Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы профилактики и коррекции социально и педагогически запущенных детей

  • Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания (Р.В. Овчарова)

  • Коррекционная работа на этапе подготовки детей к школе Основные вопросы

  • Психологическая готовность к школьному обучению (определение, виды готовности) Готовность к школе

  • Морфофункциональная готовность

  • Учебник. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003
    АнкорУчебник.doc
    Дата03.05.2018
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #20139
    страница8 из 11

    Подборка по базе: методические рекомендации по созданию электронных учебников.docx, Метод рекомендации.docx.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    К внешним причинам можно отнести следующие:

    Внутренние причины социально-педагогической запущенности:

    • генотип ребенка;

    • актуальное состояние здоровья;

    • доминирующее психоэмоциональное состояние;

    • внутренняя позиция;

    • уровень активности во взаимодействии с микросоциумом.

    Внешние и внутренние причины обусловливают возникновение и развитие запущенности, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка при условии их сочетания между собой и отсутствии своевременной профилактической и коррекционной работы.

    Методы профилактики и коррекции социально и педагогически запущенных детей

    Методы профилактики социально-педагогической запущенности.

    1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, ситуаций занимательности; ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности;

    2. Методы организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: методы личностной и групповой перспективы, коллективные игры, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.

    3. Методы общения и взаимодействия в различных ситуациях: уважение, педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, педагогическое предостережение, анализ поступка, решение конфликтной ситуации.

    4. Методы психолого-педагогического воздействия и стимулирования активности ребенка: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного, требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.
    Методы психолого-педагогической коррекции запущенности

    1. По направленности выделяют следующие методы: коррекции эмоциональной, когнитивной, поведенческой, мотивационной, коммуникативной сфер личности;

    2. По цели и содержанию: методы коррекции дисгармонии индивидуально-психологического развития; нарушений развития свойств субъекта деятельности, общения, самосознания; коррекции отношения к детям, родительской и профессиональной компетентности.

    Представим систему психолого-педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности в виде таблицы.
    Система психолого – педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности дошкольников и младших школьников (Р.В. Овчарова)


    Подструктуры

    личности

    Предметы коррекции

    Педагогические приемы

    Психологические приемы

    Индивидуально типологические

    особенности

    личности


    - дисгармония развития;

    - нестабильность и

    ригидность нервной системы;

    - неразвитость произвольности психических процессов.

    - Понимание,

    сочувствие;

    - снятие напряжения;

    - рационализация воспитательно-образовательного процесса

    - Развитие произвольности в двигательной сфере, познавательной и эмоциональной сфере, в общении и поведении;

    - когнитивная тренировка;

    - терапия искусством;

    - систематическая дисенсибилизация.


    Свойства субъекта общения

    - высокая тревожность;

    - слабая социальная рефлексия;

    - трудности общения;

    - неадекватное поведение;

    - низкий социальный статус.

    - Доверие к личности ребенка;

    - формирование реально осознаваемых мотивов поведения и реально действующих;

    - анализ конфликтных ситуаций;

    - пример и авторитет педагога в отношении к детям.

    - Игровая коррекция поведения в группе;

    - ролевое научение;

    - коммуникативные игры и упражнения»

    - расшатывание традиционных позиционных ролей»

    - статусное перемещение детей

    Свойства субъекта деятельности

    - дисгармония мотивов учения;

    - школьная тревожность;

    - низкая учебно-познавательная активность;

    несформированность основных учебных умений;

    - слабая обучаемость


    - руководство ролевым взаимодействием детей в игре;

    - ролевой диалог педагога с запущенным ребенком;

    - творческое самовыражение ребенка в игре;

    - обогащение предметной среды;

    позитивное стимулирование;

    - авансирование успеха;

    - парциальная оценка результатов;

    - наглядные опоры в обучении;

    - комментируемое управление;

    - создание учебных ситуаций с элементами новизны;

    - опора на жизненный опыт детей;

    - поэтапное формирование умственных действий;

    - опережающее консультирование по трудным темам;

    - щадящая учебная нагрузка.


    - Снижение значимости учителя;

    - снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника;

    - десинсибилизация к оцениванию;

    формирование адекватной самооценки школьных успехов;

    - релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.

    Свойства субъекта самосознания

    - Нарушенный образ «Я»;

    - неадекватная самооценка;

    неудовлетворенность притязаний на признание;

    - комплекс неполноценности.

    - Безусловное принятие ребенка;

    - эмоциональное поглаживание;

    - ожидание завтрашней радости.

    - Психологический массаж;

    - идентификация;

    - зеркальное отражение;

    - развитие позитивного восприятия других;

    - самовнушение: «Я хочу, я могу, я буду».

    Важную роль методы психологической коррекции играют в общении психолога с родителями социально и педагогически запущенных детей и их педагогами.

    Так, в работе с родителями можно использовать следующие методы: родительские дискуссии на темы воспитания, групповой анализ семейных коммуникаций, анализ характеристик «идеального родителя и ребенка», методы семейного портрета, семейного совета, семейная хроника, семейная скульптура и т.п.

    К методам коррекции личностно-профессиональных недостатков педагогов можно отнести следующие: педагогический анализ деятельности и отношений с детьми, педагогические этюды, педагогическая импровизация, педагогическое прогнозирование, анализ конфликтных ситуаций и пр.

    В отношении воспитателей, родителей и учителей могут быть использованы методы релаксации, эмоциональной децентрации, идентификации с ребенком, расширения средств самовыражения, эмпатийного слушания, социальной рефлексии, моделирования поведения, позитивного восприятия детей. Названные методы помогут снять чувство вины, личностную тревожность педагогов и родителей, будут способствовать преодолению их эмоциональной холодности, авторитарности, принятию запущенного ребенка.

    Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания (Р.В. Овчарова)

    Программа включает следующие блоки:

    Блок 1. Снятие неуверенности в себе (2 занятия).

    Задачи:

    • повышение уверенности в себе;

    • развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников;

    • формирование навыков физической культуры;

    • обучение приемам ауторелаксации;

    • психомышечная тренировка;

    • формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

    • формирование умения правильно оценить и охарактеризовать особенности своей внешности;

    • формирование умения выделять свои достоинства.

    Блок 2. Притязание на социальное признание (3 занятия).

    Задачи:

    • привить ребенку новые формы поведения»

    • научить ребенка самому принимать верные решения;

    • дать почувствовать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

    • коррекция аффективного поведения;

    • приобретение навыков саморасслабления.

    Блок 3. Коррекция неприятия ребенком самого себя. (2 занятия).

    Задачи:

    • воспитание в ребенке уверенности в себе;

    • коррекция поведения с помощью ролевых игр;

    • создание условий для удовлетворения потребности в признании образа самого себя;

    • формирование у детей моральных представлений;

    • тренировка психомоторных функций.

    Блок 4. Снятие конфликтности (2 занятия)

    Задачи:

    • коррекция поведения с помощью ролевых игр;

    • формирование адекватных форм поведения;

    • снятие напряжения у детей;

    • нравственное воспитание;

    • регулировка поведения в коллективе;

    • обучение приемам ауторелаксации.

    Блок 5 Коррекция депривации притязания на признание (2 занятия).

    Задачи:

    • снятие депривации притязания;

    • уменьшение тревожности;

    • преодоление негативных переживаний;

    • воспитание уверенности в себе

    На занятиях используются следующие методы и приемы: метод идентификации с именем в прошлом, настоящем и будущем, метод идентификации со своим тезкой, элементы психогимнастики, разыгрывание этюдов, тренинг желательного поведения, спортивные игры, мини –олимпиада, рисование, беседы и др.
    Коррекционная работа на этапе подготовки детей к школе

    Основные вопросы:

    1. Психологическая готовность к школьному обучению (определение, виды готовности)

    2. Особенности коррекционно-развивающей работы на этапе подготовки детей к школьному обучению

    Основная литература:

    1. Готовность к школе: развивающие программы/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.:Академический проект, 2001. – 96 с.

    2. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1998.

    3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1995

    Никитин Б.С. Развивающие игры. М., 1985.

    4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993

    5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – м., 1983.

    Психологическая готовность к школьному обучению (определение, виды готовности)
    Готовность к школе – сложное понятие. В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявлять при этом необходимый уровень активности. В более узком плане говорят о функциональной, умственной, личностной, нравственно-волевой, социально-психологической готовности к школе.

    Если подходить к человеку как многоуровневой иерархически организованной системе, то его развитие можно анализировать на трех уровнях: на уровне организма (биологический индивид), социального индивида и личности. Отсюда и готовность к школе целесообразно рассматривать на трех уровнях: морфофункционального, умственного и личностного развития. Все указанные уровни составляют область потенциальных свойств, которые находят свое выражение непосредственно в результатах деятельности, знаниях и умениях, поступках, активности, эмоциональных переживаниях, то есть в актуальных свойствах.

    Морфофункциональная готовность составляет как бы базовый уровень, над которым надстраиваются все остальные. Под морфофункциональной готовностью или «школьной зрелостью» понимают обычно уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будет чрезмерно обременительными ребенку. В качестве основных показателей морфофункционального развития выступают следующие:

    • физическое развитие, которое определяется по параметрам длины тела (рост), масса тела (вес) и окружности грудной клетки в сопоставлении с местными возрастно-половыми стандартами;

    • состояние здоровья – анализируется на основе четырех критериев: наличия или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; функционального состояния основных органов и систем (особенно нервной, сердечно-сосудистой); устойчивости организма к возникновению острых хронических заболеваний; уровня развития и степени гармонизации всех систем организма;

    • развитие анализаторов – изучаются их функциональные возможности, отклонения от нормы;

    • нейродинамические свойства – исследуются специалистами при помощи специальных методик такие свойства нервной системы, как скорость, уравновешенность, подвижность, динамичность и др.;

    • развитие речевого аппарата – диагностируется на основе анализа правильности звукопроизношения (частота речи), наличия дефектов речи;

    • развитие мышечного аппарата: точность, координированность движений, их скорость и т.п., особое внимание должно обращаться на развитие тонких движений пальцев рук, которое выступает в качестве важного показателя готовности дошкольников к овладению навыками письма;

    • работоспособность – утомляемость – определяется на основе изучения способности детей выдерживать определенное время физические и интеллектуальные нагрузки; повышенная утомляемость препятствует усвоению материала, приводит в конечном итоге к низкой результативности деятельности.

    Изучение морфофункциональной готовности является важным фактором для принятия решения о готовности детей к школе. Если ребенокчасто болеет, быстро утомляется, у него не развиты тонкие движения пальцев рук, то нецелесообразно его обучать с шести лет. Если же такой ребенок идет в первый класс, то следует на первых порах особое внимание обращать на процесс его адаптации, создавать условия для ликвидации отставания.

    Умственная готовность характеризует некоторые содержательные особенности интеллектуальной деятельности ребенка. Чтобы успешно учиться, необходим относительно высокий уровень сформированности действий восприятия, памяти, мышления, воображения. Показателями умственного развития являются следующие:

    • уровень развития восприятия – определяется на основе диагностики его скорости, точности, дифференцированности, способности соотносить свойства предмета с заданными эталонами;

    • развитие памяти, выводы о развитии памяти делаются на основе анализа точности, прочности, осмысленности запоминания, умения правильно и осознанно воспроизвести материал;

    • развитие мышления – определяется по степени сформированности наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку выходить за пределы непосредственного данного в восприятии и предвосхищать события, словесно-логического мышления, развивающегося на базе наглядно-образного и дающего возможность строить суждения и умозаключения;

    • уровень развития воображения – определяется по способности детей создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания, а также вносить элементы нового в игру, продуктивные виды деятельности, учение и т.п.;

    • развитие речи – здесь в отличие от развития речевого аппарата как показателя морфофункциональной готовности анализируется словарный запас, правильность речи, ее связанность, способность адекватно выразить мысль.

    В целом, для детей, находящихся на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, характерен переход от наглядно-образного отражения действительности к опосредованному познанию через усвоение системы понятий, созданию предпосылок для повышения уровня произвольности всех психических функций, что является важным условием для успешной адаптации к школьному обучению.

    Личностная готовность. В широком плане личностная готовность находит свое выражение в способности детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять такие свойства и качества, которые необходимы для овладения новыми видами деятельности, отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой. Свое конкретное выражение личностная готовность находит в системе отношений к различным сторонам действительности. Важнейшими из которых являются:

    • отношение к школе, определяемое по степени сформированности мотивов, характеризующих стремление ребенка к новой деятельности, новой позиции в системе общественных отношений (желает или не желает ребенок учиться, как мотивирует свое желание, насколько эмоционально переживает свое отношение);

    • отношение к различным видам деятельности и в первую очередь к учебно-познавательной – диагностируется на основе анализа сформированности адекватной той или иной деятельности мотивации, уровню развития познавательных интересов;

    • отношение к сверстникам и взрослым – определяется по степени сформированности мотивов общения, умения строить взаимоотношения, общительности, способности подчиняться требованиям других и руководить другими, усваивать и реализовывать нравственные нормы взаимоотношений и т.п.;

    • отношение к себе – оценивается по уровню, устойчивости, адекватности и действенности самооценок, общего представления о своей личности, а также уровню притязаний ребенка, в котором выражается отношение к целям деятельности.

    Важнейшей общей особенностью личности дошкольника, которая должна быть оценена на базе указанных параметров, является степень сформированности соподчинения мотивов. Личностная готовность – характеризует ребенка со стороны его направленности, специфики интересов и предпочтений.

    Итак, отмеченные виды готовности составляют иерархически организованную систему, представляют из себя область потенциальных свойств. Свое непосредственное выражение они находят в деятельности и поведении, которые образуют область актуальных свойств, проявляющихся в той или иной ситуации при решении тех или иных задач.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта