Главная страница
Навигация по странице:

ИСВ контр.рЗ.О.. Методическое пособие Материалы для работы по истории средних веков



Скачать 0.58 Mb.
Название Методическое пособие Материалы для работы по истории средних веков
Анкор ИСВ контр.рЗ.О..rtf
Дата 07.05.2017
Размер 0.58 Mb.
Формат файла rtf
Имя файла ИСВ контр.рЗ.О..rtf
Тип Методическое пособие
#8823
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

Министерство образования

Российской Федерации

Ярославский государственный педагогический университет

имени К. Д. Ушинского

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

ПО

ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ


Учебно-методическое пособие


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ТРЕБОВАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Методическое пособие «Материалы для работы по истории средних веков» предназначено для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ студентами заочного отделения исторического факультета.

Семинарские занятия призваны углубить и дополнить знания студентов, получаемых на лекционных курсах, а также закрепить навыки работы с различными видами исторических источников. В данном методическом пособии даются рекомендации по изучению четырех тем: «Система ценностей Нового Завета», «Древние германцы», «Карл Великий.», «Первый крестовый поход». Рассмотрение тем семинарских занятий предполагает как индивидуальную, так и групповую работу студентов.

Контрольные работы, являясь частью учебного плана, занимают важное место в процессе обучения студентов. Их цель   овладение приемами работы с источниками, а умение работать с источниками   основа исследовательской деятельности. Выработанные в ходе написания контрольных работ, эти навыки будут иметь первостепенное значение при написании курсовых и дипломных работ.

Контрольные работы по истории средних веков выполняются студентами заочного отделения после завершения лекционного курса и семинарских занятий. Контрольная работа должна полностью раскрывать тему, основываться на источниках и исследовательской литературе, должна быть изложена правильным литературным языком, без орфографических ошибок. К этим требованиям необходимо добавить ряд условий, обязательных для успешного выполнения контрольных работ студентов   историков:

  1. На этапе подготовки к написанию контрольной работы студент должен вспомнить основные типы источников по истории средних веков, уметь найти, сгруппировать и проанализировать источники, необходимые для написания контрольной работы, знать важнейшие источниковедческие публикации, относящиеся к теме работы.

  2. Студент должен уметь правильно структурировать собранный материал, составив развернутый план контрольной работы.

  3. Необходимой частью контрольной работы является небольшое по объему "Введение". В нем формулируются цели и задачи работы, дается краткий анализ источников и историографии проблемы с учетом результатов важнейших дискуссий по выбранной теме.

  4. В основной части работы необходимо раскрыть содержание темы. Изложение материала должно быть логически правильным, аргументированным, подкрепленным ссылками на источники или выводы ведущих исследователей. Студент должен уметь анализировать, проводить сравнения и обобщать исследуемый материал.

  5. Одним из важнейших требований к контрольной работе является владение понятийным аппаратом исторической науки, знаниями хронологии стран Европы и Азии в период средних веков.

  6. Контрольная работа должна отражать не только знания по выбранной теме, но и умение делать выводы, видеть взаимосвязь между фактами и событиями. Поэтому важнейшей частью контрольной работы является "Заключение", подводящее итоги по теме работы.

  7. Контрольную работу должны завершать "Примечания", содержащие ссылки на источники и литературу, "Список источников и литературы", оформленные в соответствии с требованиями государственного стандарта.

В конце учебно-методического пособия приводится список учебной литературы, обращение к которой возможно при рассмотрении всех тем контрольных работ.

Выполнение контрольной работы способствует овладению профессиональным языком исторической науки, умению корректно и аргументировано обосновать положения науки, свою точку зрения, развивает мышление и речь. Эти умения и навыки необходимы студенту в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ТЕМА 1. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ НОВОГО ЗАВЕТА.
Христианство и новозаветное послание изменило древний мир. Оно произвело переворот в системе ценностей античного общества и определило основу шкалы ценностей христианского мира. Поэтому изучение истории средних веков начинается с рассмотрения системы ценностей Нового Завета. В ходе работы над темой студенты должны рассмотреть следующие вопросы:

1. Понятие о системе ценностей и ее место в жизни общества.

2. Система ценностей Нового Завета.

- выявление базовых ценностей

- их структуризация.

3. Сравнение новозаветной системы ценностей с системой ценностей позднеантичного общества.

Изучение темы необходимо начать с подробной характеристики источников и только после этого перейти к рассмотрению первого вопроса. При рассмотрении первого вопроса учащимся необходимо обратиться к исследовательской литературе, посвященной изучению системы ценности и ее месту в жизни общества, а также высказать собственные мысли по этому вопросу. Второй вопрос предполагает непосредственную работу с источниками, самостоятельное рассмотрение и структурирование материала. Для изучения третьего вопроса студентам необходимо вспомнить систему ценностей позднеантичного общества и сравнить с системой ценностей Нового Завета. Изучение системы ценностей новозаветного общества необходимо для понимания менталитета человека и жизни общества в средние века.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Новый Завет (синодальное издание).

2. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб., 1994.

  1. Утченко Л.С. Две шкалы римской системы ценностей // ВДИ 1972, 4

  2. Утченко Л.С. Еще раз о римской системе ценностей // ВДИ 1973, 4

  1. Культурология XX век. Энциклопедия. СПБ., 1998. Т.1



ТЕМА 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ.
На формирование средневекового общества оказала влияние не только античность, христианство, но и варварские общества. Вторая тема семинарского занятия – изучение общества древних германцев. Рассмотрение темы необходимо начать с подробной характеристики источников и уточнения формулировки темы. Охарактеризовав источники, необходимо определить аспекты рассмотрения, структурировать их, выбрав основополагающие и определить дальнейший ход работы. Студенты разбирают каждый из предложенных аспектов, особое внимание, уделяя наиболее дискуссионным (занятия, социальная структура и др.) и их рассмотрение в исследовательской литературе. При характеристике каждого аспекта необходимо сравнить сведения, сообщаемые различными источниками. При рассмотрении системы ценностей древних германцев необходимо сравнить ее новозаветной.
ЛИТЕРАТУРА.


  1. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне: Пер. М.М. Покровского. М., 1991. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне, о гражданской войне, об африканской войне. М., 1962.

  1. Тацит. Германия // Корнелий Тацит. Сочинения. СПб., 1993.

  2. Тацит. О происхождении германцев // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 337 356.

  3. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и возникновение варварских королевств. М., 1984.

  1. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к феодализму // Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968.

  2. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М., 1989.

  3. Петрушевский Д.М. Очерки по истории средневекового общества и государства. М., 1922.

  4. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под. ред. А.Л. Ястребицкой. М., 1995. Ч. I. С. 44 111.



ТЕМА. 3. КАРЛ ВЕЛИКИЙ.
Личность Карла Великого одна из центральных в истории раннего средневековья. Достаточное количество источников по данной теме позволяет рассмотреть различные аспекты деятельности Карла Великого. Источниками для раскрытия данной темы является сочинение Эйнгарда «Жизнь Карла Великого», ставшее классическим еще при жизни автора, фрагменты капитуляриев Карла Великого, фрагменты «Лоршских анналов» и «Песни о Роланде».

Рассмотрение темы необходимо начать с характеристики источников и уточнения формулировки темы. Охарактеризовав личность Эйнгарда, цели и мотивы написания его труда, подумать какие произведения античных писателей могли послужить образцом для его работы. Далее необходимо рассмотреть особенности внешней и внутренней политики Карла, обратив внимание не только на то, что рассказывают источник, но и на то как описываются и объясняются те или иные события и действия Карла в различных текстах. Большой материал для характеристики его частной жизни сообщает Эйнгард. При изучении этого вопроса также необходимо обратить внимание на то, какие стороны личности Карла жизни рассматривает Эйнгард, каким он изображает Карла. В заключении работы студентам предлагается сформулировать особенности изображения Кала Великого в произведении Эйнгарда.
ПЛАН.

1. Характеристика источников.

2. Внутренняя и внешняя политика Карла Великого.

3. Характеристика личности Карла.

- характер;

- повседневная жизнь, быт;

4. Особенности изображения Карла Великого в произведении Эйнгарда.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Лоршские анналы // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т.I. С. 458   470.

  2. Песнь о Роланде // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

  3. Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Левандовский А. Карл Великий. М., 1995.

  4. Карл Великий: реалии и мифы / Под. ред. А.А. Сванидзе. М., 2001.

  5. Левандовский А. Карл Великий. М., 1995.


ТЕМА 4. ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД.
Одним из значительных событий истории средневекового мира, воплощением воинского духа средневекового рыцарства, проявлением внешней экспансии христианского мира являлось крестоносное движение. Крестовые походы - важнейшая часть истории не только средневековой Европы, но и Византии, стран мусульманского востока, что дает возможность рассмотреть эти цивилизации в их взаимодействии. Тема «Первый крестовый поход» носит комплексный характер, что предполагает работу не только с западноевропейскими, но и арабскими, армянскими, византийским, русскими источниками.

В начале работы студенты дают подробную характеристику источников, выявляют их специфику и зависимость друг от друга, а также уточняют формулировку темы. Важной задачей при рассмотрении данной темы являются сравнение сведений, определение специфики восприятия или изображение одних и тех же явлений в различных источниках. Важно проанализировать представления участников крестового похода друг о друге, т.е. “образ другого” и изменение этого образа. В процессе этой работы необходимо познакомиться с методологией рассмотрения “образа другого” и использовать не только тексты источников, приведенные в уч. пособии М.А. Заборова, но и иллюстрации........ рукописей, приведенных с монографии С.И. Лучицкой. Образ "другого": мусульмане в хрониках крестовых походов. Изучение темы позволяет углубить знание по одному из важнейших внешнеполитических событий в истории средневековой Европы и ее взаимодействия с византийским и мусульманским миром, познакомиться с новыми для студентов методами и аспектами работы с источниками.
ПЛАН..

  1. Характеристика источников.

  2. Клермонский собор и причины крестоносного движения.

  3. Крестоносцы в Византии.

  4. Крестоносцы в Малой Азии. Взятие Никеи.

  5. Захват Эдессы и антиохииэ

  6. Осада и взятие Аль - Маарры.

  7. Захват Иерусалима и образование Латино - Иересалимского королевства.

  8. Образ “Другого” в хрониках первого крестового похода.


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Истории средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. Ч. I. С. 254 259.

  2. Материалы по теме см. в книге: Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 63 128.

  3. Васильев А.А. История Византии. Византия и крестоносцы. М., 1923.

  4. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

  5. Лучицкая С.И. Мусульманские идолы // Другие средние века: к 75 летию А.Я. Гуревича / Сост. И.В. Дубовский и др. М.;СПб., 2000.

  6. Лучицкая С.И. Образ "другого": мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
ТЕМА 1. ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНКОВ ПОД ВЛАСТЬЮ МЕРОВИНГОВ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХЛОДВИГА
Хронологические рамки работы   V VI вв. При работе над темой рассмотрите важнейшие внешнеполитические и внутриполитические причины объединения франков, охарактеризуйте признаки складывающегося государственного аппарата, проанализируйте статус королевской власти, выявите сохранившиеся элементы родового строя, проследите взаимодействия королевской власти и служилой знати, роль христианской церкви в объединении франков и в формировании государства Меровингов.

На основе сочинения Григория Турского необходимо раскрыть деятельность наиболее известных исторических личностей (Хлодвига, Хильдериха, Рагнахара, Теодориха, Хильпериха и др.), выявить критерии оценки их деятельности, роль в процессе объединения франков.
ИСТОЧНИКИ

  1. Григорий Турский. История франков. Кн. II, III, предисловие к кн. IV. Ì., 1987.

  2. Из хроники Фредегара // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 426.

  3. Из эдикта Хлотаря II // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 426   427.

  4. Салическая правда / Пер. Н.П. Грацианского. М., 1950.


МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ.

  1. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960.

  2. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

  3. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.

  4. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и возникновение варварских королевств. М., 1984.

  5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  6. Петрушевский Д.М. Очерки по истории средневекового общества и государства. М., 1922.

  7. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под. ред. А.Л. Ястребицкой. М., 1995. Кн. I. С. 44   111.

  1. Фюстель де Куланж. История общественного строя древних франков. СПб., 1901.


ТЕМА 2. КАРЛ ВЕЛИКИЙ В СОЧИНЕНИИ ЭЙНГАРДА
Сочинение Эйнгарда, личного секретаря и биографа Карла Великого   один из главных источников для характеристики деятельности императора Карла. Работа должна основываться на анализе произведения Эйнгарда "Жизнь Карла Великого". В начале работы следует охарактеризовать эпоху, в которой жил Эйнгард, личность самого Эйнгарда, особенности историко-биографического жанра средневековья.

При характеристике Карла Великого особенно важен анализ глав 5 16, рассматривающих его внешнюю и внутреннюю политику. Главы 17 29 раскрывают его частную жизнь. В работе необходимо проанализировать полноту и степень достоверности сведений, сообщаемых Эйнгардом о Карле Великом, показать особенности его произведения, своеобразие изложения материала. Для этого нужно привлечь сведения "Лоршских анналов", "Песни о Роланде", также сообщающих сведения о жизни и деятельности Карла Великого.
ИСТОЧНИКИ


  1. Лоршские анналы // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т.I. С. 458   470.

  2. Песнь о Роланде // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

  3. Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Левандовский А. Карл Великий. М., 1995.


МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ


  1. Карл Великий: реалии и мифы / Под. ред. А.А. Сванидзе. М., 2001.

  2. Левандовский А. Карл Великий. М., 1995.



ТЕМА 3. ПРАВЛЕНИЕ ЮСТИНИАНА В СОЧИНЕНИЯХ

ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО
Сочинения Прокопия Кесарийского   важнейший источник по истории правления василевса Юстиниана. Начать работу следует с краткой характеристики личности Прокопия Кесарийского, особенностей его мировоззрения. Необходимо обратить внимание на специфику социальной структуры ранневизантийского общества, характер императорской власти, важнейшие внешнеполитические и внутриполитические задачи, стоявшие перед империей.

При анализе источников обратите внимание на личностные качества Юстиниана, на его характеристику как политического деятеля, проанализируйте отношения Юстиниана с его ближайшим окружением, отношение к Юстиниану со стороны наиболее ярких политических деятелей Ранней Византии (Велисария, Нарзеса и др.). Для раскрытия темы необходимо проследить изменение отношения Прокопия Кесарийского к личности Юстиниана, к результатам его правления (на примере сочинений "О постройках" и "Тайная история"), выявить причины этих изменений.
ИСТОЧНИКИ


  1. Прокопий Кесарийский. Война с персами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Кн. 1, гл. 13 14, 24 25. Кн. 2.

  2. Прокопий Кесарийский. Тайная история // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - М., 1993. Гл. 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 18, 19, 21 26, 30.

  3. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Кн. 1. Гл. 11, 17 20. Кн. 2. Гл. 8 9.

  4.   1   2   3   4   5
написать администратору сайта