Главная страница
Навигация по странице:

экономика методичка. Методические указания по семинарским занятиям по дисциплине Основы экономической теории


Скачать 0.86 Mb.
Название Методические указания по семинарским занятиям по дисциплине Основы экономической теории
Анкор экономика методичка.doc
Дата 15.04.2017
Размер 0.86 Mb.
Формат файла doc
Имя файла экономика методичка.doc
Тип Методические указания
#1199
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ф.7.03-03

УРАЗБАЕВА Г.Ж.


Методические указания по семинарским занятиям

по дисциплине «Основы экономической теории»

Шымкент, 2013

Министерство образования и науки Республики Казахстан
южно-казахстанский государственный университет

им. м.ауЭзова

Кафедра «Маркетинг и экономическая теория»
УРАЗБАЕВА Г.Ж.
Методические указания по семинарским занятиям

по дисциплине «Основы экономической теории» для студентов

неэкономических специальностей


Шымкент-2013г

УДК 378(075.8)

ББК 65.01я73

Составители: Уразбаева Г.Ж. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Основы экономической теории». - Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауэзова, 2013.- кол-во с.


Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины «Основы экономической теории» и включают все необходимые сведения по выполнению тем практических занятий курса.


В методических указаниях к семинарским занятиям дисциплине «Основы экономической теории», представлены планы, цели, задачи и формы проведения занятий, перечень и виды заданий на СРС, в аудиториях и др.
Методические указания предназначены для студентов специальности для студентов специальностей 5В050600 –«Экономика», 5В050800 – «Учет и аудит», 5В050900 – «Финансы»

Рецензенты:

Утемисова Г.Т. - к.э.н, доцент кафедры «Маркетинг и экономическая теория»

ЮКГУ им. М. Ауезова

Шадиева А.А. - к.э.н, ст. преподаватель ЮКГИ им. М.Сапарбаева

Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры «Маркетинг и экономическая теория» (протокол № __ от «___» _______ 201___ г.) и
методической комиссией факультета «Экономика и финансы» (протокол № ___от «__» _____201__ г. )

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом ЮКГУ им. М.Ауезова, протокол № ___ от «____» ______________ 201_ г.

© Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, 201_г.
Ответственный за выпуск Уразбаева Г.Ж.

Содержание


Введение


5

Модуль 1.Введение в экономическую теорию, фундаментальные проблемы функционирования экономики

7

Тема №1 Предмет и метод экономической теорий

7

Тема №2 Общественное производство и его структура

11

Тема №3 Экономические институты: собственность и предпринимательство. Типы экономических систем и закономерности их развития

15

Тема № 4 Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги

20

Тема № 5 Рынок: виды, структура, модели

24

Тема № 6 Спрос и предложение

27

Тема № 7 Конкуренция и монополия


33

Модуль 2. Индивидуальное воспроизводство и воспроизводство на уровне национальной экономики

37

Тема № 8 Капитал (фонды). Кругооборот и оборот

37

Тема № 9 Издержки производства

40

Тема № 10 Доходы от факторов производства

44

Тема № 11 Национальная экономика как система

47

Тема № 12 Экономическое равновесие и экономический рост

53

Тема № 13 Экономические циклы. Инфляция и безработица

59

Тема № 14 Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты. Социальная и региональная политика государства

64

Тема № 15 Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности

68


Введение
Курс “Основы экономической теории” является базовым в системе экономического образования. В нем изложены основные экономические концепции, а также наиболее общие принципы и закономерности, лежащие в системе экономических наук и современной экономики.

Изучение экономической теории закладывает основы профессиональной подготовки по всем экономическим специальностям, формирует фундаментальный понятийный аппарат и позволяет соединить важнейшие теоретические проблемы экономической науки с тенденциями мировой и отечественной экономики.

Семинарские занятия выполняются по каждой дисциплине в пределах часов, предусмотренных учебным планом специальности.

Целями семинарских занятий являются развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Основными задачами изучения курса «Экономическая теория являются:

  • овладение основными экономически категориями, закономерностями функционирования экономических систем и теоретическими концепциями современной экономической науки;

  • овладение основами анализа микро- и макроэкономических процессов;

  • изучение основных принципов, инструментов и результатов современной экономической политики.

Курс экономической теории включает два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику. Изучение микроэкономики направлено на формирование знаний о механизме функционирования рынка, о принципах и мотивах экономического поведения отдельных хозяйственных единиц: потребителей и производителей.

Изучение макроэкономики позволяет формировать представление о механизме функционирования национального хозяйства в целом, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать экономическую политику государства.

Основными формами изучения экономической теории являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа.

При этом преобладающее значение в современных условиях приобретает самостоятельная работа. Она заключается, прежде всего, в подготовке к семинарским занятиям.

Семинарские занятия по экономической теории являются важным и обязательным элементом учебного процесса.

К основным формам работы студентов на семинарах являются: устное обсуждение вопросов, включенных в план семинарского занятия, и выполнение контрольных работ в виде тестов.

Соответственно, самостоятельная работа включает в себя: изучение лекций, учебников и учебных пособий по темам семинарских занятий, подготовку к устному ответу по вопросам плана занятия, проведение самопроверки усвоения материала с помощью контрольных вопросов, выполнение практических заданий.

Настоящие методические указания предназначены для оказания помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям. Они разработаны с учетом особенностей экономической теории, учебного плана и соответствуют утвержденной рабочей программе.

Модуль 1. Введение в экономическую теорию. Фундаментальные проблемы функционирования экономики
Тема №1. Предмет и метод экономической теории
План семинарского занятия

  1. История формирования экономической теории.

  2. Предмет экономической теории.

  3. Метод экономической теории. Функции экономической теории.


Цель семинарского занятия - дать общее представление о этапах формирования и развития экономической мысли, познакомить с методами и функциями экономической теории
Задачи семинарского занятия получить знания о предмете экономическая теория, раскрыть взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами; уметь использовать изучаемые экономические методы при анализе экономической ситуации и использование их на практике
Умения, навыки и компетенции

При изучении данной темы студент должен знать место и роль экономической теории как основы для формирования прикладных наук, экономических школ и направлений, а также экономической политики.

Итак, что же изучает экономическая теория. Каков ее предмет? На протяжении длительного времени представление ученых - экономистов о предмете их науки неоднократно менялись и уточнялись. Поэтому студент должен знать историю формирования экономической теории и различные взгляды на ее предмет.

Если предмет науки раскрывает “что” познается, то метод – “как” познается. На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования, многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке. Студент должен проследить, какие методы исследования формируются на базе определенной методологии
Форма проведения занятия – дискуссия
Краткие теоретические сведения по теме отражены в кратком конспекте лекций по дисциплине «Основы экономической теории»
Подготовка и защита рефератов на темы:

  1. Субъекты и объекты экономических отношений.

  2. Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов.

  3. Методы экономического анализа.

  4. Научные абстракции и экономические категории.

Дополнительные вопросы по теме

  1. Изобразите кривую производственных возможностей (КПВ). Объясните экономический смысл точек, лежащих на КПВ, расположенных внутри этой кривой и за ее пределами.

  2. В чем различие микроэкономического и макроэкономического подходов к анализу экономики? Приведите их примеры.

  3. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к анализу экономики? Приведите примеры того и другого.


Задание на СРС и СРСП:
Задание на СРСП
Задание 1. заполните таблицу
Эволюция предмета экономической теории


Характеристика

Этапы

(школы)

Время

возникновения

(господства)

Представители

Предмет

изучения

Основная

идея

Отношение

к роли

государства

Меркантилизм
















Классическая школа
















Марксистская политэкономия
















Маржинализм
















Неоклассическое направление
















Институционализм
















Кейнсианство
















Монетаризм

















Задание 2. Заполните таблицу, указав знаком «+», какие утверждения относятся к микроэкономике, а какие - к макроэкономике.
Уровень экономического анализа


Утверждение

Уровень анализа

Микроэкономика

Макроэкономика

1.Ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения нфляции.







2.Уровень безработицы в Казахстане в 2012 году составил 5,8 %.







3.Падение спроса на тяжелые грузовики в 1990-е годы побудило ГАЗ перепрофилировать производство на выпуск 1,5 – тонной «Газели»







4.Снижение налоговых ставок призвано способствовать повышению деловой активности







5. Спрос на лекарства слабо реагирует на изменение доходов населения








Задание 3. Заполните таблицу, указав знаком «+», какие утверждения носят позитивный, а какие нормативный характер.


Утверждение

Характер утверждения

нормативный

позитивный



Инфляция всегда и везде является денежным феноменом









Рост цены на данный товар ведет при прочих равных условиях к уменьшению величины спроса на него









Пенсии, которые получают по старости и инвалидности, очень низки и не обеспечивают людям прожиточного минимума









Плату за обучение в университете следует снизить, чтобы больше студентов могло получить образование









Увеличение безработицы на 1 % влечет за собой отставание ВВП на 2,5 %









Правительство не должно вмешиваться в действие рыночного механизма, т.к. это нарушает естественный. ход событий









Необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции









За последнее время в экономике России наблюдается замедление инфляции









Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром









Ниже официальной черты бедности, согласно данным Госкомстата в 2007 г. проживало 13,4% населения России









Необходимо повысить роль налоговой системы в устранении резкой дифференциации в уровнях дохода различных социальных групп.









Ответить на тестовые вопросы:


  1. Синтез - это метод:

А)Заключающийся в соединении частей в целое.

В)Познания от общего к частному.

С)Определяющий сходство и различие явлений и процессов.

Д)Познания от частного к общему,

Е)Заключающийся в разделении целого на части.

2.Что такое экономические законы?

А)Существенные внутренние, устойчивые причинно-следственные связи в производственных отношениях.

В) Юридические законы.

С) Формализованные представления об экономических явлениях.

Д)Научные абстракции, позволяющие определять существенные стороны экономических явлений.

Е)Статьи уголовного и гражданского кодексов, которые регулируют экономические отношения, экономическую деятельность.

3. Организационно -экономический подход к экономике - это подход, основанный на:

А)Системе общественного разделения труда, специализации производства и обобществления, многообразии форм организации производства, труда и управления.

В)Вычленении отношений по рациональному использованию и воспроизводству ресурсов.

С)анализе производственных отношений как формы производительных сил

Д) Различии общего и особенного в экономике.

Е)Разнообразии форм жизнедеятельности человека.

  1. Индукция – это метод:

а) познания от частного к общему

в) познания от общего к частному

с) заключающийся на разделение целого на части

д) заключающийся в соединение частей в целое

е) определяющий сходство и различие явлении и процессов

  1. Позитивная экономика изучает:

A) что должно быть;

B) что есть;

C)положительные тенденции в экономическом развитии;

D)отрицательные тенденции в экономическом развитии;

E) оценочные суждения.

  1. Выберите функцию, не имеющее отношение к функциям экономической теории:

A) познавательная;

B) практическая;

C) методологическая;

D) критическая;

E) посредническая.

  1. Под экономической теорией в узком смысле понимается:

A) микроэкономика;

B) макроэкономика;

C) мировая экономика;

D) политическая экономия;

E) маркетинг.

  1. Наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах - это:

A) экономические категории;

B) методы познания;

C) экономические законы;

D) экономическая теория;

E) экономические функции.

  1. В переводе с греческого «экономикс» означает?

A) закон о природе;

B) закон о введении хозяйства;

C) закон о рынке;

D) закон об обмене;

E) закон об экономике,

  1. Что относится к материальным потребностям:

A) потребность в деньгах;

B) золото и серебро;

C) ценные бумаги;

D)потребность в одежде, пище, жилье;

E) факторы производства.


Форма отчетности: проверка рефератов и эссе, заданий на СРС и тестовых вопросов, оценка деловой активности на семинарском занятии.
Литература

  1. Курс экономической теории: учебник – 6-е издание. Под общ. ред. проф. Чепурина М. Н. и проф. Киселевой Е. А.- Киров: «АСА», 2009.

  2. Гайнуллин Ф.Р., Крымова В.Ж., Мауленова С. – Ж.С., Арупов А.А., Расулев А.Ф. Экономическая теория: Учебник // Под редакцией д.э.н., проф. Абишева А.А., д.э.н., профессора Колесова Н.Д. – Алматы: «Экономика», 2012. – 576 с.

  3. Крымова В.Ж. Экономическая теория: Учебное пособие в схемах. – Алматы: Экономика, 2008. – 208 с.

  4. Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 440 с.

  5. Экономическая теория: Практикум / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, А. В. Бондарь и др.; Под ред. Н. И. Базылева, Л. Воробьевой. 2-е издание; перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006.

  6. Рахметулина Ж.Б. Экономическая теория/ Учебное пособие.-Шымкент,2009.

  7. Рахметулина Ж.Б. Основы экономической теории: Курс лекций и практические занятия/ Учебное пособие.- Шымкент, 2010.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта