Главная страница
Навигация по странице:

Психолого-педагогический консилиум. Психологопедагогический консилиум как один из перспективных методов работы педагогапсихолога сущность, организация и проведение



Скачать 21.5 Kb.
Название Психологопедагогический консилиум как один из перспективных методов работы педагогапсихолога сущность, организация и проведение
Анкор Психолого-педагогический консилиум.docx
Дата 12.04.2017
Размер 21.5 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Психолого-педагогический консилиум.docx
Тип Документы
#733

Психолого-педагогический консилиум как один из перспективных методов работы

педагога-психолога: сущность, организация и проведение

Отличие психолого-педагогического от психолого-медико-педагогического консилиума. Задачи психолога в психолого-педагогическом консилиуме. Проблемы практики образования, требующие решения на психолого-педагогическом консилиуме. Основные этапы работы консилиума и их содержание.
Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося.

Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.

Задачи консилиума:

  • выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;

  • разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;

  • консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.

На основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы:

«Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителями (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени , а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).

Этапы:

  1. Информационный обмен между участниками консилиума (Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения консилиума, касающейся актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.)

  2. Разработка стратегии сопровождения данного ученика (Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.)




Участник
сопровождения


Деятельность на этапе
подготовки к консилиуму


Деятельность в рамках психолого-
педагогического консилиума


Реализация решений консилиума

Психолог

  • Проведение диагностической 
    работы: диагностического
    минимума и различных схем
    углубленной диагностики в 
    отношении группы
    “проблемных” школьников

  • Подготовка материалов к
    консилиуму

  • Предоставление участникам
    консилиума необходимой
    информации по психолого-
    педагогическому статусу 
    конкретных учеников и по
    ученическим группам

  • Участие в разработке стратегии
    сопровождения

  • Планирование направлений и форм 
    психологической работы в рамках 
    сопровождения конкретных 
    учеников, ученических групп
    и параллели в целом

  • Проведение психокоррекционных,
    развивающих и консультативных 
    мероприятий со школьниками

  • Проведение групповых и индивидуальных 
    консультаций с педагогами и родителями

  • Консультирование администрации

  • Планирование совместной работы с 
    классными руководителями

  • Социально-диспетчерская деятельность

  • Психологическое просвещение













Заседания проводятся один раз в два месяца (кроме экстренных случаев). Сначала проходит подготовительный этап, сбор предварительных диагностических данных.

На самом заседании:

1. Заслушивается характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем, в присутствии родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося (дает школьный врач, уточняют родители).

2. Проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка.

3. Приглашается ученик, происходит беседа с ним.

4. Заключительная стадия:

  • ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение доминанты отклоняющегося развития и ее основные причины;

  • выявляются положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;

  • обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителям, классному руководителю и другим участникам воспитательного процесса.

Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях секций классных руководителей, методических объединениях учителей-предметников и т.д.

Этапы работы психолога: На I этапе школьный психолог определяет психологическое содержание проблемы, выносимой на обсуждение педагогического консилиума, составляет соответствующую программу предстоящей работы, определяет средства изучения, подбирает необходимый материал. На II этапе психолог приступает к собственно изучению психологических характеристик решаемой педагогической проблемы. На III этапе полученные в результате изучения данные систематизируются, анализируются, обобщаются. Здесь же может осуществляться их перевод на язык конкретной системы педагогической практики. На IV этапе психолог выступает в качестве одного из организаторов и активных участников работы педагогического консилиума, где его данные являются одними из наиболее весомых в плане научной обоснованности, опирающимися на использование разнообразных объективных методов.

На последнем, V этапе школьный психолог принимает активное участие в составлении заключения (рекомендации), коррекционной программы и других программных материалов педагогического консилиума, определяющих стратегию и тактику педагогической работы.

Психологическое заключение: псих-е познават-е процессы, личностные характеристики.

Заключение социального педагога: тип семьи, самооценка, социальный опыт ребенка, трудности и т.д.

Педагогическое заключение: адаптация, сформированность учебных навыков, трудности в процессе обучения.

Медицинское заключение: перенесенные заболевания, обследования педиатра, психиатра, основное заболевание
написать администратору сайта