Главная страница
Навигация по странице:

Архитектурное проектирование І - 5. Методические указания к курсовой работе Детская игровая площадка



Скачать 19.06 Mb.
Название Методические указания к курсовой работе Детская игровая площадка
Анкор Архитектурное проектирование І - 5.doc
Дата 22.04.2017
Размер 19.06 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Архитектурное проектирование І - 5.doc
Тип Методические указания
#1329

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет
им С. Торайгырова


Архитектурно строительный факультет
Кафедра архитектуры и дизайна

АРХИТЕКТУРА
Методические указания к курсовой работе
«Детская игровая площадка»



Павлодар

УДК 72.21 (07)

ББК 85.11я 7

А 87
Рекомендовано Ученым советом ПГУ им. С. Торайгырова
Рецензент

В.Г.Никифорова - к.т.н., зав. кафедрой

Составитель Старкова Г.Н.
А 87 Методические указания к выполнению курсовой работы «Детская игровая площадка» для студентов специальности 050420 «Архитектура», /сост. Старкова Г.Н. – Павлодар, 2006. – 23 с.


Методические указания содержат необходимый теоретический материал, общие положения по выполнению курсовой работы «Детская игровая площадка» на всех этапах подготовки и правила ее оформления. Кратко изложены цели и задачи курсового проекта. Обозначен порядок выполнения проекта.

Методические указания разработаны в соответствии с ГОСО РК 3.08.051 – 2004. Рекомендуются студентам – архитекторам 2 курса.


УДК 72.21 (07)

ББК 85.11я 7


 Старкова Г.Н., 2006

Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова, 2006

Введение
Курсовая работа «Детская игровая площадка» одна из первых работ студентов-архитекторов, выполняемая самостоятельно. В процессе работы над проектом студент должен применить все теоретические знания и графические приемы изображения пространственных форм на плоскости, полученные при изучении отдельных предметов на первом курсе.

Детская игровая площадка предназначается для игр, развлечений, занятий физкультурой и воспитания детей в природном окружении.

Состав сооружений на детской площадке дифференцируется по возрастным группам от 2 до 5 лет, от 6 до 7, 8 – 10 лет, 11 – 13 лет и старше 14 лет и должен способствовать организации активного отдыха детей на открытом воздухе, физическому развитию, экспериментированию, удовлетворению стремления к приключениям, общению со сверстниками.

Планировочная структура подчиняется задаче формирования среды для игр детей разных возрастных групп на территории небольшого дворового пространства. При формировании площадки важно игровые моменты соединить с познавательными и развивающими, соответственно возрастным группам.

В процессе работы над проектом «Детская игровая площадка» у студентов закладываются основы формирования творческого мировоззрения, поискового конструктивного мышления, обоснованного принятия композиционных решений.
1 Цели и задачи курсовой работы
1.1 Цель курсовой работы – выполнить проект детской игровой площадки как выразительную композицию, безопасную комфортную среду для проведения досуга детей от 2 до 16 лет, запроектировать удобное, выразительное и интересное оборудование для тихих и активных игр и отдыха детей.

1.2 Задачи проекта:

  • разработать концептуальный образ площадки, соподчиняя приемы архитектурной выразительности выбранной концепции сооружения;

  • создать выразительный архитектурно художественный образ территории детской игровой площадки;

  • учесть влияние окружающей застройки и пешеходных транзитов на композиционное и функциональное решение;

  • проектными методами обеспечить безопасность пребывания детей на игровой площадке;

  • распределить функциональные зоны, учитывая возрастные группы детей; грамотно вычленить различные зоны площадки архитектурными приемами и методами;

  • предложить удобное, выразительное и безопасное оборудование для игр и отдыха детей;

  • освоить приемы проектирования на конкретном ситуационном примере;

  • сочетать графическую подачу проекта с выбранной концепцией площадки;

  • научиться разрабатывать малые архитектурные формы (в данном случае игровое оборудование) с учетом требований эргономики, эстетической выразительности и функциональной безопасности.


2 Состав курсовой работы
Работа выполняется на планшете размером 550 на 750 мм (не менее двух) и содержит следующие чертежи:

- генеральный план М 1:500;

  • план детской площадки с расстановкой оборудования М 1:50; М 1:100;

  • виды с различных направлений (не менее двух), в масштабе, одинаковом с планом;

  • разработка игрового оборудования (не менее трех элементов), с изображением в цвете вида и плана каждого элемента в произвольном масштабе;

  • аксонометрия (перспектива) площадки в целом;

  • экспликация элементов;

  • надпись произвольным шрифтом.


3 Методические указания к выполнению курсовой работы
3.1 Теоретическая подготовка

3.1.1 Вводная лекция:

  • детская игровая площадка, ее назначение, зонирование и функциональные особенности;

  • игровое оборудование, его расстановка, понятие эргономики, масштабности;

  • средства архитектурной выразительности, цвет, материал исполнения.

Огромную роль оказывает окружающая среда на первых этапах формирования личности, особенно в том случае, если с определенной средой ребенок соприкасается ежедневно. Поэтому детская площадка не должна иметь систему структурно-жестких функциональных зон, необходимо, чтобы ребенок ощущал ненавязчивость, гибкость окружающих его форм, их пластичность и подверженность индивидуальной корректировке. Ощущение комфортности и свободы могут дать верно найденные масштабы и логически оправданные соотношения структурных элементов, нестандартное видение привычных форм.

3.1.2 Типы игровых комплексов и их размещение

Игровые площадки для детей и подростков в зависимости от характера игр распределяются по видам:

- площадки для игр с песком;

- площадки для водных игр;

- площадки для творческих игр, связанных со строительством, конструированием, любительским трудом, рисованием, лепкой;

- для обучения правилам уличного движения;

- приключенческие площадки;

- площадки-аттракционы;

- площадки с оборудованием для занятий физкультурой, спортивных и подвижных игр.

Размеры площадок и игровой территории на 1 посетителя определяются возрастной группой и характером игр. Дети до трех лет малоподвижны и склонны к индивидуальным играм, преимущественно с песком. Площадки для детей 4-6 лет рассчитаны на игры в коллективе до 7-8 человек.

Площадки для детей 6-7 лет и 8-10 лет часто объединяются в один комплекс благодаря характеру подвижных игр. Детей и подростков 11-13 лет и старше привлекают площадки со спортивно-игровыми комплексами.

На территории площадки предпочтительна организация детских игровых комплексов, они отличаются компактностью планировочных решений, концентрацией на небольшой территории.

Приемы геопластики используются при сооружении холмов для приключенческих игр, катания на санях, организации площадок для тихих игр.

Игровые площадки, планировка и оборудование которых решаются в соответствии с определенной тематикой и в нужном стиле очень привлекательны для детей архитектурно-художественной композицией, цветовыми решениями, возможностью самостоятельного создания сценария и правил игры на определенную тему, например: космодром, игра в индейцев или морские приключения.

Ограждение пространства детских игровых комплексов и расчленения его на игровые зоны для детей разного возраста возможно выполнить при помощи низких стенок, элементов озеленения с посадкой живых изгородей различной высоты и концентрации деревьев и кустарников в компактные группы по периметру полян для игр, использования рельефа.

3.1.3 Типы игровых площадок в скверах, садах и парках


Типы парковых игровых площадок

Минимальные размеры игровой территории

на 1 посетителя, м2


Размеры площадок

м2

Площадки для детей:

до 3 лет

4-7 лет

8-14 лет


3

5

10


10-100

120-300

500-2000

Игровые комплексы для детей до 14 лет

15


1200-7000

Физкультурно-игровые площадки:

Для детей и подростков10-17 лет

10

150-7000



3.2 Первый этап. Изучение градостроительной ситуации

Градостроительная ситуация, как правило, является определяющим фактором в процессе формирования геометрической модели пространства детской площадки. Анализ ситуации необходим для выявления транспортных и пешеходных связей, выбора наиболее оптимальной территории для размещения детской площадки, ее конфигурации. Территория должна находится на достаточном удалении от дорог, проездов, стоянок, хозяйственных площадок. Желательно избегать пересечения территории детской площадки пешеходными транзитами.

После выбора места проектирования необходимо определить главные оси – направления формирования геометрической модели, как основы композиционного решения.

Следующей стадией является поиск идеи будущего сооружения – основной художественно-стилистической и архитектурно- философской концепции. Идейное содержание, художественный образ и геометрическая модель формируют композиционную модель, (Приложение А, рисунок А.1), которая является результатом первого этапа работы над проектом и включает в себя:

- анализ ситуационной схемы;

- клаузуру на образ (макет);

- графическую клаузуру;

- графический анализ композиции.


    1. Второй этап. Определение возрастных групп детей

На данном этапе необходимо определить возрастные группы детей. Предлагается следующая схема: от 2 до 5 лет, от 6 до 7, 8 – 10 лет, 11 – 13 лет и старше 14 лет. Каждая группа имеет свои возрастные особенности и характеристики и, соответственно, нуждается в определенном оборудовании для игр и отдыха. Для выполнения проекта достаточно ограничиться выбором 2-3х возрастных групп. Необходимо дать характеристику каждой из выбранных групп соответственно возрасту, описать игры и занятия детей, т.е. составить сценарное моделирование. Для составления наиболее точного сценария времяпровождения, необходимо представить себя на месте ребенка, мамы, дедушки и т. д. Результатом второго этапа будет сценарий, схема процессов. Схема процессов может быть зашифрована пиктограммами (Приложение А, рисунок А.2).
3.4 Третий этап. Функциональное зонирование территории

Необходимо разделить площадку в соответствии с выбранными возрастными категориями. При этом важно правильно определить соотношения, примыкание и взаимодействие функциональных зон, степень активности происходящих процессов. Для выполнения данной работы нудно сгруппировать функции в соответствии с составленным сценарием и вычертить схему функционального зонирования. Данная схема должна представлять собой систему пятен функциональных зон и структуру связей между ними. Полученная схема накладывается на уже сформированную композиционную модель. В результате получаем функционально-композиционную модель, выраженную в ряде композиционных графических зарисовок плана и фасадов. риложение А, рисунок А.3).

Возможно изменение рельефа участка путем подсыпки или срезки грунта в зависимости от схемы процессов.
3.5 Четвертый этап. Подбор и разработка игрового оборудования

На основе сценарного моделирования и композиционной схемы подбираются структурные элементы детской площадки, т.е. в соответствии с игровым процессом, описанным и охарактеризованным в сценарии (катание, лазание, игра, присмотр родителей за детьми) подбирается и разрабатывается оборудование. Примеры элементов оборудования приведены в приложении А, рисунок А.4).

Функционально-композиционная модель насыщается пространственными формами (Приложение А, рисунок А.5). Игровое оборудование и малые формы должны быть выполнены в едином стиле.
3.6 Пятый этап. Привязка объемно-пространственной композиции к градостроительной ситуации. Масштабное пропорционирование

На данном этапе происходит корректировка функционально-композиционной модели. Выявляются внешние факторы, влияющие на формирование площадки – ориентация по сторонам света, входы на площадку, транзиты, взаимодействие с другими зонами и элементами жилого двора, визуальные связи, необходимость солнце и ветрозащиты и др. Уточняются размеры элементов площадки и ее размеры по отношению к ребенку, т. е. масштабность. В итоге происходит корректировка функционально-композиционной модели (Приложение А, рисунок А.6).

3.7 Шестой этап. Корректировка композиции, уточнение видовых кадров

Заключительный этап подготовки работы для вычерчивания на планшете. Для корректировки композиции необходимо сделать наброски видов площадки с разных точек при движении по площадке или вдоль нее, и при необходимости откорректировать расстановку оборудования, выполнить схему озеленения. Результатом данного этапа будут готовые планы, фасады, аксонометрия, колористическое решение и компоновка на планшете. (Приложение А, рисунок А.7).
4 Оформление курсовой работы
4.1 Чертежи выполняются тушью. Подача проекта детской площадки может быть осуществлена в любой технике. Особое внимание следует уделить разработке генерального плана (Приложение Б, рисунок Б.1, Б.2) и концепции цветового решения проекта.

Для успешного выполнения курсовой работы необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с темой, уяснить основные требования, выдвинутые заданием, четко представить себе объем выполняемой работы и ее цели.

Работу следует выполнять поэтапно:

Прежде чем перейти к графическому оформлению проекта, необходимо заранее продумать расположение отдельных чертежей на планшете (аксонометрии, планов, фасадов, надписей и т.д.), придерживаясь одинаковых отступов от границ планшета, т.е. выполнить клаузурную подачу (плотность заполнения планшета изображениями должна быть около 70-80%).

4.2 Расположение чертежей проекта может быть различным и зависит в основном от размеров объекта и принятых масштабов. Однако рекомендуется перспективу (аксонометрию) размещать в верхней части планшета, так как она несет наибольшее представление об объеме и выполняется в более крупном масштабе с антуражем, а под ней размещать чертежи планов, фасадов и элементов. В правом нижнем углу планшета указывается группа, Ф.И.О. студента выполнившего работу.

Выполнение проекта в карандаше начинают с вычерчивания основных чертежей: перспективы (аксонометрии), планов и фасадов. Надписи желательно располагать над чертежами.

Вычерчивать проект рекомендуется тонкими линиями карандашом средней твердости.

Фасады следует выполнять в ортогональных проекциях в соответствии с чертежами планов.

4.3 Подача курсовой работы.

Цветная подача проекта может осуществляться тамповкой, отмывкой или напылением. Чертежи обводят тушью (карандашом).

Примеры оформления курсовой работы приведены в приложении В (рисунок В.1, В.2).
5 Демонстрационные чертежи
5.1 Генеральный план должен дать представление о расположении проектируемого объекта в связи с окружающим пространством. На ГП изображают проектируемый объект, подходы к нему, окружающие здания, проезды, благоустройство. В данном случае ГП выполняется как вид сверху, для того чтобы наглядно показать высоту зданий от них строят падающие тени. Чертеж ГП располагают ориентируя северной частью на верх листа.

5.2 План детской площадки должен нести информацию о композиционном решении, функциональной связи игровых территорий разных возрастных групп детей, расположении игрового оборудования, элементов озеленения, малых форм. Степень насыщенности плана деталями зависит от масштаба чертежа, чем крупнее масштаб, тем больше он требует внимания к проработке деталей.

Для пояснения на плане цифрами обозначают элементы оборудования площадки, а их названия выносят в экспликацию, которая может быть выполнена в форме таблицы или списком в зависимости от композиции чертежей.

5.3 Фасады должны дать представление о силуэте, величине площадки, ее связях с окружающей средой, для этого возможно дополнение антуража и стаффажа. Фасады детской площадки выполняются в виде разверток с разных сторон площадки. Желательно их выполнять в масштабе одинаковом с планом.

5.4 Перспектива дает изображение, наиболее приближающееся к восприятию объектов в действительности. Для выбора наилучшей точки зрения необходимо сделать несколько предварительных эскизов перспективы. Эскизы построения следует выполнять небольших размеров, без проработки деталей, но с точным построением объемов и их местоположением. Выбирая положение точки зрения и линии горизонта, следует следить за тем, чтобы объемы, находящиеся на первом плане не заслоняли собой важных элементов заднего плана.

5.5 Изображение на чертеже антуража приближает проект к восприятию будущих сооружений в натуре, помогает выявлению его масштабности. Но не следует забывать, что архитектурный чертеж условен по своей природе, поэтому элементы антуража и стаффажа должны быть подчинены архитектурной структурности чертежа и, составлять с ним единое целое. Все элементы должны быть выполнены в общей графической манере.

Для выбора элементов и приема их изображения необходимо сделать несколько эскизов, выбирая подходящую композицию. Эскизы удобно делать на кальке мягким карандашом. Группировка зеленых насаждений, людей должна иметь определенный смысл, связанный с архитектурной композицией, создавать на чертеже ощущение уравновешенности, выявлять архитектурные формы.

5.6 Архитектурный чертеж содержит несколько надписей: название проекта, название чертежей и проекций, поясняющие надписи. Размеры надписей различны, но стилевое единство шрифта должно быть выдержано. Одновременно с компоновкой чертежей на планшетах нужно предусмотреть композиционное размещение и размеры всех надписей. Основные требования к надписям: удобочитаемость, простота и четкость построения букв, стилевое единство с изображаемыми чертежами, согласованность масштаба.

Литература
1 Абилов Г.С., Филькова И.С. Композиционное моделирование в архитектурном проектировании: учебное пособие. – Алматы: КазГАСА – 1990. – 86 с.

2 Антал Я., Кушнир Л., Сламень И. и др. Архитектурное черчение. – Киев, 1977. –126 с.

3 Боброва А., Евсеева М., Тихонов В. Детский сад сегодня. – Архитектура СССР. – 1989. – № 5.– 22 с.

4 Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. – М. : Стройиздат, 1993. – 224 с.

5 Зайцев К. Современная архитектурная графика. – М. : Стройиздат, 1970. – 203 с.

6 Иконников А.В., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. – М., 1971. – 191 с.

7 Кринский В.Ф., Колбин В.С. Введение в архитектурное проектирование. – М., 1974. – 176 с.

8 Овчинникова О.А. Детская игровая площадка: методические указания. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2003. – 12 с.

9 Под ред. А.В. Степанова и М.А. Туркуса. Объемно-пространственная композиция в архитектуре. – М., 1975. – 192 с.

10 Родичкин И.Д., Бондарь Ю.А., Вергунов А.П. и др. Ландшафтная архитектура. – Киев, 1990. – 336 с.

11 Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура. – М., 1965. – 193 с.

12 Соколов А.М. Основные понятия архитектурного проектирования. – Ленинград: Искусство, 1976. – 192 с.

13 Наумова В.И. Современные проблемы художественного проектирования: учебное пособие. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2003. – 270 с.

14 Хромов Ю.В. Планировка и оборудование садов и парков. – Ленинград: Стройиздат, 1974. – 160 с.

15 Штейнберг А.Я. Методы и инструменты архитектурного проектирования: справочное пособие. – Киев: Будівельник, 1977. – 103 с.

Приложение А

(справочное)

Этапы выполнения работы



Рисунок А.1 – Первый этап. Формирование композиционной модели
Рисунок А.2 – Второй этап. Сценарное моделирование. Таблица пиктограмм


Рисунок А.3 – Третий этап. Функциональное зонирование. Формирование функционально-композиционной модели



Рисунок А.4 – Четвертый этап. Подбор предметного оборудования Формирование объемно-пространственной композиции (ОПК)



Рисунок А.5 – Четвертый этап. Подбор и разработка игрового оборудования



Рисунок А.6 – Пятый этап. Привязка ОПК к градостроительной ситуации. Масштабное пропорционирование


Рисунок А.7 – Шестой этап. Корректировка композиции, уточнение видовых кадров

Приложение Б

(справочное)

Примеры решения генерального плана





Рисунок Б.1 – Детский игровой комплекс жилой территории

Рисунок Б.2 – Детский игровой комплекс жилого района


Приложение В

(справочное)

Примеры курсовых работ

Рисунок В.1 – Работа ст. гр. А-102 Попошева Рината



Рисунок В.2 – Работа ст. гр. БА-22 Кубик Евгении

Содержание
Введение………………………………………….…………….3

1 Цели и задачи курсовой работы………………….……..…….4

2 Состав курсовой работы…………………....…………………4

3 Методические указания к выполнению курсовой работы….5

3.1 Теоретическая подготовка………………….…………………5

3.2 Первый этап. Изучение градостроительной ситуации………7

3.3 Второй этап. Определение возрастных групп детей………...7

3.4 Третий этап. Функциональное зонирование территории…....8

3.5 Четвертый этап. Подбор и разработка

игрового оборудования………………………………………..8

3.6 Пятый этап. Привязка объемно-пространственной композиции к градостроительной ситуации.

Масштабное пропорционирование…………………………..8

3.7 Шестой этап. Корректировка композиции, уточнение видовых кадров…………………………………………….….9

4 Оформление курсовой работы…………………..…………....9

5 Демонстрационные материалы………….………..………....10

Литература …………………………………..……………...12

Приложение А (справочное) Этапы выполнения работы….13

Приложение Б (справочное) Примеры решения

генерального плана..……………………………………..…..19

Приложение В (справочное) Примеры курсовых работ…...21

написать администратору сайта