Главная страница
Навигация по странице:

Практическая работа №7-8. Практическая работа 7, 8 Основы работы с текстовым процессором OpenOffice org Writer



Скачать 301.5 Kb.
Название Практическая работа 7, 8 Основы работы с текстовым процессором OpenOffice org Writer
Анкор Практическая работа №7-8.doc
Дата 04.05.2017
Размер 301.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Практическая работа №7-8.doc
Тип Практическая работа
#7130

Практикум на ЭВМ
Практическая работа №7, 8
Основы работы с текстовым процессором OpenOffice.org Writer
Цель работы: научиться создавать, сохранять и редактировать документы,

применяя форматирование абзацев, страниц и текста. Научиться открывать и сохранять созданные ранее документы, редактировать набранный текст, выполняя при этом копирование, перемещение; используя элементы поиска и замены слов. Добавление колонтитулов и рисунков в документ, создание многоколонного текста и стилей. Изучить создание и форматирование таблиц в текстовых документах, а также создание и редактирование маркированных, нумерованных и многоуровневых списков.
Краткое содержание теоретической части:
1. Запуск OpenOffice Writer

Запустите текстовый редактор OpenOffice Writer. В открытом редакторе всегда отображаются две панели инструментов: «Стандартная» и «Форматирование». Панели содержат кнопки редактирования и форматирования текста, а также выпадающие списки, в которых можно выбрать стиль текста, его гарнитуру (шрифт) и размер. Для просмотра описания пунктов панели нужно навести на них курсор мыши, не нажимая никаких клавиш. Через небольшой промежуток времени под курсором загорится описание данной кнопки или списка.

Чтобы добавить или удалить панель инструментов, используется меню «Вид» -> «Панели инструментов».

В случае возникновения вопросов по нажатию кнопки появляется окно помощи, где можно найти описания и советы. Кроме того, в новых версиях офисных пакетов существует т.н. «Помощник», дающий советы в процессе работы.

На рис. 1 изображено окно программы с написанным в нем текстом.


Рис. 1: Окно программы Open Office Writer
2. Навигация по тексту

Под навигацией понимают перемещение курсора внутри текста. Для навигации можно использовать колесо мыши, прокручивающее документ построчно; ползунок навигации, расположенный справа от окна ввода текста (ухватившись за него мышью); или же клавиши управления курсором.

Следует учитывать, что прокручивая текст при помощи мыши, для перемещения курсора в нужное положение следует щелкнуть в этом месте левой клавишей мыши.

Клавиатурная навигация использует следующие клавиши. Клавиши управления курсором позволяют перемещаться на одну строку вверх или вниз, или на один символ влево или вправо. Клавиши и перемещают курсор на страницу вверх и вниз, соответственно. Клавиши <�Ноmе> и перемещают курсор в начало или конец строки, соответственно.

Можно использовать клавиши управления курсором с нажатой клавишей . Тогда курсор перемещается влево или вправо на одно слово, а клавиши и перемещают его в начало и конец документа, соответственно.
3. Методы ввода текста

Существует два режима ввода текста: вставка (ВСТ) и замена (ЗАМ), которые отображаются в строке статуса программы (внизу окна). Переключение между режимами осуществляется клавишей < Insert >. По умолчанию действует режим вставки, когда новые символы при вводе «раздвигают» старые. В режиме замены новые символы заменяют символы, расположенные справа от курсора.

Удобная функция Open Office — автодополнение: при вводе длинных слов Open Office предлагает их окончание. Если оно вас устраивает, нужно нажать клавишу . Параметры автодополнения, также как и многие другие, можно настроить в свойствах Open Office.

Удаление текста осуществляется клавишами (она удаляет символ, расположенный слева от курсора) и (удаляется символ справа). Кроме того, можно выделить мышью или при помощи клавиатуры (удерживая нажатой клавишу и перемещая курсор) фрагмент текста и удалить его весь, нажав или .

Иногда бывает необходимо скопировать или переместить фрагмент текста в другую часть документа или в другой документ. Для этого необходимо выделить нужный фрагмент, а затем скопировать его в буфер обмена. Чтобы поместить в него выделенный фрагмент, нажмите сочетание + . Чтобы вырезать фрагмент в буфер обмена, нажмите + . Затем установите курсор в позицию, куда вы хотите вставить этот фрагмент, и нажмите + . Содержимое второго буфера остается в нем до тех пор, пока вы не поместите в него новую информацию.
4. Форматирование текста

При вводе текста бывает необходимо задать различные способы отображения символов: жирный, курсив, подчеркнутый. Для этого можно использовать кнопки Ж, К и Ч панели инструментов, либо нажав клавишу и, не отпуская ее, <�В> для жирного, для подчеркнутого и для курсивного текста. Вернуть обратно нормальное начертание можно, еще раз нажав соответствующую кнопку, или сочетание клавиш.

Помимо изменения способа начертания вы можете изменять гарнитуру (отображаемый шрифт) текста, его размер и цвет. Для этого используйте соответствующие элементы панелей инструментов.

Помимо символов, существует более крупная единица измерения объема в текстовом документе - абзац. Форматирование абзацев заключается в возможности задания межстрочного интервала (Open Office предлагает три размера: единичный, полуторный и двойной, но из меню «Формат» -> «Абзац» можно выбрать и другие интервалы); величины абзацного отступа; выравнивания (по левому краю, по правому краю, по середине или по ширине).
5. Открытие и сохранение документов

Для сохранения документа щелкните изображение дискетки на панели инструментов, выберите из меню «Файл» пункт «Сохранить», или же нажмите сочетание клавиш + . Если документ сохраняется первый раз, появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать путь к сохраняемому файлу и ввести его имя.

Открыть документ можно выбрав из меню «Файл» пункт «Открыть», щелкнув по иконке с изображением открытой папки, либо же нажав сочетание + <�О>.

Если файл требуется сохранить в другом формате (например, в формате MS-Word), используется пункт меню «Файл» -> «Сохранить как» и выбрать расширение файла *.doc.


Выполнение работы



Создание и сохранение документов

Задание № 1

  1. 1. Запустите OpenOffice Writer

  2. Ознакомьтесь с меню и панелями инструментов. Сохраните сразу пустой документ в своей рабочей папке, чтобы не потерять набранный текст в случае сбоя компьютера (каждые 15 минут OOWriter автоматически сохраняет документ).

  3. Сохранить документ можно, по крайней мере, тремя способами: во-первых, самый простой — нажать + ; во-вторых — щелкнуть по значку дискеты на панели инструментов; а в-третьих — выбрав из меню «Файл» пункт «Сохранить».

  4. 2. Задайте формат бумаги А4, поля: левое 2 см, правое 1 см, верхнее 1,5 см, нижнее 1,5 см.

  5. 3. Выполните сохранение каждым и из предложенных вариантов.



Ввод и редактирование текста

Задание № 2

1. Наберите текст:


2. Кегль (размер символов), а также гарнитуру (вид шрифта) можно задать, изменяя значения в выпадающих списках на панели инструментов. Начертание символов можно изменить либо нажав кнопки «Ж», «К», «Ч» на панели инструментов, либо сочетания клавиш: +<�В>, +, + соответственно для жирного, курсивного или подчеркнутого начертания.

3. Добавьте к некоторым элементам автоматические сноски. Чтобы вставить сноску, установите курсор в нужном месте текста. Затем из меню «Вставить» выберите пункт «Сноски». На появившемся диалоговом окне выберите обычные автоматические сноски (концевые сноски со всего документа печатаются в его конце). Когда вы нажмете «ОК», автоматически появится символ сноски, а курсор переместится в нижнюю область страницы, где вы сможете ввести текст сноски. Чтобы вернуться к редактированию текста, щелкните по основному тексту левой клавишей мыши.
Задание № 3

Сделайте надпись, использующую нижние и верхние индексы, спецсимволы, например:



Для того, чтобы введенный символ был верхним или нижним индексом, необходимо выделить его и в контекстном меню (по нажатию правой кнопки мыши) выбрать пункт «Формат» -> «Символ» -> «Положение», где пометить нужный атрибут символа. Второй способ - выделить символ и щелкнуть на панели инструментов кнопку «Верхний индекс» или «Нижний индекс».
Создание таблицы

Задание № 4

1. Начните задание с новой страницы. Для этого вставьте в документ разрыв страницы.

Разрыв страницы можно создать двумя способами: либо выбрав из меню «Вставка» пункт «Разрыв» -> «Разрыв страницы», либо нажав сочетание клавиш + .

2. Создайте и заполните таблицу — часть расписания ваших занятий (образец см. таблица ниже).


Для этого в меню «Вставить» выберите пункт «Таблица». Появится окно, изображенное на рисунке 2.


Рисунок 2 - Окно «Вставить таблицу».
«Имя таблицы» — необязательное поле. В поле «Размер таблицы» установите количество столбцов — 6, количество строк — 9. Поле «Заголовок» необходимо отметить галочкой, если вы хотите, чтобы заголовок таблицы выделялся жирным шрифтом. Поле «Повторять заголовок» отметьте, если таблица будет переноситься на следующую страницу, чтобы заголовок повторялся. Поле «Не разбивать таблицу» следует отметить, если вы не хотите, чтобы она переносилась между страницами. Если снять отметку с поля «Обрамление», таблица создастся с прозрачными границами.

Для объединения нескольких ячеек выделите их, щелкните внутри выделения правой кнопкой мыши, из контекстного меню выберите «Ячейка» -> «Объединить». Аналогично, чтобы разбить ячейку на несколько, выберите пункт «Разбить». Для того, чтобы изменить вид границ таблицы, выделите ячейки, в которых необходимо сменить обрамление, из контекстного меню выберите «Таблица». На появившемся окне откройте вкладку «Обрамление». Здесь можно настроить толщину линии в выбранных ячейках и ее положение (щелкните в нужном месте на схеме, расположенной в левой части окна).
Создание формул

Задание № 5

На новой странице наберите: «Набор и редактирование формул». Ниже вставьте формулу:



Для того, чтобы вставить формулу, выберите в меню «Вставить» -> «Объект» -> «Формула». Экран разделится на две части. Вверху отображается ваш документ, внизу расположено командное окно. В него необходимо вводить команды для создания элементов. Однако, некоторые элементы можно вводить, выбирая из плавающего меню. Если его нет, выберите в меню «Вид» -> «Выделенное».

Плавающее окно разделено на две части: вверху расположены кнопки групп символов, внизу - кнопки для вставки конкретного символа. После нажатия кнопки, соответствующей выбранному элементу, необходимо в области, помеченные как ввести текст. Изменения автоматически отображаются в верхней части окна Writer. Если вы все сделали правильно, в нижней части экрана должно быть написано:



На первый взгляд кажется сложным создавать формулы таким образом, однако, имея небольшие знания английского и немного практики в наборе формул, вы будете набирать их при помощи клавиатуры значительно быстрее, чем выбирая из меню нужные элементы при помощи мыши.

Обратите внимание, что для обозначения пределов интегрирования, а также условия предела мы использовали from для нижнего и to для верхнего индекса. Эти команды — полные аналоги соответствующих команд csub и csup, однако, в отличие от последних, применимы только к математическим операторам с пределами.
Задание № 6

Вставьте в текст «многоэтажную» формулу:



Код, соответствующий данной формуле:


Использование автоматических списков

Задание № 7

Создайте список, содержащий несколько уровней. Для создания списков существуют кнопки . Левая - для создания нумерованного списка, правая - маркированного. Используйте различные стили.

После ввода каждого элемента списка нажимайте . Тогда автоматически будет увеличиваться счетчик текущего уровня списка.

Менять уровень списка можно клавишей TAB или Shift+TAB. Кроме того, можно воспользоваться кнопками изменения уровня списка панели инструментов «Список».

Для изменения стиля списка из меню «Формат» в верхней части окна выберите пункт «Нумерация и маркировка». На вкладке «Настройки» появившегося окна можно настроить стиль многоуровневого списка. Выберите из списка слева номер уровня, в стилях «Нумерация», «Стиль символа» и, если нужно, «Символы» выберите оформление данного уровня. На вкладке «Положение» можно настроить отступы от края страницы до начала маркера и от маркера до текста (см. рис. 3). Затем нажмите «ОК».

Пример:




Рисунок 3 - Изменение стиля списка, внешний вид списка после изменения параметров




написать администратору сайта