Навигация по странице:
|
экономика методичка. Методические указания по семинарским занятиям по дисциплине Основы экономической теории
Ф.7.03-03
УРАЗБАЕВА Г.Ж.
Методические указания по семинарским занятиям
по дисциплине «Основы экономической теории»
Шымкент, 2013
Министерство образования и науки Республики Казахстан
южно-казахстанский государственный университет
им. м.ауЭзова
Кафедра «Маркетинг и экономическая теория»
УРАЗБАЕВА Г.Ж.
Методические указания по семинарским занятиям
по дисциплине «Основы экономической теории» для студентов
неэкономических специальностей
Шымкент-2013г
УДК 378(075.8)
ББК 65.01я73
Составители: Уразбаева Г.Ж. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Основы экономической теории». - Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауэзова, 2013.- кол-во с.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины «Основы экономической теории» и включают все необходимые сведения по выполнению тем практических занятий курса.
В методических указаниях к семинарским занятиям дисциплине «Основы экономической теории», представлены планы, цели, задачи и формы проведения занятий, перечень и виды заданий на СРС, в аудиториях и др.
Методические указания предназначены для студентов специальности для студентов специальностей 5В050600 –«Экономика», 5В050800 – «Учет и аудит», 5В050900 – «Финансы»
Рецензенты:
Утемисова Г.Т. - к.э.н, доцент кафедры «Маркетинг и экономическая теория»
ЮКГУ им. М. Ауезова
Шадиева А.А. - к.э.н, ст. преподаватель ЮКГИ им. М.Сапарбаева
Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры «Маркетинг и экономическая теория» (протокол № __ от «___» _______ 201___ г.) и
методической комиссией факультета «Экономика и финансы» (протокол № ___от «__» _____201__ г. )
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом ЮКГУ им. М.Ауезова, протокол № ___ от «____» ______________ 201_ г.
© Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, 201_г.
Ответственный за выпуск Уразбаева Г.Ж.
Содержание
Введение
|
5
|
Модуль 1.Введение в экономическую теорию, фундаментальные проблемы функционирования экономики
|
7
|
Тема №1 Предмет и метод экономической теорий
|
7
|
Тема №2 Общественное производство и его структура
|
11
|
Тема №3 Экономические институты: собственность и предпринимательство. Типы экономических систем и закономерности их развития
|
15
|
Тема № 4 Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги
|
20
|
Тема № 5 Рынок: виды, структура, модели
|
24
|
Тема № 6 Спрос и предложение
|
27
|
Тема № 7 Конкуренция и монополия
|
33
|
Модуль 2. Индивидуальное воспроизводство и воспроизводство на уровне национальной экономики
|
37
|
Тема № 8 Капитал (фонды). Кругооборот и оборот
|
37
|
Тема № 9 Издержки производства
|
40
|
Тема № 10 Доходы от факторов производства
|
44
|
Тема № 11 Национальная экономика как система
|
47
|
Тема № 12 Экономическое равновесие и экономический рост
|
53
|
Тема № 13 Экономические циклы. Инфляция и безработица
|
59
|
Тема № 14 Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты. Социальная и региональная политика государства
|
64
|
Тема № 15 Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности
|
68
|
Введение
Курс “Основы экономической теории” является базовым в системе экономического образования. В нем изложены основные экономические концепции, а также наиболее общие принципы и закономерности, лежащие в системе экономических наук и современной экономики.
Изучение экономической теории закладывает основы профессиональной подготовки по всем экономическим специальностям, формирует фундаментальный понятийный аппарат и позволяет соединить важнейшие теоретические проблемы экономической науки с тенденциями мировой и отечественной экономики.
Семинарские занятия выполняются по каждой дисциплине в пределах часов, предусмотренных учебным планом специальности.
Целями семинарских занятий являются развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов.
Основными задачами изучения курса «Экономическая теория являются:
овладение основными экономически категориями, закономерностями функционирования экономических систем и теоретическими концепциями современной экономической науки;
-
овладение основами анализа микро- и макроэкономических процессов;
изучение основных принципов, инструментов и результатов современной экономической политики.
Курс экономической теории включает два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику. Изучение микроэкономики направлено на формирование знаний о механизме функционирования рынка, о принципах и мотивах экономического поведения отдельных хозяйственных единиц: потребителей и производителей.
Изучение макроэкономики позволяет формировать представление о механизме функционирования национального хозяйства в целом, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать экономическую политику государства.
Основными формами изучения экономической теории являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа.
При этом преобладающее значение в современных условиях приобретает самостоятельная работа. Она заключается, прежде всего, в подготовке к семинарским занятиям.
Семинарские занятия по экономической теории являются важным и обязательным элементом учебного процесса.
К основным формам работы студентов на семинарах являются: устное обсуждение вопросов, включенных в план семинарского занятия, и выполнение контрольных работ в виде тестов.
Соответственно, самостоятельная работа включает в себя: изучение лекций, учебников и учебных пособий по темам семинарских занятий, подготовку к устному ответу по вопросам плана занятия, проведение самопроверки усвоения материала с помощью контрольных вопросов, выполнение практических заданий.
Настоящие методические указания предназначены для оказания помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям. Они разработаны с учетом особенностей экономической теории, учебного плана и соответствуют утвержденной рабочей программе.
Модуль 1. Введение в экономическую теорию. Фундаментальные проблемы функционирования экономики
Тема №1. Предмет и метод экономической теории
План семинарского занятия
История формирования экономической теории.
Предмет экономической теории.
Метод экономической теории. Функции экономической теории.
Цель семинарского занятия - дать общее представление о этапах формирования и развития экономической мысли, познакомить с методами и функциями экономической теории
Задачи семинарского занятия получить знания о предмете экономическая теория, раскрыть взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами; уметь использовать изучаемые экономические методы при анализе экономической ситуации и использование их на практике
Умения, навыки и компетенции
При изучении данной темы студент должен знать место и роль экономической теории как основы для формирования прикладных наук, экономических школ и направлений, а также экономической политики.
Итак, что же изучает экономическая теория. Каков ее предмет? На протяжении длительного времени представление ученых - экономистов о предмете их науки неоднократно менялись и уточнялись. Поэтому студент должен знать историю формирования экономической теории и различные взгляды на ее предмет.
Если предмет науки раскрывает “что” познается, то метод – “как” познается. На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования, многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке. Студент должен проследить, какие методы исследования формируются на базе определенной методологии
Форма проведения занятия – дискуссия
Краткие теоретические сведения по теме отражены в кратком конспекте лекций по дисциплине «Основы экономической теории»
Подготовка и защита рефератов на темы:
Субъекты и объекты экономических отношений.
Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов.
Методы экономического анализа.
Научные абстракции и экономические категории.
Дополнительные вопросы по теме
-
Изобразите кривую производственных возможностей (КПВ). Объясните экономический смысл точек, лежащих на КПВ, расположенных внутри этой кривой и за ее пределами.
В чем различие микроэкономического и макроэкономического подходов к анализу экономики? Приведите их примеры.
В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к анализу экономики? Приведите примеры того и другого.
Задание на СРС и СРСП:
Задание на СРСП
Задание 1. заполните таблицу
Эволюция предмета экономической теории
Характеристика
Этапы
(школы)
|
Время
возникновения
(господства)
|
Представители
|
Предмет
изучения
|
Основная
идея
|
Отношение
к роли
государства
|
Меркантилизм
|
|
|
|
|
|
Классическая школа
|
|
|
|
|
|
Марксистская политэкономия
|
|
|
|
|
|
Маржинализм
|
|
|
|
|
|
Неоклассическое направление
|
|
|
|
|
|
Институционализм
|
|
|
|
|
|
Кейнсианство
|
|
|
|
|
|
Монетаризм
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Заполните таблицу, указав знаком «+», какие утверждения относятся к микроэкономике, а какие - к макроэкономике.
Уровень экономического анализа
Утверждение
|
Уровень анализа
|
Микроэкономика
|
Макроэкономика
|
1.Ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения нфляции.
|
|
|
2.Уровень безработицы в Казахстане в 2012 году составил 5,8 %.
|
|
|
3.Падение спроса на тяжелые грузовики в 1990-е годы побудило ГАЗ перепрофилировать производство на выпуск 1,5 – тонной «Газели»
|
|
|
4.Снижение налоговых ставок призвано способствовать повышению деловой активности
|
|
|
5. Спрос на лекарства слабо реагирует на изменение доходов населения
|
|
|
Задание 3. Заполните таблицу, указав знаком «+», какие утверждения носят позитивный, а какие нормативный характер.
Утверждение
|
Характер утверждения
|
нормативный
|
позитивный
|
|
Инфляция всегда и везде является денежным феноменом
|
|
|
|
Рост цены на данный товар ведет при прочих равных условиях к уменьшению величины спроса на него
|
|
|
|
Пенсии, которые получают по старости и инвалидности, очень низки и не обеспечивают людям прожиточного минимума
|
|
|
|
Плату за обучение в университете следует снизить, чтобы больше студентов могло получить образование
|
|
|
|
Увеличение безработицы на 1 % влечет за собой отставание ВВП на 2,5 %
|
|
|
|
Правительство не должно вмешиваться в действие рыночного механизма, т.к. это нарушает естественный. ход событий
|
|
|
|
Необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции
|
|
|
|
За последнее время в экономике России наблюдается замедление инфляции
|
|
|
|
Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром
|
|
|
|
Ниже официальной черты бедности, согласно данным Госкомстата в 2007 г. проживало 13,4% населения России
|
|
|
|
Необходимо повысить роль налоговой системы в устранении резкой дифференциации в уровнях дохода различных социальных групп.
|
|
|
Ответить на тестовые вопросы:
Синтез - это метод:
А)Заключающийся в соединении частей в целое.
В)Познания от общего к частному.
С)Определяющий сходство и различие явлений и процессов.
Д)Познания от частного к общему,
Е)Заключающийся в разделении целого на части.
2.Что такое экономические законы?
А)Существенные внутренние, устойчивые причинно-следственные связи в производственных отношениях.
В) Юридические законы.
С) Формализованные представления об экономических явлениях.
Д)Научные абстракции, позволяющие определять существенные стороны экономических явлений.
Е)Статьи уголовного и гражданского кодексов, которые регулируют экономические отношения, экономическую деятельность.
3. Организационно -экономический подход к экономике - это подход, основанный на:
А)Системе общественного разделения труда, специализации производства и обобществления, многообразии форм организации производства, труда и управления.
В)Вычленении отношений по рациональному использованию и воспроизводству ресурсов.
С)анализе производственных отношений как формы производительных сил
Д) Различии общего и особенного в экономике.
Е)Разнообразии форм жизнедеятельности человека.
Индукция – это метод:
а) познания от частного к общему
в) познания от общего к частному
с) заключающийся на разделение целого на части
д) заключающийся в соединение частей в целое
е) определяющий сходство и различие явлении и процессов
Позитивная экономика изучает:
A) что должно быть;
B) что есть;
C)положительные тенденции в экономическом развитии;
D)отрицательные тенденции в экономическом развитии;
E) оценочные суждения.
Выберите функцию, не имеющее отношение к функциям экономической теории:
A) познавательная;
B) практическая;
C) методологическая;
D) критическая;
E) посредническая.
Под экономической теорией в узком смысле понимается:
A) микроэкономика;
B) макроэкономика;
C) мировая экономика;
D) политическая экономия;
E) маркетинг.
Наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах - это:
A) экономические категории;
B) методы познания;
C) экономические законы;
D) экономическая теория;
E) экономические функции.
В переводе с греческого «экономикс» означает?
A) закон о природе;
B) закон о введении хозяйства;
C) закон о рынке;
D) закон об обмене;
E) закон об экономике,
Что относится к материальным потребностям:
A) потребность в деньгах;
B) золото и серебро;
C) ценные бумаги;
D)потребность в одежде, пище, жилье;
E) факторы производства.
Форма отчетности: проверка рефератов и эссе, заданий на СРС и тестовых вопросов, оценка деловой активности на семинарском занятии.
Литература
Курс экономической теории: учебник – 6-е издание. Под общ. ред. проф. Чепурина М. Н. и проф. Киселевой Е. А.- Киров: «АСА», 2009.
Гайнуллин Ф.Р., Крымова В.Ж., Мауленова С. – Ж.С., Арупов А.А., Расулев А.Ф. Экономическая теория: Учебник // Под редакцией д.э.н., проф. Абишева А.А., д.э.н., профессора Колесова Н.Д. – Алматы: «Экономика», 2012. – 576 с.
Крымова В.Ж. Экономическая теория: Учебное пособие в схемах. – Алматы: Экономика, 2008. – 208 с.
Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 440 с.
Экономическая теория: Практикум / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, А. В. Бондарь и др.; Под ред. Н. И. Базылева, Л. Воробьевой. 2-е издание; перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006.
Рахметулина Ж.Б. Экономическая теория/ Учебное пособие.-Шымкент,2009.
Рахметулина Ж.Б. Основы экономической теории: Курс лекций и практические занятия/ Учебное пособие.- Шымкент, 2010.
|
|
|