Главная страница
Навигация по странице:

Дюмеева Г.И.. Педагогическая мысль античности о воспитании


Скачать 144.5 Kb.
Название Педагогическая мысль античности о воспитании
Анкор Дюмеева Г.И..doc
Дата 22.04.2017
Размер 144.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Дюмеева Г.И..doc
Тип Документы
#1667

Педагогическая мысль античности о воспитании.


Философ

Произведения, в которых излагаются пед. идеи

Основные пед. мысли о воспитании

«+» и «-» в воззрениях философов

Конфуций

551 до н.э.-479

Древний Китай.

Трактат «Беседы и суждения».

Цель воспитания по Конфуцию- укрепление нравственности и преодоление жизненных трудностей через гуманизм и гармонизацию отношений.

Методика преподавания строилось на диалогах учителя с учениками.

Индивидуальный подход.

Преимущество отдано нравственному началу.

Демокрит.

«Фрагменты о воспитании».

Он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания.

Демокрит первый,кто поднял вопрос умственного воспитания детей.

Демокрит считал,что воспитание надо начинать с малых лет и т.п.

Квинтилиан.

«О воспитании оратора».

В обучении по Квинталиану следует придерживаться 3-х ступеней: подражание, наставление,

упражнение.

Он высказал социально-педадогические идеи о дидактике и методике обучения,воспитание

ребенка в коллективе.

Аристотель.

«Логика», «Политика» и др.

Обосновал необходимость разностороннего воспитания: физического, умственного, нравственного.

Создал возрастную периодизацию, придавал значение гос. воспитанию.

Платон.


«Протагор»

«Государство»

«Законы».

Выдвинул и обосновал идею соотношения государство и воспитания.

Платон оценивал как важнейший фундамент всей жизни человека. Провозгласил принцип всеобщего обязательного образования.

Сократ.

Он не оставил после себя трактатов и книг.

Метод Сократа ироническая- помощь учителя ученику в рождении истины.

С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании.

Цицерон.

«Об ораторе».

Идеал воспитания- совершенный оратор, художник слова, общественный деятель.

Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование.

Сенека.


«Письма на моральные темы».

Провозгласил главной задачей воспитание моральное совершенствования человека.

Нормы- основные понятия.

Плутарх.

«О воспитании».

Выдвигал идею всестороннего обучения человека в духе требований образованного римского общества.

Предполагал дать «беглое» знание тогдашних наук.



Зарождение педагогической мысли в древнегреческой философии.





Демокрит

Сократ

Платон

Аристотель

О природе ребенка

Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых, словесному воздействию, воспитанию «убеждением и «доводами», приучению к труду. В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет. 

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках -- частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители

Цель воспитания

суть воспитания Демокрит видел в том, чтобы формировать разностороннего человека, оттачивать его совершенства.


Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником 

Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. 

Содержание образования и воспитания

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество.
Вся просветительская деятельность Сократа, в том числе и педагогическая, была связана с софизмом - течением, которое предполагало ложное, абсурдное или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Сократ резко критиковал софистов за пренебрежение к истине и в споре с ними пытался восстановить истинность знания, его авторитет.



Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

 Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

Методы воспитания и обучения
Главным орудием, помогающим воспитанию, Демокрит считал упражнение. Кроме этого философ говорил о значимой роли среды общения в воспитательном процессе. В современной педагогике давно известно влияние окружающей среды на ребенка и его познавательные процессы, поэтому Демокрит в своих взглядах не заблуждался.


 В учении Сократа учитель должен был сподвигнуть воспитанника на самостоятельную добычу знаний, их анализ. Он считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет. Схема извлечения знаний из личности воспитанника была таковой: сначала нужно было разрушить все ложные представления учащегося, показать ему, как мало он знает, а затем, уже на подготовленной почве строить систему новых представлений. Каждый этап этой системы воспринимался учеником как неизбежное, новое, но близкое, растущее из собственного «Я».
В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку.

опираясь на принятое . в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Формы воспитания и обучения

Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. "Если бы дети не принуждались' к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду".

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя.







Педагогическое

новаторство

Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания: последствия его сказываются и в старости, от него зависит почти всё умственное развитие личности.

Воспитательная проблематика Демокрита тесно переплетена с остальными предметами его изучения. Педагогические вопросы рассматриваются параллельно с философией, этикой, историей, эстетикой.



Его главным дидактическим достижением можно назвать "майевтику" ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия– просуществовало более 1000 лет.

По Аристотелю, существуют три вида души: 
1. растительная (проявляется в питании и размножении); 
2. животная/волевая (проявляется в ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная (характеризуется еще мышлением или познанием). 


Возрастная периодизация и система воспитания по Аристотелю.


Периоды возрастного развития

Содержания воспитания

Задачи воспитания

До 7 лет

Ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену. Дети должны заниматься играми подходящему их возрасту, им полезно слушать рассказы и сказки, детей следует обучать речи с 5 до 7 лет «дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придеться изучать самим»


Главная задача воспитания по мнению Аристотеля, сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения

С 7 до 14 лет

Основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках

С 14 до 21 года

Юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику


Педагогическая мысль Средневекового Востока


Кто?

Где?

Когда?

Что?

Почему?

Аль-Фараби (870 – 950)-  философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой

восточной философии. Аль-Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона.

Багдаде, Алеппо, Дамаске




Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком. 
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.

Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".



Аль–бируни- средневековый среднеазиатский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.

 город 

Кят,

Хорезм

1030 г.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Ибн-Сина-  средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

Хамадан

1015-1024

В педагогических идеяхИбн Сины придается серьезное значение воспитанию и обучению детей в школе. В своей книге «Семейное хозяйство» он посвящает этому вопросу специальную главу. В разделе «Обучение и воспитание детей в школе» он говорит в первую очередь о необходимости охвата всех детей школьным обучением и проводит идею коллективного обучения, выступает против индивидуального обучения детей в домашних условиях. В программу обучения детей до 14 лет Ибн Сина включил изучение Корана, арабского языка, грамматики, стихосложения, содержательных нравоучений, физическое воспитание, начатки ремесла.

Ибн Сина придавал серьезное значение умственному воспитанию подрастающего поколения, овладению им научными знаниями. Он призывал всех, особенно молодежь, настойчиво изучать науки и стремиться к совершенству.

Омар Хайям -  персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог.

Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. ВИране Омар Хайям известен созданием самого точного из реально используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.


Нишапур











Ступени образования по Я.А. Коменскому.


Период

Возраст

Характеристика возрастного периода

Ступени

образования

Тип учебного

заведения

Содержание

образования

Детство

От рождения до 6 лет

Характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств

Дошкольное воспитание под руководством матери

Материнская школа

Первоначальные представления, живые впечатления,воспитания умеренности трудолюбия,послушания и т.п. приобщение к религии

Отрочество

От 6 до 12 лет

Характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными оргами, языком и рукой

Шестилетняя школа в каждой общине, селении, местечке

Школа родного языка

Родной язык, арифметика, геометрия, география, природоведение, свещенное писание, пение и тд.

Юность

От 12 до 18 лет

Характеризуется более высоким уровнем развития мышления

Школа или гимназия в каждом городе

Латинская школа или гимназия

Семь свободных искусств естествознании, географии

Возмужалость

От 18 до 24 лет

Характеризуется развитием воли и способностью сохранять гармонию

В каждом гос-ве или большой области

Академия

Богословие

Медицина

Юриспруденция



Дидактические принципы Я.А. Коменского.

Принцип

Содержание принципа

Принцип наглядности обучения


Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия

Принцип последовательности

Все предлагаемое учеником для усвоения надо располагать так,чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышления, и наконец, речь и руку , так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле

Принцип посильности обучения

Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей

Принцип прочности усвоения учебного

материала

Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание» не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться « в связи» . Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах

Принцип сознательности учения

Ученики с помощью учителя должны осознать , «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений

Принцип систематичности обучения

Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями итак организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом. А был бы кратко изложен в виде немногих основных положений


Характеристика четырёх периодов жизни ребенка по Ж.-Ж. Руссо.


Периоды возрастного развития

Содержание воспитания

Задачи воспитания

От рождения до 2-х лет

Грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание

Физическое воспитание

От 2-х до 12 лет (период «сна разума», когда ребенок еще не может логический мыслить)

Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному; усвоение идей частной собственности; чтение; укрепление здоровья ребенка; выполнение посильных с/х работ

Развивать внешние чувства ребенка

С 12 до 15 лет

При выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природроведение, астрономия, география. В основе методики обучения-исследования различных явлений,самостоятельное открытие научных истин,наглядность. Трудовое воспитание

Умственное воспитание

С 15 до совершеннолетия (возвращение в общество. «период бурь и страстей»)

Воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров); добрых суждений (путем изучений биографий великих людей, истории); доброй воли (посредством совершения добрых дел) половое воспитание

Нравственное воспитание


Словарная работа
1)Азбуковники – анонимные рукописные сборники статей словарного, учебного, нравоучительного и справочного характера в России, распространенные в России в 13–18 вв., прообразы первых энциклопедий. Составителями (копиистами) и читателями азбуковников были горожане низшего и среднего сословий. По содержанию подразделяются на:

- словари иностранных слов и сведений из разных областей знания;

-учебные пособия типа букварей, включающие базовые знания по арифметике, грамматике, религии, отчасти – истории и природоведению;

- воспитательно-дидактические руководства;

- смешанные.

2)Апология – защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам. В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту (обычно предвзятую).

3)Аталычество –древний обычай зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечению определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.

4)Аскеза – аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.

5)Братские школы – учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной. Европе в 16—18 вв.; создавались религиозно-национальными и просветительскими организациями — братствами. Наибольшую известность получили Б. ш., созданные на Украине и в Белоруссии (входивших в 15—17 вв. в состав Польско-Литовского государства). Б. ш. являлись одним из средств борьбы за национальную независимость и сыграли важную роль в воссоединении Украины с Россией. Б. ш. открывались как в крупных городах, так и в сельских местностях. Особенно известны Б. ш.: Львовская (основана 1586), Виленская (1585), Киевская (1615), Луцкая (1624). Они работали на основе уставов, прототипом которых был устав Львовской школы, организованной Успенским братством. Существовали начальная, средняя и повышенные Б. ш., в которых изучались славянский греческий и латинский язык (грамматика, риторика, пиитика), диалектика, музыка. Большое место занимало изучение православной религии. Иногда при школах создавались интернаты для сирот и беднейших учеников. Ректор и учителя Б. ш. выбирались на собраниях братства. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и Высшая коллегия при Киево-Печерской лавре были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 —Киево-Могилянская академия).

6)Вежество – благообразное устройство жизни и человеческих отношений.

7)Гридница – (гридня) — в древнерусской архитектуре IX—XVII веков,

- большое помещение в княжеском дворце для дружинников.

8)Дитя – ребенок, мальчик или девочка младшего возраста.

9)Домострой – (полное название — Книга, называемая «Домострой») памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

10)Домовнее строение – управление семейным хозяйством.

11)Душевное строение – учение о долге душевном или дело спасения души.

12)Запуки – приметы, предрассудки, суеверья, пустые поверья.

13)Заклички – разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл.

14)Изборник – Древнерусский рукописный сборник, содержащий отрывки текстов из разных книг.

15)Киево-Могилянская Академия – один из просветительских и научных центров восточнославянских народов XVII—XVIII веков. Она была образована в 1632 году по инициативе Киевского митрополита Петра Могилы на основе объединения киевских Братской (осн. в 1615 г.) и Лаврской (1631) школ по образцу западноевропейских гимназий академического типа. До 1694 года она именовалась Киево-Могилянской коллегией и размещалась в Киево-Могилянском Братском монастыре. В 1694 году по царской грамоте академия получила самоуправление. Кроме государственного «довольствия» средства на ее содержание выделялись также киевскими митрополитами. В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан, казаков, крестьян. При ней имелся Сиротский дом (Бурса). Академия делилась на 8 (до 1680 году — на 7) классов («школ»). После низших классов (фара, инфима, грамматика, синтаксима) ученики переходили в средние — риторики и поэтики; студенты, решившие принять духовный сан, продолжали образование в высших классах: философии (2 года обучения) и богословия (4 года). В академии преподавались астрономия, музыка, катехизис, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, латинский, древнееврейский, немецкий и французский языки, история, география, математика, экономика, медицина, архитектура, живопись, естественная история, нотное пение и другие предметы. Изначально преподавание велось на латинском языке; с 1784 года — на русском.

16)Книжник – любитель и знаток книг.

17)Мастера грамоты – в Русском государстве XIV — XIX вв. — народные учителя, самоучки, обучавшие детей и взрослых основам грамоты (чтению и письму). Мастера грамоты сыграли большую роль в распространении грамоты на Руси.

18)Мирское строение – о семейных отношениях.

19)Молодец – 1) молодой человек бравого вида, крепкого сложения, сильный; удалец; 2) для выражения одобрения, похвалы за какой-нибудь ловкий, отличный поступок, удачное действие; 3) слуга, сиделец в лавке, половой в трактире; 4) чьи-либо приспешники, охотно исполняющие приказания хозяина.

20)Монастырские школы – институт духовного наставничества в монашестве и проф. подготовки духовенства.

21)Наказание –применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.

22)Отрок – мальчик-подросток.

23)Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения.

24)Приходская школа – начальная школа при церковных приходах. Появилась после школьной реформы 1804 года; находилась в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. Ранее — приходское училище.

25)Славяно-греко-латинская Академия – первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого.

26)Секуляризация – (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.

27)Учение книжное – это не простое обучение грамоте, а преподавание наук, в тогдашнем византийском понимании термина — преподавание, дававшее серьезное, конечно по тому времени, образование.

28)Ученичество – пребывание в положении ученика.

29)Училище – название некоторых низших и средних специальных, а также некоторых высших учебных заведений.

30)Чадо – дитя, ребенок, сын или дочь.
написать администратору сайта