Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческая типология культур.

  • Основные подходы к общей логике истории культуры: -бронзовый век – железный век (по археологической периодизации

  • (К.Ясперса)

  • (ряда философско-исторических и сциентических теорий

  • Осевое время

  • Запад Восток

  • Социально-сословная типология культур Э

  • 3. ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. Принципы типологии культуры



    Скачать 25.75 Kb.
    НазваниеПринципы типологии культуры
    Анкор3. ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.docx
    Дата24.04.2017
    Размер25.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3. ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.docx
    ТипДокументы
    #2341
    КатегорияИскусство. Культура

    1. ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

    Основ. Принципы типологии клуьтуры: географический(локализация в пространстве), ментальный, социологический, социокультурный, антропологический, Философско-эстетический, аксиологический,

    Исторический принцип–исторические эпохи и периоды в зависимости от периодизации мировой истории. Он является наиболее распространенным. эпохи:

    1) культура Древнего Мира;

    2) культура средних веков;

    3) культура эпохи Возрождения;

    4) культура Нового времени;

    5) культура новейшего времени.

    Историческая типология культур. схемы «Архаика – Цивилизации». начало процесса антропогенеза (временем в 2,5-1,7 млн. лет назад, а его завершение 50-30 тыс. лет назад. Эпоха сформировавшегося человека:
    -архаический (первобытность)

    -цивилизационный
    Между ними – переходный этап «неолитической»\«аграрной» революции.охотников и собирателей- >сельскохозяйственной экономики, смену родовых структур -> семьей и государством.

    Основные подходы к общей логике истории культуры:

    -бронзовый век – железный век (по археологической периодизации);

    -период великих цивилизаций древности – период «осевых» цивилизаций (К.Ясперса)
    -языческий – христианский периоды (у Гегеля или С.Соловьева);

    -традиционное общество – современное общество (в различных социологических теориях «модернизации»);
    -докапиталистические общества – капитализм (К.Маркса);

    -Восток–Запад (ряда философско-исторических и сциентических теорий)

    -Ближний Восток – Китай – Индия – Западная Европа ( М.Вебер).

    Последовательность исторических эпох:

    -культура эпохи греческой и римской античности (У111века до нашей эры – У век нашей эры);

    -романо-германская культура христианского средневековья (У век – ХУ1век нашей эры);

    -новоевропейская культура (ХУ11 век – Х1Х век)

    -культура новейшего времени (ХХ век)

    два крупных периода в движении европейской культуры

    -период от середины 1 тыс. до нашей эры и до ХУ11 века;

    -период ХУ11–ХХ веков

    европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация  усложняется:

    -античной, греческой и римской культуры;

    -средневековой культуры и культуры Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры).

    Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения капиталистической формации общества.
    В рамках второго большого периода часто выделяют:

    -культуру эпохи Барокко (ХУ11)

    -культуру эпохи Просвещения (ХУ111 век);

    -эпоху романтизма и классицизма (конца ХУ111- начала Х1Х века);

    -эпоху реализма (вторая половина Х1Х века)

    -эпохи модернизма и постмодернизма (конец Х1Х века – ХХ век).
    Методол. основу классификации культур по истор. типу составляют разл. концепции культурно-истор. процесса. К ним относятся эволюционные концепции, в т.ч.: а) эволюционизм 19 в.; б) концепция универсальной эволюции Л. Уайта/Т. Чайлда; в) концепция мультилинейной эволюции Стюарда, г) концепция специфич. эволюции М. Салинса/ Э. Сервиса; формационный подход; циклич. или цивилизационный вариант.

    Существуют также типологич. теории, в к-рых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида (Крёбер, Фейблман, Мёрдок и др.).

    Каждый из подходов имеет свою специфику. Так, представители классич. эволюционизма 19 в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др.).

    Концепция универсальной эволюции позволяет выявить осн. закономерности культурно-истор. процесса, его общую тенденцию развития, развития осн. культурных форм: подсистем и векторов культуры. В рамках общей концепции эволюции культуры Л. Уайт предлагает энергетич. критерий (уровень использования энергии об-вом) для определения стадий культурного развития и сравнит. анализа культур.

    концепция мультилинейной эволюции Стюарда, к-рый. стремился к конкр. изучению ограниченной рамками отд. регионов истор. повторяемости и параллелизмов..

    Концепция специфич. эволюции (изучение локальных культур в диахронном аспекте), по мнению ее авторов Салинса и Сервиса, существенно дополняла универсальную концепцию, в к-рой, как в крупноячеистой сети терялись конкр. культуры.

    Еще один диахронный вариант представлен формационным подходом, в 20 в. наиболее распространенным в советской традиции. Формационная типология культуры включала следующие составляющие: культура первобытного об-ва, культура рабовладельч. об-ва, культура эпохи феодализма, бурж. (капиталистич.) культура и т.д.

    Стадиальная теория

    Стадиальная теория развития цивилизации изучает цивилизацию, как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы) . Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли изменения: в сфере соц. и экономических отношений, в духовной и материальной культурах.
    В общественном цивилизационном процессе выделяют 3 стадии: доиндустриальную, индустриальную (пром. переворот) и пост. индустриальную. Эти стадии часто называют "цивилизационными", но это не совсем правильно, т. к. развитие в различных регионах всегда шло не синхронно.
    Локальная теория

    а) унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое);
    б) стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);
    в) локально исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования)

    Освальд Шпенглер отвергал традиционное представление об историческом процессе как поступательном развитии человеческого общества в масштабе всего мира. Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап ее нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции).

    Арнольда Тойнби представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Тойнби отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него – группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. цивилизация характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад, причем эта динамика определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.

    Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 г до нашей эры. (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.

    А. В. Коротаева, в осевое время происходит появление представлений о том общество со временем изменяется, что «должное» не совпадает с «сущим», что возможно более справедливое социальное устройство; оформляются многообразные социальные идеалы; появляются, распространяются и развиваются организационные формы, в рамках которых ведется деятельность по претворению этих идеалов в жизнь, сразу как минимум во всех «центрах» осевого времени (Греции, Риме, Палестине, зороастрийском Среднем Востоке, Индии, Китае).

    появились люди (Лао-Цзы и Конфуций в Китае, Будда в Индии, философы в Греции, пророки в Израиле), мысль которых прорвалась к предельно абстрактным универсальным понятиям,

    Второе осевое время, истоки которого восходят к европейскому Ренессансу, начало обретать свое собственное культурное измерение в ХVI-ХVII веках.

    Переход во второе осевое время – в мировом масштабе до сих пор незавершенный

    А.Мень предлагал считать евангельскую эпоху центральным моментом Осевого времени .
    Восток и запад как культурные миры.

     

    Запад

    Восток

    Особенности образа жизни

    Познание внешнего мира и активное воздействие на него; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни

    Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы

    Философия

    Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; для мудреца главное — владение даром слова

    Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером

    Наука

    Развитие науки, как

    практической,

    так и теоретической

    Отставание от Запада; развитие практических знаний (медицина и пр.)

    Искусство

    Утилитарность, визуализм, реализм; с эпохи Возрождения — индивидуализм, ценность авторского стиля

    Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается

    Этика

    Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций

    Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов

    Политическая жизнь

    Динамизм

    Инерционность

     

    Запад

    Восток

    Климат

    Прохлада и холод, менее благоприятные условия для земледелия

    Тропический, континентальный: резкие перемены температуры, влажности, изобилие растительности

    Динамика социально-экономического развития

    Существование многих государств на относительно небольшой территории; меньший срок существования государств

    Обширность территорий, затрудненность торгово-экономических связей; длительное существование больших имперских систем

    Межкультурные контакты

    Перекличка этнических культур, готовность усваивать опыт других культур, опирающаяся на религиозное единство

    Замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними; наличие нескольких религий

    Социально-сословная типология культур

    Эта типологическая группа представляет сословие - неформальным объединением людей, исполняющих определенные социальные функции, принципиально важные для данного общества

    Следует отметить, что в современной науке нет единой общепризнанной классификации общества по сословиям [802].

    • высший слой – крупные предприниматели, банкиры и т. п., вплоть до владельцев гигантских транснациональных империй и корпораций;

    • старший средний слой – руководители подразделений в сфере производства или обслуживания, а также бизнесмены среднего достатка;

    • младший средний слой – технический персонал с высшим образованием: инженеры, врачи и пр.;

    • промежуточный слой – работники со средним специальным образованием: мастера, медсестры и пр.;

    • низший слой – рабочие и иные работники,
    написать администратору сайта