Главная страница
Навигация по странице:

МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ. Методика обучения конструированию и моделированию швейных изделий



Название Методика обучения конструированию и моделированию швейных изделий
Анкор МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ.doc
Дата 24.04.2017
Размер 85 Kb.
Формат файла doc
Имя файла МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ.doc
Тип Документы
#2283

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ И МОДЕЛИРОВАНИЮ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
При изучении (швейных изделий в V-VII классах учащиеся должны построить чертежи фартука для кулинарных работ и головного убора (ко­сынки или шапочки), ночной сорочки, юбки, платья или блузки.

Школьники выполняют чертежи в масштабах 1: 4 и 1 : 1. При этом учитель обращает большое внимание на приобретение графических умений и навыков, на пра­вильность оформления чертежей в соответствии с требованиями ГОСТа (рекомендуется дать учащимся элементарное понятие о государственных стандартах), на формирование практических умений при снятии ме­рок для построения чертежа.

Таким образом, учащиеся получают знания о мас­штабах, мерках, правилах их снятия и записи; об основах типологии фигур девочек в зависимости от роста, сложения, размера, о прибавках, учитываемых при построении чертежа изделий, формулах расчета для построения чертежа, последовательности его построения, об изготовлении выкройки.

Можно рассказать учащимся о системах конструиро­вания одежды: муляжная (формирование изделия непо­средственно на фигуре человека или манекене), расчет­но-графическая (разработка изделия на основе измере­ний фигуры человека, соответствующих прибавок и путем расчета по формулам основных конструктивных точек и узлов конструкции на плоскости). В условиях школы применяют расчетно-графическую систему, так как она более доступна для усвоения учащимися.

В швейной промышленности используется единый метод конструирования одежды, разработанный Цент­ральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности. Этот метод конструирования одежды расчетно-аналитический. Он научно обоснован и базиру­ется на антропометрических измерениях населения. Преимущество этого метода в том, что формулы имеют математическое обоснование и отражают реальные закономерности между отдельными элементами конструкции. Чертежи конструкции строятся путем геометрических и графических разверток, сглаженных контуров фигуры человека с необходимыми прибавками на сво­бодное облегание и декоративное оформление.

При индивидуальном изготовлении швейных изделий наибольшее распространение получил расчетно-мерочный способ. В основе его лежат непосредственно изме­рения фигуры человека и определенные расчеты, необ­ходимые для построения чертежа.

Следует отметить, что все методы расчетно-графи­ческой системы конструирования постоянно совершен­ствуются, претерпевают изменения.

Деятельность учащихся в процессе обучения конст­руированию швейных изделий заключается в разработ­ке технологической документации (инструкционных карт) и изготовлении чертежей швейных изделий.

Школьная программа по технологии, построена таким образом, что учащиеся приходят на занятия без графической подготовки (черчение начи­нают изучать в VIII классе, а построение чертежей швей­ных изделий - с V класса). В связи с этим перед учи­телем возникает необходимость ознакомления школьни­ков c работой различными чертежными инструментами, с работой масштабными линейками,· с правилами сос­тавления инструкционных карт.

На первый взгляд может показаться, что в учебном процессе чтение и составление чертежей неразделимы. В действительности это не так. Необходимость в чтении чертежей возникает с первых же занятий, когда пятиклассникам необходимо мысленно представить, из каких деталей состоит фартук с нагрудником, т. е. его внешний вид, форму и размеры. Учиться составлять чертежи школьники начинают уже позже. Это умение достигается в результате целенаправленной работы учи­теля с учащимися. Обучение чтению чертежа начинается с того, что учитель демонстрирует готовое изделие и на­зывает его отдельные элементы (нижняя часть фартука, карманы, грудка, бретели и т. д.). Рекомендуется брать изделия простой формы.

Затем учитель показывает макет изделия, выполнен­ный из бумаги, и обращает внимание учащихся на сред­нюю линию, проведенную на макете и делящую его на две равные части. Используя динамическое пособие с нарисованной на нем фигурой человека, учитель обра­щает внимание учащихся на то, что проведенная на рисунке ось (на рисунке правая часть фигуры темная, а левая - светлая) условно делит фигуру на две одина­ковые части: правую и левую. Накладывая правую половину на левую, можно продемонстрировать идентич­ность частей фигуры человека.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в целях наименьшей затраты времени принято строить чертеж на половину фигуры, показывает, как этот чер­теж выглядит. Затем говорит, что макет из бумаги представляет как бы развернутый чертеж изделия. Учи­тель обращает внимание школьников на обозначение линий на чертеже, показывает их на фигуре или на макете.

Впервые учащиеся знакомятся с понятием о конст­руктивных линиях фигуры человека как о линиях опоры швейных изделий.

Используя раздаточный материал в виде картонных фигурок-шаблонов, учащиеся записывают в своих основные конструктивные линии, обозначенные на фигурках и необходимые для построения чертежа фартука:

- линия талии (талевый конструктивный пояс) - самое узкое место торса, служащее опорой для изделий пояс­ной группы (фартука, юбки, брюк);

- линия бедер (бедерный конструктивный пояс) - поз­воляющие определить объемность, ширину изделия на этом участке фигуры.

Учитель обращает вниманиe на то, что конструкция чертежа является базовой, т. е. она служит основой для разработки разных фасонов. Внимание учащихся обращается на то, что все мерки - обхватов, как и мерки ширины, записывают в половинном размере, а мерки длин - полностью.
Построение чертежа фартука. Учащимся дается за­дание на нарисованном контуре фигурки с конструктив­ными поясами найти опорные точки для фартука с нагрудником: высоту нагрудника, его ширину, длину нижней части, местоположение карманов.

Затем учащиеся учатся правильно снимать мерки друг с друга и записывать их. В тетрадях они записы­вают следующие правила:

1. Мерки снимают в определенной последовательнос­ти: сначала мерки обхватов (сверху вниз), затем мерки спереди, а потом измерения, снятые со спинки.

2. Мерки обхватов и ширины записывают в половин­ном размере, мерки длины - полностью.

3. Мерки снимают с правой части фигуры человека. При измерении нужно учесть следующее: на измеряе­мом человеке по линии талии должен быть завязан шнурок и сам измеряемый должен быть одет в облегаю­щее платье.

Дальше учитель показывает на одной из учениц, как нужно снимать и записывать мерки.

При построении чертежа внимание учащихся обра­щается на надписи: буквенные обозначения, простанов­ку расчетных формул. При построении чертежей выкроек ­швейных изделий для обозначения точек, отрезков используются прописные буквы русского алфавита­ первые буквы названий горизонтальных линий фигуры человека (Т - линия талии, Б - линия бедер, В - линия верха, Н - линия низа). Буквы должны быть одного размера, проставлять их на чертеже нужно карандашом.

Учитель ориентирует школьников на необходимость (при выполнении чертежей) соблюдения правил куль­туры труда - аккуратности, точности. Учащиеся строят чертеж в своих тетрадях, учитель - на доске. В ходе построения используются инст­рукционные карты и готовый чер­теж.

Оформляя готовый чертеж на доске, учитель обращает внима­ние учащихся на определение симметричных деталей фартука (нагрудник, нижняя часть фар­тука, бретели) и парных (карма­ны), на толщину линий обводки основного контура, которая долж­на быть в 2-3 раза толще линии построения.
Конструирование ночной со­рочки. В VI классе уча­щиеся знакомятся с конструиро­ванием и моделированием нательного белья. Учитель информирует учащихся о том, что с 1980 г. вве­дена новая маркировка швейных изделий, выпускае­мых промышленностью. На товарных ярлыках, прикреп­ленных к одежде, указывается не менее двух чисел для детской одежды и не менее трех чисел в одежде для взрослых. Первое число показывает величину роста детей до 17 лет включительно (или рост взрослого чело­века), второе число - величину измерения обхвата гру­ди, третье число - обхват бедер (у женщин) или обхват талии (у мужчин).

Рост - это длина фигуры человека без обуви от пола до верхушечной части головы. Варианты ростов установлены с интервалом в 6 см: 134, 140, 146, 152, 158 см. Обхваты груди установлены с интервалом в 4 см: 72, 76, 80, 84, 88 см. Если на ярлыке указаны числа 158-88, значит, изделие предназначено для девочки, рост которой равен 158 см, а обхват груди 88 cм, a точнее, предусмотрена градация: рост девочки может быть от 155 до 161 см, а обхват груди от 86 до 90 см включительно.

Учитель повторяет с учащимися правила снятия и записи мерок, вызывает учащихся к доске для показа правил измерения фигуры. Материал тесно связан с изученным разделом «Конструирование» в V классе.

Затем учащиеся под руководством учителя повторяют материал, связанный с правилами работы с чертежными инструментами, тренируются в правильной записи мерок, которые им потребуются при построении чертежа, и строят чертеж ночной сорочки, используя инструкционную карту.

Сообщая познавательные сведения, учитель говорит о том, что одежда, которую носят люди, делится на три вида: верхнюю, легкое платье и белье. К бельевым из­делиям относятся ночные сорочки, пижамы, комбина­ции, трусы и т. д.

Белье шьют из бельевых тканей. Оно должно быть удобным, легким, свободным, красивым по форме. Все это зависит от фасона, который выберут учащиеся, построения чертежа, определения рациональных прие­мов пошива изделия. К группе швейных изделий, кото­рые крепятся на талевом конструктивном поясе, отно­сятся трусы, шорты, брюки, юбка. Трусы относятся к группе поясных изделий. Они бывают различных. видов.

Обучение школьников VI класса построению черте­жей ночной сорочки позволяет закрепить уже полученные знания об измерениях фигуры человека, правилах снятия мерок, заострить внимание на задачах художественного конст­руирования, т. е. на использовании рисунка ткани как одного из наиболее эффективных средств декоративного оформления швейных изделий. Активизировать прост­ранственное мышление школьников можно постановкой проблемной ситуации:

1. Раздать инструкционные карты по построению чертежа ночной сорочки, в которых даны обозначения отрезков на чертеже, названия отрезков и точек, расчетные фор­мулы и величины расчета и дан сам чертеж, на котором не обозначены точки, наименования линий. По текстовому описанию, данному в инструкцион­ной карте, нужно:

а) ознакомиться с содержанием инструкционной кар­ты, с последовательностью по­строения чертежа, которую ре­комендует учитель;

б) согласовать последова­тельность построения отрезков с чертежом и на основе логи­ческого вывода проставить на­именование точек каранда­шом.

2. Вызвав к доске по очереди нескольких учениц, учитель дает каждой задание проставить наименования от­резков. Учащиеся класса про­веряют правильность выпол­нения работы, дают ей оценку, помогают аргументировать правильность выполнения опе­рации.

3. Сверив свои работы с работой на доске, учащиеся приступают к выполнению чертежа ночной сорочки в М 1:1 и затем 1 :1.

Выполнение вышеуказанной работы возможно с ис­пользованием магнитодинамической доски или флане­леграфа. В этом случае в процесс обучения как бы вносится элемент игры, что позволяет детям творчески подойти к решению поставленных задач.

При построении чертежа ночной сорочки учащиеся получают сведе­ния о прибавках на свободу облегания, которые учиты­ваются при построении чертежа швейных изделий. Учитель говорит о том, что все измерения фигуры чело­века выполняются при плотном прилегании измеритель­ной ленты к поверхности тела, но снятые мерки не могут точно определить размеры деталей одежды. Если построить чертеж изделия по меркам, изделие будет ма­ло. Между телом человека и внутренней поверхностью изделия всегда есть воздушный зазор, который необхо­дим для свободы движения, дыхания, т. е. для нормаль­ного самочувствия человека, а также для создания из­делия определенного силуэта. Разница между размера­ми одежды и соответствующими размерами тела называется прибавкой на свободное облегание.
Конструирование юбки и брюк. В VII классе школь­ники знакомятся с видами поясных изделий (юбки, брюки). В ходе беседы выясняется, как классифициру­ется одежда по целевому назначению, по способу употребления, какие требования предъявляются к одеж­де. Обобщаются, дополняются и систематизируются знания учащихся об одежде.

Учащиеся уже знают, что одежда делится на три группы: верхнюю, легкое платье и белье. Впервые они узнают о том, что все изделия, относящиеся к легкой одежде, делятся на две группы по способу крепления: плечевую и поясную. Следует объяснить, что ночные сорочки, платья, блузки относятся к плечевым изделиям. К изделиям поясной группы относятся: юбка, брюки, юбка-брюки. В зависимости от покроя юбки подразде­ляются на три основные группы: прямые, зауженные расклешенные книзу.

Прямые юбки могут быть одношовные, двухшовные или трехшовные, со складками, кокетками или без них, широкие в сборку или со складками. Верх юбки обра­батывается поясом, корсажем или выполняется на резин­ке. Пояса бывают различной формы: узкие, широкие, переходящие в кокетку (выше или ниже линии талии). Кокетки можно отделывать складками, рельефами, кар­манами, клапанами и т. д. Клиньевые юбки, как пра­вило, состоят из нескольких клиньев. Разновидность юбок зависит не только от их назначения и ткани, из которой они сшиты, но и от моды, силуэта и общих требований, предъявляемых к одежде.

Рекомендуется использовать следующую методику построения чертежа юбки. На доске слева поместить инструкционную карту по построению чертежа юбки, справа - чертеж юбки, повторить правила снятия мерок, посередине строится чертеж юбки (прямой).

В построении принимают участие все учащиеся. Последовательность построения:

1) снятие и запись мерок, заполнение таблицы рас­четных дробных чисел;

2) построение юбки;

3) нанесение горизонтальных линий (линий талии, бедер, низа), обозначение вертикальных линий (линий середины передней и задней частей юбки, линии бока);

4) построение задней части юбки;

5) построение передней части юбки;

6) обводка контура чертежа юбки.

При выполнении задания учитель раскрывает меж­предметные связи с математикой, анатомией, изобрази­тельным искусством, черчением.

Как правило, занятия по конструированию и моде­лированию наиболее разнообразны по форме организа­ции и методическим приемам обучения, использованию наглядных и технических средств обучения. В качестве основных средств наглядности используются динамиче­ские пособия, магнитная доска, фланелеграф, а также технические средства.

При проведении занятия по построению чертежа рекомендуют следующие виды и приемы работы:

1. Объяснение нового материала проходит в ходе выполнения графической работы. Используется фрон­тальная форма обучения. Параллельно с выполнением графической работы учитель сообщает необходимые познавательные сведения, которые расширяют кругозор учащихся в области конструирования одежды. Построе­ние чертежа проходит по этапам. Выполнив определенный этап, учитель обходит класс, наблюдает, все ли справляются, нет ли ошибок в построении.

Достоинства такой методики в том, что учитель конт­ролирует работу всего класса. Все учащиеся в срок справляются с заданием. Однако в классе всегда бывают учащиеся, которые выполняют работу быстрее других, значит, те, у кого работа будет выполняться быстрее, много времени потеряют зря. Эта методика проведения занятия не позволяет учащимся проявить самостоятель­ность, творческий подход к решению задачи, поставленной учителем.

2. Объясняя новую тему, учитель по очереди вызыва­ет учащихся к доске, на которой висит таблица с черте­жом изделия, и каждый при объяснении учителем оче­редного этапа построения пробует выполнить элемент чертежа.

Достоинства такой методики в том, что учащиеся проявляют самостоятельность, пробуют силы в словес­ном описании этапов построения, закрепляют знания в области швейной терминологии. У них развивается про­странственное представление, конструкторская смекалка.

Недостатком такой методики является то, что уча­щиеся, выходящие к доске для построения очередного этапа чертежа, торопятся, чтобы успеть выполнить чер­теж и у себя в рабочих тетрадях или альбомах. В дан­ном случае учитель после построенной части чертежа делает словесную паузу, еще раз повторяет, что нужно было сделать на данном этапе построения. Весь класс еще раз проверяет правильность построения, и работав­шие на доске все успеют сделать.

3. Объяснение проводится с использованием магни­тодинамического пособия или фланелеграфа. На лис­тах, входящих в содержание пособия, выполнены от­дельно все этапы построения чертежа. Магнитодина­мическое пособие состоит из трех листов (типа книжки-раскладушки). На первом листе прикрепляется материал, связанный с мерками, таблица с дробными величинами, используемыми при построении чисел. На втором листе - первый этап построения чертежа. После его выполнения на третий лист прикрепляется материал со вторым этапом построения чертежа. Кто не успел выполнить первый этап, имеет возможность его закон­чить. Затем снимается первый этап построения, на его место вывешивается третий этап построения. Кто не успел, не докончил построение второго этапа, может закончить. Дальше таким же образом идет смена всех этапов построения чертежа.

Достоинство такой методики проведения занятия состоит в том, что у учащихся развивается самостоя­тельность в работе. Учитель имеет возможность контро­лировать работу всего класса и создавать нужный ритм построения. С помощью магнитодинамического посо­бия наиболее трудные моменты построения показывают фрагментами в более укрупненном виде. Такой прием требует более длительной подготовки учителя к уроку.

Задания по конструированию и моделированию одежды могут осуществляться в три этапа:

1) по исчерпывающим данным;

2) по сокращенным данным;

3) по замыслу или техническим условиям. Особенность первого этапа обучения заключается в том, что учащиеся получают все необходимые данные, которые нужны для выполнения задания. Например, в V классе учащиеся строят чертеж фартука. Учитель раздает им инструкционные карты, в которых дается последовательность построения чертежа и дан сам чер­теж. Учащимся приходится проявлять самостоятельность в прочтении чертежа, в изучении этапов его построения, а в соответствии с этим строить чертеж в своих альбомах или рабочих тетрадях, соблюдая указанный мас­штаб. Учащиеся творчески подходят и к решению ком­позиции листа альбома, на котором должен распола­гаться чертеж.

Второй этап обучения характеризуется тем, что уча­щиеся не получают всех данных для построения черте­жа. Часть из них они должны найти самостоятельно. Таким образом, для нахождения недостающих данных учащиеся должны творчески применить уже получен­ные знания. Например, в VI классе учащимся дается чертеж трусов из одной детали. В задании по конструи­рованию сказано о том, что нужно построить чертеж трусов из двух деталей (отдельно переднюю и заднюю половинки), воспользовавшись инструкционной картой построения трусов. Учащиеся должны расчленить построения так, чтобы построение передней и задней частей трусов проходило параллельно.

Третий этап обучения связан с самостоятельной ра­ботой школьников, направленной на развитие у них творческих способностей воображения, конструкторской смекалки. Например, в старших классах учащиеся раз­рабатывают эскизы моделей одежды, которые они будут претворять в жизнь. Конструкцию будущего изделия они выбирают самостоятельно по журналам мод.
Конструирование основы детского платья. Как и в предыдущих классах, учитель отрабатывает с, учащими­ся умения и навыки снятия мерок и правильность их записи. Учащиеся самостоятельно проводят расчет фор­мул по снятым меркам.

Практические занятия по построению основы чертежа платья учащиеся осуществляют с помощью инструкционных карт самостоятельно. При построении чертежа платья затруднение вызывает построение верхней вытачки проймы, поэтому эти участки учащиеся строят вместе с учителем и строго проверяют свои расчеты.

Чертеж основы платья учащиеся выполняют в М 1 : 4 и М 1: 1.

На базе данных чертежей учащиеся затем отраба­тывают навыки моделирования в соответствии с модой сезона и приступают к раскрою и пошиву платья.

Учащиеся усваивают знания, умения и навыки конструирования рукава и воротника. По ба­зисной основе учитель вместе с учащимися строит чер­теж втачного рукава и воротника, а затем показывает, как нужно строить чертеж цельновыкроеного рукава и рукава покроя «реглан».

Учащиеся должны систематизировать все свои знания, умения и навыки и продемонстрировать учителю полную самостоятельность в разработке модели и ее конструкторских решениях.

Учителю следует обратить внимание на материал, вызывающий особые сложности у учащихся. Это прежде всего конструирование плечевого изделия. Даже при наличии хорошо продуманной инструкционной карты построение чертежа плечевого изделия вызывает затруд­нения у большинства учащихся. В связи с этим реко­мендуется предложить учащимся в рабочих тетрадях или альбомах записать этапы построения чертежа пле­чевого изделия.
Формирование умений и навыков по моделированию швейных изделий
Моделирование одежды - это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческих фантазий, художественного вкуса. В нашей стране моделирование одежды имеет важное государственное значение, так как оно призвано направлять и воспитывать вкусы людей.

При изучении моделирования учащиеся получают познавательные сведения об истории развития одежды, ее классификации, об особенностях разработки моде­лей в соответствии с назначением изделий, сезоном, фи­гурой человека, для которого она предназначается. Учащиеся изучают требования, которые предъявляют­ся к одежде разного назначения. На основе выполнен­ных базовых конструкций швейных изделий они учат­ся применять элементы моделирования в соответствии с выбранным фасоном. Учащиеся должны усвоить, что одежда классифицируется по целевому назначению, спо­собу употребления, по половозрастным признакам, росту и полноте и т. д.

По целевому назначению одежда подразделяется на домашнюю, повседневную, выходную, одежду для отдыха, спортивную, производственную, форменную. По способу употребления на: верхнюю, легкое платье, белье. В зависимости от того, в какое время года ее носят на: летнюю, зимнюю, демисезонную. По половозрастным признакам на: женскую мужскую и детскую. По размеру на: детскую - с 24-го размера и взрослую-­с 44-го размера. По росту: с l-го по 5-й рост, по полноте: малой полноты, средней и большой.

Моделирование одежды основано на трех основных принципах:

1. соответствии одежды внешнему и внутреннему облику человека;

2. соответствии одежды ее назначению;

3. соответствии используемого материала форме, назначению одежды.

Занятия по изучению моделирования одежды носят творческий характер и тесно связаны с изобразитель­ным искусством. Так, учащиеся знакомятся с работой художника-модельера, учатся подбирать ткань раз­работанной модели, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления швейных изделий, решать вопросы соподчинения различных час­тей одежды. Как правило, все эти занятия проводятся с использованием большого количества наглядных пособий, технических средств обучения, с подключением­ заданий творческого характера.

Проведение занятий по изучению моделирования одежды может проходить следующим образом:

1. Учитель на выкройке основы, выполненной в М 1: 2, с помощью магнитодинами­ческого пособия или фланелеграфа показывает, как выполнить моделирование того или иного фасона из­делия. Учащиеся проделывают эту же работу на осно­ве (М 1 : 4) в своих рабочих тетрадях или альбомах, оформляют свою работу таким же образом, как это представлено в пособии учителя: рисуют мо­дель изделия, наклеивают одну патронку, на которой нанесены линии изменения, обозначающие линии под­резов, раздвижки, ставят расчетные единицы; описы­вают этапы моделирования; наклеивают вторую пат­ронку полочки, с которой уже проделаны все необхо­димые операции.

Достоинства этой методики состоят в том, что уча­щиеся легко усваивают материал; в классе создается единый рабочий ритм; учитель может контролировать работу всего класса. Недостатком методики является отсутствие самостоятельности у школьников при выполнении задания.

2. Учитель проводит инструктаж по работе с по­мощью инструкционных карт. В инструкционных кар­тах дается необходимый познавательный материал, изображены модели одежды или отдельные элементы, которые предстоит учащимся моделировать (в задание входит не более трех моделей). При выполнении ра­боты учитель рекомендует учащимся обращаться к динамическим пособиям.

В конце занятий учитель вызывает к доске учащихся из разных звеньев, дает им аналогичные задания, на выполнение которых отводится определенное время. В случае затруднения разрешается обратиться за по­мощью к членам своего звена. Следующего члена зве­на вызывают к доске для того, чтобы нарисовать фа­сон изделия, в котором используется выполненный спо­соб перевода нагрудной вытачки. Следующий предста­витель записывает на доске этапы выполнения ра­боты.

Достоинство такой методики в том, что учитель активизирует всех учащихся. У школьников развива­ется чувство коллективизма, товарищеской взаимопо­мощи. Недостаток этой методики в том, что на подготовку и проведение занятий в хорошем рабочем ритме учителем затрачивается много времени.

3. Учитель раздает учащимся карточки-задания. В них нарисованы фасоны изделий, которые предстоит моделировать. Дается описание последовательности выполнения работы и стоят вопросы, на которые в хо­де выполнения работы нужно найти ответы. Вопросы ставятся в такой форме, чтобы у учащихся сформи­ровать понятие о моделировании как о нанесении линий фасона на конструктивную основу.

Достоинства этой методики в том, что она позволя­ет развить у учащихся самостоятельность, творческий подход к решению поставленных перед ними задач.

При обучении школьников моделированию одеж­ды учителю необходимо решать и ряд других вопросов:

а) обучить школьников различной технике выпол­нения эскизов (аппликация из бумаги; выполнение эскиза по паспарту с использованием ткани; использо­вание акварели, карандашей, туши, фломастеров);

б) ознакомить учащихся с законами зрительной ил­люзии в одежде (горизонтальные линии расширяют фигуру, делают ее короче; вертикальные линии удли­няют фигуру, делают ее выше; две параллельные вер­тикальные линии дают эффект линий, суживающихся к линии низа; вырез горловины может зрительно уко­ротить или удлинить шею и т. д.).

Для углубления и расширения знаний, умений и на­выков по моделированию одежды учащихся можно да­вать небольшие самостоятельные работы. Для их про­ведения можно использовать время, оставшееся после выполнения задания.

В ходе учета и оценки знаний, умений и навыков рекомендуется использовать такие методы, как само­контроль и взаимоконтроль.

В V классе моделирование швейных изделий про­исходит за счет изменения формы деталей фартука и использования различных средств художественного оформления изделий. У учащихся еще нет достаточ­ных умений по выбору фасонов, они не могут опреде­лить размеры деталей одежды и отделки, поэтому учи­телю удобнее проводить занятие по моделированию фронтально, со всем классом. Но любая выдумка, фан­тазия должны быть замечены преподавателем и поощ­рены.

В VI классе учащиеся уже более самостоятельны. И если в V классе рекомендуется закупка тканей на фартук для всех, то в VI классе пошив изделий орга­низуется из ткани, купленной самими учащимися для себя. Однако и в этом случае учитель ставит перед ни­ми задачу: согласовать выбор материала друг с дру­гом, посмотреть различные варианты сочетания тка­ней, так чтобы можно было использовать остатки на отделку изделий своих товарищей. При моделирова­нии фасонов внимание школьников акцентируется в основном на возможных изменениях конструкции ноч­ной сорочки в соответствии с особенностями фигуры, с учетом имеющихся в классе тканей. Таким образом, учащиеся связаны друг с другом общей целью.

Учитель направляет внимание школьников на то, что одним из важных способов моделирования ночных сорочек является изменение выреза горловины, подбор средств художественного оформления его. Это мо­жет быть тесьма, оборка, кант, вышивка и т. д. В хо­де объяснения учитель может показать ряд рекомен­дуемых вариантов с учетом возможностей школьников, степени их подготовленности.

При моделировании юбок учитель обращает вни­мание на то, как видоизменяют фасон складки, кокет­ки, карманы и такие виды отделки, как строчка, за­щипы и т. д. Рекомендовать вышеперечисленные спо­собы моделирования необходимо с учетом индивиду­альных способностей учащихся. Объединять учащихся по принципу «заказчик - исполнитель» необходимо с учетом степени их подготовленности.

Индивидуальная форма организации занятий за­ключается в том, что учащиеся VI-VII классов мо­делируют изделия для себя. Их внимание обращается на главное в решении задач моделирования изделия: оп­ределение силуэта, пространственные композиции, реше­ние форм отдельных частей изделия, выбор ткани, цветового решения и средств художественного оформления, использование различных способов перевода нагруд­ной вытачки, на изменение конструктивных и декоратив­ных линий.

Большое значение на занятиях по моделированию швейных изделий имеет умелое сочетание учителем различных форм и методов обучения, использование на­глядных и технических средств обучения. Наглядность в этом случае выступает не просто в роли иллюстра­ции, а сама служит источником знаний.

На уроках по моделированию полезно демонстрировать диапозитивы с изображением костюмов различных эпох, национальных народов России и современных эстетических форм одежды, лучшие ра­боты учащихся параллельных классов.

Значительное место при изучении школьниками моделирования одежды отводится экскурсиям в Дом моделей, на комбинат бытового обслуживания, в ателье; кружковой работе и факультативным занятиям по мо­делированию одежды.

Внеклассные занятия проводятся с целю углубле­ния, расширения знаний, умений и навыков по модели­рованию одежды. Такими внеклассными занятиями по моделированию могут быть кружок «Шьем сами», факультатив «Юный художник-модельер». Как правило, кружки охотно по­сещают учащиеся V-VII классов, а факультативные занятия - учащиеся VI-VII классов.
написать администратору сайта