Главная страница
Навигация по странице:

отсканированная дипломная работа. Необходимо заметить, что сегодня "элитные" спортсмены во многих видах лёгкой атлетики достигли столь высокого уровня специальной подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей



Скачать 394.76 Kb.
Название Необходимо заметить, что сегодня "элитные" спортсмены во многих видах лёгкой атлетики достигли столь высокого уровня специальной подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей
Анкор отсканированная дипломная работа.docx
Дата 06.05.2017
Размер 394.76 Kb.
Формат файла docx
Имя файла отсканированная дипломная работа.docx
Тип Документы
#8293
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5


21




Оглавление

Оглавление 1



Введение

Настоящий этап развития спорта высших достижений характеризуется, в первую очередь, исключительно высокой напряжённостью соревновательной борьбы, связанной с выравниванием спортивных достижений участников крупнейших состязаний. Это явление значительно повысило требования к качеству, стабильности и надёжности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях частных и ответственных международных стартов [1,11,17,36,40,47].

Необходимо заметить, что сегодня “элитные” спортсмены во многих видах лёгкой атлетики достигли столь высокого уровня специальной подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей. В этой связи супдественный научный и практический интерес представляет постановка задач поиска наиболее эффективных форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе конструирования рациональных схем соревновательной деятельности [5,8,12,18,32,53].

Управление подготовкой квалифицированного спортсмена требует привлечения более широкой по своему содержанию сумм знаний о специфике деятельности организма в экстримальных условиях состязаний с равным соперником, возможных тенденциях и путях достижения максимального результата [2,15,19,27,33,37,41].

Подобные знания должны быть систематизированы с учётом совокупности научных представлений, освещающих воздействие различных тренирующих факторв на личность и организм спортсмена. Таким образом, выдвижение и решение задач совершенствования как отдельных сторон сложившейся системы спортивной подготовки, так и её в целом требует, в первую очередь, накопление специалистами всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса[13,26,35,39,44,5Г.

Следует заметить, что в поле зрения исследователей этого феномена должны находиться, наравне с общими, глобальными явлениями, частные закономерности протекания тех или иных специализированных процессов.

Общая характеристика работы

Актуальность: Рациональное использование физических и психических возможностей спортсмена для победы над равным соперником формируется на основе как общих, так и специфических закономерностей спортивной тактики - исскуства ведения соревнования с соперником. Тактическое исскуство небходимо во всех видах лёгкой атлетики. Наибольшее значение оно имеет в спортивной ходьбе, беге на средние и длинные дистанции и наименьшее там, где соревнования происходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания)[14,20,42,48,59].

значимость тактики в легкоатлетических прыжках и метаниях в целом не исключает её присутствия при конструировании целесообразной соревновательной деятельности в этих видах упражнений. Это, в свою очередь, требует от тренера и спортсмена глубокого знания тех специфических особенностей, которые реально присутствуют и оказывают определённое влияние на реализацию спортсменом своего специфического потенциала в условиях экстримальной ситуации[ 10,24,45].

Гипотеза исследования: Исследование специфических особенностей соревновательной деятельности элитной группы прыгунов и метателей позволит в определённой мере повысить качество способов и приёмов ведения состязания.

Цель работы: Совершенствование системы тактико-технических действий прыгунов и метателей в условиях воздействия внутренних и внешних возмущаюш, их факторов.

Задачи работы:

  1. Определить вероятностный уровень позитивного решения целевой задачи соревновательного упражнения элитной группы прыгунов и метателей.

  2. Установить характер распределения лучшего спортивного результата соревнования представителей элитной группы прыгунов и метателей в ходе состязания.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следуюш;ие методы исследования: анализ научно-методической литературы, методы математической статистики.

Практическая значимость. Аналитическая работа с выделенным информационным массивом позволила впервые получить ряд конкретных показателей соревновательной деятельности элитной группы прыгунов и метателей, которые плзволяют некоторым образом моденизировать способы и приёмы тактической борьбы в этих видах лёгкой атлетики. Опираясь на объективные параметры реализации возможностей высококвалифицированных спортсменов, возможно повысить эффективность данного вида подготовки и на более ранних этапах.

Научная новизна. Проведённые исследования позволили впервые получить определённые количественные характеристики соревновательной деятельности элитных спортсменов в прыжках в длину и тройным, толкании ядра, метании диска, молота, копья. Проделан определённый сопастовитель-

Глава 1.Тактика и её основные положения.

1.1 Общие основы тактики.

Уровень результатов в современных прыжках в длину и в тройном, метаниях - очень высок. Достижение высоких результатов требует непрерывного совершенствования системы спортивной подготовки, включая и тактическую подготовку. Одной из главных задач этого процесса является воспитание способности принятия самостоятельных решений[28,46‘ .

Спортсмен высокого класса умеет навязывать сопернику свою волю, оказывает на него постоянное психическое давление разнообразием и эффективностью действий, выдержкой, волей к победе, уверенностью в успехе.

Знания тактики приобретаются на протяжении всей спортивной деятельности. С ростом мастерства и накоплением опыта объём знаний увеличивается.

Овладению знаниями по теории тактики способствует весь комплекс словесных и наглядных методов. Источниками знаний является специальная литература, лекции, беседы, объяснения, просмотр соревнований, кинофильмов и видео записей, разбор и анализ. Однако накопленные знания не подкрепленные личным опытом спортсмена, не могут оказать положительное влияние на спортивные результаты [16,44,52].

Ведь правильно говорят, что сповтивная тактика - это искусство ведения соревнования в том числе и с противником. Её главной задачей является наиболее целесообразное использование сил и возможностей для решения поставленной задачи. Основное средство для этого - техническое мастерство, физическая и психическая подготовленности, применяемые в постоянных и изменяюш,ихся условиях внешней среды, по заранее намеченному плану и в соответствии с возникаюгцими задачами и ситуациями [5,9^.

Необходимо напомнить, что совокупность форм, способов и средств, избираемых спортсменом для ведения соревновательной борьбы, а, следовательно, и характер его тактической деятельности, получающий отражение в тактических (смысловых) компонентах применяющихся двигательных действий для различных видов спорта, чрезвычайно специфичны ( рис.1 ) [40^.

Рис. 1.1 Основная направленность тактических действий в спорте


c:\users\jkkjh\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg



в зависимости от квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена - тактика может носить алгометричный, вероятностный и эвристический характер:

  • алгометричный, когда в ходе поединка спортсмены ожидают активного противодействия соперников и заранее планируют свои действия;

  • вероятносный, определяется действиями, в которых планируется конкретное начало с последующими вариантами продолжения, зависящими от реакции соперника и партнёров по команде.

  • эвристический характер - строящийся на реагировании соревнующихся в зависимости от создавшейся ситуации.

На выбор тактики существенно влияют специфика вида спорта, индивидуальные особенности спортсмена, а так же ряд психологических моментов, связанных с особенностями конкретных соревнований [44,45] .

Тактическое искусство - это мощное вооружение спортсменов и команд, позволяющее им более рационально использовать свою спортивную подготовленность. В настоящее время техническая и физическая подготовленность сильнейших спортсменов разных стран обычно находится на высоком, примерно одинаковом уровне. Большей частью мало отличаются спортсмены и в волевом отношении [29,54^.

Вот почему основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

  • владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта;

  • соответствие тактики - уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;

  • соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и т.п.);

  • увязывание тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности - технической, психологической, физической [53].

И при прочих равных условиях победа на крупнейших международных соревнованиях очень часто определяется, в конечном счёте, зрелостью тактического мастерства [23,32^.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошом уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления [44^.

Тактические знания - предстовляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения - форма проявления сознания спортсмена, отража- юшая его действия на основе тактических знаний. Могут Ьыть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т.п.
Тактические навыки - это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.

Тактическое мышление - это мышление спортсмена в процессе спорхив- ной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач [44J.

Тактическая подготовка бывает:

  • обш,ая;

  • специальная.

Содержание обгцей тактической подготовки составляет овладение тактическими навыками, которые во всех случаях необходимы для успеха в спортивных соревнованиях.

Специальная тактическая подготовка необходима для успешного выступления в конкретном соревновании и с конкретными соперниками. Специальная тактическая подготовка ведётся путём прогназирования возможных ситуаций предстояш;их соревнований. Она базируется на заблаговременом изучении мест проведения соревнований, их климатических и метеорологических усилиях, сборе сведений о соперниках, их спортивных результатах, манере ведения спортивной борьбы, приверженности к определёным тактическим схемам и других данных[5,15,33].

В плане спортивной борьбы определяются тактический замысел, основные задачи предстояш,его соревнования и в некоторых случаях намечается несколько вариантов их осуш;ествления. В нём должны быть предусмотрены основные действия и формы поведения спортсмена до начала и во время соревнования (своевременное проведение разминки, нахождение рациональных способов отдыха и его продолжительность, восстановление спортивной работоспособности, сохранение тела в тепле и др.).

Шесть признаков, которые свидетельствуют о тактическом мастерстве спортсмена:

1 .Способность анализировать информацию о своих соперниках и умение использовать её во время соревнований;

  1. Наличие персонального арсенала тактических действий;

  2. Способность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и мгновенно менять тактические приёмы в зависимости от поведения соперника;

  3. Необходимость соревновательной деятельности в течении всего года и, особенно, на этапе, предшествуюгцем главному соревноманию;

. 5.Выход на уровень наивысших результатов незадолго до главного старта года;

6.Умение навязать противнику свою тактику [40] .

Методические указания к обучению тактике

1. Тактическая подготовка слогается из приобретения теоретических знаний в области тактики и практического овладения ею применительно к требова-


ниям своего вида спорта. В специальную тактическую подготовку входит так же разработка наиболее целесообразных способов и приёмов ведения состязания, составление планов, вариантов, графиков и т.д. с учётом конкретного противника.

  1. Задачи тактической подготовки: а) изучение общих положений тактики; б) изучение закономерностей состязаний в специализируемом виде; в) изучение тактики избранного вида спорта; г) изучение тактического опыта сильнейших спортсменов; д) изучение мест предстоящих соревнований, оборудывания и других внешних условий; е) обучение практическому использованию элементов, приёмов,вариантов тактики в тренировочных занятиях,прикидках и соревнованиях (тактические умения); ж) обучение сознательному подходу к выбору действий, тактическому мышлению, коллективной согласованности в команде; з) анализ участия в соревновании, эффективность тактики и её составляющих элементов, вариантов и пр. Учёт ошибок и порожений.

  2. Главное средство обучение тактике - повторное выполнение упражнений, действий, элементов по заданному плану.

  3. Тактическое мастерство тесно связано с уровнем развития физических и волевых качеств. Недостаточная быстрота и выносливость нередко препятствуют улучшению тактического мастерства. Если новая тактика, которую спортсмен хочет применить в решающем соревновании, потребует особых физических и психических сил, то соответственно надо вести и тренировку.

5.Особое внимание следует обращать на выполнение сореновательных упражнений в тренировочных занятиях так, как это понадобится в самих соревнованиях. В конечном счёте, именно это - главная цель всех занятий и упражнений по тактике.

  1. Непосредственное наблюдение спортсмена, не участвующего в состязании, за спортсменами, с которыми предстоит встреча в будущем, очень важно и будет служить отличной школой во всех отношениях, в том числе и для практического образования.

  2. Большую роль играет для учеников демонстрация видеофильмов наиболее примечательных в учебном смысле соревнований с вашим анализом и повторными показами. Такой подход к обучению тактике незаменим в любом виде спорта.

  3. Кроме учебных занятий и тренировки в натуральных условиях, желательно проигрывание соревновательных действий тактических решений на макетах и тренажёрах, на которых соответственно виду спорта создаётся «поле боя». Неоднократные соревновательные проигрывания на макетах интересны и поучительны для спортсменов.

  4. Решение многообразных задач тактической подготовки приучает спортсмена не только действовать самостоятельно, но и коллективно, объединяя команду взаимопониманием и сыгранностью [53\

1.2 Значение тактики в различных видах спорта Специфика вида спорта является решающим фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортмена. Основной составной частью тактической подготовленности во многих циклических, скоростно-
силовых и сложно - координационных видах является выбор рациональной тактической схемы и её использование независимо от действий основных конкурентов.

Однако выбор рациональной тактической схемы соревновательной деятельности в этих видах спорта определяется бодьшим количеством факторов, зависящих от специфики вида спорта и индивидуальных технических, физических и психических возможностей спортсменов [15].

Например, в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании тактическое мышление спортменов направлено главным образом на коррекцию метрических свойств выполняемого движения. Поэтому здесь процесс корригирования (внесения поправок в движение) - осуществляется на фоне имеющейся программы действия, по средствам прямой и обратной связи от зрительного и кинестетического анализаторов.

В лёгкой атлетике, гребле, плавании тактическая деятельность спортсмена направлена на преимущественный контроль силовых акцентов в хроноструктуре относительно стандартизированных двигательных навыков. Поэтому в этих видах спорта процесс корригирования тактического действия связан, с улучшением собственного результата.

В марафонском беге, индивидуальной и командной велосипедной гонке на треке, плавании на дистанции 800 и 1500 м наиболее эффективным оказывается равномерное прохождение дистанции, обеспечивающее наибольшую экономичность. В то же время в индивидуальной велосипедной гонке, беге на 5000 и 10000 м рациональная тактика часто связана с существенным варьированием скорости [8,17,37,57 .

Вместе с тем индивидуальные особенности спортсменов (строение тела, возможности системы энергообеспечения, психические качества и др.), изменение функционального состояния организма спортсменов на различных участках дистанции накладывают существенный отпечаток на тактическую схему прохождения дистанции и на основные параметры спортивной техники, обеспечивающие её реализацию.

В лёгкоатлетических метаниях, тяжёлой атлетике, гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании, акробатике, лыжном спорте и других видах участники соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спортсменов определяется жеребьёвкой. В данных видах спорта на особенности тактики влияет последовательность выступлений спортсменов, т.е. до или после основных конкурентов. Так, включение вкомбинацию наиболее сложных элементов в гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании и др. видах в значительной мере зависит от очерёдности выступления основных соперников [15,18,32].

Важное место занимает тактика в соревновательной деятельности спортсменов в единоборствах и спортивных играх. Так, в фехтовании, боксе, борьбе и одиночном разряде тенниса тактика поединка схожа . Сложность тактических действий здесь определяется возникающими затруднениями восприятия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообразия и частой смены соревновательных ситуаций, дефицита времени, ограни-

ченности пространства, недостаточности информации, маскироки соперником своих действительных намерений и др.

Все эти условия ставят перед соперниками сложные двигательные и мыслительные задачи. Поэтому не случайно здесь двигательная деятельность в соревновательных условиях отличается большой вариативностью подготавливающих действий при относительной стабилизации основного механизма движения.

В этой связи следует отметить, что даже самое моментальное восприятие сложившейся в ходе игры или поединка ситуации и максимально быстрое ответное движение не всегда могут обеспечить своевременность переигрывания противника и выполнения, например, контрдействия, адекватного обстановке соревнования, ввиду возникновения так называемых рефлекторных помех, обусловленных скоротечностью атакуюш;их (нападаюш;их) намерений противника (противников) [33,44].

Эффективность тактической деятельности во многих видах спорта определяется способностями спортсмена к пространственной и временной антипа- ции, т.е. предвосхигцению соревновательной ситуации до её развёртывания.

1.3 Значимость тактических действий в различных видах лёгкой атлетики.

Во всех видах лёгкой атлетики для обеспечения общей тактической подготовленности следует:

  • програмировать варианты тактических действий, стремясь выработать для каждого наиболее целесообразную манеру ведения борьбы;

  • повышать уровень технической подготовленности, развивать двигательные качества в соответствии с требованиями избранного вида. Особое внимание обратить на развитие ловкости, «чувства времени», «чувства пространства»;

  • развить способность сохранять ясность мышления в сложных ситуациях спортивной борьбы, быстро и точно оценивать создавшиеся условия, предвосхищать действия противников, быстро выбирать из нескольких возможных тактических вариантов наиболее соответствующий данному моменту;

  • обучать приёмам психологического воздействия на соперника путём демонстрации уверенности в своей готовности к соревнованиям, либо, маскировать свои возможности вплоть до решающего момента;

  • моделировать разнообразные тактические приёмы в условиях тренировок, отрабатывания их в соревнованиях вспомогательного характера;

  • подготовить спортсмена к тому, что в определённых условиях целесообразно идти на рациональный риск;

  • стремиться к достижению наивысших результатов за 10-30 дней до главных стартов;

  • после каждого соревнования анализировать действия спортсменов, показать их сильные и слабые стороны в отдельных эпизодах спортивной борьбы;

  • на тренировочных занятиях варьировать условия сопутствующие выполняемым движениям;

  • приобретать опыт участия в соревнованиях различного масштаба на протяжении всего года;



  • метателям, прыгунам в длину и тройным на учебнотренировочных занятиях и прикидках приучаться добиваться максимально высоких результатов в первых попытках [22,27,28,29,30,46,50].

В циклических видах спорта к успеху может привести применение самых разнообразных вариантов преодоления соревновательной дистанции:

  1. равномерная скорость;

  2. высокая скорость в первой части дистанции с постепенным её снижением;

  3. высокая скорость в первой и последней частях дистанции и её уменьшение

  • в средней;

  1. постоянное наростание скорости в течение всей дистанции;

  2. постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции;

  3. постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание её на финише и др.

Классическим примером варьировании скорости является яркая победа на Играх Олимпиады в Мельбурне (1956г.) В.Куц на дистанции 5000м над выда- юш;имся бегуном тех лет Г.Пири. Куц, разработавший тактику переменного прохождения дистанции, со значительными перепадами скорости, ускорениями и специально готовяш,ийся к её реализации, сумел навязать её Пири в финальном забеге. Пири, оказавшийся в непривычной ситуации, не смог оказать сопротивление и вынужден был сойти с дистанции [44^.

Неожиданное, как у В.Куца, тактическое оружие может стать решаюш;им для победы. Вот давний пример этому. Все сильнейшие бегуны мира знали англичанини Д.Лоу как спортсмена сильного, но темповика, не обладаюш;его быстрым финишем. Тренируясь к Олимпийским играм 1928 г., Д.Лоу в тайне подготовил длинный финиш и так преуспел в этом, что в финале бега на 800 м неожиданно для остальных участников после 600 м бега в группе резко вышел вперёд и умчался к олимпийскому рекорду [45].

В лёгкоатлетических метаниях, как уже упоминалось в главе 1.2, участники соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спортсменов определяется жеребьёвкой. На особенности тактики влияет последовательность выступлений спортсменов, т.е. до или после основных конкурентов [15].

Прыгуны в высоту и с шестом, желая сэкономить силы и оказать психологическое воздействие на соперников, заказывают начальную высоту, ориентируясь на собственные силы, а в ходе соревнований могут пропускать очередные высоты или преодолевать их в зависимости от индивидуального тактического плана. Ориентиром в этом плане должен служить основной соперник и его турнирное положение, связанное с обш;им количеством попыток, количествсм удачных и неудачных попыток и другими факторами.

Составив реальный тактический план, спортсмен должен стремиться осуществить его, мобилизовав все свои физические и волевые возможности, а по окончании соревнований проанализировать свои выступления [58].

1.4. Помехоустойчивость и надёжность.

Проблема помехоустойчивости и надёжности стала актуальной в подготовке высококвалифицированных спортсменов лишь в конце 60-х годов. Под помехоустойчивостью сегодня в широком смысле понимают способность человека к высоким результативным показателям в определённом роде деятельности, протекающих в условиях воздействия помех. Здесь необходимо отметить, что в ряде видов спорта, в частности, в спортивных играх и едино-борствах, по существу, давно сформировались относительно самостоятель-ные частные методики подготовки, накоплен практический материал в виде совокупностей двигательных заданий специфической направленности, обес-печивающий устойчивость деятельности спортсмена на фоне действия неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.

Среди специалистов педагогики спорта существуют различные взгляды на экспериментальные и практические пути разрешения проблемы надёжности и помехоустойчивости в специальной подготовке спортсмена. Например, некоторые из них отмечают невозможность прямого переноса представлений о надёжности технических систем на надёжность двигательной деятельности спортсмена, некоторые выделяют самостоятельные аспекты надёжности и помехоустойчивости спортсмена, предлагая рассматривать отдельно соревновательную надёжность как чрезвычайно сложное свойство, включающие такие производные, как безотказность и помехоустойчивость[5 .

Выдвигаются и относительно самостоятельные факторы, обуславливающие надёжность деятельности спортсмена, например, такие, как надёжность используемых технико-тактических средств и приёмов, рациональность распределения задач, решаемых в системе соревновательных мероприятий, наличие видов избыточности, в частности, физической, технико-тактической, психической, информационной, функциональной, и т.п.

Выводы по 1 главе.


  1   2   3   4   5
написать администратору сайта