Главная страница
Навигация по странице:

  • Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей

  • Основные задачи программы

  • В результате изучения информатики и ИКТ в 9-ом классе ученик должен…

  • II. Содержание обучения в основной школе (68 часов) Раздел 1. Информационные процессы Тема 1.1. Обработка информации (8 часов)

  • Тема 1.2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (3 часа)

  • Тема 1.3. Информационные процессы в обществе (1,5 часа)

  • Раздел 2. Информационные технологии. Тема 2.1. Основные устройства ИКТ (0,5 часа)

  • Тема 2.2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (3,5 часа)

  • Тема 2.3. Создание и обработка информационных объектов. Базы данных (5 часов)

  • Тема 2.5. Поиск информации (4 часа)

  • Тема 2.6. Проектирование и моделирование (13.5 часов)

  • Тема 2.7. Математические инструменты, динамические (

  • Тема 2. 8. Организация информационной среды (13,5 часов)

  • III. Календарно-тематическое планирование

  • IV. Ресурсное обеспечение

  • РП "Информатика и ИКТ" 9 класс. Программа по Информатике и икт в 9 классе I. Пояснительная записка


    Скачать 184.5 Kb.
    НазваниеПрограмма по Информатике и икт в 9 классе I. Пояснительная записка
    АнкорРП "Информатика и ИКТ" 9 класс.doc
    Дата02.05.2017
    Размер184.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРП "Информатика и ИКТ" 9 класс.doc
    ТипПрограмма
    #5869
    КатегорияИнформатика. Вычислительная техника


    Рабочая программа

    по Информатике и ИКТ

    в 9 классе

    I.Пояснительная записка
    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе следующих нормативных документов:

    - Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008.

    -Примерная программа по информатике и ИКТ. Макарова Н.В. – СПб.: Питер, 2007.
    Настоящая программа рассчитана на изучение информатики в 9 классе, общее количество часов: 68 часов (2 часа в неделю).

    Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника ИНФОРМАТИКА И ИКТ под редакцией профессора Н.В.Макаровой, 8-9 класс.

    Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы основного курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.

    Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

    Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

    На уроках информатики в соответствии с программой предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с нормами СанПин.
    Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, системах, технологиях и моделях;

    • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

    • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

    • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


    Основные задачи программы:

    • систематизировать подходы к изучению предмета;

    • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

    • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

    • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

    • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.


    В результате изучения информатики и ИКТ в 9-ом классе ученик должен…

    знать/понимать:

    • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

    • программный принцип работы компьютера;

    • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

    уметь:

    • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

    • создавать информационные объекты, в том числе:

    - создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

    - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

    - создавать записи в базе данных;

    - создавать презентации на основе шаблонов;

    • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

    • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (модемом, мультимедийным проектором); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

    • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

    • автоматизации коммуникационной деятельности;

    • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

    • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


    II. Содержание обучения в основной школе (68 часов)
    Раздел 1. Информационные процессы
    Тема 1.1. Обработка информации (8 часов)

    Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

    Тема 1.2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (3 часа)

    Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
    Тема 1.3. Информационные процессы в обществе (1,5 часа)

    Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

    Раздел 2. Информационные технологии.
    Тема 2.1. Основные устройства ИКТ (0,5 часа)

    Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: стоимость информационных продуктов, услуг связи.
    Тема 2.2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (3,5 часа)

    Запись изображений и звука с использованием различных устройств (микроскопов, видеокамер, магнитофонов).

    Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

    Запись таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов
    Тема 2.3. Создание и обработка информационных объектов. Базы данных (5 часов)

    Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
    Тема 2.4. Создание и обработка информационных объектов. Звуки и видеоизображения (1,5 часа)

    Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
    Тема 2.5. Поиск информации (4 часа)

    Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
    Тема 2.6. Проектирование и моделирование (13.5 часов)

    Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

    Простейшие управляемые компьютерные модели.
    Тема 2.7. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

    (14 часов)

    Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
    Тема 2. 8. Организация информационной среды (13,5 часов)

    Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

    Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

    Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.


    III. Календарно-тематическое планирование




    Тема урока

    Кол

    час

    Обязательный минимум содержания

    Д/з

    Дата

    план

    Дата факт

    1

    Инструктаж по ТБ,

    Представление о системе объектов

    1




    Записи

    в тетради

    03.09




    2

    Место моделирования в деятельности человека.

    1




    У. п.11.1, стр.129-134

    08.09




    3

    Основные этапы моделирования

    1

    Моделирование.

    Записи в тетради

    10.09





    5

    Постановка задачи. Разработка модели П/р № 1 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

    1

    Чертежи. Двумерная и трехмерная графика.

    У. п.11.2, 11.3 стр. 134-142

    П.стр.66-70

    15.09




    6,7

    Разработка модели.

    Компьютерный эксперимент.

    П/р № 2 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

    2

    Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение.

    У. п.11.4, стр. 142-152

    П.стр.71-79

    17.09

    22.09




    7

    Практическая работа

    3 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

    1

    Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: геометрические преобразования фрагментов и компонентов

    П.стр.71-79

    24.09




    8

    Анализ результатов моделирования.

    П/р № 4 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

    1

    Композиция и монтаж.

    У. п. 11.5 стр. 142-152

    П.стр.79-80

    29.09




    9

    Обобщающий урок по теме: «Основные этапы моделирования»

    П/р № 5 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

    1

    Использование простых анимационных графических объектов.

    У. п. 11 стр. 129-152

    П.стр.79-80

    01.10




    10

    П/р № 6 «Движение ученика от дома до школы» (в среде графического редактора).

    1

    Планы, карты

    П.стр.79-80

    06.10




    11

    Практическая работа

    7 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

    1

    Планы, карты

    П. раздел 2стр.65-80

    8.10




    12

    Моделирование в среде текстового процессора

    П/р № 8 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора»

    1

    Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста

    П. стр 84-88

    13.10




    13

    Моделирование в среде текстового процессора

    П/р № 9 «Классификация животных или птиц» (в среде текстового процессора)

    1

    Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста

    П. стр 89-96

    15.10




    14

    Основы классификации объектов. П/р № 10 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора»

    1

    Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста

    У. стр.102-108

    20.10




    15

    Классификация компьютерных документов Практическая работа № 11 «Редактирование текстового документа».

    1

    Создание и обработка комплексных информационных объектов в веб-страницы с использованием шаблонов.

    У. стр.111-116

    П. стр97-104

    22.10




    16

    Виды классификации моделей. П/работа № 12 «Форматирование текстового документа».

    1

    Моделирование.

    У.116-119

    П. стр. 105-110

    27.10




    17

    Классификация моделей по способу представления. П/р№ 13 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора»

    1

    Моделирование.

    У.119 -126 П. стр.111-114


    05.11




    18

    Инструменты моделирования. Практическая работа № 14 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора»

    1

    Простейшие управляемые компьютерные модели.

    У. стр. 126-129

    П. стр. 115-117

    10.11




    19

    Решение тестовых заданий по теме: Информационная картина мира"

    1

    Простейшие управляемые компьютерные модели.




    12.11




    20

    Контрольная работа № 1 «Информационная картина мира».

    1

    Простейшие управляемые компьютерные модели.




    17.11




    21

    Понятие программы. Подходы к созданию программы.

    1

    Представление о программировании.

    У.стр.197-202

    19.11




    22

    Классификация программного обеспечения

    1

    Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

    Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: стоимость информационных продуктов, услуг связи.

    У.стр. 203-210

    24.11




    23

    Решение тестовых заданий по теме: «Программное обеспечение информационных технологий»

    1

    Программное обеспечение.




    26.11




    24

    Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

    1

    Алгоритм, свойства алгоритмов.

    У.стр.155-160

    01.12




    25

    Формы представления алгоритма. Линейный алгоритм

    1

    Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

    У.стр.161-171

    03.12




    26

    Разветвляющийся алгоритм

    1

    Алгоритмические конструкции.

    Логические значения, операции, выражения

    У.стр.-172-177

    08.12




    27

    Циклический алгоритм

    1

    Алгоритмические конструкции.

    Логические значения, операции, выражения

    У.стр.178-185

    10.12




    28

    Вспомогательный алгоритм

    1

    Алгоритмические конструкции.

    Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

    У.стр.186-188

    15.12




    29

    Стадии создания алгоритма

    1

    Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

    Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

    У.стр. 189-195

    17.12




    30

    Решение физических задач с помощью составления алгоритма

    1

    Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

    Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

    У. 189-195

    22.12




    31

    Контрольная работа № 2 по теме: "Алгоритмы"

    1







    24.12




    32

    Общая характеристика прикладной среды

    1

    Программное обеспечение.




    29.12




    33

    Прикладная среда табличного процессора Ехсel

    1

    Таблица как средство моделирования.

    П. стр.125-142

    12.01




    34

    Создание и редактирование табличного документа.

    П/р № 15 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Таблица как средство моделирования.

    Ввод данных в готовую таблицу.

    П. стр.143-145

    14.01




    35

    Практическая работа № 16 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Таблица как средство моделирования.

    Ввод данных в готовую таблицу.

    П. стр.145-149

    19.01




    36

    Практическая работа № 17 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Таблица как средство моделирования.

    Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных

    П. стр.149-156

    21.01




    37

    Практическая работа

    № 18 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Создание таблиц.

    П. стр.149-156

    26.01




    38

    Форматирование табличных документов П/р№19 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Создание таблиц.

    П. стр.149-156

    28.01




    39

    Использование функций и логических формул. П/р№20 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Ввод математических формул и вычисление по ним.

    П. стр.157-160

    02.02




    40

    Практическая работа

    № 21 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Ввод математических формул и вычисление по ним.

    П. стр.161-163

    04.02




    41

    Практическая работа

    № 22 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

    П. стр.164-166

    09.02




    42

    Практическая работа

    № 23 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

    П.стр.167-168

    11.02




    43

    Практическая работа

    № 24 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

    П.стр.169-171

    16.02




    44

    Практическая работа

    № 25 "Моделирование в электронных таблицах»

    1

    Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

    П.стр.169-171

    18.02




    45

    Контрольная работа № 3 по теме: "Прикладная среда табличного процессора Ехсel"

    1

    Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.




    23.02




    46

    Представление данных в виде диаграмм

    Практическая работа

    № 26 "Создание диаграммы"

    1

    Переход к графическому представлению данных.

    Диаграммы.

    П. стр.167-171

    25.02




    47

    Практическая работа

    № 27 "Создание таблицы успеваемости и отобразить данные в виде диаграммы"

    1

    Создание таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

    П. стр.167-171

    02.03




    48

    Назначение базы данных

    Практическая работа № 28 "Информационные модели в базах данных»

    1

    Базы данных.

    П.стр.172-186

    04.03




    49

    Создание структуры и заполнения базы данных

    Практическая работа № 29 "Информационные модели в базах данных»

    1

    Создание записей в базе данных.

    П.стр.187-192

    09.03




    50

    Система управления базой данных Ассеss

    Практическая работа

    № 30 "Информационные модели в базах данных"

    1

    Создание записей в базе данных.

    П.стр.193-195

    11.03




    51

    Практическая работа

    № 31 "Информационные модели в базах данных»

    1

    Создание записей в базе данных.

    П. стр.196-197

    16.03




    52

    Практическая работа

    № 32 "Информационные модели в базах данных»

    1

    Создание записей в базе данных. Поиск данных в готовой базе.

    П. стр.196-197

    18.03




    53

    Информационные ресурсы общества.


    1

    Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

    Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

    Записи в тетради.

    23.03




    54

    Практическая работа № 33 «Поиск информации в сети Интернет по известным адресам»


    1

    Компьютерные энциклопедии и справочники.

    Информация в компьютерных сетях.

    Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них

    Тема 22.1 с. 333-335

    6.04




    55

    Практическая работа

    № 34 " Поиск информации в сети Интернет по ключевым словам "

    1

    Компьютерные каталоги.

    Формулирование запросов.

    Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них

    Тема 22.1 с. 333-335

    8.04




    56

    Некомпьютерные источники информации.

    1

    Некомпьютерные источники информации.

    Некомпьютерные каталоги.

    Записи в тетради.

    13.04




    57

    Поисковые машины.

    1

    Поисковые машины.

    Записи в тетради.

    15.04




    58

    Контрольная работа № 4 по теме: "Поиск информации»

    1







    20.04




    59

    Информационная этика.

    1

    Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

    Записи в тетради.

    22.04




    60

    Электронная почта.

    1

    Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщений.

    Записи в тетради.

    27.04




    61

    Интернет-общение.

    1

    Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

    Записи в тетради.

    29.04




    62

    Звук. Практическая работа № 35 “Запись звука”

    1

    Запись звука с использованием различных устройств (видеокамер, магнитофонов).

    Записи в тетради.

    4.05




    63

    Звук. Практическая работа № 36 “Музыкальная клавиатура”

    1

    Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

    Записи в тетради.

    6.05




    64

    Создание презентаций Power Point с помощью шаблонов. Практическая работа № 37 “Создание презентаций”

    1

    Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде презентации с использованием шаблонов

    Записи в тетради.

    11.05




    65

    Включение в презентацию записанного звука. Практическая работа № 38 “Создание презентаций”

    1

    Создание и обработка презентации. Запись звука с использованием различных устройств.

    Записи в втетради.

    13.05




    66,

    67

    Презентация Power Point.

    Практические работа № 39, 40 “Создание презентаций”

    2

    Создание и обработка презентации.

    Создать през-ю «Носители информации»

    18.05

    20.05




    68

    Контрольная работа № 5 по теме: «Организация информационной среды».

    1







    25.05





    IV. Ресурсное обеспечение

    1. Основная литература:




    1. Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы. Н.В.Макарова. ПИТЕР, 2007. -40с

    2. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 416 с.

    3. Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.

    4. Поурочные разработки по информатике. А.Х.Шелепаева. 8-9 класс. М.-«ВАКО»- 2005, 288с.

    5. Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.

    6. Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.

    7. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 215с.

    8. Образовательные ресурсы сети Интернет. каталог М, 2006


    2) Оборудование:
    1. Аппаратные средства: компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок устройства, обеспечивающий подключение к сети; устройства вывода и ввода и устройство манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
    2. Программные средства: операционная система; файловый менеджер; антивирусная программа; система программирования; текстовые редакторы; электронная таблица; система управления базой данных.
    написать администратору сайта