Главная страница
Навигация по странице:

  • Преодоление синкинезий

  • 2.Работа на 2 этапе (основном)

  • Коррекция артикуляц наруш

  • Нормализация просодических харак-к

  • Развитие речевого праксиса

  • Коррекция реч дыхания

  • 3. Работа на 3 этапе

  • Методика коррекционной работы при дизартрии Работа на подготовительном этапе



    НазваниеМетодика коррекционной работы при дизартрии Работа на подготовительном этапе
    АнкорMetodika_korrektsionnoy_raboty_pri_dizartrii.doc
    Дата24.12.2017
    Размер50 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMetodika_korrektsionnoy_raboty_pri_dizartrii.doc
    ТипДокументы
    #13819

    1. Методика коррекционной работы при дизартрии


    1. Работа на подготовительном этапе

    Происходит подготовка артикуляц аппарата к постановке артикуляц позиций.

    Начинаются мероприятия по коррекции дыхания.

    Если есть необходимость, то преодолевается слюнотечение.

    Если речь плохо дифференцирована, то необходима специальная работа по стимуляции правильных голосовых реакций.

    На этом этапе проводится медикаментозное лечение, массаж и ЛФК.
    Содержание

    Необходимо активизировать голосовой и артикуляц аппарат, основываясь на обучении ребенка ощущать «звучащую» гортань.

    Прием

    Ребенок кладет руку на гортань логопеду. Логопед произносит звуки «м», «м’» и т.д. т.е. те которые у ребенка менее всего нарушены. Вслед за этим ребенок прикладывает руку к своему горлу и произносит как логопед. После этого рука ребенок лежит одновременно на горле у логопеда и у ребёнка. Ребенок совместно с логопедом произносит одни и те же зв. Необходимо почувствовать разницу.

    Одновременно с этим упр регулируется вдох и выдох.
    Ведется работа над преодолением слюнотечением.

    Приемы:

    1. Настрой на постоянный контроль перед зеркалом.

    2. Глотание по секундомеру (2-3 глотание в минуту)

    3. Закрытие и открытие рта по инструкции.

    4. Чередование глотания и открывание рта

    5. Прожевывание и проглатывание кусочков хлеба

    6. Массаж лица


    Преодоление синкинезий

    Основное правило – выполнение упр по удержанию артикуляц позы.

    Приемы:

    1. Открыть рот, высунуть язык. Удерживать язык под счет. Необходимо дифференцировать ощущения при напряжении и расслаблении мышц языка.

    2. Чистым пальчиком открыть рот и потрогать язык. Затем высунуть язык иголочкой и потрогать его снова.


    Подготовка ребенка к голосообразованию

    Приемы:

    1. Пение гласных зв. Сначала по подражанию.

    2. Пение с модуляцией голоса.

    Общие правила проведения упр на подготовительном этапе:

    • Предварительное мотивирование

    • Обязательная похвала

    • Работа с родителями


    2.Работа на 2 этапе (основном)

    Задачи:

    1. Коррекция артикуляц наруш (имеет специфику при спастической и паретической формах)

    2. Нормализация просодических харак-к

    3. Развитие речевого праксиса

    4. Коррекция реч дыхания


    Коррекция артикуляц наруш

    При спастичности мышц необходимо первоначальное расслабление, снятие тонуса или напряжения. Для этого применяется общий, а затем лицевой массаж.

    Методика проведения лицевого массажа:

    1. Упр на расслабление мышц лица

    • Поглаживающие движения от середины лба к вискам (при спазме), постукивание в том же направлении (при парезе). 8-10 движений.

    • Движение от бровей к волосам в разных направлениях обеими руками. 8-10 раз.

    • Общераслабляющие движения от середины лба, через щеки к шее и завернуть за ушки. 8-10 раз.




    1. Упр на расслабление или тонизирование губ:

    • Указательные пальцы на серединные точки над верхней губой от середины до уголков рта. Массирующими движениями делается складка к середине. 4-5 раз.

    • Указательные пальцы на серединные точки под нижней губой от середины до уголков рта. Массирующими движениями делается складка к середине. 4-5 раз.

    • Пальцы в тех же точках, но с верхней губой движения выполняются вверх, с нижней губой – вниз. 4-5 раз.

    • Пальчики в углы рта. Выполняется оттягивание вверх в стороны, в стороны, вниз в стороны.

    Сначала все эти приемы выполняет логопед, затем обучает этим действиям ребёнка. Он должен понимать, что делает и что ощущает. Все эти движения проводятся сначала с закрытым ртом, затем с пол открытым, потом с открытым.

    1. Активные движения губами:

    • Захват губами предметов (леденцы, ириски, палочки с разной толщины и т.д.)

    • Удерживание губами предмета.

    • Пить через соломинку (стимуляция губ и нёба)

    • Все упр на расслабление и тонизирование губ как при дислалии

    1. Массаж языка:

    • Расслабление поглаживанием языка из стороны сторону шпателем

    • Покашливание

    • Выполнение языком произвольных движений: кончик языка к нижним зубам, к верхним зубам, к альвеолам и т.д.

    Нормализация просодических харак-к

    Основу составляют ортофонические упр. Эти упр на координацию дыхания, голосообразования, артикуляции.

    Приемы:

    1. Массаж шеи:

    • Вертеть головой с произнесением гласных зв и-э-о-у-а-ы

    • Движение головой из стороны в сторону, вперед-назад

    1. Активизация движений мягкого нёба:

    Перед зеркалом на счет посекундно ребенок:

    • Покашливает

    • Глотает воду маленькими глоточками

    • Произносит А в твердом варианте

    1. Активизация челюстей:

    • Открыть рот

    • Отвести нижнюю челюсть вниз

    • Комплексные упр на отведение нижней челюсти вниз с движениями языка


    На основном этапе происходит постановка ненормированных зв.

    Приемы:

    1. Прием фонетической локации. Постановка органов артикуляции с помощью шпателя или зонда, при этом объясняя ребенку, какие движения нужно совершать. Важно, чтобы ребенок почувствовал новое положение органов артикуляции.

    2. Прием проговаривания звука с показом его символа.


    Одновременно проводится работа над формированием выразительности речи. Как правило эта работа проводится по подражанию. Дети выделяют ударнче и безударные слоги, по подржанию ставят паузы между словами. Проводятся упр на повышение и понижение голоса (модулирования).
    Развитие речевого праксиса

    Это закрепление правильных ощущений при речеобразовании.

    Начало этих упр – массажные движения. Потом к ним присоединяются комплексные упр дыхательно-артикуляц харак-ра.

    Например,

    • Надо закрыть рот, подуть через закрытые губы

    • Приподнять верхнюю губу указательным пальцем, а нижнюю как бы подтянуть к верхней. Затем подуть.

    • Язык поднять к альвеолам, рот закрыть, сильно подуть.

    Каждое из этих упр лучше совмещать с последующими звуковыми, для которых мы готовим артикуляц аппарат.
    Коррекция реч дыхания

    Приемы:

    • Дыхание с закрытым ртом

    • Дыхание попеременно через правую или левую ноздрю

    • Вдох через рот, выдох через нос и т.д. (см.ринолалию)

    • Дыхание с препятствиями. При вдохе нажимать на грудь. Вдох и выдох через рот и (или) нос попеременно.

    • Задерживание вдоха и выдоха


    3. Работа на 3 этапе

    На 3 этапе проводится дифференциация зв и закрепление навыков произнош по типу коррекционной работы при дислалии и ринолалии.
    написать администратору сайта