Главная страница

МЭиМЭО_ПЗ. Планы семинарских занятий тема Мировая экономика предмет исследования


Скачать 362 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий тема Мировая экономика предмет исследования
АнкорМЭиМЭО_ПЗ.doc
Дата29.05.2018
Размер362 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЭиМЭО_ПЗ.doc
ТипПланы семинарских занятий
#21135
страница1 из 5

Подборка по базе: 5 тема.docx, План-конспект Тема 4.doc, План-конспект Тема 4.doc.
  1   2   3   4   5

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Мировая экономика: предмет исследования

1. Понятие, предмет и функции мировой экономики. Категориальный аппарат теории мировой экономики.

2. Типы государств в мировой экономике и их сущность (с развитой экономикой, развивающиеся и с переходной экономикой; большие и малые, рыночные и командно-административные).

3. Модели современной рыночной экономики (либеральная, социально-ориентированная, социально-демократическая).

4. Промышленно-развитые страны. Страны с транзитивной экономикой. Развивающиеся страны.
ТЕСТ

1. Что является предметом курса «мировая экономика»:

а) мировое хозяйство как совокупность национальных экономик;

б) глобальная система производственно-экономических взаимосвязей между странами;

в) процессы интернационализации и глобализации.

2. Синонимом термина «Мировая экономика» является:

а) всемирное хозяйство; б) мировое хозяйство;

в) международная экономика; г) все ответы верны.

3. Методология курса «Мировая экономика»:

а) анализ; б) системный подход;

в) функциональный анализ; г) исторический подход;

д) все ответы верны; е) верно а) и б).

4. Мировая экономика – это:

а) совокупность национальных хозяйств развитых стран;

б) совокупность национальных хозяйств государств, объединенных в экономические блоки;

в) совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений;

г) совокупность национальных хозяйств государств, объединенных едиными экономическими интересами.

5. Субъектами мировой экономики выступают:

а) государства со своими народнохозяйственными комплексами;

б) ТНК и ТНБ;

в) международные экономические, финансовые организации и институты;

г) физические и юридические лица;

д) все ответы верны.

6. Объективные основы формирования мирового хозяйства – это:

а) географическое положение стран;

б) международное разделение труда;

в) географическое положение стран и международное разделение труда;

г) необходимость рационального ведения мирового хозяйства в условиях ограниченности ресурсов.

7. Что не является характеристикой мировой экономики:

а) целостность; б) иерархичность;

в) автаркия; г) структурность.
Тема 2. Этапы развития мирового хозяйства

1. Основные этапы развития мировой экономики. Черты и структура мировой экономики.

2. Подсистемы мировой экономики. Субъекты мировой экономики.

3. Система национальных счетов. Основные показатели международных экономических сопоставлений (ВВП, ВНП, ВВП на душу населения, ИРЧП).

4. Факторы и тенденции развития мировой экономики.

5. Основные центры мировой экономики: тенденции изменения соотношения сил.

6. Уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве.
ТЕСТ

1. Выделите все этапы развития мировой экономики:

а) рабовладение, феодализм, капитализм;

б) середина XV – середина XVІІ вв.; конец ХІХ – начало ХХ вв.; 20–30-е гг. ХХ в.; 40–80-е гг. ХХ в., 90-е гг. ХХ в. – начало ХХІ в.;

в) ХІІ–XV вв.; XVI–XVII вв.; XVIII–XIX вв.; XX в. – начало XXI в.

2. Ведущее место в системе мирохозяйственных связей занимает:

а) международная миграция рабочей силы;

б) обмен в области науки и техники;

в) движение капиталов и зарубежных инвестиций;

г) международная торговля товарами и услугами.

3. Основные показатели развития мировой экономики:

а) валовой мировой продукт;

б) ВВП на душу населения;

в) паритет покупательной способности;

г) индекс развития человеческого потенциала;

д) все ответы верны.

4. Современные тенденции развития мировой экономики:

а) интернационализация;

б) либерализация;

в) транснационализация производства и капитала;

г) глобализация;

д) все ответы верны.

5. Выберите наиболее полную характеристику открытой экономики:

а) ликвидация государственной монополии внешней торговли, использование принципа сравнительных преимуществ, различные формы совместного предпринимательства, создание СЭЗ, конкуренция, интегрирование в мировое экономическое пространство;

б) ликвидация государственной монополии внешней торговли, использование принципа абсолютных преимуществ, участие в совместных предприятиях, конкуренция, участие в СЭЗ;

в) антипод автаркии, отказ от самообеспечения, признание принципов мирового рынка, участие в различных формах международных экономических отношений.

6. Факторы, влияющие на открытость экономики:

а) уровень развития международных экономических отношений;

б) объем внутреннего рынка страны, уровень ее экономического развития;

в) наличие в стране торговых льгот, протекционистских мер.

7. Комплексный показатель открытости экономики:

а) экспортная квота;

б) импортная квота;

в) внешнеторговая квота;

г) ВВП на душу населения.

8. Сальдо торгового баланса будет положительным, если:

а) экспорт страны большой;

б) страна ввозит товаров меньше, чем вывозит;

в) страна вывозит товаров меньше, чем ввозит;

г) страна ввозит товаров больше, чем вывозит.

9. Дефицит торгового баланса страны существует, если:

а) страна продает товары за рубеж большей стоимости, чем приобретает оттуда;

б) страна покупает за рубежом товары большей стоимости, чем туда продает;

в) страна больше вкладывает капитала за рубеж, чем оттуда получает;

г) государственные расходы превышают налоговые поступления.

10. По каким показателям можно сравнивать страны с разной степенью открытости экономики?

а) по объемам валового продукта;

б) по размерам ВВП, вывезенного за границу;

в) по доле экспорта и импорта в ВВП.
Тема 3. Международное разделение труда и его формы

1. Понятие и сущность международного разделения труда (МРТ).

2. Классификация международного разделений труда. Международная специализация производства, ее виды и направления.

3. Сущность, признаки и формы международного кооперирования производства.

4. Понятие экспортной и импортной квот. Особенности в развитии МРТ.
Задания

1. Дайте письменные ответы:

– докажите развитие МРТ в Вологодской области (первое документальное свидетельство (год), с какими событиями связано?);

– при соблюдении каких трех главных условий возможно участие страны в международном разделении труда?

– приведите примеры стран (продукции, товаров, услуг), участвующих в межотраслевой специализации;

– перечислите характерные признаки международного кооперирования производства;

– дайте определения: «импортная квота», «экспортная квота».

2. Заполните таблицу «Классификация международного кооперирования производства в соответствии с основными принципами»:

Принципы классификации

Характер кооперации

По функциональным видам деятельности




По стадиям воспроизводственного процесса




По структуре связей




По числу субъектов (участников)




По числу объектов (областей деятельности)




По формам организации сотрудничества




По территориальному охвату





3. Заполните таблицу «Показатели участия страны в международном разделении труда»:

Показатель

Формула расчета

1. Мировая экспортная квота




2. Относительное изменение мирового экспорта




3. Экспортная квота страны




4. Импортная квота страны




5. Коэффициент относительной экспортной специализации





Рассчитайте экспортную квоту Российской Федерации за 2005 и 2010 гг. Сделайте выводы.

Рассчитайте импортную квоту Российской Федерации за 2005 и 2010 гг. Сделайте выводы.

4. Письменно охарактеризуйте современные особенности в развитии международного разделения труда.

5. Подготовьте доклад на тему «Российская Федерация в международном разделении труда».
ТЕСТ

1. Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности  это:

а) международная интеграция;

б) международное кооперирование;

в) международное разделение труда;

г) международная концентрация производства.

2. Базовой категорией, лежащей в основе возникновения, формирования и развития мирового хозяйства, является:

а) глобализация; б) международная интеграция;

в) транснационализация; г) международное разделение труда.

3. Международное разделение труда предполагает неразрывную связь двух процессов:

а) международной специализации и интеграции;

б) международной интеграции и кооперирования;

в) международного кооперирования и глобализации;

г) международной специализации и кооперации.

4. В классификацию международного разделения труда входит:

а) общее МРТ; б) частное МРТ;

в) единичное МРТ; г) все ответы верны.

5. Участие страны в МРТ возможно при следующих условиях:

а) природно-ресурсный потенциал;

б) выгодное экономико-географическое положение;

в) развитые средства и предметы труда;

г) дешевая рабочая сила;

д) наличие ниш на рынках сбыта за пределами страны;

е) все ответы верны.

6. Побудительным мотивом участия страны в МРТ является:

а) передел сфер влияния между странами;

б) получение экономических выгод;

в) доступ к источникам сырья и энергии;

г) получение доступа к новым технологиям и знаниям.

7. Международное разделение факторов производства  это:

а) сосредоточение отдельных факторов производства в различных странах, являющееся предпосылкой производства ими определенных товаров;

б) необходимость и возможность повышения экономической эффективности производства той или иной продукции;

в) необходимость и возможность повышения производительности труда;

г) стремление стран наиболее эффективно использовать природные ресурсы.

8. Международная специализация производства  это:

а) форма международной интеграции;

б) форма глобализации;

в) одно из направлений интернационализации хозяйственной жизни;

г) форма международного разделения труда.

9. Международная специализация развивается по направлениям:

а) государственному и частному;

б) экономическому и социальному;

в) географическому и экономическому;

г) производственному и территориальному.

10. Дания и Нидерланды специализируются на производстве сельскохозяйственной продукции (мясомолочной)  это:

а) межотраслевая специализация;

б) внутриотраслевая специализация;

в) межстрановая специализация;

г) территориальная специализация.

11. Тракторостроение в США и Канаде специализируется на производстве колесных и гусеничных тракторов большой мощности, в Великобритании  средней, Германии  малой мощности. Это пример:

а) подетальной специализации;б) предметной специализации;

в) постадийной специализации; г) все ответы верны.

12. В каком случае обязательно возникнут кооперационные связи между производителями:

а) при межотраслевой специализации;

б) при предметной специализации;

в) при подетальной или постадийной специализации;

г) в других случаях.

13. Основным показателем участия страны в международном разделении труда является:

а) экспортная квота; б) валовой внутренний продукт;

в) импортная квота; г) валовой национальный продукт.

14. Импортная квота страны свидетельствует о:

а) степени зависимости внутреннего потребления и производства страны от внешнего мира;

б) доле импорта во внешнеторговом обороте страны;

в) соотношении импорта к экспорту;

г) превышении импорта над экспортом.

15. В производимых в Юго-Восточной Азии часах до 50 % электронной начинки выпускается в Беларуси. Это:

а) международное подрядное кооперирование;

б) межотраслевая специализация;

в) постадийная специализация;

г) нет правильного ответа.

Тема 4. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства

1. Роль природных ресурсов в современной экономике. Проблема истощения ресурсов.

2. Горючие ископаемые, металлические руды, химическое сырье, строительные материалы.

3. Почвенные и агроклиматические ресурсы. Земельный фонд. Почвы. Плодородие почв. Проблема опустынивания.

4. Ресурсы пресной воды. Роль и запасы воды.

5. Лесные ресурсы. Распределение лесных площадей. Хозяйственное значение лесных ресурсов.

6. Ресурсы Мирового океана.

7. Современная конъюнктура рынков минеральных ресурсов. Мировой рынок энергоресурсов (нефти, нефтепродуктов, газа).
Задания

  1.  «Дешевизна российских ресурсов – оборотная сторона их высокой рисковости. Иными словами, российские ресурсы кажутся дешевыми, только если не принимать в расчет риски, связанные с получением доходов на российском рынке». Как вы можете прокомментировать это утверждение? Согласны ли вы с ним?

2. В наши дни обострилась проблема удержания странами факторных преимуществ. Какие тенденции в развитии мировой экономики обесценивают факторные преимущества стран, несут в себе угрозу их потери, способствуют преодолению барьера физической редкости природных ресурсов?

3. Авторы доклада Римского клуба «Пределы роста» (1972 г.) полагали, что приостановка роста населения и резкое сокращение потребления сырья могут избавить человечество от таких бедствий, как массовый голод, перенаселение и загрязнение окружающей среды в крупных масштабах.

Оцените идеологию этого документа с позиций теории Хекшера – Олина, расширив границы анализа за счет эффектов международной торговли. Какие явления в развитии национальных и международной экономик за истекшие 30 лет можно рассматривать «за», а какие – «против» этой идеи ограничения использования ресурсов в целях общественного благосостояния.

4. Страна, имеющая постоянные сравнительные преимущества в производстве сырья, может достичь высокого уровня дохода без увеличения доли промышленности в общем выпуске продукции. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите аргументы в защиту вашей точки зрения.

5.Аргентинский экономист Р. Пребиш считал, что любое относительное падение цен на товары развивающихся стран приводит к ухудшению условий их торговли и переводу их реального дохода в развитые страны. Прокомментируйте это суждение с позиций известных вам теорий международной торговли.

6. Развивающиеся страны пользуются преференциальным режимом на рынках многих экономически развитых стран. В то же время совокупный ущерб развивающихся стран от дискриминации их товаров со стороны развитых стран исчисляется десятками миллиардов долларов в год. Какое объяснение вы дадите этому явлению?

7. Какие аргументы в пользу внешнеторгового протекционизма характерны для развивающихся стран, которые в большей степени, чем развитые страны, защищают свои внутренние рынки от иностранной конкуренции?

8. В последние годы сократилась роль мировых цен на сырье в формировании экспортных доходов развивающихся стран. Экономика этой группы государств в меньшей степени, чем прежде, зависит от колебания цен на мировых рынках сырья. В то же время лишь 27 стран из 103 стран – типичных представителей группы развивающихся – смогли преодолеть сырьевую зависимость экономики и экспорта и обеспечить экономический рост на основе развития отраслей промышленного производства. Чем вы объясните такую консервативность отраслевой и экспортной структуры развивающихся стран по отношению к внешним факторам?

Тема 5. Человеческие ресурсы в мировой экономике

1. Основные аспекты демографического развития мира. Оценки демографической ситуации развития мира. Взаимосвязи экономического и демографического роста.

2. Демографическая политика. Планирование семьи: стимулирование или снижение рождаемости.

3. Трудовые ресурсы мирового хозяйства. Качество трудовых ресурсов: физические качества, общий уровень образования, грамотность.

4. Использование рабочей силы. Формы и характер занятости в развитых странах.

5. Использование трудовых ресурсов в развивающихся странах. Безработица в странах с переходной экономикой.

Задания

1. Страна производит трудоемкую мебель и требующую интенсивного использования капитала бытовую технику. Допустим, что существенная часть трудовых ресурсов перемещается в производство экспортного товара, которым является мебель. Определите:

а) если это Беларусь, малая открытая экономика, какое воздействие подобный сдвиг окажет на соотношение объема производства обоих товаров?

б) если это Россия, большая открытая экономика, как подобный сдвиг повлияет на мировое предложение обоих товаров?

в) каково влияние роста экспорта мебели на условия торговли страны?

г) что произойдет, если подобное расширение производства мебели наблюдается у торгового партнера страны?

д) что произойдет с ценами и условиями торговли, если расширится предложение капитала, который интенсивно используется в производстве бытовой техники?

2. В странах Аи Вимеются два фактора производства – труд и капитал. Обе страны производят два товара Х и Y. Технология для обеих стран одинаковая. X – капиталоемкий товар, А – капиталоизбыточная страна. Какой эффект на условия торговли и благосостояние двух стран окажут: а) рост предложения капитала в стране А; б) рост предложения труда в стране А; в) рост предложения капитала в стране В; г) рост предложения труда в стране В.

3. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, отъезд молодого ученого за рубеж на постоянное место жительства обходится стране в 300 тыс. долл. Масштабы ежегодных прямых потерь России от выезда высококвалифицированных специалистов Комиссия по образованию Совета Европы оценивает в 50 млрд долл. Определите:

а) каковы причины и последствия «утечки умов» из России?

б) можно ли это явление трактовать как экспорт Россией относительно избыточного фактора производства?

в) следует ли регулировать этот процесс? если да, то какими средствами?

4. В начале 1990-х гг. средняя заработная плата в Мексике составляла 1/5 часть от национального уровня оплаты труда в США. Определите:

а) какие формы внешнеэкономических связей США и Мексики, входящих в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), обусловлены этим обстоятельством?

б) каково влияние этих связей на динамику и структуру внешней торговли Мексики, состояние ее платежного баланса и обменного курса мексиканского песо, а также на динамику национального уровня оплаты труда в этой стране?

в) какие теории международной торговли могут быть положены в основу ваших ответов на поставленные выше вопросы?
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта