Главная страница
Навигация по странице:

5.Практикум по реш. проф. задач. Практикум по решению профессиональных задач


Скачать 358.89 Kb.
Название Практикум по решению профессиональных задач
Анкор 5.Практикум по реш. проф. задач.docx
Дата 23.04.2017
Размер 358.89 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 5.Практикум по реш. проф. задач.docx
Тип Практикум
#1904
страница 1 из 13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
________________________

______________

Глава 5
ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ОЦЕНКА ИХ ВЫБОРА
5.1. Понятие о педагогической деятельности как процессе

непрерывного решения профессиональных задач

Понятие педагогической деятельности в научно-методической литературе трактуется достаточно разнообразно:

- как профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения;

- как деятельность по управлению другой деятельностью;

- как вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности и т.д.

Большинство авторов признают, что структура психолого-педагогической деятельности как отражение ее сущностной стороны не достаточно жестко обозначена.

Психолого-педагогическая деятельность в известной степени неповторима, а ее результаты отдалены во времени от самого процесса труда. Особенно это ощутимо в области воспитательной работы. И обусловлено данное положение не только тем, что в учебно-воспитательной деятельности для педагога-психолога нет одинаковых учеников (воспитанников), точно повторяющихся педагогических ситуаций, равнозначных условий, но и тем, что каждое свое учебно-воспитательное мероприятие педагог-психолог проводит только раз, а повторяет с качественно новой аудиторией. Да и результаты его воздействий и взаимодействий нередко сказываются значительно позже.

Педагогический труд – сложная по своей сущности и структуре умственная деятельность. Он требует умения найти и сконцентрировать соответствующий учебно-воспитательный материал, логически стройно и выразительно его изложить, донести до сознания обучаемых основные идеи, установить и поддерживать правильные взаимоотношения с ними, вызвать у них желание и стремление самостоятельно приобретать знания, развивать профессиональные навыки и умения, оказывать влияние на обучаемых и направлять их повседневную учебно-познавательную и практическую деятельность.

Педагогическая деятельность осуществляется в ходе постоянного и повседневного общения педагога с людьми. Взаимодействуя с окружающими, он осуществляет обмен представлениями, идеями по организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Устремленность педагога к самосовершенствованию вынуждает его к постоянной работе над своим духовно-нравственным, профессиональным, психолого-педагогическим самообразованием и самовоспитанием.

Эффективность педагогического труда невозможна без развитого чувства ответственности, постоянной сосредоточенности, неустанной рефлексии, непрерывных поисков информации, действенных путей, методов и средств обучения и воспитания. Это творческий, эмоционально насыщенный труд, требующий глубоких личных убеждений, целеустремленности, больших волевых усилий, любви к профессии и людям, высоконравственного поведения, всесторонней общей психолого-педагогической культуры. Творческое начало и высокоразвитые личностные качества в деятельности педагога-психолога лежат в основе его профессионального мастерства. Не случайно многие ученые отождествляют деятельность педагога с искусством актера и художника, подчеркивая тем самым большую роль в его работе вдохновения, интуиции и импровизации.

В целом педагогическая деятельность характеризуется многообразными функциями и осуществляется в соответствии с социальными, психологическими и педагогическими закономерностями. Совершенствование психолого-педагогической деятельности – длительный, сложный, внутренне противоречивый процесс, обусловленный влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера.

С точки зрения содержательного и технологического освоения педагогами своей профессиональной деятельности наиболее адекватным представляется научный подход к определению педагогической деятельности как решение следующих одна за другой профессиональных задач, встающих перед педагогом. Эффективность решения профессиональных задач зависит от владения специалистами педагогическими технологиями.

5.2. Понятие педагогической технологии

Сущность педагогической технологии и идея, лежащая в ее основе, представлены на схемах 6-7.

Сущность педагогической технологии как многостороннего явления лучше всего была определена Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям (США, 1979): «Педагогическая технология – это комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей. Идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний».

Свое определение технологии дала ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Как верно отметил И.П. Подласый, технология – это все, что находится между целью и результатом.

Педагогическая технология

(лат. техне – искусство, мастерство, ремесло и логос – наука). В производственном процессе технология – система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества

совокупность алгоритмов, способов, средств и форм, гарантирующая качественное достижение образовательной цели

Технология

Базисные

технологии

Предметно-ориентированная технология (продуктивная)

Главное место отводится учебному материалу. Усвоение материала – главная цель обучения. Господствующая схема процесса педагогической деятельности: «материал-ученик-результат».

Главное внимание не ученику, а предмету. Контроль качества сводится к контролю усвоения предмета. Кто не способен овладеть предметом, отсеивается. Данная технология безжалостна, но гарантирует высокий уровень обученности.

Основные критерии обучения: достижение запланированных целей в установленные сроки и на заданном уровне.

Личностно ориентированная

технология (щадящая)
В центре этой технологии – ученик. Материал служит как бы дополнением к нему. Цель – развивать личность, а не овладевать предметом. Показатель обучения – не количество и качество усвоенного, а прогресс личности: развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность и независимость суждений и т.п.

Учебный процесс строится «от ученика», и если тот не желает учиться, процесс прекращается. Количеству и качеству конкретных знаний, умений особого значения не придается.

Основной критерий - удовлетворение запросов личности, создание условий для самореализации

Партнерская технология

(технология сотрудничества)

Предусматривает оптимальное сочетание предметно ориентированного и личностно ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится и об усвоении учебного предмета, и о развитии личности. Его намерение состоит в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум конкретных знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного Я, личностными оценочными суждениями, другими необходимыми человеку качествами.

Программа обучения многоплановая, а ее реализация – дело чрезвычайно трудное, ведь надо соединить сложную науку с тонкой духовной материей, действовать так, чтобы каждый ученик вышел из класса обученным, личностно поднятым, удовлетворенным

Педагогическая технология
Схема 6. Педагогическая технология

Идея, лежащая в основе педагогической технологии

Идея управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла

Структурные составляющие педагогической технологии,

позволяющие достичь полной управляемости учебного процесса

Концептуальная часть

Содержательная часть

Процессуальная часть

- описание педагогической технологии, ее методологическое, теоретическое обоснование
- определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатомобучения;

- конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач);

- моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств);

- проектирование желаемого результата

- отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала;

- система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операционный, промежуточный контроль);

- оценка эффективности (критерии, показатели);

- система коррекционных мер.

Методологические требования, предъявляемые к любой педагогической технологии

1. Концептуальность

Опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

2.Системность

Она должна обладать всеми признаками системы, а именно: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

3.Управляемость

Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса, поэтапной диагностики, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

4.Эффективность

По результатам и оптимальным затратам педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

5. Воспроизводимость

Возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Схема 7. Идея, лежащая в основе педагогической технологии

Освоение технологий становится приоритетным как при овладении учительской профессией, так и при оценке качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг. Сегодня необходимо готовиться к гарантированному

выполнению реально достижимы проектов, в которые будут вложены деньги и на которые будут ориентироваться реальные планы каждого человека и общества в целом. «Педагог на рынке труда выставляет свой профессионализм, в основе которого лежит знание педагогических технологий. Непременное условие развития рыночных отношений в сфере педагогических услуг – гарантия высокого качества продукта. Вкладывая деньги, потребители захотят получать продукт именно того качества, которое они заказали. Знания для человека сегодня приобретают конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода, гарантия защищенности. Чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда, педагогу необходимо знание как минимум трех технологий: продуктивной (предметно ориентированной), щадящей (личностно ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства)» (Подласый, И.П. Педагогика [Текст]/ И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007.– С. 342).

Решение педагогических задач невозможно без осмысления таких понятий, как педагогическая ситуация, педагогическая задача, проблема задачи (проблема деятельности), педагогическое противоречие, проблема.

Педагогическая задача представляет собой результат осознания субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).

Проблема задачи (проблема деятельности) – это осознание субъектом деятельности противоречия между известной целью и неизвестными путями достижения данной цели.

Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых преподавателем, или возникающих спонтанно в педагогическом процессе (схемы 8-9). С.Л. Рубинштейн считал педагогическую ситуацию начальным моментом мыслительного процесса. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. В структуру педситуаций входят два субъекта деятельности: педагог и учащийся и способы их взаимодействия.

Типы проблемных ситуаций (по С.И. Векслеру) могут быть познавательными (призваны исследовать явления, определять новые понятия, найти закономерности в природе и обществе), оценочными (позволяют оценивать результаты той или иной деятельности), организаторско-производственными (характеризуют практическую организацию, поиск путей совершенствования определенного вида труда, поиск изменений в окружающей действительности, развитии практического мышления).

Педагогическое противоречие – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики, между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами формирования

Понятие педагогической ситуации

Педагогическая ситуация

(ПС)

Условием решения педагогической ситуации является системный анализ, результат которого – постановка педагогической задачи

Системный анализ – процесс мысленного представления объекта, явления или процесса в виде целостной системы и расчленения ее на части, выяснения свойств частей, их внутренних и внешних связей.

Системный анализ базируется на четырех основных принципах:

принцип цели (выявляется предназначение объекта, цель функционирования, средства достижения);

целостности (выделение объекта из совокупности других);

сложности (объект как сложная совокупность элементов с различными связями);

историзма (исследование прошлого системы)


Цель постановки ПС

Развитие учащегося как будущего активного субъекта деятельности, как личности.

Постановка педагогической цели дает возможность актуализировать у ученика знания, убеждения, методы действий, которые позволят ему в дальнейшем управлять своей деятельностью.


составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве; совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых преподавателем, или возникающих спонтанно в педагогическом процессе

Задача ПС

Поставить ученика в позицию субъекта активной деятельности. Целесообразность введения такого рода ситуаций в учебный процесс заключается в больших воспитательных возможностях. При этом происходит развитие качеств, черт личности. Ученик переживает соответствующее данной черте психическое состояние, оно закрепляется, становится устойчивой чертой личности ученика
Типология ПС

По В.А. Павлову:

по В.А. Павлову:

- проблемные;

- политехнические;

- ситуации свободного выбора;

- производственно-тех-нические
по В.В. Серикову

Подразделяет политехнические ситуации на следующие типы:

• ситуации, в которых учащиеся овладевают научно-техническими основами трудовой деятельности;

• ситуации, в которых практический опыт осваивается в единстве с опытом организаторским, коммуникативно-управленческим;

• ситуации, предполагающие овладение социально-политическим, организаторским, практическим опытом в единстве.
По Л.Ф. Спирину (по уровню организации деятельности учеников)

Под низким уровнем понимается организация деятельности, основывающаяся на системе отношений учитель-ученик.

Под средним уровнем подразумевают ситуации типа учитель-ученик-ученики.

Под высоким уровнем понимается деятельность типа ученик-ученики


Схема 8. Понятие педагогической ситуации

Проектирование педагогических ситуаций

Этапы проектирования

1. Моделирование

2. Проектирование

3. Конструирование

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Назначение моделирования – актуализация в сознании ученика процессов, которые психологически соответствуют действиям человека. Важно, чтобы ситуация носила для учащихся познавательный характер, давала возможность использования жизненного опыта.

Моделирование ситуаций на уроках позволяет создавать деловое, информационное взаимодействие, общение между учениками, содержанием которого была бы предложенная педагогическая ситуация. Моделирование такого рода предполагает:

1. Определение целей своих действий, действий учащихся, определение результата деятельности.

2. Выбор содержания педагогической ситуации, способов действия в ней.

3. Осуществление и корректировка в ходе выполнения действий.

4. Анализ хода педагогической ситуации и достигнутых в ней результатов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
написать администратору сайта