Главная страница
Навигация по странице:

Россия. Петр Великий. основной текст. Осознание Петром отсталости России. В 16971698 гг. Петр в составе Великого посольства



Скачать 156.5 Kb.
Название Осознание Петром отсталости России. В 16971698 гг. Петр в составе Великого посольства
Анкор Россия. Петр Великий. основной текст.doc
Дата 18.09.2017
Размер 156.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Россия. Петр Великий. основной текст.doc
Тип Документы
#10264
страница 1 из 3
  1   2   3

Петр I и его реформы
Главной причиной реформ было осознание Петром отсталости России.

В 1697-1698 гг. Петр в составе Великого посольства посетил европейские страны – Голландию, Англию, Австрию. Знакомство Петра с европейской цивилизацией показало царю степень отставания России. В России не было регулярной армии, флота, системы образования, больниц, врачей, аптек, газет и журналов и многого другого. Россия была изолирована от Запада. Ее контакты с европейскими странами не были обширными: европейские купцы привозили в Архангельск свои товары и оптом продавали русским купцам. Русские купцы почти не имели возможность вести внешнюю торговлю на мировых рынках, т. к. у России не было ни торгового, ни военного флота. В Европе Россию воспринимали как азиатскую, варварскую страну. В европейской политике России отводили роль «шестерки», включая ее в различные коалиции, где ее воспринимали как неполноправного партнера. Россия в этих условиях не имела возможности защищать свои национальные интересы. Россия имела только один морской порт – Архангельск, торговля через который была ограничена сезонными условиями и его дальностью от основных торговых путей.

Петр понял, что в случае сохранения такого уровня развития Россия превратится в сферу чужих интересов. Он имел мужество признать превосходство Запада. Он понял, что преодоление отставания страны от Европы зависит от ее способности усвоить опыт передовых цивилизаций, адаптировать этот опыт к российским условиям. Вернувшись из заграницы в 1698 г., Петр сразу приступил к реформам. Он издал указы о бритье бород и ношении европейского платья (1698.1699). Это означало радикальную смену стиля поведения и мышления.

Традиционалисты (сторонники сохранения русских традиций – славянофилы и их последователи) считали, что не было объективных причин для реформ. Они были проведены по воле Петра, который не любил Россию и русский народ, преклонялся перед Западом. Можно было постепенно, а не радикально провести преобразования, не ломая русских традиций.

Западники (сторонники сближения России с Западом) были уверены, что в России не было достаточных условий для проведения преобразований на основе русского опыта. Дворянство было пассивным, почти не образованным социальным слоем, не заинтересованным в несении военной службы государству, оно не было озабочено национальными проблемами, дворян интересовали только личные интересы. Боярская дума, состоявшая из старцев, не могла стать инициатором реформ. Бояре стояли за сохранение древних традиций. По мнению мыслителей-западников, в России в конце XVII в. не было источников для самостоятельного развития, не использовавших европейский опыт. Московское правительство, не способное осмыслить потребности радикальных преобразований, было равнодушно и бездеятельно. А.И. Герцен писал о неспособности власти вывести страну из состояния кризиса: «Громоздкий механизм неумелого управления подавлял народ; правительство отдавало себе отчет в собственной неспособности и, затрудняясь выйти из создавшегося положения не взяв за образец Европу, выписывало себе на помощь иностранцев; и тем не менее, из какого-то нелепого противоречия, оно оставалось все таким же замкнутым в исключительной национальности и питало дикую ненависть ко всякому нововведению».
Особенности петровских реформ

По мнению западников, реформы Петра I были успешными в том смысле, что удалось оторвать Россию от старых традиций. Причины успеха они видели в использовании Петром I всей полноты своей самодержавной власти, применении насильственных методов проведения реформ.

Взаимообусловленность насильственных методов, быстрых темпов реформирования сверху вниз была вызвана необходимостью в кратчайшие сроки превратить страну в сильную державу, чтобы спасти ее независимость.

У Петра поначалу не было никакой осмысленной программы реформ. Начало реформ не было связано с Северной войной. Война расширила преобразования, которые охватили все сферы жизни страны.

Западники 40-х гг. XIX в. главной целью реформ считали сближение России с Европой.

С.М. Соловьев утверждал, что целью преобразований Петра было превращение страны в европейскую державу.

Ключевский и Милюков доказывали, что на планы Петра оказывала влияние внешнеполитическая ситуация. Для Петра важнейшей задачей было обеспечить выход России к Балтийскому морю. Военная реформа была начальным моментом преобразовательной деятельности Петра. Все остальные реформы были следствием преобразований в военном деле.

Историки советского времени связывали политику Петра с интересами дворянства и купечества.

В современных исследованиях существуют следующие оценки политики Петра.

Одна точка зрения: Петр стремился превратить Россию в часть Европы, сделать ее такой же благоустроенной, богатой и процветающей, как Голландия и Англия.

Другая точка зрения: целью петровских реформ была

- модернизация общества,

- ликвидация отсталости страны,

- сближение России с Европой и

- превращение ее в великую мировую державу,

- создание сильного государственного аппарата,

- превращение дворянства в культурный слой, который обязан служить государству;

- развитие промышленности, преодоление экономической отсталости станы;

- создание сильной армии и флота;

- европеизация образа жизни дворян;

- развитие новой культуры, европеизация русской культуры.

В условиях того времени становление великой державой значило

- усиление центральной власти,

- обладание экономическим и военных потенциалом, позволяющим играть ведущую роль в мировой политике и вести активную наступательную внешнюю политику. Радикальные реформы были единственной возможностью спасения страны.
Петр I как государственный деятель
Петр I был сыном царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны. (его первая жена Мария из рода Милославских умерла в 1669 г. Мария – мать Федора, Софьи, Ивана и др. детей). Родился 30 мая 1672 г. Был возведен на престол в 1682 г. вместе с братом Иваном V (двоецарствие с 1682 по 1696 г. до смерти Ивана, но с 1682 по 1689 г. правительницей была Софья). Реально стал управлять страной с 1695 г.

Петр руководствовался рационалистической идеей, что государство управляет страной на основе законов и государственных учреждений. Совершенствуя законы, можно совершенствовать общество. Стоит правильно сформулировать законы, добиться точного их исполнения и можно обеспечить «общее благо». Государство должно строго регламентировать все сферы жизни людей, воспитывать верноподданных, подчиняющихся воле государя.

Интересы государства для Петра были выше других интересов. Он сам деятельно служил России. Был чрезвычайно трудолюбивым человеком, наслаждался работой, владел 14 ремесленными специальностями, мог построить самостоятельно корабль. Кораблестроение было любимым его занятием. Он считал, что все подданные обязаны верно служить государю и государству. Он был убежден, что во имя государственных интересов можно пренебречь любыми моральными нормами. Служение монарху понималось как служение России.

Роль Петра I в истории страны была огромной. Он был инициатором большинства реформ, он создал круг сподвижников - талантливых государственных и военных деятелей, которые помогали ему проводить реформы. Петр принимал непосредственное участие в преобразованиях. Он был неординарной личностью, одаренной натурой, целеустремленной, деятельной, самоотверженной, но в то же время он не признавал ценности личности, жестокими методами, вплоть до применения смертной казни, он заставлял людей исполнять его приказы. Заслугу Петра западники видели в понимании им, что фактором прогресса страны должно быть приобщение ее к человечеству.

Петр использовал насильственные методы преобразований, столкнувшись с пассивностью общества. Традиционалисты осуждали насилие и жестокость, с которой проводились реформы. Одним из тяжелейших последствий реформ были многочисленные жертвы среди населения, обнищание народа. Западники утверждали, что реформы были необходимы, жертвы неизбежны.
Петр I: личность и государственный деятель

В исторической литературе обсуждается вопрос, какие обстоятельства повлияли на становление Петра как реформатора? Историки высказали следующие суждения по этой проблеме:

  1. – Петр обладал здравым смыслом, был мужественным, эрудированным, любознательным, интересовался всем новым.

  2. Петр в отличие от брата Федора не получил глубокого богословского образования.

  3. семья Натальи Кирилловны при Федоре и Софье была отстранена от царского двора, жила в подмосковных царских резиденциях - селах Преображенском, Коломенском и других. Петр жил свободно, редко участвовал в придворных церемониях. Он не интересовался внешними формами власти. Не любил торжественные приемы. В Преображенском он занимался любимым делом. Создал потешные полки, занимался военным делом.

  4. - интерес к военному делу заставил его обратиться к немецкому опыту. В Немецкой слободе Петр познакомился со знатоками военного дела, в частности, морского. Его немецкая образованность больше соответствовала политическим и экономическим интересам России, чем богословско-греческое воспитание Федора.

  5. - необычное образование и воспитание

  6. - знакомство с немцами и голландцами в Немецкой слободе. Анисимов назвал Немецкую слободу «своеобразной моделью Европы». Немцы и голландцы ценили личную инициативу, здравый смыл, разумность в принятии решений, рационально-практическое отношение к жизни. Петр воспитывал в себе эти качества. Петр познакомился с образом жизни европейцев, с типом взаимоотношений европейцев.

  7. В Преображенском довольно резко отзывались о политике Софьи и ее министрах.

  8. Летом 1693 года Петр уехал в Архангельск - единственный морской порт России. Он заложил новый корабль. При этом сам работал топором, учился корабельному делу. С этого времени море и корабли, корабельное дело стали самой большой любовью Петра на всю жизнь. (весной 1689 г. Петр тайно от матери уехал в Переславль, где по его приказу началось строительство новых кораблей). Петр искренно стремился научиться военному и морскому делу.

  9. Интерес к европейской цивилизации, западной культуре у многих представителей правящей элиты. Если русский народ воспринимал Запад как мир антихриста, то многие государственные деятели проявляли интерес к западному опыту: науке, культуре, языкам, литературе, моде, формам досуга.

  10. К началу 90-х гг. вокруг Петра сложился круг лиц, ставших позднее его сподвижниками. Это швейцарец Франц Лефорт, шотландец Патрик Гордон, Александр Меншиков, представители знатных русских семейств – князь Б.А. Голицын, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, П.А. Толстой, Ф.Ю. Ромодановский, Т.Н. Стрешнев и другие. Они стали его главной опорой, вошло в правящую элиту. Они были энергичными, деятельными, преданы царю. Они вовремя поняли выгоду близости к молодому царю, заняли при нем положение ближайших советников и сподвижников.

  11. Осознание превосходства Запада.

  12. Идеи преобразований обсуждались правящей элитой при Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, Софье.

  13. Знакомство с европейской цивилизацией во время Великого посольства в Европу в 1697 – 1698 гг.


Идеи Петра:

  1. - идеи рационализма: Петр основывал свою политику на идеях рационализма. Люди могут сами творить свою судьбу, имеют право на счастье на земле, могут руководствоваться земными интересами, идеей своего блага.

  2. идея прогресса через насилие. Эта идея вошла в сознание европейцев в 17 в. Она влияла на политику государств.

  3. идея обязанности монарха перед подданными. Бог обязал царя владеть землями, управлять государством, заботиться о подданных. Петр считал своим долгом заботиться о безопасности государства, расширении торговли.

  4. - У Петра сложилась собственная геополитическая картина мира. Он понимал, что быстро развиваются прежде всего морские страны. Россия же заперта в огромном евразийском пространстве. Если Россия не добьется выхода к морям, она станет жертвой европейских стран. Запад в то время проявлял интерес ко всем регионам мира. В Европе сложились традиции колонизации чужих земель. Петр воспринимал Запад не только как учителя русского общества, но и как угрозу России. Свою политику он строил, исходя из представления о возможной колонизации западных и северных территорий России. Он опасался, что европейские страны могут ограничить суверенитет России, эти опасения были не мифическими, а вполне реальными. В 1670 г. немецкий философ Лейбниц предсказывал, что в будущем Россия станет колонией Швеции. Этот прогноз разделяли многие в Западной Европе. Европейцы воспринимали Россию как азиатскую, варварскую страну, лежащую за пределами европейской цивилизации. Лейбниц считал, что русским мешают нетерпимость, излишняя религиозность, невежество. В Европе считали, что власть царя в России жестокая, деспотичная, тираническая. Петр и его соратники знали, что русских называли варварами и невеждами, знали, что русских презирали в Европе, а Россию считали лакомой добычей. Петр понял, что Россию надо вывести из изоляции, она должна быть открыта для общения со всеми странами мира. Одна из основных идей Петра – идея взаимодействия России с Западом.




  1. Прошлое означало для Петра невежество, предрассудки, лень, коррупцию, безответственность, недеятельность, уклонение от службы, праздность. Петр не презирал русскую культуру, а боролся с праздностью и невежеством.




  1. Идея необходимости заимствования европейского опыта. Запад, считал он, представлял собой знание, разум, порядок. Западничество Петра означало не преклонение перед Западом, а стремление заимствовать лучший западный опыт. Он оставался убежденным русским патриотом.




  1. патриотизм, любовь к России. Из любви к России Петр много трудился, заставлял всех служить родине, воспитывал чувство патриотизма. Петр накануне Полтавы, обращаясь к солдатам, сказал: «Пришел час, когда будет решена судьба нашей страны. Именно о ней вы должны думать, именно за нее вы должны сражаться… что касается Петра, знайте, что он не цепляется за свою жизнь, лишь бы Россия жила во славе и процветании». (Уткин. С. 110).




  1. идея сильной самодержавной власти. Петр опирался на традицию сильной монархической власти. Был заинтересован в неограниченной деспотической власти, позволявшей ему использовал ресурсы страны. Он ввел новую формулу служения служение царю и отечеству, государству и родине.




  1. идея сильного государства. Для Петра было характерно государственное мышление. Был убежден, что во имя государства можно пренебречь моральными нормами. Государство самоценно, интересы государства выше интересов человека и общества. Все обязаны служить государству. Сам считал себя первым слугой государства.




  1. идея служения всех сословий и каждого подданного государю и государству. Служба должна быть осознанной обязанностью каждого подданного. На службе нужно проявлять ответственность, инициативность, самостоятельность, трудолюбие, знание дела, дисциплинированность. Для подданных служба государству не зависит от их желания.




  1. Петр разделял идеи меркантилизма. Согласно этой экономической теории, главным источником доходов государства является торговля, особенно внешняя. Капитал создается в сфере обращения. Богатство нации заключается в деньгах. Государство должно содействовать развитию торговли.




  1. Идея патернализма. Отношения монарха с подданными должны походить на отношения отца с детьми. Царь – отец своих подданных. Почему идея патернализма была обязательным элементом политического мышления монарха? Он единственный, кто знает, что нужно нарожу, его указы содержат в себе добро. Они обязательны к исполнению всеми подданными.




  1. идея законности. Петр занимался законотворчеством. Стремился все общественные отношения регулировать указами. Чтобы приучить людей соблюдать законы, он издавал указы с «гневом», которые содержали угрозы, указания на возможные репрессии. Например. «истязаны будете».




  1. Петр был религиозным человеком. Известны слова Петра: «Кто не верует в бога, тот либо сумасшедший или с природы безумный». Его отличала веротерпимость. Интересовался мировыми религиями, отрицательно относился к суевериям. Подозрительно относился к чудесам, поскольку он был прагматиком, рационалистом по мировоззрению. Презирал монахов. Дружил с иноверцами. В отличие от отца и брата, не ездил по монастырям. Петр имел репутацию безбожника, но в действительности, он верил в бога, носил крест, знал религиозные обряды. Его антицерковная политика никогда не была антирелигиозной.




  1. Петр воспринимал себя и учеником, и учителем. Он всю свою жизнь учился у тех людей, которые ему были интересны. Считал себя обязанным воспитывать русских людей. Учил не красть, не брать взятки, много работать, работать на совесть, не лгать, любить Россию. В указах он объяснял цели государства, что он делает, для чего издается указ. Воспитывал у подданных государственное сознание.




  1. Петр ценил умных, инициативных, энергичных, работоспособных, знающих. Уважал независимость мнений. Разрешал спорить с собой, высказывать свою точку зрения. Он по всей России искал талантливых людей, приглашал их на службу. Он сформировал новую плеяду государственных деятелей.


  1   2   3
написать администратору сайта