Главная страница
Навигация по странице:

урок по физике2. Не вызывает сомнения тог факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности



Скачать 34.99 Kb.
Название Не вызывает сомнения тог факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности
Анкор урок по физике2.docx
Дата 06.02.2018
Размер 34.99 Kb.
Формат файла docx
Имя файла урок по физике2.docx
Тип Документы
#16315

Не вызывает сомнения тог факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения , замена реальной оценки действий школьников несколько завышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно.

Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом . Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию .Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.

Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.

Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод о том, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.

При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:

1.Содержание учебного материала.

2. Организация учебной деятельности .

3. Коллективные формы учебной деятельности .

4. Оценка учебной деятельности .

5. Стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного материала:Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности.

Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.

Стремление некоторых учителей, при низкой успеваемости уч-ся, по какому-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, "разжевывать" изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающий всякий интерес к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.

2. Организация учебной деятельности.

Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно- проблемной ситуации ( задачи, цели).

Операционально-познавательный этап. На этом этапе уч-ся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положит, эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы уч-ся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы уч-ся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

3. Коллективная (групповая) форма деятельности.

Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся, т.к. они не могут отказаться •выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4. Оценка результатов учебной деятельности.

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако стишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью.

Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ уч. деятельности уч-ся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки.

5. Стиль деятельности учителя.

Различные стили формируют различные мотивы.

Авторитарный стиль формирует "внешнюю" (экстринсивную) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации (IV): 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.

Пытаясь применить выше изложенное , проект урока в 7 классе по теме “Плотность” получился следующим.

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности с помощью технологии проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Задачи урока: формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; формирование навыков исследовательской деятельности учащегося.

Цели по содержанию: Образовательная: ввести новую характеристику тела (вещества) – плотность через исследовательскую деятельность.

Развивающая: развивать способность учащихся проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух.

Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный.

Основное содержание: понятие плотности вещества; формула расчета плотности; сравнение значений плотности различных веществ.

Оборудование:

для учителя: широкий прозрачный сосуд с водой; подсолнечное масло; пробка; замороженный консервированный горох; весы.

для учащихся: мерные стаканчики с песком и опилками; весы с разновесками, вата и гвозди массой 50 г; кирпич, линейка, таблица плотностей; мензурка, болт нити.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Виды мотивации

1.Организационный момент (1 мин.) Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Занимают рабочие места.

2.Подготовка к усвоению нового материала.

(5-7 мин.)

Сегодня на уроке вам необходимо выполнить интересную работу. Вы выступите в роли исследователей.

Как говорил русский поэт А.Н.Пушкин “ О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух …”

Эти стихи помогут вам в научной деятельности. Для этого попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Будем помогать друг другу, работая в группах. Недаром народная мудрость гласит: “ Ум - хорошо, а два – лучше!”


Как разобьемся на группы?

Для этого вы вытяните часть открытки, и найдете себе товарищей по работе.(открыт делится как пазл) Комментирует смысл слов, поясняет, чем сегодня будут заниматься на уроке, почему работают в группах.

Слушают учителя.

Дети разбиваются на группы.

Эмоциональный метод мотивации: создание ярких наглядно-образных представлений.

Проводит фронтальный эксперимент: в мензурку с водой вливает подсолнечное масло, помещает туда пробку, замороженный консервированный горох. Задает вопросы классу перед тем как провести опыт: Где окажется масло, если влить его в воду? Пробка? Горох? Просит выдвинуть предположение, почему такое расположение.

Тема нашего урока “ Плотность вещества”

Наблюдают, выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Предполагаемый ответ: вода плотнее масла, и т. д.

Записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Эмоциональный метод мотивации: создание ситуации успеха,

Социальны метод мотивации: создание ситуации взаимопомощи.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения к учебе.

Зная тему урока сформулируйте цели урока.

Предлагает самостоятельно сформулировать цели урока, опираясь на тему урока

Цели урока записать на доске

Формулируют цели урока с помощью учителя. Записывают цели урока в рабочие тетради.

3.Актуализация знаний. (3-4 мин) Чтобы реализовать цели урока предстоит работа в группах. У каждой группы своё задание.( карточки на каждом этапе урока разного цвета)

План изучения новой величины записывается на доске

Один из членов группы озвучивает ответ

Работают в группах, отвечая на следующие вопросы: 1. план изучения физической величины (определение физической величины; обозначение; формула; единицы измерения; прибор для измерения) 2. как найти массу жидкости в бутылочке 3. вспомнить правила работы на весах 4. как найти объем прямоугольного параллелепипеда если имеется точно такая же пустая бутылочка, Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований

Социальны метод мотивации: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка

Познавательные методы мотивации: познавательный интерес

4.Изучение нового материала.

(20 мин)

Мы сейчас вспомнили план изучения новой физической величины. И чтобы дать определение плотности вещества опять предстоит работа в группах.

Задания на карточках у каждой группы свои. Например,

1.Определите массу опилок и массу песка (выдаётся одинаковый объём опилок и песка);

2.Определите массу гвоздей и массу ваты (выдаются разные объёмы гвоздей и ваты, но одинаковых масс) и т.д.

Помогает выполнять задание (факты наблюдений) и сделать вывод.

Вывод: Вещества одинакового объёма имеют разные массы, т.к. они обладают разной плотностью. Вещества разного объёма имеют одинаковые массы, т.к. обладают разной плотностью. Итак, что же такое плотность? Плотность – это физическая величина, показывающая какова масса вещества в единице объёма. Обозначается

Формула

Измеряется: весы, линейка.

Плотности различных веществ уже определены и приведены в таблице учебника. Рассмотрим таблицу и вспомним опыт в начале урока. Найдите плотности масла, воды и пробки. Верны ли были ваши предположения?

Единицы измерения:

Работают в группах. Планируют эксперимент, проводят его, составляют отчет. Делают выводы. Готовят ответ по иллюстрациям. .

Озвучивают полученные результаты, делают выводы.

Задают вопросы учителю.

Работают по таблице плотностей с учебником. Обсуждают ответы, данные ранее, на эксперимент учителя в начале урока.

делают записи в рабочих тетрадях.

Познавательные методы мотивации: познавательный интерес, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация

Социальные методы мотивации: создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, поиск контактов и сотрудничества, взаимопроверка

5.Закрепление.

(14 мин.)

Предлагает проблемные задачи. Работа в группах


1. Из чистого ли железа изготовлен болт?

2. Определить массу кирпича с помощью линейки.

Работают в группах, обдумывая как можно решить экспериментальную задачу, составляют план действий, проводят необходимые измерения, вычисления. Познавательные методы мотивации: выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации

Волевые методы мотивации: познавательные затруднения

6.Рефлексия.

1-2 мин.

Просит подвести итог работы на уроке по группам, отвечая на вопросы:

1. Сегодня на уроке меня больше всего поразило…

2.Меня на уроке удивило…

3.Мне больше всего запомнилось…

4. Для себя я сделал следующее открытие…

Просит определить достигнуты ли цели урока.

По цепочке в группах отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность на уроке.

В рабочем листке ставят против целей один из знаков: + цели достигнуты;

± цели достигнуты частично;

- цели не достигнуты.

Волевые методы мотивации: самооценка деятельности, рефлексия поведения

Эмоциональные методы мотивации: стимулирующее оценивание, поощрение

7.Домашнее задание.

1-2 мин.

§ 9, 10.

А: Определить плотность куска мыла.

Б: Как можно определить плотность человеческого тела.

Записывают домашнее задание. Познавательные методы мотивации: выполнение творческих заданий , побуждение к поиску решений.

На всех этапах урока использовался Эмоциональный метод мотивации: поощрение(Молодец! Хорошо! Умница! Все выполнил правильно!....)

Урок был открытым в рамках педагогического совета “Мотивация и стимуляция в процессе обучения”. Прилагается презентация урока – Приложение 1.

Используемая литература:

1. Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок физики” 7 класс, Москва, 2000г.

2. Е.П.Ильин “ Мотивация и мотивы” Питер, 2000г.
написать администратору сайта