Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Промышленность
Философия
Геология
Социология
Химия
Политология

Общество как система. Структурный функционализм


Скачать 25.52 Kb.
НазваниеОбщество как система. Структурный функционализм
Анкор7_Seminar.docx
Дата22.04.2017
Размер25.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла7_Seminar.docx
ТипСеминар
#1327


Семинар № 6

Тема: Общество как система. Структурный функционализм.

Вопрос № 1. Проблематика понятия общества, основные социологические подходы к понятию. При-

знаки общества.

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии. На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий.

К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Конт – общество – природный феномен,а его эволюция – естественный процесс роста и дифференциации его частей и функций.

Дюркгейм был одним из первых( после Конта),кто сделал попытку представить общество,как нечто своеобразное,единственное в своём роде. Он утверждал,что современное общество ,будучи основанным на разделении труда,не может быть понято как собрание воль отдельных индивидов,руководствующихся личными интересами. Общество есть особая реальность,стоящая над множеством этих воль и независимая от функционирования его членов.Эта позиция получила название - СОЦИОЛОГИЗМ

Таким образом, общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

  1. оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

  2. браки заключаются между представителями данной общности;

  3. оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

  4. оно имеет свою территорию;

  5. у него есть самоназвание и своя история;

  6. оно обладает своей системой управления;

  7. оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

  8. его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Отечественные социологи предлагают следующие признаки ,характерные для общества:

  1. наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;

  2. универсальность (всеобъемлющий характер);

  3. автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

  4. интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это устойчивая система и способ организации социальных связей,отношений и взаимодействий больших и малых групп и общностей людей, поддерживаемый с помощью обычаев,традиций,законов и обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей; общество является самодостаточной,саморегулирующейся и самовоспроизводящей системой.

Следует отличать понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Вопрос № 2. Теории общества и подходы к его изучению. Социологический анализ общества.

Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. Существует, например

1), "атомистическая теория", по которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. Так, Дж. Девис считает, что все общество можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок . Другая версия – это теория Г. Зиммеля, который представлял общество как взаимодействие индивидов,преследующих определённые цели в конкретных условях места и времени.

2) "Теории социальных групп" объясняет общество как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Рассматривая таким образом общество, авторы этих концепций по сути отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество" (Знанецкий Ф.)

3) "Институциональные теории" рассматривают общество как большую совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Согласно этой теории именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, , гарантируют организованный процесс коллективной жизни, развитие культуры, разрешение конфликтов и т.п.

4) Структурно – функциональная теория . Функционалисты трактуют общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия.

5) Сетевая – использует традиции Зиммеля и главный упор делает на действующих индивидов, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга.

6) Системные теории – общество понимается как явление,выделенное относительно своей среды,состоящее из взаимосвязанных частей,обладающих интегральными свойствами.

Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй.

  • Изучение общества основано на признании приоритета общества по отношению к индивиду

  • Стремится описать и объяснит социальные закономерности надиндивидуального порядка

  • Логика исследования – от от общего к частномуЮот социальной системы – к индивиду

  • . Основана на теориях Конта,Спенсера,Дюркгейма.



  • Примерами макросоциологического подхода могут служить теория конфликта и функционализм, технологический детерминизм

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Главный предмет их исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

  • Изучение общества основано на признании приоритета индивида над обществом

  • Стремится описать и объяснить социальные закономерности через анализ внутреннего мира человека и его взаимосвязь с другими людьми

  • Логика исследования – от частного к общему,от личности к обществу в целом

  • Основана на теории Вебера,Тарда,Паретто

  • Включает направления – стмволический интеракционизм,феноменологическую социологию,этнометодологию,теорию обмена.

Вопрос № 3. Социально-исторический детерминизм.

Детерминизм – это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.

Однако в вопросе о том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К. Маркс, например, отдавал предпочтение экономическому вопросу (экономический детерминизм). Сторонники технологического детерминизма считают,что главным является развитие техники и технологий. Если подойти к обществу с позиций исследования взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то эта теория может быть названа теорией социально-исторического детерминизма.

Социально-исторический детерминизм – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь социальных явлений. Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек – не только объект, но и субъект социального действия.

Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности. Это понятие разработал и ввел в научный оборот М. Вебер для обозначения действия индивида, сознательно направленного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей. Сущность общественной жизни кроется в практической человеческой деятельности. В какой бы сфере жизни деятельность человека не осуществлялась, она всегда имеет не индивидуальный, а социальный характер.

Социальная деятельность – это совокупность действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующая для их достижения различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

История и социальные отношения не могут существовать в отрыве от деятельности. Социальная деятельность, с одной стороны, осуществляется не зависимо от воли и сознания людей, а с другой, в ней участвуют люди, избирающие в соответствии со своими социальным положением различные пути и способы ее осуществления.

Вопрос № 4. Общество как система. Структурный функционализм.

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Система – это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их отношения, которые воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Основные принципы системности встречаются в трудах Платона,Аристотеля,Канта ,Гегеля, Маркса. Современный системный подход формируется в социологии под влиянием работ А.А.Богданова и Берталанфи.

Отличительные свойства системы

  • Система всегда "качественна определена, выделена относительно своей среды, способна быть автономной, отлична от других явлений".

  • система всегда состоит из частей - элементов, которые находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Элементы обладают интегральными свойствами, они стремятся поддержать целостность системы. Любое изменение в положении одной части приводит к изменению остальных частей.

  • системе присуще еще одно свойство - эмерджентность - замеченное еще Э.

Дюркгеймом, который писал, что общество - это "целое, которое не тождественно сумме своих частей, его свойства отличаются от свойств составляющих частей".

Наиболее последовательно системный подход к обществу был применен в структурном функционализме - направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Парсонсом была создана системная теория.

Системная теория Парсонса

В каждой системе Парсонс выделяет четыре главных функции:

  1. адаптация,

  2. достижение цели,

  3. интеграция,

  4. сохранение существующего порядка (латентная функция).

Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.

Благодаря выделению этих четырех функций, оказалось возможным выделить подсистемы. Так, выделяется система человеческого действия. В этой системе человеческого действия Парсонс выделяет четыре подсистемы:

  • организм - подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой;

  • личность , обеспечивающая целедостижение;

  • социальная подсистема , которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов;

  • культурная подсистема, которая содержит ценности, верования, знания и т.п.

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех главных функций:

Экономическая - обеспечивает адаптацию системы к среде,

политическая – обеспечивает достижение цели

социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся определенному нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство,

система поддержания институциональных культурных образцов (то есть не вся культура принадлежит социальной системе), которая отвечает за сохранение состояния единства.

Таким образом, каждая подсистема специализируется на выполнении какой-то функции, и результаты ее деятельности могут быть использованы другой. Причем каждая подсистема зависит от других подсистем; они обмениваются результатами своей деятельности.

Что же тогда является обществом по Парсонсу? Общество - это "тип социальной системы, которая как достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности". Самодостаточность состоит в способности общества упорядочивать какие-то элементы культуры, которые задаются извне - системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический комплекс и территорию.

Структурный функционализм, рассматривая общество, делает акцент на том, что любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние.

Вопрос № 5. Типы общества.

В процессе развития социологии сложилось множество подходов к классификации обществ. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют

  • тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни),

  • демократические (население может влиять на государственные структуры)

  • авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, основой которой является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются пять типов обществ:

  • первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

  • рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

  • феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

  • буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

  • коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, , основанным на традициях.Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства.

Индустриальное общество - в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Основой преобразования индустриального общества в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает степень социального расслоения.

Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

Существует множество подходов к классификации типов общества. При этом среди них не существует единственного общепризнанного.
написать администратору сайта