Главная страница
Навигация по странице:

мотивационные психические образования. Общая характеристика мотивационной сферы человека Мотивация



Скачать 215.5 Kb.
Название Общая характеристика мотивационной сферы человека Мотивация
Анкор мотивационные психические образования.doc
Дата 26.05.2017
Размер 215.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла мотивационные психические образования.doc
Тип Документы
#9784
страница 1 из 3
  1   2   3




Общая характеристика мотивационной сферы человека

Мотивация – 1. это психическое образование, которое раскрывает причины поведения человека, побуждает и направляет его активность; 2. система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, интересы, желания, намерения, стремления); 3. характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Пятиклассник Андрей постоянно дерется? Почему? Потому что ему кажется, что его постоянно обижают? (защитная агрессия) Или для того, чтобы привлечь к себе внимание (демонстративная агрессия)? Или потому, что считает, что именно в умении драться проявляются качества «настоящего мужчины», которым ему так хочется быть? Именно ответы на вопросы «почему» и «зачем» и раскрывают сущность мотивации.

Термин «мотивация», взятый в широком смысле слова, используется во всех отраслях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения не только человека, но и животных. Такую взаимосвязь можно проследить потому, что мотивация как психическое образование основана на физиологии организма.

Если содержание сахара в крови повышено или понижено, сигналы об этом поступают в центр, регулирующий потребление пищи, - он находится в латеральной зоне гипоталамуса. Этот центр, в свою очередь, посылает обратные сигналы, вызывающие освобождение печенью глюкозы и возбуждающие чувство голода. Если разрушить этот центр у крысы, то она перестанет есть, и без искусственного питания погибнет от голода. Если же ее кормить искусственно, она будет сохранять постоянный вес ниже своего нормального.

Рецепторы, сигнализирующие о насыщении, находятся в пищеварительной системе – во рту, кишечнике и печени, и как только организм получит достаточное количество углеводов и жиров, они сообщают гипоталамусу, что потребление пищи может быть прекращено. Животное, у которого центр насыщения разрушен, при наличии пищи будет продолжать есть в избытке, пока не достигнет определенной степени ожирения, которая в дальнейшем будет поддерживаться. У крыс вес тела будет в 3 раза больше исходного.

Потребностно-органический уровень мотивации является условием выживания человека, и без удовлетворения соответствующих ему потребностей представить себе возникновение более сложных (социальных или духовных) потребностей довольно сложно. Все это позволяет рассматривать мотивацию как психофизиологическое психическое образование.

Мотивация человеческих действий, будучи по своей сути психофизиологичной, имеет биологические основания, которые просматриваются в многочисленных сходствах мотивации человека и животных. Но также между мотивацией человека и животных существуют и различия. Рассмотрим их.

Таблица 1

Различия и сходства в мотивации человека и животных

Мотивация животных

Мотивация человека

Сходства

У человека и животных при организации своего поведения наблюдается избирательность (предпочтение)

Если крысам давать пищу, лишенную витамина В, а затем предложить на выбор несколько видов пищи, в том числе с витамином В, они выберут нужную витаминизированную пищу. Но некоторые продукты крысы выбирают не по принципу «полезности», а по связанным с ними вкусовым ощущениям – «аппетитности».

Роль аппетитности в избирательном пищевом поведении человека очевидна. Однако иногда срабатывает фактор полезности. В литературе описан случай с ребенком, у которого в возрасте 1 года обнаружилась страсть к соли. Слово «соль» было первым, которое он научился понимать и произносить. Он знал, где соль хранится в доме, постоянно просил ее. В возрасте 1,5 лет его положили в больницу на обследование. Там ему назначили нормальный режим питания, и ребенок вскоре скончался. При вскрытии оказалось, что у него была опухоль на коре надпочечника, в результате чего из организма вымывалась соль.

У человека и животных при организации своего поведения наблюдается ситуативная активность – поведение, детерминированное окружающей обстановкой.

Амеба демонстрирует поведение позитивного фототропизма – всегда всплывает в сторону источника света.

Человек в супермаркете покупает красиво разложенные, но совершенно ему не нужные мелочи просто потому, что они попались на глаза.

Различия

Диапазон объектов, которые выступают у животных в качестве удовлетворителей потребностей задан от природы, жестко ограничен.

У человека диапазон объектов, которые выступают в качестве удовлетворителей значительно шире, а также расширены возможности добывания средств удовлетворения потребностей.

У животных удовлетворение потребностей происходит на непроизвольном уровне. Только в некоторых моментах поведения высокоорганизованных животных можно усмотреть зачатки произвольности. Основной вопрос, на который отвечает поведение животных, может звучать: «Зачем это нужно для выживания?»

Собака зовет хозяина к кормушке, чтобы ее покормили.

У человека побуждения обладают смыслообразующей функцией. Основной вопрос, на который отвечает поведение человека: «Зачем это нужно мне?»

Неосознанная функция продолжения рода в человеческой жизни преобразуется в любовь, заботу и ответственность.

-

Важной особенностью мотивации человека является социализированность его потребностей.

Поедая пищу, человек удовлетворяет не только физиологические, но и эстетические потребности (предпочитается вкусная, красиво сервированная еда). И только для сильно изголодавшегося человека пища перестает существовать в человеческой форме.

-

У человека можно наблюдать и надситуативную активность – активность, выходящую за рамки ситуации, поднимающуюся над уровнем ее требований, позволяющую человеку ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи.

В эксперименте 3-летний и 7-летний малыши по очереди побывали в комнате, в которой с потолка свисала на веревочке конфета. Каждый из них, обнаружив конфету, съедал ее. Однако когда тех же детей поместили в комнату, попросив старшего присмотреть за младшим, то 7-летний ребенок в ответ на предложение 3-летнего достать конфету и поделить ее, как правило, менял свой взгляд на эту проблему, отвечая: «Нельзя, это чужое!»


В целом мотивированное поведение человека не является суммой реакций на раздражители в виде рефлексов. Поведение человека в основном обусловлено не физиологическими механизмами, а психическими функциями, обеспечивающими целенаправленность деятельности, что связано в эволюции с социализацией потребностей и способов их удовлетворения.

Функции мотивации

Мотивационные психические образования выполняют целый ряд важнейших функций: активизирующую, побудительную, стимулирующую, целеполагающую, направляющую и регулирующую. Рассмотрим каждую из них.

Активизирующая функция мотивации

Мотивация в самом широком смысле может быть определена как совокупность побуждений, вызывающих определенную активность живого существа.

Активность – всеобщая характеристика живых существ, представляющая собой их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В жизнедеятельности человека она может быть направлена как на приспособление к среде, так и на ее преобразование.

Активность человека осуществляется на разных уровнях его функционирования. В середине ХХ века появилась одна из первых биологических теорий мотивации – теории импульсов, согласно которой источником активности является нарушение гомеостаза (равновесия) в организме. Например, голод или нехватка кислорода автоматически приводят к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению. Благодаря этому возникает серия координированных действий, направленных на восстановление равновесия. Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация и тем сильнее активируется организм. Равновесие восстанавливается лишь после удовлетворения данной потребности. Вслед за этим исчезает вызванная этой потребностью активность.

Теория импульсов не объясняет, почему человек совершает бесцельные действия (когда сытый человек ест или когда голодный отказывается от еды). Американские психологи Е. Даффи и Д. Хэбб в экспериментах на животных показали, что организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, а зависит от физиологического состояния конкретного человека в данный момент. Таким образом, некоторые люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, чем другие, способные выносить их лишь в ограниченном количестве.

Эта потребность в стимулах изменяется также в зависимости от психического состояния человека. Оптимальный уровень активации во время сна или в состоянии задумчивости отличается от уровня активации во время творчества.

Кроме этого, у каждого индивида есть привычный уровень активации, на фоне которого преимущественно и разворачивается его деятельность.

Однако теории, основанные на исследованиях организма, нельзя переносить на уровень личностной активности человека, поскольку они не позволяют понять, что происходит с людьми в их повседневной жизни, где у человека обычно есть выбор возможных действий.

В начале ХХ века А.Ф. Лазурский отмечал, что существует общая ненаправленная активность человека – спонтанная активность его нервной системы, отчасти объясняющая различия в уровне направленной активности людей. Выделяют, например, приспособительскую или преобразовательную, созидательную или разрушительную, индивидуальную или коллективную, ориентированную на себя или направленную вовне активности. Именно виды активности человека и предопределяют особенности его мотивации.

В психологии человека активность выступает как условие деятельности и характеризуется через оппозиции произвольности-непроизвольности, ситуативности-надситуативности, устойчивости-неустойчивости. Личностная активность проявляется в его способности производить преобразовательные действия в среде с помощью творчества, волевых усилий, общения. Благодаря ей, человек расширяет сферу своей деятельности, выходя за рамки ситуативных и ролевых ограничений.

С точки зрения биологических теорий мотивации довольно трудно объяснить поведение заядлого рыбака, который готов в единственный выходной встать с петухами и, не выспавшись, отправиться на озеро с удочкой: вряд ли в этой ситуации им движет острый голод.

Стимулирующая функция мотивации

Стимулирующая функция мотивации (с лат. – остроконечная палка, которой подгоняли животных) отражает тот факт, что мотивация относится к проявлениям психической и поведенческой активности как причина к следствию.

Исследования этой функции начались в начале ХХ века в рамках бихевиоризма, представители которого (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Толмен и др.) разделяли стимулы, как характеристики среды, и реакции, как ответы организма на эти стимулы. В своих исследованиях бихевиористы отказались от идеи автономности человека, функционирующего на основе внутренних побуждающих факторов. Исследования формирования тех или иных вариантов поведения с помощью различных подкреплений (например, поощрений – пищевых вознаграждений или наказаний – ударов электрическим током) легли в основу идей о том, что голуби, крысы, обезьяны, собаки, дети демонстрируют схожий путь освоения различных знаний и навыков. Внутренняя мотивация поведения при таком подходе выступает в качестве «надуманного объяснения», не поддающегося эмпирической проверке. Для бихевиоризма исходным пунктом мотивации является проблемная ситуация, то есть такая, для приспособления к которой организм не имеет готового ответа и вынужден строить его собственными усилиями. Организм активно действует в поисках решения и выучивает его путем упражнения.

В экспериментах Э. Торндайка использовался «проблемный ящик», в который помещались подопытные животные. Попав в ящик, они могли из него выйти и получить подкормку лишь тогда, когда приводили в действие специальное устройство (нажимали на пружину, тянули за петлю и т.д.). Было показано, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество движений: бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось меньше времени, чтобы найти выход, пока наконец оно не научалось действовать безошибочно.

В современной психологии человека, отказавшейся от идеи прямого переноса закономерностей поведения животных на поведение людей, распространилось мнение о том, что стимул – это побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, стремлениями. Можно выделить ряд различных по своей сути стимулов, побуждающих человеческое поведение: 1) стимулы, заложенные в унаследованном биологическом потенциале организма человека (еда, питье, сексуальные раздражители и др.), 2) социогенные стимулы – навыки, привычки, традиции и т.д., 3) индивидуальные стимулы, которые вытекают из непосредственного взаимодействия с людьми и, в отличие от первых двух видов, являются ситуативными.

Целеполагающая функция мотивации

Целеполагающая функция мотивации связана с преднамеренностью действий человека, направленных на удовлетворения актуальных потребностей. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены те или иные действия. Цель является основным объектом внимания, который занимает значительный объем оперативной памяти. С ней преимущественно связан разворачивающийся в данный момент мыслительный процесс и большая часть эмоциональных переживаний.

Мотивы преобразуются в мотивы-цели посредством их осознания и формирования временной перспективы соответствующей деятельности.

В психологии известен эффект «градиента цели». Например, у работающих людей физиологи труда выявили эффект «конечного порыва», когда приближение финиша увеличивает работоспособность. Аналогичные результаты были получены в другом исследовании: у детей проявляется разная степень интереса и старательности при изготовлении бумажных изделий в зависимости от обещания отдать им эти изделия сразу или через неделю – во втором случае она снижалась.

Направляющая функция мотивации

Принято различать цель деятельности и жизненную цель, отражающую направленность личности в целом и лишь частично раскрывающуюся в каждой конкретной деятельности. Под направленностью личности в психологии понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это направляющая функция мотивации, взаимосвязанная с мировоззрением, идеалами и убеждениями личности.

Регулирующая функция мотивации

В итоге мотивация регулирует поведение человека, направляя его активность в соответствии с внутренними побуждениями.

Компоненты мотивации

Компонентами мотивации являются разновидности активно-пристрастного оценочного отношения человека к действительности. Базисными компонентами мотивационных психических образований выступают потребности и мотивы.

Потребности и мотивы как базовые компоненты мотивационных психических образований

Человек, как и другие живые существа, нуждается для своего существования и деятельности в опре­деленных условиях и средствах. Он должен иметь контакт с внешним миром, пищу, общение с представителями другого пола, книги, развлечения и т. д.

Потребность в широком смысле слова – это то, без чего существо не может нормально функционировать. Ее предметом может быть что-либо необходимое для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности или социальной группы.

Существует несколько взаимодополняющих подходов к трактовке сущности потребностей. В отечественной психологии наиболее распространен подход к рассмотрению потребности как нужды организма или личности (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович). Нужда – своеобразная пустота физиологического или психологического свойства: не хватает еды, внимания, присутствия близкого человека и т.д. Предметы, которые могут удовлетворить эту нужду, отражаются в сознании человека, причем по мере развития и накопления жизненного опыта образуется широкий круг ассоциаций между потребностями и предметами, их удовлетворяющими.

Согласно трактовке В.С. Магуна, потребность – результат отсутствия чего-либо, воспринимаемого как блага (потребность как ценность). Удовлетворить потребность означает получить такой объем недостающего блага, который соответствует силе потребности. Чем сильнее потребность, тем больший объем благ нужен для ее удовлетворения. Удовлетворение потребности может вести не только к ее исчезновению, но и, наоборот, к ее усилению. Это происходит тогда, когда потребность становится знаемой и приобретает статут ценности.

Часто человек в процессе удовлетворения потребности может быть ориентирован не на ее исчезновение, а на продолжение. Аналогичная ситуация наблюдается и в поведении животных: опыты Д. Олдза с самораздражением крыс при вживлении им электродов в «центры удовольствия». Такие же явления наблюдались в клинике Н.М. Бехтеревой у больных, которым по медицинским показаниям вживлялись в мозг электроды, и проводилась электростимуляция.

Потребность субъективно переживается человеком как некоторое напряжение и это позволяет рассматривать ее как состояние. Потребностное состояние складывается из возбуждения различных сенсорных центров, реагирующих на воздействие того или иного раздражителя, возбуждения центров эмоций, которые придают этому состоянию модальность удовольствия или неудовольствия, а также формирования доминантного очага, требующего своего разрешения и тем самым вызывающего напряжение.

В опытах И.П. Павлова собаке зашили вход в желудок, а пищевод вывели наружу. Предполагалось, что она должна постоянно есть, так как голод не удовлетворяется. Однако собака съела свою привычную суточную норму и отходила от кормушки (хотя через несколько минут снова шла к ней и ела). Таким образом, удовлетворение потребности складывается не только их объективного получения недостающего и желаемого, но и из эмоционального удовлетворения от процесса и/или результата действий.

В психологии существует множество классификаций потребностей (по подсчетам К. Обуховского, их в 1970-х гг. было более 120). Остановимся на некоторых из них.

Е.П. Ильин предлагает разделять потребности организма и потребности личности, которые различаются степенью осознанности: потребности организма (физиологические нужды), в отличие от личностных потребностей, зачастую не осознаются. Часть нужд организма, например, потребность в определенных минеральных веществах или витаминах, не будучи осознанными, могут не переходить в потребности личности.

Рисунок

Потребности организма и потребности личности (Е.П. Ильин, 2000)

Потребности организма (нужды)




Не осознаваемые

(не ощущаемые)

Осознаваемые (ощущаемые)

биологические

Осознаваемые (понимаемые)

социальные




Потребности личности


Различия между нуждой (биологической потребностью) и потребностью личности можно увидеть при рассмотрении сна человека: потребность организма в сне проявляется тогда, когда человек засыпает против своей воли (при чтении книги, при просмотре телепередачи); потребность же личности может проявиться, когда человек решает заснуть (ложиться раньше, чтобы раньше встать).

Американский психотерапевт и один из основоположников гуманистического направления современной психологии А. Маслоу считает, что у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление 7 классов потребностей.

По его мнению, потребности человека имеют иерархическую структуру, в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей, и делятся на первичные (нужды) и вторичные (потребности роста).

К первичным относятся физиологические потребности и потребности в безопасности.

Физиологические потребности (пища, питье, кислород, сон и секс) - самые насущные, самые сильные и неотложные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает уважения и самоактуализации, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой голод, а не стремиться сочинять музыку или делать карьеру.

Потребность в безопасности включа­ет в себя потребность в организации, стабильности, в защите, в свободе от страха, потребность в структуре, порядке, в предсказуемости событий, действующих в законах и в окружающей среде, не содержащей угрозы для жизни, здоровья и т.д. Потребность в безопасности проявляется в критических или экстремальных ситуациях (войны, болезни, стихийные бедствия, социальные кризисы). А. Маслоу предположил, что проявление потребностей в безопасности проще всего можно наблюдать уже у младенцев: они резко реагируют на внезапную угрозу - на шум, яркий свет, незнакомых людей, потерю матери и т.д. Центральную роль в процессах формирования чувства безопасности у ребенка играют родители и семейная среда. Потребность в безопасности взрос­лого человека, как правило, удовлетворена. Поэтому у людей, живу­щих в мирном, стабильном, отлажено функционирующем обществе, не боящихся хищников, жары, морозов, потребность в безопасности мо­жет проявляться, например, в виде предпочтения устроиться на надеж­ную работу со стабильным заработком, возможностью создания сберега­тельных счетов, существованием различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).

После того, как первичные потребности достаточно удовлетворены, актуализируются вторичные потребности: в любви и принадлежности, уважении, познании, эстетике и красоте, самовыражении.

Потребность принадлежности и любви выражается в стремлении человека принадлежать к какой-либо группе, в стремлении установить отношения привязанности с другими, потребность в одобрении другими людьми и в теплых взаимоотношениях с членами своей группы, в при­знании и принятии. Для подростков характерно стремление стать чле­ном какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение, в которой находятся общие интересы и с помощью которой они могут разобраться в себе, самоутвердиться и избавиться от характерного для данного возраста чувства одиночества. Маслоу выделяет два виды люб­ви взрослых: дефицитарная и бытийная. Дефицитарная или эгоистическая любовь характеризуется стремлением получить то, чего не хватает, при этом человек берёт от другого, не давая ничего взамен. Бытийная любовь основана на осознании человеческой ценности другого, без желания изменить его или использовать.

Потребность в уважении выражается в желании общественного при­знания со стороны окружающих, желании занять достойное место сре­ди других и может являться одним из самых мощных стимулов, опре­деляющих наши поступки. Каждый человек нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимо и уважение окружающих нас людей. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый вхо­дят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Че­ловеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и сво­боды. Во второй класс потребностей включаем потребность в репута­ции или в престиже (Маслоу определяет эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, призна­ния, славы.

А. Маслоу разделяет потребность в уважении на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Удовлетворение потребности само­уважения порождает чувство собственной значимости, осознание своей полезности и необходимости, что впоследствии порождает чувство уве­ренности в себе. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувства неполноценности, бессмысленности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, чувства неуверен­ности в себе.

Познавательные потребности играют важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности. Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется по следующим основным на­правлениям, путям:

- через науку. Здесь целью познания является истина, объектив­ность знаний. Чем более близким к истине, научным является знание людей, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъек­тивных предпочтений человека;

- через искусство, в котором проявляется стремление к непосред­ственному, образному, субъективному восприятию и пониманию жизни. Во всех видах искусства представлено субъективное видение конкретно­го человека, социальной жизни. Искусство (литература, поэзия, музы­ка, кино, живопись и др.) является одним из источников познания психики людей, так как его центральная проблема — человек, его ин­тересы, переживания, мысли, поступки, действия;

- через религию, так как множество людей живет с религиозным мироощущением и миропониманием;

- через собственный социальный, этнический, профессиональный и другой опыт.

Стремление к познанию всегда предшествует стремлению к понима­нию. Человек стремится к пониманию, систематизации и организации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построе­нию некой упорядоченной системы ценностей.

Эстетические потребности проявляются в стремлении к гармонии, красоте и порядку, которые создают положительный эмоциональный фон жизни, гармонизируют мироощущение. Их неудовлетворенность может вести к душевному разладу, ощущению утраты важной составляющей собственно человеческой жизни.

Однако даже при условии, что все перечисленные потребности удовлетворены, человек все еще чувствует разочарованность и некую незавершенность до тех пор, пока не испытает потребность в самоактуализации. Потребность в самоактуализации проявляется в реализации своих целей, способностей, в стремление человека к самовоплощению, к акту­ализации заложенных в нем потенций, в самовыражении - в полном использовании своих возможностей, достижении целей, в личном росте. Кразных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортив­ных высот, третий пытается творить или изобретать.

Исследовав сначала 3000 студентов, а потом 18 известных общественных деятелей (А. Линкольн, Б. Спиноза, А. Эйнштейн и др.), Маслоу выделил 15 характерных черт самоактуализирующейся личности: эффективное восприятие реальности, принятие себя и других, непосредственность и естественность, сосредоточенность на проблеме в противоположность сосредоточенности на себе, потребность в уединении, независимость от социальных штампов, свежесть восприятия, чувство общности с другими, глубокие взаимоотношения с людьми, демократичность, этические принципы, чувство юмора, креативность, способность к мистическим и вершинным переживаниям.

По мнению Маслоу, любой человек удовлетворяет свои потребности, начиная с первичных и поднимаясь вверх по иерархии, причем система приоритетов устраняет конфликты между мотивами. Вышележащие потребности начинают управлять поведением человека только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня. По Маслоу, особое значение высшим потребностям человек придает лишь с возрастом. Некоторые люди не могут превзойти в своем развитии определенный уровень и выбирают стиль жизни, соответствующий удовлетворению только потребностей низших уровней. Способы удовлетворения потребностей более высокого уровня более разнообразны, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей: место реализованной потребности занимает другая актуализированная потребность, обычно также проявляющаяся в системе многих других.

Польский психолог К. Обуховский выделил 5 видов потребностей: 1) потребность в самосохранении (еда, питье, отдых, безопасность, продолжение рода); 2) потребность в сохранении вида; 3) ориентировочные потребности (познавательные у человека); 4) потребность в эмоциональном двустороннем контакте с другими людьми; 5) потребность в смысле жизни.

П.В. Симонов выделяет 3 группы первичных потребностей: витальные (биологические), социальные и идеальные. В каждой из выделенных групп различают потребности сохранения и развития. Помимо перечисленных 3 групп существуют вспомогательные потребности – потребность в вооружении и потребность в преодолении препятствий.

Согласно другой теории, автором которой является Дэвид Макклеланд, людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается в желании воздействия на других людей. Чаще всего люди с такой потребностью откровенны и энергичны, они не боятся конфликтов и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы. У таких людей отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для них - проявить свое влияние на других. Потребность в успехе или достижении целиудовлетворяется доведе­нием работы до успешного завершения. Люди с такой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, когда они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Люди, для которых характерна потребность в причастности или аффилиации, заинтересованы в компании знакомых, оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Их привлекает работа, которая будет давать им обширные возможности социального общения.

Потребности выполняют ряд важнейших функций:

1) они сигнализируют о появлении определенного органического или личностного диссонанса, отражаемого как желанность, нужность чего-либо;

2) потребности побуждают психическую активность, связанную с целеполаганием;

3) даже та потребность, которая утратила в силу удовлетворения свою актуальность, закрепляется в структуре жизненного опыта и становится узнаваемой.

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями лично­сти и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы – это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности.

А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию: 1. побуждают и направляют деятельность (мотивы-стимулы), 2. придают деятельности субъективный характер, «личностный смысл» (смыслообразующие мотивы).

Обобщая различные подходы, можно говорить о том, что мотив в отличие от потребности, представляет собой синтез внешних и внутренних причин, побуждающих и направляющих активность человека. В мотиве происходит осознанное отражение будущего на основании использования опыта прошлого. Например, испытывая чувство голода как неприятное состояние, человек начинает перебирать возможности: чем можно перекусить. В итоге формируется конкретная цель и намерение ее достичь. На этом примере очень хорошо видны этапы формирования мотива.

На первом этапе происходит осознание потребности, которая в данный момент актуальна и переживается как дискомфорт. Предмет удовлетворения потребности не конкретизирован, он выступает как абстрактная цель: что-нибудь съесть.

Переход к поиску конкретного предмета удовлетворения потребности знаменует начало второго этапа – этапа поисковой активности. Она может быть внешней, связанной с поиском реального объекта в среде (характерна для незнакомой человеку ситуации), или внутренней, связанной с мысленным перебором возможных предметов удовлетворения потребности, взвешиванием различных вариантов. Задачами этого этапа является определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности, а также предвидение последствий выбираемого пути достижения цели. На этот процесс влияют: представление о собственных возможностях в данный момент, интересы и склонности, умения и навыки, последствия поступка, нравственные принципы и т.д.

На третьей стадии происходит выбор конкретной цели и формирование намерения достичь ее. Выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности связан с принятием решения, которое порой может быть мучительным для человека.

Американские психологи Ш. Айенгар и М. Леппер показали, что если в супермаркете человек выбирает между 6 сортами джема, то он сделает покупку в 30% случаев, а при выборе из 24 сортов этот показатель падает до 3%.

Как видно, границами мотива как психического образования являются, с одной стороны, потребность, а с другой стороны, намерение и побуждение к действию по ее удовлетворению.
  1   2   3
написать администратору сайта