Главная страница
Навигация по странице:

запоминание пар слов. Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания. Цель работы



Название Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания. Цель работы
Анкор запоминание пар слов.doc
Дата 05.05.2017
Размер 34 Kb.
Формат файла doc
Имя файла запоминание пар слов.doc
Тип Инструкция
#7769

Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания.
Цель работы: изучения индивидуальных особенностей слуховой вербальной памяти.

Экспериментальный материал: 12 пар слов, не связанных по смыслу.

Описание работы: испытуемому нужно заучить 12 пар слов. Экспериментатор зачитывает один раз слова парами, испытуемый запоминает их. Затем экспериментатор читает первое слово каждой пары, а испытуемый записывает второе. После первой попытки экспериментатор вновь читает слова парами, испытуемый проверяет и старается запомнить то, что не удалось с первого раза. Так продолжается до полного запоминания.

Инструкция: «Сейчас вы будете запоминать пары слов. Я прочитаю вам слова парами, вы должны постараться их запомнить. Затем я буду читать первое слово каждой пары, а вы будете записывать второе. Если вы не можете вспомнить какое-то слово, ставьте прочерк. После первой попытки я еще раз прочитаю слова парами, Вы должны проверить свои ответы, отметить правильные, ничего не записывая, и постараться запомнить все еще раз. Затем я опять буду читать первые слова каждой пары, а вы снова записывать все вторые слова, которые сможете вспомнить. Такая процедура будет продолжаться до полного заучивания. Первые слова каждой пары записывать не надо.

После каждой попытки вы должны закрыть все написанное до этого и каждый раз вспоминать заново».

Фиксация результатов: фиксируются слова, воспроизведенные испытуемым в каждой попытке.

Обработка результатов:

Подсчитываются следующие показатели.

  1. Количество проб, потребовавшихся для полного запоминания всех слов. Результаты сравниваются со шкалой оценок.

  2. Количество слов, правильно воспроизведенных в каждой пробе. По результатам этих подсчетов строится график (рис. 1).


Рис. 1

  1. Определяется степень осмысленности запоминания. Для этого подсчитывается количество слов, запомнившихся механически, и слов, которые запоминались с использованием каких-либо мнемических приемов: ассоциация по сходству, по противоположности, с помощью построения зрительного образа и. т. д. Записываются все использованные для запоминания приемы.

Оценка результатов:

1. Показатель уровня развития вербальной памяти – количество проб, потребовавшихся для запоминания.

Шкала оценок

Оценка

1

2

3

4

5

Количество проб

6 и более

4-5

3

2

1

2. По графику определяется характер динамики запоминания, который сопоставляется со степенью осмысленности процесса: сразу ли начали применять мнемотехнические приемы, если нет, то на какой пробе.

3. Степень осмысленности запоминания определяется по величине отношения количества слов, запомнившихся механически, к количеству слов, запомнившихся с использованием каких-либо приемов: чем больше величина этого отношения, тем ниже осмысленность запоминания.

Вывод: на основе сопоставления со шкалой оценок делается вывод об уровне развития слуховой вербальной памяти.

По характеру и динамике запоминания определяют преобладание механического или осмысленного запоминания, владение приемами запоминания


Стимульный материал к методике «Изучение индивидуальных особенностей слуховой вербальной памяти».

кукла – играть снег - зима

лампа – вечер бабочка - муха

груша – компот книга - учитель

паровоз – ехать щетка - зубы

корова – молоко трава - дерево

ручка – тетрадь река – берег
написать администратору сайта