Главная страница
Навигация по странице:

Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной



Скачать 65.5 Kb.
Название Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной
Анкор Motivatsia_obuchenia_v_Vuze_opisanie_metodik.doc
Дата 26.04.2017
Размер 65.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Motivatsia_obuchenia_v_Vuze_opisanie_metodik.doc
Тип Инструкция
#3742

Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной


При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Опросный лист

Факультет ……………………. Курс ……… Группа ……… 
Фамилия………………………… Имя …………………… Отчество………………….. 
Дата заполнения …………...
Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.


  1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний.

  2. Обычно я работаю с большим напряжением.

  3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

  4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.

  5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

  6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

  7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

  8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

  9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

  10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

  11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

  12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

  13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом.

  14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).

  15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.

  16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

  17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

  18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

  19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.

  20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

  21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

  22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

  23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

  24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

  25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

  26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

  27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

  28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

  29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

  30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом.

  31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.

  32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

  33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

  34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

  35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

  36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

  37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

  38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

  39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

  40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

  41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

  42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

  43. Мой выбор данного вуза окончателен.

  44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.

  45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно.

  46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

  47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

  48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

  49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

  50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.


Обработка и интерпретация результатов
КЛЮЧ к опроснику

Шкала «Приобретение знаний»
- за согласие ( «+» ) c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; 
- за несогласие ( «–» ) с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла. 
Максимум – 12,6 балла.

Шкала «Овладение профессией»
- за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл. 
Максимум – 10 баллов.

Шкала «Получение диплома»
- за несогласие по п. 11 – 3,5 балла; 
- за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл. 
Максимум – 10 баллов.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Литературные источники:

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство "Питер", 2000.

Методика изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I


Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

Список мотивов:


  1. Стать высококвалифицированным специалистом.

  2. Получить диплом.

  3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

  4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

  5. Постоянно получать стипендию.

  6. Приобрести глубокие и прочные знания.

  7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

  8. Не запускать предметы учебного цикла.

  9. Не отставать от сокурсников.

  10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

  11. Выполнять педагогические требования.

  12. Достичь уважения преподавателей.

  13. Быть примером сокурсникам.

  14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

  15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

  16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1


Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Количество называний мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частота называний мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранг мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант II


Инструкция. Оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов— максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!

Список мотивов (приведен выше).


Обработка результатов. Подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).

Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.

Форма 2


Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Среднее значение оценки мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стандартное отклонение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
написать администратору сайта