Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

БЖД. Основными вредными факторами профессии монтер пути являются



Скачать 28.26 Kb.
Название Основными вредными факторами профессии монтер пути являются
Анкор БЖД.docx
Дата 25.04.2017
Размер 28.26 Kb.
Формат файла docx
Имя файла БЖД.docx
Тип Документы
#3114

Введение
В многоотраслевой системе железнодорожного транспорта одно из ведущих мест принадлежит путевому хозяйству, к которому относится железнодорожный путь с многочисленными его сооружениями и обустройствами, комплекс хозяйственных предприятий и производственных формирований.

Основной задачей работников путевого хозяйства является обеспечение содержания пути, сооружений и других устройств в надлежащем состоянии, гарантирующим бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями.

Ведущей профессией дистанции пути являются монтеры пути, так как от умения и опыта, работающих по данной специализации зависит, прежде всего, безопасность движения. Рассмотрим вредные производственные факторы, влияющие непосредственно на данную специальность.

Основными вредными факторами профессии монтер пути являются:

- производственный шум;

- вибрация;

- движущийся подвижной состав;

- воздействие на человека микроклиматических факторов.

Рассмотрим подробнее каждый из выше перечисленных факторов.


  1. Характеристика вредных производственных факторов Читинской дистанции пути


Шум — один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды, приобретающих важное социально-гигиеническое значение, в связи с урбанизацией, а также механизацией и автоматизацией технологических процессов транспорта. Шум представляет собой беспорядочное сочетание разнообразных звуков, поэтому для понимания физических основ образования и распространения шума, его восприятия человеком и влияния на организм следует рассматривать звук как составную часть всякого шума, включая и производственный.

На железнодорожных путях источниками шума являются подвижной состав, конструкции верхнего строения пути, состава поезда и эксплуатационных параметров участка. Колебания источника звука производят попеременное сжатие и разрежение воздуха, образуя волнообразное колебание его, распространяющееся от источника звука во все стороны в виде увеличивающихся в объеме сфер.  

Шум транспортных средств по временным характеристикам относится к непостоянному шуму. Он зависит, в основном, от следующих факторов:

- тип и модель подвижного состава (грузовой транспорт создает большее шумовое воздействие по сравнению с пассажирским);

- тип двигателя (сравнение двигателей соизмеримой мощности позволяет расположить их по возрастанию уровня шума следующим образом: электродвигатель, карбюраторный, дизельный, паровой, газотурбинный двигатели);

- техническое состояние подвижного состава (степень износа, состояние глушителей выпуска отработавших газов, качество регулировки систем двигателя и др.);

- тип и качество дорожного полотна или верхнего строения пути. Для автомобильного транспорта наименьший шум создает асфальтобетонное покрытие, затем (по степени возрастания уровня шума): — брусчатое, каменное и гравийное. Для железнодорожного транспорта шум зависит от

- технического состояния пути и подвижного состава, от наличия кривых участков пути; 

- скорость движения (при увеличении скорости движения возрастает шум от двигателей, шум от качения колес и аэродинамический шум);

- условия распространения шума (наличие отражающих преград, стенок, экранов);

- условия эксплуатации (движение с постоянной скоростью, с ускорением, замедлением, длина состава).

По среде распространения различают шум воздушный и структурный.

Воздушный шум передается в окружающее пространство и распространяется в воздушной среде при движении транспортных средств на открытых участках или от стационарного оборудования, при производстве работ по ремонту и содержанию верхнего строения пути, перегрузочных работах, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава на территории транспортных предприятий и др.

Структурный шум возбуждается динамическими силами и распространяется по верхнему строению пути, несущим конструкциям дорожного полотна и передается через грунт близлежащим строениям. Особенно сильно структурный шум проявляется при движении транспорта в тоннелях.

На объектах железнодорожного транспорта зоны с повышенным уровнем шума образуются около транспортных средств и энергетических машин, возле технологического оборудования и устройств для испытания газовых сетей и аппаратов.

Вибрация определяется как колебательный процесс, возникающий при периодическом смещении центра тяжести какого-либо тела от положения равновесия, а также при периодическом изменении формы тела, которую оно имело в статическом состоянии. Вибрация возникает вследствие колебаний частей аппаратов, машин, коммуникаций и сооружений, вызываемых неуравновешенностью вращающихся деталей. Источником вибрации является любое транспортное средство, ручной пневмоинструмент (перфораторы) или электроинструмент (дрели), а также ударные механизмы (молоты), вращения неуравновешенных масс (вибротрамбовки, вибраторы для зачистки полувагонов после выгрузки), возвратно-поступательно движущиеся системы (кривошипно-шатунные механизмы) и пр.

Существует два вида вибраций: общая и локальная.

Общая вибрация (вибрация рабочих мест) через опорные поверхности передается на тело сидящего или стоящего человека и воздействует на весь организм. Локальная вибрация — передается через руки или участки тела человека, контактирующие с вибрирующими поверхностями. На предприятиях преобладают оба вида вибраций.

Опасный фактор железнодорожных станций и перегонов — движущиеся объекты (железнодорожные составы, локомотивы, отдельные вагоны, путевые машины). Специфика движущихся железнодорожных объектов — отсутствие возможности их маневра, значительный тормозной путь, отсутствие тормозных устройств у вагонов при роспуске с горок.

Основными параметрами, характеризующими микроклимат на рабочем месте, являются: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение.

Рассматривают нагревающий, охлаждающий и динамический (с переходом от нагревающей в охлаждающую среду, и наоборот) микроклиматы.

Влажность воздуха непосредственно влияет на терморегуляцию. При низких температурах наличие водяных паров в воздухе усиливает отдачу тепла, при высоких температурах—затрудняет ее, что может привести к перегреву организма. Если в помещении непрерывно увеличивать в воздухе содержание водяных паров, может наступить такое состояние, когда данный объем воздуха при определенной температуре полностью ими насытится, содержание водяных паров достигнет максимума. Различают абсолютную, максимальную и относительную влажность воздуха. Под абсолютной влажностью воздуха понимается количество водяных паров в граммах, содержащееся в единице объема воздуха. Максимальная влажность воздуха — максимально возможное количество водяных паров, которое может содержаться в единице объема воздуха при данной температуре без конденсации в капельной фазе. Относительная влажность воздуха — отношение абсолютной влажности к максимальной при той же температуре, выраженное в процентах. Подвижность воздуха в производственных помещениях возникает при естественной и искусственной вентиляции, неравномерном нагреве и конвекции воздушных потоков, за счет возмущения воздуха движущимися частями машин и транспортными средствами. Подвижность воздуха (скорость движения) измеряется в метрах в секунду (м/с). При высокой температуре воздуха его движение положительно влияет на самочувствие работников, т.к. повышается отдача тепла. Однако в холодный период года движение воздуха приводит к сквознякам и вызывает простудные заболевания. Тепловое излучение или инфракрасное излучение (ИК) представляет собой часть электромагнитных излучений с длиной волны от 780 нм до 1000 мкм, энергия которых при поглощении веществом вызывает тепловой эффект. В производственных помещениях его гигиеническое значение имеет более узкий диапазон (0,78…70 мкм). Источниками инфракрасных излучений являются нагретые до высокой температуры плавильные печи, расплавленный металл, газосветные лампы и другое производственное оборудование.


2. Воздействие вредных производственных факторов на организм человека
Как шум так и вибрации негативно воздействуют на организм человека. К природным акустическим шумам человек адаптирован, полная тишина гнетет. Беспорядочные звуковые колебания, характерные для любого производственного процесса, оказывают вредное влияние на организм человека. По данным ВОЗ, реакция на них со стороны нервной системы начинается при уровне 40 дБ. Уже при 35 дБ может наблюдаться нарушение сна. При 70 дБ происходят глубокие изменения в нервной системе, вплоть до психического заболевания, а также заболевания органов зрения, слуха, изменение состава крови и т.д.

Тугоухость — заболевание органов слуха от воздействия интенсивного производственного шума, является третьим по частоте профессиональным заболеванием среди работников железнодорожной отрасли. Риск возникновения профессиональной тугоухости значительно возрастаетпосле 10 лет работы в «шумоопасной» профессии. Шум снижает производительность труда, особенно при выполнении точных работ, затрудняет восприятие опасности от движущихся машин и механизмов, снижает разборчивость речи. Беспорядочные звуковые колебания оказывают негативное влияние на организм человека и даже могут вызвать шумовую болезнь, которая характеризуется тугоухостью, гипертонией (гипотонией), головными болями.

Действие вибрации на организм человека зависит от продолжительности воздействия, места приложения и направления оси вибрационного воздействия, демпфирующих свойств тканей организма человека, частоты и амплитуды колебаний, от явлений резонанса и других условий. Действие вибрации в зависимости от продолжительности воздействия(по временной характеристике) подразделяют на постоянную вибрацию, для которой контролируемый параметр за время наблюдения изменяется не более чем в 2 раза (на 6 дБ), и непостоянную вибрацию, для которой указанные параметры за время наблюдения изменяются более чем в 2 раза. Одновременно колебания действуют на нервные окончания, мышечные и костные ткани, вызывают снижение кожной чувствительности, отложение солей в суставах пальцев, деформируя суставы и уменьшая их подвижность. Возникают ноющие, ломящие, тянущие боли рук. Колебания низких частот вызывают резкое снижение тонуса капилляров, а колебания высоких частот — спазм сосудов. Локальная вибрация вызывает спазмы сосудов фаланг пальцев, затем распространяется на всю кисть, предплечье и сосуды сердца. При локальной вибрации также нарушается деятельность центральной нервной системы. У формовщиков, бурильщиков, заточников, рихтовщиков при среднечастотном спектре вибраций заболевание развивается через 8-10 лет работы. При работе с инструментом ударного действия (клепка, обрубка) виброболезнь проявляется через 12-15 лет работы.

Специфика травматизма для железнодорожного транспорта — тяжелые последствия, частота смертельныx исходов, а также невозможность оказания скорой медицинской помощи. Причинами травматизма могут являться:

- человеческий фактор (ослабление внимания при длительном нахождении на путях; снижение ориентации по акустическим факторам из-за наличия шумов различных диапазонов; ослабление восприятия звуковых сигналов, оповещающих об опасности, из-за общего высокого уровня шума);

- отсутствие безопасного места при встречном движении составов;

- недостаточная освещенность в ночное время в условиях интенсивных маневровых передвижений;

- неудовлетворительное содержание междупутных пространств (снег, гололед, лужи, засоренность).


3. Мероприятия по снижению вредных производственных факторов.
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, на работах с вредными производственными факторами и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными законодательством РФ нормами.

На транспорте меры по борьбе с шумом включают: акустическое совершенствование конструкций подвижного состава, разработка мер по снижению шума. К средствам коллективной защиты (ГОСТ 12.4.011—89 ССБТ) относятся: оградительные, звукоизолирующие и звукопоглощающие устройства, глушители шума, устройства автоматического контроля, сигнализации, дистанционного управления. Одним из наиболее важных средств профилактики профессиональной тугоухости являются индивидуальные средства защиты от шума. Так, например, к индивидуальным средствам защиты от шума относятся противошумные вкладыши (беруши), противошумные наушники и шлемы. К ним предъявляется ряд требований: эффективность, удобство и безвредность применения.

Меры по уменьшению вибрации, как и с шума, состоят из технических и организационных мер. Организационные меры по борьбе с этими явлениями идентичны мерам по борьбе с шумом. Технические мероприятия ведутся по нескольким направлениям. Первое направление — уменьшение или устранение неуравновешенных силовых воздействийнепосредственно в источнике возникновения вибрации за счет изменения конструктивных решений машин или их элементов, ликвидации побуждающих сил. Например, замена кулачковых и кривошипно-шатунных механизмов гидроприводом и др. Второе направление — уход от режима резонансадинамическим виброгашением. Это процесс устранения резонанса посредством правильного подбора массы или жесткости

колеблющейся системы. Третье направление — вибродемпфирование, то есть вибропоглощение с помощью массивных фундаментов или динамических виброгасителей, а также превращение механической энергии вибрации в тепловую путем использования материалов с большим внутренним трением (пластмасс, дерева, резины, битуминизированного войлока со слоем фольги), нанесением на вибрирующие поверхности упруговязких покрытий.

Что касается мер безопасности, предотвращающих наезд подвижного состава на людей, находящихся в опасной зоне, т.е. на путях, то они следующие:

- организация работ во время технологических «окон»;

- организация работ на закрытых для движения путях;

- организация безопасных зон (укрытий, широких междупутий, мест для отдыха);

- организация безопасных пересечений (тоннелей, пешеходных мостов, переходов с цветовой сигнализацией);

- организация безопасных маршрутов по территории станций;

- использование средств сигнализации и оповещения людей;

- ограждение мест производства работ запрещающими сигналами;

- применение сигнальной спецодежды.

Основными мероприятиями по контролю за микроклиматом является отслеживание его с помощью специализированных приборов. Контроль параметров микроклимата проводят в рабочей зоне на высоте 1,5м от уровня пола, повторяя его в различное время дня, года, разные периоды технологического процесса. Измеряют температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха. Для контроля параметров микроклимата «Положением о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда» (постановление Минтруда России № 12тот 14.03.97 г.) рекомендуется применение следующих приборов, обеспечивающих требуемую точность измерений: шаровой термометр типа 90, позволяющий оценить совместное действие параметров микроклимата. В практике чаще других для измерения температуры и относительной влажности воздуха используют аспирационный психрометр Асмана. Он состоит из двух термометров. У одного из них ртутный резервуар покрыт тканью, которую увлажняют с помощью пипетки. Сухой термометр показывает температуру воздуха. Скорость движения воздуха измеряется с помощью анемометра. При скорости движения воздуха свыше 1 м/с используют крыльчатые или чашечные анемометры, при меньших скоростях — термоанемометры.

Для того чтобы отслеживать влияние вредных производственных факторов на организм человека на предприятиях производят ежегодные медосмотры. В дистанциях пути к работе по текущему содержанию пути допускаются мужчины не моложе 18 лет, которые подлежат обязательному прохождению медицинской комиссии.

На дистанции проводится определенная работа по предупреждению производственного травматизма :

- проводятся технические занятия, инструктажи со всеми категориями работников,

- на рабочих местах осуществляется трехступенчатый контроль за состоянием и условий безопасности труда;

- производятся внезапные проверки в цехах и на линейных участках соблюдения правил техники безопасности работающими, рабочие собрания.


Заключение
Таким образом основными вредными факторами были выделены производственный шум, вибрация, движущийся подвижной состав и микроклиматические факторы. Перечисленные факторы были разобраны по той причине что они оказывают более сильное воздействие на работников основной профессии – монтеры пути.

При воздействии данных факторов возникают следующие отрицательные воздействия на организм. Так при воздействии шума и вибрации в первую очередь страдает опорно-двигательный аппарат, что касается движущего подвижного состава, то здесь возникает риск человеческого травматима, а влияние изменений микроклиматических факторов вызывает сильную утомляемость, перегрев или переохлаждение организма что может привести как простудным заболеваниям.

В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации, на работах с вредными производственными факторами и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты. При наличии вредных производственных факторов работник должен получать полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных не благоприятных последствиях для здоровья, обязательно должен применять необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты, а также соблюдать меры по сокращению контакта с вредными условиями труда в зонах труда и отдыха.
Библиографический список


  1. Безопасность жизнедеятельности Ч.2. Охрана труда на железнодорожном транспорте [Текст]: Учебник для вузов железнодорожного транспорта / К. Б. Кузнецов, В. И. Бекасов, В. К. Васин, А. П. Мезенцев, Ю. П. Чепульский; под ред. К. Б. Кузнецова. – М.: Маршрут, 2006- 536 с.

  2. Клочкова, Е. А., Охрана труда на железнодорожном транспорте [Текст]: Учебник для вузов железнодорожного транспорта. – М.: Маршрут. 2004- 412 с.
написать администратору сайта