Главная страница

Борисов.Основы драмматургии. Название учебного пособия Основы драматургии театрализованного действа несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть сценарным мастерством



Скачать 1.68 Mb.
НазваниеНазвание учебного пособия Основы драматургии театрализованного действа несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть сценарным мастерством
АнкорБорисов.Основы драмматургии.doc
Дата04.05.2018
Размер1.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБорисов.Основы драмматургии.doc
ТипДокументы
#20175
страница1 из 29

Подборка по базе: Теоретические основы.doc, правовые основы спорта.docx, Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии.doc, 1Основные правила организации учебного процесса по кредитной сис, АРМ Основы бух.уч нов 2.docx, вкр пособия гражданам имеющих детей.docx, вкр пособия гражданам имеющих детей.docx, вкр пособия гражданам имеющих детей.docx, реферат физиологические основы адаптации к влагоустойчивости.doc.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29




ПРЕДИСЛОВИЕ
Название учебного пособия «Основы драматургии театрализованного действа» несет в себе более точное и более емкое определение той области знаний, которую принято называть «сценарным мастерством». Однако, чтобы не противоречить привычному термину, означающему данную дисциплину, в предисловии и программе курса автор считает возможным употребление и такого словосочетания, как «сценарное мастерство».

Целью изучения и освоения курса «Сценарное мастерство» будущими режиссерами театрализованных представлений, праздников и обрядов является умение создать грамотный и профессиональный в художественном отношении сценарий театрализованного действа, который служит единственной и необходимой, а именно драматургической основой последнего. Задача отнюдь не простая, ибо требует от будущего специалиста не только определенных теоретических знаний, творческих способностей и профессиональных навыков, но и полной самоотдачи в процессе достаточно сложного и кропотливого труда над созданием подобного рода драматургии.

Данное учебное пособие предусматривает серьезное и глубокое изучение теоретических основ курса, включающих в себя рассмотрение эстетических и информационных начал познания окружающего мира, анализ реальности и перевод последней в тот или иной художественный образ с помощью определенных приемов.

Можно ли научить создавать драматургическое произведение? Можно ли научить каждого студента быть драматургом? Очевидно, нет. Но каждый студент в состоянии овладеть методологией и технологией преобразования реальности в ее художественный эквивалент.

Успех обучения сценарному мастерству зиждется на повседневной и вдумчивой работе каждого студента над решением вопросов, которые ставят перед ним тематика теоретического материала курса и постоянна практическая деятельность, связанная с прикладным характером полученных знаний.

Последовательность изложения теоретического и практического материала в данном учебном пособии обусловлена непосредственно самим поступательным движением творческого процесса драматургизации, связанного с обогащением новыми сведениями и привлечением более широкого инструментария практического характера, а также предполагает постоянное возвращение к уже пройденному и освоенному материалу с целью уточнения определенных и необходимых для работы установок, понятий и терминов.

В конце каждой главы даны вопросы для самопроверки, с помощью которых получает свое завершение изучение и усвоение пройденной темы.

Изучение курса «Сценарное мастерство» начинается со второго семестра, поскольку в первом семестре читаются «Основы драматургии», рассматривающие драматургию театральную.

В пособии большей частью отсутствует прямое цитирование соображений, высказываний и определений, содержащихся в первоисточниках, указанных в заключительном списке литературы. Это скорее своеобразный субстрат, основание и питательная среда, которые позволяют, сообразуясь с предлагаемыми публикациями, взятыми как некие ориентиры, сделать определенные упрощенные выводы и умозаключения и придать им доступный и прикладной характер. Достаточное исключение составляет книга Л.А. Чечетина «Основы драматургии театрализованного представления», основные положения которой и их аспекты нашли свое, пусть и не совсем адекватное, отражение в данном пособии.

Следует добавить, что все сценарии, представленные ниже и предложенные в качестве иллюстративного материала к теоретическому, оригинальны и принадлежат перу автора данного учебного пособия. Это определилось двумя условиями. Во-первых, всегда существует определенная органическая связь между знанием в той или иной области и его эмпирическим воплощением, своего рода материализацией отвлеченного в конкретное. И если это единство сосредоточено в одном человеке, процесс этот протекает гораздо эффективней, без излишних противоречий. Во-вторых, автор пособия обладает способностью осуществить обоснованное и задуманное и придать ему непосредственную драматургическую форму будучи профессиональным литератором и членом Союза российских писателей.

Программа курса «СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО»
Специализация «Режиссура театрализованных

представлений и празднеств»
I курс. 2 семестр
Теория

1. Искусство как новая эмоционально-образная реальность

Реальный объект и его образ. Сила и смысл искусства. Внешнее и внутреннее события. Чувство и мысль, их эстетическое выражение.

2. Театрализованное действо и его особенности

Понятие театрализованного действа. Культура и ее отсутствие. Театрализация и действо. Особенности театрализованного действа.

Практика

Анализ и оценка малых форм литературных произведений, живописных и скульптурных работ, классической и эстрадной музыки с точки зрения их одухотворенности и эстетического совершенства. Знакомство с художественным воплощением мысли и чувства автора в конкретных произведениях искусства. Рассмотрение «малой» драматургии и готовых сценариев театрализованных представлений и празднеств с последующим обсуждением и сравнением.
Зачет

Проверка знания студентами пройденного теоретического материала и выполнение следующих практических заданий: определение темы и главной мысли литературного произведения малой формы (рассказа, юморески, стихотворения и т.п.), рассмотрение способов создания художественной выразительности данного произведения, а также определение вида театрализованного действа по готовому сценарию, аргументация сделанного вывода и функциональный анализ рассматриваемого сценария.


II курс. 3 семестр
Теория

1. Факт и информация, заключенная в нем

Документальный объект внимания. Виды и количество информации, заключенной в факте.

2. Документальный материал и его драматургический анализ

Виды документального материала. Драматургический анализ документального материала как определение его драматургичности.

3. Драматургизация факта

Процесс драматургизации и его графическая схема.

Практика

Определение количества информации, заключенной в реальном и конкретном объекте внимания. Драматургический анализ предложенного реального документального материала. Преобразование документального объекта внимания в драматургическую форму.
Экзамен

Экзамен включает в себя собеседование по следующим теоретическим вопросам:

  1. Суть и смысл искусства.

  2. Виды искусства.

  3. Культура и ее отсутствие.

  4. Театрализация и действо, смысл понятий.

  5. Особенности театрализованного действа.

  6. Многофункциональность театрализованного действа.

  7. Виды театрализованного действа.

  8. Информация, содержащаяся в факте.

  9. Количество информации.

  10. Документальный объект внимания.

  11. Виды документального материала.

  12. Драматургичность документального материала.

  13. Процесс драматургизации и его схема.

Помимо теоретических знаний, на реалиях окружающего мира студенты обнаруживают, сопоставляют и анализируют информацию различного рода, определяют ее характер и количество, проверяют документальный объект внимания на возможность его драматургизации, осуществляют его преобразование в художественную форму.

II курс. 4 семестр
Теория

1. Метафора как инструмент драматургизации документального материала

Определение метафоры. Метафорический образ. Развернутая метафора.

2. Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного

Что такое художественный образ. Условное и безусловное при создании художественного образа. Двуединство формы и содержания художественного образа.


3. Стиль, стилистика и стилизация

Стиль как одежда мыслей художника. Стилистика и ее разновидности. Понятие стилизации.

4. Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа

Разновидности литературной стилистики. Художественные выразительные средства и их характеристика. Литературные формы, используемые в драматургии театрализованного действа.
Практика

Ознакомление с метафорами и их рассмотрение на конкретном художественном материале. Рассмотрение художественного образа в конкретном литературном произведении и сценарий театрализованного действа. Создание художественного образа на основе предложенного факта. Рассмотрение и определение стилистических особенностей различного литературного материала. Практическая работа по стилизации на заданную тему. Ознакомление с выразительными средствами предложенных литературных произведений.
Контрольный урок

Контрольный урок представляет собой самостоятельную работу студентов по нахождению предметного художественного эквивалента вполне реальному объекту, определению в предложенном тексте языковых художественных категорий, форм и выразительных средств, созданию стилизованных диалогов и монологов на заданную тему с использованием различных литературных стилей.

III курс. 5 семестр
Теория

1. Жанр в драматургии театрализованного действа

Понятие жанра и его разновидности. Жанр театрализованного действа. Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа.

2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа

Понятие художественного приема, его определение и задачи.

3. Монтаж в драматургии театрализованного действа

Материал искусства и творческие методы его организации. Формула монтажа. Виды монтажа.

  1. Идейно-тематический анализ театрализованного действа

Тема. Идея. Жанр. Конфликт. Художественный прием.
Практика

Ознакомление с художественными приемами, имеющими место в реальных сценариях театрализованного действа. Практическое определение художественного приема для сценария на заданную тему. Монтаж предложенных драматургических элементов в единое художественное целое. Идейно-тематический анализ будущего сценария на заданную тему.
Контрольный урок

На контрольном уроке студентам предлагается определить жанр того или иного литературного произведения малой формы, смонтировать из отдельных художественных деталей логически и драматургически целостный фрагмент сценария с помощью различных видов монтажа, определить и сформулировать идею, жанр, конфликт и придумать художественный прием для использования в сценарии на заданную тему.

III курс. 6 семестр
Теория

1. Драматургическая кривая и ее характеристики

Графическое изображение драматургической кривой и ее участки.

2. Сценарий театрализованного действа и его запись

Прямая речь и ремарки. Эпизод в сценарии театрализованного действа. Виды сценариев.

3. Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа

Понятие архитектоники сценария. Композиционные схему.

4. Основы инсценирования литературного материала

Выбор и анализ литературного материала. Процесс драматургизации.
Практика

Написание сценарного эпизода на заданную тему. Непосредственное инсценирование литературного материала малой формы.
Экзамен

Экзаменационное собеседование проводится по следующим теоретическим вопросам:

  1. Метафора в драматургии театрализованного действа.

  2. Художественный образ в сценарии театрализованного представления.

  3. Стиль, стилистика и стилизация.

  4. Разновидности литературного стиля.

  5. Литературные формы, используемые в сценарии.

  6. Языковые выразительные средства как инструмент художественности сценария.

  7. Понятие жанра и его разновидности.

  8. Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа.

  9. Художественный прием, определение и задача.

  10. Материал в искусстве и методы его организации.

  11. Формула и виды монтажа.

  12. Тема и идея театрализованного действа.

  13. Конфликт и его развитие в сценарии театрализованного представления.

  14. Драматургическая кривая и ее характеристики.

  15. Эпизод в сценарии театрализованного представления.

  16. Сюжет и фабула в сценарии театрализованного представления.

  17. Основы инсценирования литературного материала.

Наряду с этим, студенты доказывают практическое умение написать план-сценарий эпизода театрализованного представления на заданную тему, обусловленную документальным объектом внимания, сделав предварительный драматургический анализ будущего сценария, а также разработать композиционное решение инсценировки литературного материала малой формы, проделав его драматургический анализ.

IV курс. 7 семестр
Теория

  1. Драматургия праздничного обрядового действа

Понятие обряда. Разновидности обрядов. Обрядовые действия и их функции. Современное обрядовое действо. Ритуал и церемониал.

2. Драматургия «зримой» песни

Что такое «зримая» песня. Процесс драматургизации песни и его варианты.

3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы

Что такое игровая программа. Драматургические понятия игры. Способы театрализации игровой программы.

4. Структура праздничного действа

Структура праздника во времени и пространстве.
Практика

Написание сценария праздничного обрядового либо ритуального действия на заданную тему. Написание сценария (либретто) «зримой» песни на основе песни конкретной. Написание сценария короткой тематической театрализованной игровой программы.
Зачет

На зачет выносится собеседование по теоретическим основам пройденных тем и следующие практические задания: определить последовательность и содержание обрядовых действий для сценария театрализованного обряда, ритуала, либо церемониала на заданную тему, выстроить примерный видеоряд к заданной песне, определить структуру эпизода в театрализованной игровой программе, имея в виду порядок игровых ситуаций и игровых действий.

IV курс. 8 семестр

Теория

1. Застольные тосты и театрализованное застолье

Понятие тоста и его структура. Связь между предметом и аргументом тоста.

2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы

Понятие рекламы и ее задачи. Два вида информации, касающейся рекламируемого объекта. Драматургическая формула создания рекламы.

Практика

Написание текстов для застольных тостов. Написание сценария театрализованной рекламы на заданный рекламируемый объект.
Контрольный урок

На контрольном уроке студенты выполняют практические творческие задания, как-то: сочинить и записать застольный тост на заданный предмет тоста, создать лаконичный игровой сценарий театрализованной рекламы на предложенный рекламируемый объект.


V курс. 9, 10 семестры

Дипломная практика

Совершенствование теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе учебы. Самостоятельная творческая работы над созданием сценария театрализованного действа, включающая написание трех обязательных сценариев: театрализованного представления, театрализованной игровой программы, массового театрализованного праздника или обряда. Написание и представление сценария практической дипломной работы, защита которой происходит на государственном выпускном экзамене.

Работая над созданием сценария дипломной работы, студенты определяют и формулируют замысел театрализованного действа, отвечают на вопросы: о чем? зачем? как? для кого? Идет отбор необходимого документального и художественного (литературного, музыкального, изобразительного) материалов. Определяются жанр, художественный прием, архитектоника и композиция сценария. Пишется черновой вариант и, наконец, представляется окончательная редакция сценария. Дипломная практика подразумевает консультационные встречи студентов с преподавателями, контролирующими этот процесс.

На выпускной экзамен по специальности выносятся следующие вопросы по пройденному курсу:

  1. Сущность и виды искусства.

  2. Смысл и особенности театрализованного действа.

  3. Документальный объект внимания. Виды и их характеристика.

  4. Информация, заключенная в факте.

  5. Драматургичность документального объекта внимания.

  6. Процесс драматургизации факта.

  7. Метафора в драматургии театрализованного действа.

  8. Художественный образ в драматургии театрализованного действа.

  9. Литературный язык. Формы и стили.

  10. Стилистика и стилизация.

  11. Языковые художественные выразительные средства, используемые при написании сценария театрализованного действа.

  12. Жанр театрализованного действа.

  13. Художественный прием в драматургии театрализованного действа.

  14. Монтаж в сценарии театрализованного представления.

  15. Идейно-тематический и драматургический анализ.

  16. Драматургическая кривая.

  17. Сценарий как драматургическая основа театрализованного действа.

  18. Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа.

  19. Инсценирование литературного материала.

  20. Драматургия обрядового действа.

  21. Драматургия «зримой» песни.

  22. Драматургия театрализованной игровой программы.

  23. Драматургия праздничного действа.

  24. Тост в театрализованном застолье.

  25. Драматургия театрализованной рекламы.

I курс. 2 семестр
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


написать администратору сайта