характерна моторная неловкость, склонность к рассуждениям, ранние интеллектуальные интересы. Возможны страхи – незнакомых людей. Новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью. Отличительной чертой является нерешительность, мнительность,

    Коррекционная работа с неуспевающими и педагогически запущенными детьми

    Основные вопросы:

    1. Социально-педагогическая запущенность (понятие, особенности проявления и причины возникновения).

    2. Методы профилактики и коррекции социальной и педагогической запущенности.

    3. Коррекционно-развивающая программа, направленная на оказание помощи запущенным детям.

    Основная литература:

    1. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. – М., 1995.

    2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2000.

    3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
    Социально-педагогическая запущенность (понятие, особенности проявления и причины возникновения).
    Социально-педагогическая запущенность – состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».

    Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются:

    • неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка;

    • низкая способность к социальной рефлексии;

    • трудности в овладении социальными ролями.

    Проявлениями педагогической запущенности в дошкольном возрасте являются:

    • неразвитость комплекса игровых способностей;

    • недостаточность активности в игре;

    • несформированность игровой рефлексии.

    В младшем школьном возрасте педагогическая запущенность проявляется в низком уровне субъектности ребенка в учебно-познавательном процессе. Несостоятельность в учении проявляется в следующих признаках:

    • неразвитость учебно-познавательной мотивации;

    • низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности;

    • недостаточная учебно-познавательная активность.

    В целом, педагогическая запущенность дошкольников и младших школьников проявляется в труднообучаемости и трудновоспитуемости.

    Социальные и педагогические аспекты запущенности взаимосвязаны. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах.

    Причины социально-педагогической запущенности
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта