Главная страница
Навигация по странице:

  • Средневековая эстетика

  • Никола Буало

  • Леонардо да Винчи .Основные принципы морфологии искусства. Искусства пространственные делятся, в свою очередь, на изобразительные

  • 5. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА. Морфология искусства


    Скачать 19.74 Kb.
    НазваниеМорфология искусства
    Анкор5. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА.docx
    Дата24.04.2017
    Размер19.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА.docx
    ТипДокументы
    #1998
    КатегорияИскусство. Культура

    1. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА

    Морфолигия искусства как отражение динамики эстетических представлений от их зарождения до наших дней. Особенности представлений о морфологии искусства в античности.

    Морфология — это учение о строении мира искусств.

    Аристотеля: «Итак, искусство, как сказано, есть творческая привычка, следующая истинному разуму» (46, 143). И все же, постепенно, уже на стадии мифологического со знания, это первоначальное нерасчлененное представление о человеческой деятельности начинает уступать место новому ее пониманию.

    музы получили (по Гесиоду) четкую специализацию, символи зируя особенности некоторых видов, родов и жанров искусства. Так: Каллиопа стала музой эпоса; Эвтерпа — музой лирики; Мельпомена — музой трагедии; 12 Талия — музой комедии и сельской поэзии; Эрато — музой эротической поэзии и мимики; Полигимния — музой гимнической поэзии; Терпсихора — музой танца; Клио — музой истории; Урания — музой астрономии. Такова первая в истории эстетической мысли попытка осу ществить морфологический анализ искусства.

    Мы приходим, таким образом, к выводу, что в мифологии отражен исторический процесс формирования первых морфоло гически-эстетических представлений. Представления эти послужили исходным пунктом для антич ной философской эстетики. Два направления размышлений на морфологические темы должны быть здесь отмечены. 1. Все более четко осознавались границы мира искусств, род ство «мусических» и «технических» искусств — с одной стороны, 14 а с другой — отличие первых от наук и вторых от ремесел.

    Аристотель считал, что «Вообще же искусства частью завершают то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей». Аристотель же сформулировал основные принципы всякого морфологического анализа искусства. Согласно его принципам подражательные искусства различаются друг от друга в трех отношениях: средстве, предмете, способе подражания. В результате оказалось, что многообразие средств, которыми оперируют искусства, определяет различия видов – музыки, поэзии, танца, и т. д. Особенности предмета подражания порождают различия, которые мы сегодня называем жанровыми – трагедия, комедия, и т. п.   Различие в способе подражания приводят в поэзии к тому делению, которое стало называться родовым – эпические, лирические, драматические рода.

    Средневековая эстетика не знала такого подхода к жанро вому членению искусства, т. к. все, что не обладало высшей — религиозной — ценностью, эстетика попросту не считала воз можным изображать. Она признавала, таким образом, только один жанр — религиозно-мифологический, и если в реальной практике средневековой художественной культуры мы находим и целый ряд других жанровых образований, то все они сущест вовали как бы «неофициально», игнорируемые господствующей эстетической доктриной. Правда, в преддверии Возрождения не которые теоретики, не связанные с церковью, ставили вопрос о разделении поэзии на трагедию и комедию, но это свидетель ствовало лишь о кризисе догматической средневековой эстетики и о прорастании новой, ренессансной концепции жанров

    В 17в.  произошло разъединение искусства и ремесла. От слова art, означавшее «искусство» и «ремесло» одновременно, образовалось два производных artiste – художник, и artisan – ремесленник. Классицизм предъявлял основное требование к искусству – оно должно быть подчинено разуму.  В  этот историко-культурный период идея верховной ценности изобразительного искусства уступило место другому взгляду. Идеальной моделью искусства стала поэзия, а живопись должна была брать с нее пример. Многие теоретики классицизма признавали родство живописи и поэзии. М. Каган пишет: «Батте утверждал: общность живописи и поэзии так велика, «что их можно характеризовать совокупно, заменяя лишь понятия «поэзия», «фабула», «стихосложение» понятиями «живопись», «рисунок», «колорит».»». В XVIII веке теоретиками искусства большее внимание стало уделяться различию между этими искусствами. Об этом писали Шефтсбери «Суд Геркулеса», Ричардсон «Теория живописи» и другие. Аббат Дюбо в трактате «Критические размышления о поэзии, живописи и музыке» предложил семиотический принцип классификации видов искусств. Он говорит о том, что в отличии от поэзии живопись  пользуется не «искусственными» знаками, а «естественными». Музыку Дюбо тоже рассматривает как  своеобразную знаковую систему, где музыкальные звуки – «естественные знаки страстей».

    В XVII веке четко проводились разделения между жанрами. Известный теоретик классицизма Никола Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» дает последовательную характеристику идиллий, эклоги, оды, сонета, мадригала, эпиграммы, сатиры, баллады, рондо, трагедии, комедии, эпопеи. Одним из правил эстетически полноценного творчества он объявляет чистоту каждого жанра, другим – утверждение их неравноценности.

    Рассматривая морфологию искусства структурно и исторически, Гегель выявил, что построение мира искусств не остается стабильным. В разные исторические эпохи роль и влияния каждого вида искусства переменчиво, но отнюдь не случайно. По Гегелю художественное сознание в процессе исторического развития проходит три стадии: символическую, классическую, романтическую. Закономерное историческое развитие – способ существования искусства. Морфологический анализ в советской эстетике.

    Из этого видна идея высшей ценности изобразительного искусства.   О превосходстве живописи над другими видами искусства также говорил Леонардо да Винчи.

    Основные принципы морфологии искусства.

    Искусства пространственные делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные.К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). К неизобразительным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.

    пространственные, временны́е и пространственно-временны́е. Живопись, скульптуру, графику, архитектуру, произведения которых объективно существуют в пространственной среде, относят к первому классу пространственных искусств. Музыку, развивающуюся о времени, — к временны́м искусствам. Театр, хореографию — к пространственно-временны́м видам.
    Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности. Литература, Музыка , Танец , Живопись , Архитектура ,Скульптура , Декоративно-прикладное , Театр , Цирк , Кино, Фотография , Эстрада

    Род возникает под воздействием другого вида искусства. род вызывает изменения под влиянием воздействия другого вида искусства.

    Литература. эпос, лирика и драма. Эпос– род литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню. Лирика– род литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Драма– род литературы, в котором взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в форме монологов и диалогов.

    Живопись. Станковая живопись, Монументальная живопись, Декоративная живопись

    Кино. Игровое кино. Короткометражное кино.Документальное кино.

    Жанр— условная категория внутривидовой дифференциации художественного творчества. Она обозначает модификации структуры вида под влиянием внутренних причин, в то время как род вызывает изменения под влиянием воздействия другого вида искусства. Жанр можно определить как изобретательность художественного творчества.

    Жанр - внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности. Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. Так, в изобразительном искусстве в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.
    написать администратору сайта