Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнения по развитию слуховой системы.Упражнение 1.

  • Упражнение 2.

  • Упражнение 3.

  • Упражнение 4.

  • Упражнение 5. (выполняется в группе из 4 человек)

  • Аудиальное мышление. Развитие органов чувств. Аудиальная система



    НазваниеРазвитие органов чувств. Аудиальная система
    АнкорАудиальное мышление.doc
    Дата08.05.2017
    Размер38 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАудиальное мышление.doc
    ТипДокументы
    #8888

    Развитие органов чувств. Аудиальная система

    Упражняемся





    Признано, что до 90% информации, воспринимаемой человеческим мозгом, поступает через органы зрения. Переоценить важность зрения невозможно, зато вполне возможно недооценить важность других органов чувств. Если на их долю приходится всего 10% информации, то зачем они вообще нужны? Интересно, что современный человек как будто руководствуется этим убеждением. Исследования и повседневный опыт показывают, что, например, слуховое восприятие находится "в загоне". Среднестатистический человек имеет очень слабо развитый слух и упускает массу деталей при слуховом восприятии.

    Причину такого состояния дел усматривают в сложившейся на сегодняшний день системе образования. В учебных заведениях очень важное значение придается усвоению больших объемов информации и составлению наглядных зрительных схем, а восприятие информации на слух отходит на второй план (кстати, выражение "отходит на второй план" имеет сугубо визуальный характер). Кроме того, в нашем мире очень много визуальных стимулов: книги, плакаты, телевидение, компьютеры, дорожные знаки и многое другое. Слуховых стимулов гораздо меньше и они не так навязчивы.

    Иногда сам род занятий человека предрасполагает к развитию слуха. Хорошим слухом обладают музыканты, поэты, профессиональные ораторы. Есть люди, для которых мир имеет чрезвычайно богатую звуковую палитру. Они, например, способны улавливать специфическое гудение включенной электрической лампы, и по изменению тембра этого звучания предвидеть, что лампа вскоре перегорит. По определенной звуковой картине можно определить, что в соседней комнате работает телевизор с выключенным звуком. Можно определить, что сзади приближается человек, даже если он шагает совершенно бесшумно, только по тому, как меняется характер отражения и поглощения звуков в комнате. Меломаны легко находят различия в звучании двух практически одинаковых проигрывателей. Наверное. не надо объяснять, что такое абсолютный слух - это практически предмет всеобщей зависти. Видимо, развитие слуха приносит большую пользу и стоит потраченных на него трудов. Хороший слух позволяет полнее наслаждаться музыкой, поэзией. Он дает возможность лучше различать нюансы человеческого голоса, интонаций. Это важно для лучшего понимания людей, их эмоционального состояния.

    Процесс развития слуха, по нашему мнению, очень увлекателен. Как только вы начнете выполнять предложенные упражнения. как вы обнаружите, что изменилось ваше отношение к тому, что вы слушаете и слышите. Ваш мир изменится, приобретет более глубокое, насыщенное, богатое звучание. Вы согласитесь с тем, что пренебрегать слухом никак нельзя.

    Упражнения по развитию слуховой системы.

    Упражнение 1.


    Расположитесь удобнее в кресле или на стуле, закройте глаза, в течение 10-15 минут слушайте все звуки, которые вас окружают: шорохи, свое дыхание, сердцебиение, тиканье часов, звучание воды в трубах, гудение электроприборов, шум машин на улице, мелодии по радио, чьи-то разговоры, что угодно еще. Старайтесь не упустить ни единого звука. Отметьте, что с каждым разом, выполняя это упражнение вы слышите все больше.

    Упражнение 2.

    Прослушайте музыкальное произведение, лучше симфоническую или хоровую музыку. Сначала вы получите общее впечатление от звучания. Затем с некоторыми перерывами прослушайте это же произведение еще несколько раз, обращая внимание попеременно на различные нюансы - ритм, гармонию, мелодическую линию. Постарайтесь услышать звучание каждого инструмента или голоса отдельно, как он вступает, как ведет свою партию, как сочетается с остальными. Попробуйте представить зрительный образ играющего инструмента, оркестра, или поющего человека. Через некоторое время вновь прослушайте это произведение для общего впечатления, и вы почувствуете, насколько это впечатление стало богаче.

    Упражнение 3.

    Слушайте голоса людей. Лучше всего это делать где-нибудь в людном месте (например, в автобусе), где можно слушать чьи-то разговоры. Желательно делать это с закрытыми глазами, чтобы именно слушать, а не рассматривать говорящих людей. Обращайте внимание на нюансы - высота, тембр голоса, темп речи, интонации, характерные слова и выражения. Запомните звучание голоса, позже, в одиночестве, постарайтесь воспроизвести то, что вы запомнили, оцените, насколько похоже то, как вы говорите, на тот образ, который вы запомнили. Попытки это сделать, во-первых, разовьют вашу слуховую память, а во-вторых, дадут большую гибкость вашему голосу. Очень интересно и плодотворно выполнять это упражнение вместе с кем-нибудь. чтобы была возможность сравнить то, что вы делаете и исследовать, как это у вас получается.

    Упражнение 4.

    Запишите чью-нибудь речь на магнитофон. Прослушайте запись, обратите внимание на то, как отличается звучание голоса "вживую" от записанного. Найдите максимально возможное число отличий. Интересный эффект этого упражнения: вы сможете установить, как искажает звук при записи ваш магнитофон - какие частоты усиливает, какие приглушает. Если у вас есть интерес и время, походите по салонам, продающим аудиоаппаратуру и послушайте различные проигрыватели. Возьмите с собой свой CD и слушайте одно и то же произведение. Вы узнаете, какие аппараты наиболее полно и точно передают звуковую картину произведения, и после этого сможете консультировать своих друзей при покупке аудиоаппаратуры :-)

    Упражнение 5. (выполняется в группе из 4 человек)

    А садится или стоит. Б, В и Г располагаются перед ним полукругом, каждый из них по очереди производит какой-нибудь звук (щелкает пальцами, постукивает карандашом, хлопает в ладоши, кашляет и т.д.; при этом все производят один и тот же тип звука) и сразу вслед за этим называет свое имя. Эта процедура повторяется до тех пор, пока А не сможет точно сопоставить характер звука с человеком, который этот звук производит.
    А закрывает глаза, остальные в произвольном порядке производят звук. А определяет, кто произвел звук.
    Если А ошибается, Б, В и Г повторяют первоначальный звук и свое имя до тех пор, пока А не покажет, что он установил связь между человеком и звуком. Затем повторяется 2 этап.
    Упражнение проводится до тех пор, пока А не сможет несколько "кругов" подряд правильно определить, кто какой звук производит.
    Чтобы усложнить упражнение, Б, В и Г могут меняться местами, лишая А возможности ориентироваться по их местоположению. Другой способ усложнения - подражать манере другого человека производить этот звук. В этом случае А пытается определить, кто и кому подражает.
    Усложненные варианты упражнений способствуют развитию очень высокой чувствительности к деталям звуков. Естественно, что получатся они далеко не с первого раза, поэтому не надо требовать от себя слишком многого сразу. Кроме того, не поддавайтесь искушению посоревноваться в группе между собой, занимайтесь только саморазвитием и наблюдайте за своим прогрессом.

    написать администратору сайта