Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие о здоровье. Признаки индивидуального и общественного здоровья.

  • Основы здорового образа жизни. Валеология - наука о здоровье.

  • Система гигиенического обеспечения подготовки туристов, ее задачи и структура. Характеристика инфекционных заболеваний, их источники, пути распространения.

  • гигиена. Программные требования


    Скачать 2.06 Mb.
    НазваниеПрограммные требования
    Анкоргигиена.doc
    Дата18.05.2017
    Размер2.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлагигиена.doc
    ТипПрограммные требования
    #9520
    страница1 из 33
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33



    ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    к экзамену по дисциплине «Гигиена»


    1. Предмет и задачи гигиены. Гигиенические факторы в туристической работе.

    Гигиена – наука о здоровье, основная профилактическая наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов.

    Гигиена устанавливает закономерности воздействия вредных факторов на организм и разрабатывает нормативы, которые гарантируют населению благоприятные условия труда и жизни. Разделами гигиены является гигиена труда, питания, возрастная и коммунальная гигиена. Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-гигиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения. Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий.

    1. Понятие о здоровье. Признаки индивидуального и общественного здоровья.

    В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется тремя совокупными критериями - как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Из этого следует, что здоровье человека является сложным, многоуровневым состоянием и его необходимо рассматривать с позиций современного структурного анализа.

    На физиологическом уровне основу здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И, наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит устойчивый характер.

    Однако организм человека, как известно, на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к естественно меняющейся окружающей среде, реагируя на поступающие из нее воздействия. Поэтому жизнедеятельность, а значит и здоровье, человека наряду с гомеостазом обеспечиваются еще одной фундаментальной способностью организма, которая называется адаптацией.

    Приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой расходования функциональных ресурсов организма. И если "плата за адаптацию" выходит за пределы его резервных возможностей, то появляется опасность поломки адаптационного механизма и возникновения болезни.

    Сказанное дает представление о сущности соматического (т.е. телесного) компонента здоровья. В то же время в структуру здоровья входят еще психический и социальный компоненты. Важность их рассмотрения объясняется следующими причинами. Во-первых, возникновение многих соматических заболеваний связано с психическим и социальным неблагополучием жизнедеятельности людей. Во-вторых, здоровье человека в значительной мере зависит от него самого: его образа жизни, культурного развития личности, морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, а также умения адаптироваться к социальной среде.

    Что же представляет собой психическое здоровье человека? Чаще всего в валеологии (науке о здоровье и здоровом образе жизни) выделяются два основных признака, по которым можно судить о хорошем состоянии психического здоровья человека.

    Первый признак - это отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений, проще говоря – неврозов, и так называемых пограничных состояний. Причиной нервных отклонений и расстройств обычно являются психические стрессы, которые возникают либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды и других психотравмирующих условий (эмоциональный стресс), либо в связи с информационной перегрузкой и невозможностью справиться с поставленной учебной, теоретической или иной задачей (информационный стресс).

    Второй признак - наличие резерва психических возможностей (резерва психической адаптации), благодаря которому личность может преодолеть неожиданные трудности, возникающие в исключительных обстоятельствах. Этот резерв, с одной стороны, обусловлен наследственными факторами (особенностями темперамента и нейродинамическими характеристиками протекания корковых и вегетативных процессов), а с другой - психологической подготовленностью человека (его умениями управлять своими эмоциями и выполняемой деятельностью, несмотря на сбивающие психогенные воздействия).

    Интересно, что среди средств, повышающих психическую устойчивость личности к стрессам, наиболее эффективными так же оказываются физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме

    Социальное благополучие, как компонент здоровья, также принято рассматривать, по аналогии с соматическим и психическим здоровьем, в аспекте адаптации к условиям общественной жизни. В этом случае принципы валеологии находят свое отражение в соответствующих социальных механизмах. Так, принцип "сохранения здоровья" проявляется в механизмах социальной защищенности граждан, гарантирующих им относительное материальное благополучие и стабильность жизнедеятельности – неотложной медицинской помощи, социального обеспечения и т.д. А принцип "повышения резервов здоровья" связывается с правами граждан на свободное и активное проявление своих биологических и социальных возможностей и их реальное воплощение в действительность.

    Отсюда вытекает, что уровень социального благополучия зависит от того, какому варианту адаптационного процесса индивид отдает предпочтение: надеется ли он больше на социальную поддержку со стороны (пассивная позиция) или старается достигнуть социальных благ своими собственными усилиями (активная позиция) - пытается энергично проявить себя в учебе, спорте, общественной или трудовой деятельности, больше двигаться, развиваться умственно и физически, закаляться, беречь нервы, не курить, не употреблять наркотиков и алкоголя, а также прочих разрушителей здоровья и жизненного благополучия.

    Резюмируя изложенное, можно констатировать, что валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом (физиологическом), психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов: сохранения здоровья и повышения его резервов. Эффективность этих механизмов зависит от целого ряда факторов - материального обеспечения, особенностей учебной, спортивной и трудовой деятельности, экологической обстановки (степени загрязнения вредными веществами потребляемой воды, воздуха, пищи) и т.д.

    Немаловажное значение при этом имеют нравственность и культурный уровень самого человека, основной характеристикой которых, в рамках рассматриваемой проблемы, является его отношение к своему собственному здоровью и здоровью других людей в иерархии социальных потребностей.

    1. Основы здорового образа жизни. Валеология - наука о здоровье.

    Основы здорового образа жизни человека с целью профилактики болезней, а также укрепления здоровья это понятие однозначно ещё не определено.

    Для представителей философско-социологического направления здоровый образ жизни в современных условиях рассматривают как глобальную социальную проблему, которая составляет часть жизни всего общества в целом.

    Здоровый образ жизни - это развитие жизнедеятельности человека. Достижения человеком долголетия и полноценного выполнения социальных функций, и активного участия в общественной, трудовой, семейно-бытовой формах жизнедеятельности.

    Значимость здорового образа жизни вызвана изменением в возрастании нагрузок на человека, усложнением общественной жизни. В биологическом смысле речь о возможностях человека адаптироваться к воздействиям окружающей среды и изменениям внутренней среды.

    В Основы здорового образа жизни авторы включают разные составляющие.

    Причины мешающие вести здоровый образ жизни:

    Встреча современного человека со стрессовыми ситуациями в повседневной жизни

    Чрезмерно напряженные условия труда (интенсивность по времени, и необходимость получения нескольких образований, постоянного повышения своего профессионального уровня), боязнь потери жилья имущества или сбережений, работы, опасения за здоровье-свое и близких и другие ситуации.

    Питание; На наш стол всё больше попадают продукты с большим содержанием подсластителей, консервантов, подкислителей, генетически и иммуномодифицированных продуктов, усилителей вкуса, , и всё меньше – натуральных продуктов.

    Комфорт - транспорт, кондиционеры, и т.п. Постоянно работающий кондиционер (жару человек переносит хуже). Уменьшается физическая активность, которая сводится к одному маршруту. Это цепь дом - остановка -работа и в обратном порядке.

    Телемания; При просмотре телепередач мы употребляем печенье, конфеты, чипсы. Переживая за любимого героя на телеэкране , человек съедает все вышеперечисленное больше, не замечая этого. В некоторых случаях человек принимает успокаивающие средства. Мало уделяется времени подвижному образу жизни. Правила а также нормы поведения , направленные на укрепление здоровья человека, составляют саму основу личной гигиены.

    Большинство считают- в основы здорового образа жизни входят такие понятия как :

    Воспитание здоровых привычек и навыков с раннего детства ;

    Безопасная и благоприятная окружающая среда, знания о влиянии предметов на здоровье;

    Отказ от вредных привычек- употребления алкоголя, курения, употребления наркотиков;

    Умеренное питание- подходящее физиологическим особенностям человека, знание о качестве употребляемых продуктов;

    Физически активная жизнь- физические упражнения соблюдая возрастные и физиологические особенности;

    Понятие валеологии. Предмет, цели, задачи

    В начале 80-х годов нашего столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И.И. Брехман ввел термин «валеология».

    Под валеологией (от лат. valeo- быть здоровым, здравствовать) подразумевалась наука о профилактически-оздоровительных основах медицины, путях и методах сохранения и укрепления здоровья.

    Появившись как интегральное образование, рожденное на стыке медицины, биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетике и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде, валеология с 1987 года выступает содружественной медицине наукой. 90-е годы отмечены становлением и дальнейшим развитием валеологии как системы знаний о здоровье здорового человека.

    Валеология- наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

    Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

    Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

    Объект валеологии- практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни во всем многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

    Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.

    Основной целью валеологии является максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

    Основные задачи валеологии:

    1. Прогнозирование функционального состояния организма и его коррекция;

    2. Разработка механизмов компенсации нарушений резервов физиологических систем;

    3. Определение методов и средств развития и сохранения здоровья;

    4. Формирование установки на здоровый образ жизни;

    5. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

    Итак, валеология- это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.

    2. Место валеологии в ряду естественных наук и наук о человеке, связь валеологии с другими науками

    Пожалуй, ни одна другая наука не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке - его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности- достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.

    Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, объект, методы, задачи. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

    Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе (развитие биологического вида во времени), формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

    Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество-человек-среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

    Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Компоненты медицины: наука о болезнях (патология), наука о здоровой среде обитания (гигиена), наука о механизмах выздоровления (саногенез) и наука об общественном здоровье (санология).

    Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

    Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

    Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

    Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

    Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

    Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

    Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом и той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

    Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

    История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

    География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

    Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.

    1. Система гигиенического обеспечения подготовки туристов, ее задачи и структура.

    2. Характеристика инфекционных заболеваний, их источники, пути распространения.

    Болезнь начинается с проникновения микробов в организм человека. Если защитная система (антитела и иммунитет) не в состоянии подавить болезнетворные бактерии, то развивается инфекционное заболевание.

    Инфекционные заболевания - это группа заболеваний, которые могут передаваться между людьми через предметы от животных и насекомых. Медицинская энциклопедия - М, изд. Академии наук, 1986Поскольку ИЗ способны переноситься от одного человека к другому, то это может грозить широким распространением инфекции, если не принять соответствующие защитные меры.

    Пути передачи инфекции.

    Чтобы оказаться зараженным, не обязательно вступать в прямой контакт с больным человеком.

    Способы передачи ИЗ:

    прямой контакт - непосредственный контакт с источником инфекции;

    непрямой контакт - соприкосновение с предметом, которым пользовался больной человек;

    через переносчика - инфицирование через другой источник;

    воздушно-капельный путь - вдыхание мельчайших капель мокроты инфицированного человека.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    написать администратору сайта