Главная страница
Навигация по странице:

Понятие товарного рынка


Скачать 47.55 Kb.
Название Понятие товарного рынка
Анкор Понятие товарного рынка.docx
Дата 22.09.2017
Размер 47.55 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Понятие товарного рынка.docx
Тип Документы
#10456

Понятие товарного рынка

Рынок - категория экономическая. Экономическая теория выработал следующие подходы:

1. Объектный подход - Рынок понимается как определенная сфера обращения товара.

2. Субъектный подход - Рынок- это институт, обеспечивающий совершение сделок покупателем и продавцом.

3. Территориальный подход - Рынок - это определённая территория, на которой совершаются сделки.

Понятие структуры рынка


Структура рынка - это характеристика конкретного рынка по следующим количественным и качественным параметрам.

1) Количество и размеры долей хозяйствующих субъектов.
2) Степень сходства или отличия товаров различных хозяйствующих субъектов.
3) Барьеры на входе и выходе с рынка.

4) Доступность рыночной информации.
Типы, структуры рынка.
1. Совершенная конкуренция.
2. Монополистическая конкуренция.

3. Полигополия.
4. Монополия.

 
Товарный рынок

Определение дано в законе (ФЗ «О защите конкуренции»).

Товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.


Антимонопольные органы проводят анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Чтобы определить степень концентрации на конкретном рынке

Чтобы наметить возможные формы и методы воздействия на ХС, действующих на этих рынках

 

Этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды

1.                   Определение временного интервала исследования товарного рынка (перспективный, ретроспективный).

2.                   Определение продуктовых границ товарного рынка.

3.                   Определение географической границы.

4.                   Определение состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

5.                   Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

6.                   Определение уровня концентрации товарного рынка.

7.                   Определение барьеров входа на товарный рынок.

8.            Определение состояния конкуренции на рынке.

Что является источником информации для проведения анализа и оценки конкурентной среды?

Информация, получаемая от органов статистики

Сведения об объёмах производства и реализации, предоставляемые непосредственно ХС

Информация, получаемая от покупателей - физических и юридических лиц

 

За какой период будет анализироваться конкурентная среда?

Как правило, это год. Но может быть и за 2 года.

Функции рынка:

  • коммерческая, так как торговцы получают прибыль от ведения ϲʙᴏей деятельности;

  • ценообразующая, что выражается в формировании цен на товары под влиянием спроса и предложения;

  • информационная – рынок предоставляет сведения о производителях и торговцах, о товаре и товарных сделках;

  • регулирующая – рынок определяет виды и объемы заказов, качество и внедрение результатов деятельности;

  • коммуникационная – рынок позволяет устанавливать контакты между предпринимателями на условиях открытости, равенства, регулярности, известности и в установленных общепринятых формах, причем для более развитого рынка ϲʙᴏйственны разнообразные формы сотрудничества на биржах, выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях, брифингах, конференциях;

  • социокультурная, поскольку применение маркетинга в бизнесе повышает культурный уровень предпринимателя, кᴏᴛᴏᴩый использует в ϲʙᴏей работе научные данные;

  • санирующая – выигрывают наиболее предприимчивые и эффективно работающие, а недобросовестные и неэффективные уходят с рынка.

Рынок – институт или механизм, кᴏᴛᴏᴩый ϲʙᴏдит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара. Взаимодействие участников товарного рынка обеспечивается его инфраструктурой (транспортные и складские компании, информационные агентства, консалтинговые фирмы и т. д.), но качество ϶ᴛᴏго взаимодействия зависит не только от уровня развития инфраструктуры, но и от степени государственного воздействия на данный рынок.

По законодательству товарным рынком будет сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории и отсутствия ϶ᴛᴏй возможности за ее пределами (Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

В НК рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения данных товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.

Товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые особенности (например, рынок лазерных принтеров), географические границы (например, рынок Москвы), субъектный состав, объем товарных ресурсов и т. д.

Организованный рынок – ϶ᴛᴏ сфера отношений по определенным правилам, в основном сформулированным тем субъектом, кᴏᴛᴏᴩый его организовал, например товарная биржа, аукционный дом, ярмарка. К неорганизованным рынкам можно отнести все остальные сферы торговли, не отвечающие данному признаку.

 Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

 

Значение понятия «конкуренция».
1. Цель антимонопольного законодательства и критерии его эффективности - это защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

2. Ограничение, устранение и недопущение конкуренции - это противоправные и наказуемые деяния.

3. Сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции.

4. Условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

Например, субъектам может быть отказано в осуществлении сделки по слиянию, если это может привести к ограничению конкуренции.

Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commercium» – «торговля».

Предмет коммерческого права – регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по купле-продаже объектов торгового оборота. Предмет коммерческого права – коммерческая (торговая) деятельность как один из видов предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, кᴏᴛᴏᴩая направлена на получение прибыли в результате торговых сделок. Под торговой деятельностью следует понимать последовательность взаимосвязанных между собой действий по продвижению товара от производителя к потребителю.

Метод правового регулирования – способы и приемы регулирования отношений между субъектами сучетом отличительных черт предметов правового регулирования. Стоит сказать, для коммерческого права характерен в большей степени диспозитивный метод регулирования торговых отношений.

Диспозитивный метод регулирования подразумевает:

  1. равенство по отношению друг к другу участников торговых отношений;

  2. возможность выбора участниками торговых отношений вариантов ϲʙᴏих действий в процессе организации торговой деятельности;

  3. возможность включения в договоры обязательств по взаимному усмотрению сторон.

Для некᴏᴛᴏᴩых отношений, кᴏᴛᴏᴩые регулируются коммерческим правом, характерен императивный метод. Стоит заметить, что он предполагает наличие между субъектами отношений власти и подчинения, а также наличие правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые обязательны для исполнения. Императивным методом, к примеру, регулируется торговая деятельность в государственной сфере. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в коммерческом праве в качестве метода правового регулирования могут быть использованы как диспозитивный, так и императивный метод, однако с преобладанием диспозитивного.

Принципы коммерческого права:

  1. признание равенства участников коммерческих отношений, кᴏᴛᴏᴩые регулируются гражданским законодательством;

  2. неприкосновенность собственности;

  3. ϲʙᴏбода договора;

  4. запрет на произвольное вмешательство какого-либо в частные дела коммерсанта;

  5. беспрепятственное осуществление гражданских прав;

  6. восстановление нарушенных прав;

  7. судебная защита нарушенных прав;

  8. дозволенная направленность частноправового регулирования.

Конституция Российской Федерации - важнейщих источник конкурентного права


Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых всоответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.

В Конституции РФсодержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности необходимо отметить следующие положения:

-  гарантируются единство экономического пространства, свободное  перемещение  товаров,  услуг  и  финансовых средств,  поддержка конкуренции (ст. 8);

-  вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

-  определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. «ж» ст. 71);

-  не допускается установление таможенных границ,  пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.).

Антимонопольное законодательствоосновывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации.

Понятие антимонпольного законодательства


Антимонопольное законодательство - это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определеныКонституцией РФ, ст. 8 которой закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 Конституции РФ на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.

Среди международных актов в сфере конкурентного права можно выделить следующие нормативные правовые акты:

Соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами - участниками СНГ 12 марта 1993 г.,

- Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, заключенный в развитие Соглашения25 января 2000 г., двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с правительствами иностранных государств.

Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права


Статья 10 ГК РФсодержит запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции,  в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Помимо специального законодательства нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 Закона РФ «О недрах», ст. 32 Закона о банках, ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст. 15, 17, 20 Закона о связи и другие акты.

Наряду с законами конкурентные отношения могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В качестве примера приведем: постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (далее -реестр), приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», приказ МАП России от 31 марта 2003 г. № 86, которым утверждены Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые Федеральным законом «О защите конкуренции», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Уровни антимонопольного законодательства в Российской Федерации


Уровень антимонопольного законодательства:

- федеральный (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ)

- на уровне субъекта РФ - в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения

Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.
На уровне муниципальных образований.
Могут оказывать влияние на действие локальной монополии.

К ведению м/о отнесены организации, содержащие развитие муниципального тепло- и водоснабжения.

Содержание, цели и задачи курса.


Регулирование конкурентных отношений, складывающееся на тов. рынках и рынках фондовых бумаг, известно праву всех промышл. развитых стран.

Основная цель зак-ва и практики государств с рыночной экономикой, кот. преследуется при регулировании этих отношений состоит в том, чтобы в условиях свободного предпринимательства обеспечить макс.-эффект. использование механизмов поддержания свободной конкуренции, предотвратить факты недобросовестной конкуренции для защиты законных прв и интересов как производителей, так и потребителей. Каждому гос-во гарантирует возможность вести бизнес в зак. рамках не злоупотребляя свободой.

В условизя существ. тнденции к монополизации рынка, осуществление права на своб. конкуренцию неизбежно наталкивается на сложившиеся в результате монополизации, препятствия. Это вынуждает гос-во непосредственно вмешиваться в процесс монополизации и пресекать его путем создания спец. норм. актов, регламентирующих конкуренцию,, предписывающих правила игры и получивших «названия «Антитрестовского законодательства» или «зак-ва по пресечению ограничительной хоз. деятельности».

Разработка и проведение антимонопольной политики явл. одной из важнейших функций нашего государства. Сейчас целями антимонопольной политики явл.:

Формирование единого экономического и правового пространства;

Обеспечение экон. свободы ПД;

Создание конкурентной среды.

Эти цели реализуются с помощью укрепления антимонопольного контроля за эконом. концентрацией; предовращения организации монопольных структур на тов-х и фин. рынках; предупреждения антиконкурентынх соглашений; преодоления админ. барьеров и т.д.

Основная цель курса – изучение матер.-проц. норм, регулирующих конкурентные и связ. с ним отношения, в т.ч. регулирующие и определяющие:

- структуру рынка;

- порядок определения доминирующего положения;

- прав. положение Sов конкуренции и монополий; антимоноп. орг-ов;

- отв-ть за нарушение соотв. з-ва;

- порядок предъявления антимон. органами исков в суд, из участие в суд. процессе;

- порядок обжалов. решений и предписаний антимон. орг-в и др. вопросы.

Категория «конкуренция» в системе рыночных отношений.

В литературе существует многообразие понятий «конкуренция». Сам термин происходит от лат. слова «сталкиваться». В экон. литературе преимущ. положение занимает определение, касающееся поведения Sв рынка. В словаре Брокгауза конкур. – соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели, конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключ. обладание то или иное благо, поэтому конкурениция всегда имеет характер борьбы.

Адам Смит впервые доказал, что конкуренция уравнивая нормы прибыли приводит а оптимальному разделению труда и капитала и поредил 5 основных условий финансирования кнкурнции:

конкурентиы должны действовать назвисимо, п не в сговоре;

число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) д.б. достаточным чтобы исключить экстраординарные доходы;

экон. суб-ты должны обладать необход. знаниями о возможностях рынка;

должна присутствовать свобода действовать в соотв. с этим знанием;

необходимо выждать время, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию из владельцев.

По его мнению сущность конкуренции предст. совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективы.

В начале ХХ в. взгляды на конкуренцию, ее роль в экономике изменились. Критике подверглась модель «совершенной» конкуренции, т.к. в то время она уделяла внимание только одному виду (ценовой конкуренции). Игнорировались роль инноваций, игнорировалось воздействие ч-ва, направленное на развитие и поддержку конкуреции.

В ХIХ в. монополия и конкуренция рассматривалась как противоположности. В нач. ХХ в мнение изменилос. Введено понятие « монополистическая» конкуренция и эти термины др. друга не взаимоисключают. В США в сер. ХХ в. понятие «конкуренции» ассоцииров. с наличием на рынке большого числа независ. покупателей и продавцов и возм-ю для них свободно выходить на рынок и покидать его.

В 70е г.г. ХХ в в качестве концептуальной основы подхода к понятию сущности конкуренции стала рассматриваться проблема распределения в мире огранич-х производственных ресурсов и борьбы за их эффективное использование.

В условиях значительного опережения возможностей производства относительно спроса был принят новый метод борьбы за свои конкурентные преимущества - концепция маркетинга. Их представители считают, что конкуренция – жто поведение компаний, направл. на борьбу за деньги потребителей и их мах-е удовлетворение. Все большее значение пробртает изучение потребительского поведения и борьбы за его удовлетворение.

Конкурентным явл. такой рынок, где контролирующими выступают интересы потребителей, а фирмы ведут борьбу за огранич. объем из платежеспособного спроса.

Действ. ФЗ от 26.06.06. № 135 «О защите конкуренции» дает след. опред. конкуренции. Это соперничества хоз-х суб.-ов при кот. самостоятельными действиями каждого из них исключаются или ограничив. возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соотв. тов-ом рынке.

Факторы, усиливающие конкурентное поведение суб-ов рынка.

Факторы:

диверсификация предпринимательства крупных компаний;

развитие новых технологий, опережающие развитие НТП;

увеличение числа малых и средних фирм, повышение эффективности их функционирования;

выравнивание размеров и возможностей действительных на рынке компаний;

увеличение числа конкурентов в условиях глобализ. и интернационализации. рынков, либерализ. межд. торговли региональной интеграции;

сокращение жизн. цикла товаро;

рост благосостояния потребителй, что позволяет с низкими затратами переключать его с продукции одного производителя на продукцию др.

устойчивое расширение рыночного спроса благодаря эк. и политической стабильности в мире;

сегментация рынков, «формирование» рын. ниш и развитие целевой аудитории потребителей;

активное потребительское поведение становится мощной конкурентной силой;

проведение гос-вом конкурентной и антимоноп. политики.

Зарубежными учеными поднимаются в последние годы проблема неоднозначности преимуществ. конкуренции для различных институтов общества и суб-ов рынка. Существуют 2 т. зр.: одни считают, что отрасль с чистой кокуренцией может мешать применению лучшей производ. техники и в итоге замедляет темп технического прогресса. Другие док-ют, что единственная возможность получить положительную прибыль – это добиться подавл. превосходства в инновациях.

Каждый по своему правы в зависимости от отрасли. Общее мнение, что конкуренция по сути эффективна и целесообразно.

Тема 1

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ИСТОЧНИКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

1. Понятие и предмет коммерческого права

Коммерческое право — относительно новая дисциплина в системе подготовки юридических кадров, по содержанию которой, да и по названию, еще ведутся дискуссии среди ученых-правоведов. Коммерческое право можно назвать спецкурсом в гражданском праве, так как оно более глубоко изучает отдельную, специфическую область общественных отношений, регулируемых гражданским правом.

Рассматривая коммерческое право как один из разделов правоведения можно сказать, что:

- коммерческое право является подотраслью гражданского права, входит в обширную систему частного права;

- коммерческое (торговое) право является специальным правом, учитывает особые потребности и интересы торгового оборота и соотносится с гражданским правом как частное с общим;

- коммерческое право является правом коммерсантов, то есть одной из сторон в торговой сделке, регулируемой коммерческим правом, является предприниматель.

Из этого следует, что коммерческое право как подотрасль гражданского права является специальным частным правом коммерсантов.

В отношении сделок купли-продажи между лицами, которые не являются предпринимателями, применяется общее гражданское право. Торговые сделки, в которых хотя бы одной стороной является предприниматель, регламентируются коммерческим правом.

Что же является предметом коммерческого права?

Предметом коммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок.

По определению известного российского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей»[1].

В более узком смысле под торговлей понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений, напротив, для производственной деятельности характерным является именно внесение изменений в природные объекты с целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворения потребностей человека.

В дореволюционной России торговое право успешно развивалось, как и во многих европейских странах. В то же время тогда не стоял вопрос о выделении торгового права из гражданского.

В настоящее время в ряде стран Торговый кодекс выделен в самостоятельный законодательный акт {Франция, Германия, США, Япония), а в ряде стран нормы торгового права включены в Гражданский кодекс (Италия, Нидерланды), но все это не принижает значения коммерческого (торгового) права как самостоятельного учебного курса.

Хотя коммерция (торговля) является одним из видов предпринимательской деятельности, в условиях развивающегося рынка на основе признания максимальной свободы договора она в большей степени регулируется гражданско-правовыми методами. Исходя из этого, российский законодатель пошел по пути включения норм, регулирующих торговые правоотношения, в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Соответственно принципы гражданского права действуют и в коммерческом праве: равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договоров, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита прав.

Кроме того, коммерческому праву характерны и другие принципы:

- получение прибыли как цель коммерческой (торговой) деятельности;

- государственный контроль за торговой деятельностью.

В то же время часть правоотношений, изучаемых в курсе коммерческого права, регулируется нормами административного, финансового, банковского, предпринимательского права с использованием как частноправовых, так и публично-правовых методов, что близко к методу предпринимательского (хозяйственного) права. При рассмотрении вопросов коммерческой деятельности важно определить существо правоотношений, возникающих из конкретных юридических фактов.

2. Торговое законодательство России

Торговое законодательство является источником торгового права. Если коммерческое (торговое) право как подотрасль права представляет собой совокупность норм по регулированию торговых отношений, то торговое законодательство - это совокупность нормативных актов, в которых содержатся такие нормы.

Это законодательство, регулирующее отношения, возникающие из торговых сделок, в том числе и преддоговорные отношения.

Торговое законодательство постоянно развивается, что определяется условиями переходного периода. Становление и развитие рынка требуют разработки и юридического закрепления новых форм ведения коммерческой деятельности. Вместе с тем некоторые принципиальные положения нормативного регулирования коммерческой деятельности остаются неизменными. К ним, в частности, относится то, что торговое законодательство носит в основном федеральный характер, нормы торгового права содержатся, как правило в федеральных законах и иных актах.

В то же врёмя решение некоторых вопросов правового регулирования коммерческой деятельности может передаваться федеральными законами субъектам Федерации. Так, в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривается, что вопросы его поддержки за счет средств субъектов РФ решаются законодательством этих субъектов. Кроме того, субъекты РФ имеют возможность воздействовать на коммерческую деятельность, решая вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Характерной тенденцией является стремление субъектов РФ расширить свою компетенцию в области законодательства. Нередко отдельные субъекты РФ издают нормативные акты по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации. В некоторых случаях между Федерацией и ее субъектами заключаются договоры, предусматривающие передачу на решение субъектам Федерации отдельных вопросов, относящихся к ее ведению, в том числе вопросов, связанных с регулированием хозяйственной деятельности. В результате такой практики компетенция различных субъектов Федерации по изданию актов торгового законодательства становится неодинаковой.

3. Конституционные основы коммерческой деятельности

Конституция РФ - правовая основа развития торгового законодательства.

В Конституции РФ заложен концептуальный подход к предпринимательской, в том числе и торговой деятельности, как к сфере господства частных интересов, потому что имущественные отношения государства и предпринимателей рассматриваются как отношения равноправных партнеров (ст. 8).

Имущественная независимость граждан закреплена в ст. 35. Она, как важнейшее условие создания рыночной среды, означает также равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота.

Конституционный статус предпринимателей, независимо от того государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какой области или республики осуществляется коммерческая деятельность, должен быть единым. Это подтверждается еще и тем, что регулирование гражданских отношений, установление правовых основ единого рынка отнесено к компетенции Российской Федерации.

Статья 8 гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ относит возможность предпринимательства к правам граждан.

Конституционные ограничения предпринимательства связаны только:

- с недопущением монополизации и недобросовестной конкуренции;

- с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

4. Источники коммерческого права

Учитывая, что коммерческое право - сфера частноправового регулирования, основным для него является Гражданский кодекс Российской Федерации. Принятие первой, а затем и второй частей ГК РФ позволило улучшить частноправовое регулирование коммерческой деятельности, хотя и не затронуло публично-правовые аспекты торгового законодательства.

Гражданско-правовые нормы других законов должны соответствовать ГК РФ. Это требование закрепляет основные принципы регулирования, однако, развитие рынка, торговой деятельности не допускает застоя в нормотворчестве. На практике принимаются новые законы, нередко противоречащие отдельным нормам ГК РФ.

Следующими по иерархии нормативными актами являются указы Президента РФ, издаваемые в целях оперативного развития законов. В условиях стремительного расширения рыночных отношений количество издаваемых указов довольно велико, поэтому происходит некоторое принижение роли законов.

Например, Указ Президента от 24 декабря 1994 г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)», устанавливающий предельный 3-хмесячный срок осуществления платежей при передаче товара, ограничивает свободу сторон договора при определении условий о сроках и порядке оплаты поставленного товара, предусмотренную Гражданским кодексом РФ.

Следующий вид нормативных актов, регулирующих торговую деятельность - постановления Правительства РФ. Они издаются на основании и во исполнение законов и президентских указов. Правительство РФ утверждает определенные правила торговой деятельности, регулирует опросы оперативного характера.

Немалое значение в регулировании коммерческой деятельности имеют ведомственные нормативные акты, особенно акты таких органов, как Минторг, Госкомцен и других. Количество этих актов настолько велико, что не всегда представляется возможным их все отследить. Большую помощь в работе с этими нормативными актами оказывают справочные правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и другие.

Органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований издают нормативные акты по вопросам организации торговли на своей территории, по контролю за торговой деятельностью.

Для регулирования коммерческой деятельности используются также локальные нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями. К числу актов, утверждаемых учредителями, относятся учредительные договоры и уставы организаций. Учредительный договор и устав организации являются основными документами, определяющими порядок организации и деятельности конкретного предприятия. Локальные нормативные акты принимаются организациями для определения прав и обязанностей своих подразделений, регулирования внутрихозяйственных отношений, установления внутрифирменных норм и нормативов, планирования своей деятельности.

В ряде случаев в законодательстве определяется, какие органы организации утверждают локальные нормативные акты. Так, согласно п. 14 ст. 65 Закона об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) отнесено утверждение нормативных документов, определяющих порядок деятельности органов управления общества.

Если гражданское законодательство охватывает, как правило, лишь частноправовые нормы по регулированию торговой деятельности, то в Арбитражном процессуальном кодексе содержатся, нормы по регулированию отношений как по горизонтали, так и по вертикали. Согласно ст. 22 этого Кодекса арбитражные суды рассматривают экономические споры, к которым относятся не только споры между предпринимателями, но и споры между предпринимателями и государственными органами. Таким образом, в процессуальной сфере обеспечивается единый подход к частноправовым и публично-правовым элементам регулирования коммерческой деятельности.

5. Применимое право при разрешении споров из внешнеэкономических сделок

Так как торговая деятельность не ограничивается рамками одного государства, то к источникам коммерческого права относятся международные, межгосударственные и межправительственные соглашения по вопросам торговли, по вопросам применения права той или иной страны при разрешении споров из внешнеэкономических сделок.

Согласно закрепленному в ст. 15 Конституции РФ принципу приоритета международных соглашений над внутренним законодательством, ст. 7 Гражданского кодекса РФ содержит правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Далее указывается, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Весьма важной с практической точки зрения является и ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ, в которой закрепляется приоритет международного договора над внутренним законодательством: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Основными документами, регулирующими внешнеэкономическую торговую деятельность, являются Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров, Гаагская конвенция 1986 года о праве, применимом к договорам международной купли-продажи, Римская конвенция стран ЕС 1980 года о праве, применимом к договорным обязательствам. В рамках стран СНГ действуют Соглашение об общих условиях поставки товаров от 20 марта 1992 года, другие договоры стран СНГ о торгово-экономическом сотрудничестве.

Положения Венской конвенции подлежат применению к отношениям сторон договора международной купли-продажи товаров в двух случаях. В первом - при нахождении предприятий продавца и покупателя в странах-участницах Конвенции. Второй случай возникает при применении к отношениям сторон, не урегулированным или не полностью урегулированным контрактом, норм российского права, частью которого в силу предписаний ст. 7 ГК РФ является Венская конвенция.

Внешнеэкономические сделки помимо таких особенностей, как значительная свобода воли сторон договора при согласовании его условий, возможность регламентирования вопросов, возникающих из договора международной купли-продажи товаров, правилами Венской конвенции ООН, а также широкое применение к данному договору международных торговых обычаев и торговых обыкновений, имеют еще одну важную черту — возможность регламентирования правоотношений сторон нормами иностранного права.

В настоящее время в ст. 28 Закона РФ о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года предусматривается, что третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимого к существу спора. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам. То есть стороны могут сами избрать право, которым будет регулироваться договор или его часть. В соответствии с Римской конвенцией (1980) этот выбор права должен быть прямо выражен или с разумной определенностью вытекать из условий договора либо обстоятельств дела.

Однако Римская конвенция предусматривает возможность ограничения применения права выбранного сторонами с целью воспрепятствования обхода закона (например, при уходе от налогообложения).

При отсутствии выбора права сторонами третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, учитывающими различные ситуации.

Если в договоре не указаны нормы применимого права той или иной страны, действуют нормы международных соглашений. Гаагская конвенция 1986 года предусматривает в ст. 8, что в указанном случае применяется закон государства, в котором продавец имеет свое местонахождение в момент заключения договора. Пункт 3 ст. 8 в качестве дополнительного критерия допускает в исключительных случаях применение иного права, например, когда в силу сложившихся между сторонами деловых отношений купля-продажа явным образом наиболее связана с правом иным, чем право, определяемое согласно основному критерию. Вместе с тем в п. 5 ст. 8 указывается, что положения п. 3 не применяются к вопросам, регламентируемым Венской конвенцией 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров, если в момент заключения договора продавец и покупатель имеют свое местонахождение в странах-участницах Конвенции. Кроме этого, существует возможность применения к разным частям договора норм разных стран.

Если императивными нормами права страны, с которой тесно связана сделка или страны суда, ограничена возможность избрания применимого права, используются нормы этой страны (страны, с которой тесно связана сделка, или страны суда).

Важной особенностью коллизионного регулирования, установленного Конвенцией, является положение об исключении обратной ссылки, согласно которому применение права страны, определенного Конвенцией, означает применение правовых норм, действующих в этой стране, даже если они иные, чем нормы международного частного права.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
написать администратору сайта