Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности коррекционно-развивающей работы на этапе подготовки детей к школе

  • Развитие памяти. Зрительная и зрительно-моторная память

  • Вербально-моторная память

  • Развитие мышления Сформированное наглядно-действенное мышление

  • Развитие моторики и координации движений.

  • Адаптация к школе (виды адаптации, условия профилактики школьной дезадаптации)

  • Адаптация к новым условиям познавательной деятельности, учению.

  • Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка.

  • Учебник. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по составлению и написанию коррекционноразвивающих программ. учебнометодическое пособие. Составители В. Г. Маралов, Н. В. Макарова., Чгу, 2003
    АнкорУчебник.doc
    Дата03.05.2018
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #20139
    страница9 из 11

    Подборка по базе: методические рекомендации по созданию электронных учебников.docx, Метод рекомендации.docx.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Актуальные свойства как компонент готовности. В данном случае обращается внимание на деятельностный аспект поведения, конкретные действия и поступки ребенка, его знания и умения. В качестве показателей актуальных свойств выступают следующие:

    • знания – оценивается как общий кругозор, так и полнота, точность, системность, соответствие программным требованиям;

    • умения и продукты деятельности: способность адекватно отбирать способы деятельности при выполнении тех или иных заданий, уровень развития умений, анализируется качество результатов той или иной деятельности;

    • поступки, в них находит выражение нравственная сторона личности: умение строить взаимоотношения, правильно общаться со сверстниками и взрослыми;

    • способность правильно оценивать свою деятельность и деятельность других детей и их поступки;

    • произвольность поведения (организованность, внимательность, умение подчиняться требованиям и правилам, дисциплинированность), здесь находит конкретное выражение специфика мотивационной сферы личности, соподчиненность мотивов, а также развитие навыков волевого поведения, умение преодолевать трудности и препятствия, удерживать цель до ее достижения;

    • развитие основ социальной активности – оценивается по способности детей проявлять элементы инициативы и исполнительности, ответственности, сознательности и самостоятельности;

    • социальные переживания – анализируются на основе умения ребенка адекватно эмоционально отражать действительность в процессах деятельности и общения.


    Особенности коррекционно-развивающей работы на этапе подготовки детей к школе
    Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостную картину о личности ребенка, определить те сферы, в которых он готов к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен. На основе анализа готовности к систематическому обучению необходимо составить карту прогноза развития личности, определить основные стратегии работы с ребенком на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.

    Чаще всего психолог и педагог выбирают либо путь коррекционной, либо развивающей работы.

    Первый путь – это путь коррекционной работы с детьми, когда взрослый имеет некий эталон среднего развития, к которому он хочет приблизить ребенка.

    Второй путь – это развивающая работа; в этом случае психолог ориентируется на средневозрастные нормы для создания условий развития, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Причем этот уровень может быть ниже или выше среднестатистического.

    Чаще всего, оказание психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе рассматривается через понятие развития, а не коррекции.

    Однако, предлагая те или иные формы развивающих занятий с детьми, психологи часто ограничиваются тренингами отдельных психических функций. Но здесь они сталкиваются с проблемой, как сделать своих подопечных активными субъектами деятельности. Дело в том, что большинство детей неготовых к школьному обучению отличаются отсутствием познавательного интереса и нежеланием учиться. Поэтому, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми приоритетным является мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации.

    В учебно-методических пособиях описано большое количество игр и упражнений, направленных на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. В качестве примера, представим некоторые типы заданий, описанные в пособии И.В. Дубровиной «Готовность к школе: развивающие программы» (2001).

    Развитие памяти.

    Зрительная и зрительно-моторная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти). Для развития данного вида памяти можно использовать следующие виды заданий:

    • работа по образцу (сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой, затем время рассматривания образца сокращается по 15 – 20 секунд). Эти виды упражнения можно проводить во время рисования, лепки, списывания с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам;

    • найди отличия (ребенку предъявляется сюжетная картинка, содержание которой он должен запомнить, а потом воспроизвести. Затем предъявляется похожая картинка, в которой недостает каких либо деталей, или появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети).;

    • запомни предметы (на столе стоит 8-10 предметов, которые ребенок должен запомнить, затем эти предметы закрывают и просят ребенка их перечислить.

    Вербально-моторная память необходима для выполнения работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п.

    Для развития данного вида памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности

    Логическая память обеспечивает запоминание последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, запоминание последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.

    Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения:

    • запоминание набора слов (10 –15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.);

    • запоминание рассказа с четко выделенными смысловыми блоками.

    Для дошкольников более естественно запоминание материала, который включен в игровую деятельность. Поэтому желательно использовать игровые приемы: например, включать сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др.

    Развитие мышления

    Сформированное наглядно-действенное мышление позволяет ребенку хорошо справляться с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов. Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования.

    Для наглядно- образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе.

    Развитию данного вида мышления способствуют следующие виды заданий:

    • работа с конструктором по словесной инструкции и замыслу ребенка;

    • сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

    Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

    Помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

    • «четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для отдельных трех;

    • придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена;

    • «говори наоборот» (взрослый говорит какое – либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: большой – маленький);

    • логические загадки и задачи.

    И.В. Дубровина предлагает целый ряд упражнений, которые способствуют развитию мышления в целом: головоломки, различные виды заданий с палочками и спичками ( выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение и т.п.).

    Развитие моторики и координации движений. Как показывает практика, дети 6- лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

    В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:

    • нарисуй простой узор;

    • «трудные виражи» (перед ребенком нарисованные дорожки разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом – дом; ребенок должен провести свою машину к дому);

    • работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание;

    • продевание нитки в игольное ушко, шитье, вышивание, вязание, плетение;

    • «пальчиковая гимнастика».

    С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:

    • игра «Съедобное – несъедобное», а также любые игры с мячом;

    • «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого;

    • «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.)

    Развитию этих навыков способствует также весь спектр спортивных игр, физических упражнений, занятий танцами, ритмикой, аэробикой.

    Развитие произвольности

    Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Эта система включает в себя следующие компоненты:

    • способность удерживать цель выполняемой деятельности;

    • способность составлять программу исполнительских действий;

    • умение формировать модель значимых условий деятельности;

    • умение пользоваться обратной связью и способность корректировать допущенные ошибки как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

    Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит:

    • конструирование по наглядному образцу;

    • конструирование по словесной инструкции;

    • «графический диктант» (ребенку предлагается образец геометрического узора, ребенка просят воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок; аналогичная работа предлагается на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления).


    Коррекционная работа на этапе адаптации детей к школе
    Основные вопросы:
    1. Адаптация к школе (виды адаптации, условия профилактики школьной дезадаптации)

    2. Понятие школьной дезадаптации (формы, причины возникновения, способы коррекции)

    Основная литература:

    1. В.Д. Брагина, В.Г. Маралов. Обеспечение преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Методические рекомендации для студентов дошкольного и педагогического факультетов. Череповец, 1990.

    2. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академический проект, 2001.

    3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. М.: Изд –во МГУ, 1990.

    4. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии, №4, 1984.

    Адаптация к школе (виды адаптации, условия профилактики школьной дезадаптации)
    Начало обучения в школе – знаменательный период в жизни детей. Они включаются в новую систему отношений, усваивают новые социальные роли, расширяются, соответственно, и возможности для проявления своих сил и способностей в разнообразных видах деятельности. Дети, как правило, с желанием идут в школу, однако уже в первом классе нередко их активность снижается, падает интерес. Это обусловлено особенностями вхождения в новую среду, своеобразием овладения основами учебной деятельности, взаимоотношениями со сверстниками, взрослыми, учителем, то есть особенностями адаптации ребенка. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит успех дальнейшего обучения в школе и тенденции, своеобразие становления ребенка как личности.

    Адаптация – буквально приспособление организма к условиям среды. Однако, в настоящее время не ограничиваются только таким пониманием адаптации. Во -первых, сфера ее распространяется и на социальные процессы. Во – вторых, говорят не просто о приспособлении, а об активной адаптации, где человек не только приспосабливается к новым условиям, но и приспосабливает их к себе.

    Анализируя характер адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить ее виды в соответствии с отмеченными ранее уровнями и видами готовности к школе.

    Дадим краткую характеристику видам адаптации.

    Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, физическим и интеллектуальным нагрузкам. Особенности адаптации здесь определяются, во-первых, тем в какой первый класс пошел ребенок, с шести или семи лет, во-вторых, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в семье. С содержательной стороны характер адаптации определяется степенью сформированности морфофункциональных систем организма. Легче адаптируются здоровые, физически развитые дети, работоспособные, чем ослабленные, быстро утомляющиеся. Оценить степень адаптированности ребенка можно по тем же показателям, что и морфофункциональный уровень готовности к школе.

    Адаптация к новым условиям познавательной деятельности, учению. Своеобразие данного вида адаптации определяется особенностями развития познавательной сферы ребенка, умением подчинять деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения задачам, которые ставятся перед ним в процессе учения. Недостаточный уровень развития той или иной области познавательной деятельности снижает адаптационные возможности ребенка, продлевает срок овладения учебными действиями и операциями. Оценка здесь проводится по тем же параметрам, что и при анализе умственной готовности к школе.

    Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка. Определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, пользуется ли симпатиями, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, учению, к самому себе как учащемуся, в конечном счете по тому, как формируется у него новая позиция «быть школьником». Оценка адаптации данного вида осуществляется на основе анализа отношений, которые начинают складываться у того или иного ребенка к школе, деятельности, другим людям, себе как субъекту учебной деятельности.

    К сожалению, для некоторых учащихся трудности, связанные с периодом адаптации к школе остаются не разрешенными. И если в таких случаях не оказывается помощь со стороны школьного психолога, педагога, родителей, то у детей могут проявляться различные формы школьных неврозов как способов неадекватной компенсации неподготовленности к школе. Поэтому ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов являются актуальной проблемой, стоящей перед практическим психологом и педагогом.

    Выделим условия профилактики школьной дезадаптации.

    1. Учет общих закономерностей развития личности детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, что дает возможность правильно организовать обучение первоклассников, обеспечивая реализацию общих требований к процессу адаптации. К таким требованиям можно отнести следующие:

    - чтобы развитие и адаптация детей протекала максимально благоприятно, необходимо обеспечить меры по укреплению здоровья, условия для физического развития, профилактики утомления. Это достигается за счет режима дня, который у первоклассников имеет много общего с режимом дня в детском саду, осуществления процедур по закаливанию с соответствующим тщательным врачебным контролем. Дело особой заботы – предупредить утомляемость детей, не перегружать их учебной информацией, не загружать их ум скучными и однообразными заданиями, помнить не только о развитии мышления, но и эмоциональной сферы;

    - основным способом обучения и организации жизнедеятельности детей должна быть игра. Идея использования сюжетно-ролевых, подвижных игр состоит в постепенном увеличении в их содержании дидактических нагрузок, в последовательном переходе от непроизвольной к произвольной деятельности. В тоже время игровые ситуации на занятиях должны рассматриваться учителем не просто как развлечение, возможность отдохнуть, а как форма обучения;

    - важным фактором адаптации является установление особого типа отношений между детьми и учителем. Посещение школы связано с повышенной напряженностью. Поэтому, здесь не допустим приказной стиль общения, построенный на принуждении ребенка быть послушным, примерным. Необходимо сотрудничество, гуманные отношения, то есть отношения с позиции любви, признания заслуг детей, доброжелательности, уважения.

    2. Учет индивидуально-типических особенностей детей. Дети приходят в школу с различным уровнем подготовленности, со своим индивидуальным опытом, чертами характера. Поэтому процесс адаптации для каждого проходит своими темпами, имеет выраженную специфику. Известно, что лучше адаптируются те дети, которые в функциональном, интеллектуальном и личностном плане готовы к школе. В то же время оптимальное сочетание всех уровней готовности – довольно редкое явление. Чаще мы встречаемся с ситуациями, когда ребенок более готов к обучению в одной сфере и менее в другой. Поэтому в качестве первостепенной задачи на первых этапах обучения выступает проблема изучения личности каждого ребенка, определение его адаптационных возможностей.

    Таким образом, в качестве общих требований к осуществлению индивидуального подхода в процессе адаптации детей выступают следующие:

    • всестороннее изучение индивидуальности каждого ребенка, его адаптационных возможностей;

    • выделение общих и подвижных групп детей по тому или иному параметру развития (морфофункциональному, умственному, личностному), а также по уровню сформированности знаний, умений, навыков;

    • прогнозирование перспектив развития каждого ребенка с определением общих стратегий индивидуального подхода.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта