Главная страница
Навигация по странице:

Руководство кемлибо над чемлибо либо. Признаки Управление есть функция различных систем



Скачать 443.5 Kb.
Название Руководство кемлибо над чемлибо либо. Признаки Управление есть функция различных систем
Анкор Ekzamen_po_AP.doc
Дата 26.04.2017
Размер 443.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Ekzamen_po_AP.doc
Тип Руководство
#3553
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8


  1. Понятие и признаки управления. Понятие, особенности и виды социального управления.

Управление – руководство кем-либо над чем-либо либо.

Признаки:

  • Управление есть функция различных систем;

  • Субъект или объект управления - основные элементы системы;

  • Служит интересом взаимодействия составляющих той или иной системы элементов;

  • Наличие иерархии в структуре управления;

  • Управление всегда целенаправленно управление неразрывно связано с информацией;

  • Управление реально тогда, когда есть определенное подчинение объекта с субъекту управления.

Управление- целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, в целях создания эффективно функциональной системы на основе информационных связей и отношений.

Виды управления: Техническое; Биологическое, Социальное (СУ)

Особенности СУ:

  • Предполагают организацию или систему людей

  • Предполагают совместную деятельность для достижения общих целей

  • СУ- главное назначение – упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, обеспечивающие согласованность индивидуальных действий, выполняет общие функции.

  • СУ носит волевой, сознательный характер, властный характер;

  • Осуществляется в рамках управленческих отношений;

  • Связано с определенными формами, методами и средствами воздействия субъектов над объектами.

СУ – общественно-значимая деятельность людей, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей и коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ним задач.

Виды СУ:

  • Общественное (в рамках партий или иных организаций)

  • Религиозное (отношения между церковью и прихожанами)

  • Семейное (родители, дети)

  • Международное (общественные организации; государство вступает для достижения общей цели)

  • Муниципальное (местное самоуправление)

  • Государственное




  1. Понятие и основные черты ГУ. Административная реформа


ГУ – реальность, без которой не работает государственный властный механизм.

ГУ – практическое, регулирующее, организующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочивания, сохранения и преобразования, опирающееся на его властную силу.

ГУ осуществляется всеми органами государственной власти, специальными субъектами исполнительной власти.

Признаки (черты):

  • Деятельность осуществляется специальными субъектами – органами ГУ

  • Исполнительно -распорядительная деятельность

  • Универсальный или непрерывный характер деятельности по ГУ

  • Предметный характер

  • Наличие специального большого иерархического аппарата управления и большого корпуса государственных служащих

  • Подзаконный характер управленческой деятельности

  • Характеризуется изданием большого числа подзаконных правовых актов.

Словари трактуют слово «реформа» (от фр. La reforme – реформа) как преобразование, переустройство в способе функционирования тех или иных социальных институтов, действующих в рамках данного общества. Как представляется, это определение не достаточно полно, так как не упоминает основную сущностную черту реформы – достижение нового качества. Непременными атрибутами реформ являются инициатива «сверху» (в чем видно отличие реформы от революции), законодательный механизм осуществления и направленность преобразований по пути прогресса.

Есть еще одно существенное качество, делающее то или иное преобразование именно реформой: модернизационное целеполагание, иначе говоря – приведение данного социального института к состоянию, наиболее адекватному функционированию и прогрессивному развитию мирового сообщества.

Административная реформа – не одномоментное событие, а поступательный процесс. Следующее отсюда требование – необходимо избегать общих абстрактных программ и ставить четкие измеряемые задачи.

Модернизировать государственное управление – значит, сделать его проще, яснее, эффективнее, постараться добиться гласности в области государственных расходов и четко определить ответственность каждого из многочисленных операторов государственного управления

Административная реформа-процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.


  1. Предмет, метод и система административного права


Предмет отрасли – совокупность общественных отношений, которая регулирует ту или иную отрасль права. Отвечает на вопрос: какие общественные отношения регулирует данная отрасль права?

Особенности предмета АП:

  • Отношения - управленчески по своей природе;

  • В этих отношениях всегда присутствует властный субъект, важно чтобы в эти отношения властный субъект вступал в связи и по поводу осуществления своей управленческой компетенции

  • Наличие публично – правового или государственного интереса

  • Характерно множество и разнообразие общественных отношений входящих в предмет АП

3 группы общественных отношений:

  1. По содержанию:

- полицейские

- управленческие отношения

- административные юстиции

2. В зависимости от цели управленческой деятельности

- регулятивные

- охранительные

3. по составу участников

- внутриаппаратные

- внеаппаратные ( отклонения между инспектором и пешеходом)

4. по юридическому характеру взаимодействия участников правоотношения

- вертикальные (власть и подчинение)

- горизонтальные (стороны равноправны юридически и фактически)

5. по способу защиты

- защищаемые в административном порядке

Защищаемые в судебном порядке и т.д.

Т.об. А.П – отрасль системы, представляющаяся собой совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи и по поводу осуществления государственно – управленческой деятельности, в связи с охраной общественного порядка и разрешением административно-правовых споров.

Метод АП.

Метод отрасли – совокупность способов, приемов с помощью которых данная отрасль права регулирует отношения входящие в ее предмет. Метод отвечает на вопросы: как? Каким образом? Отрасль права регулирует отношения входящие в ее предмет.

  1. метода регулирования общественных отношений: 1.Предписания; 2. Запреты; 3. Дозволения

Каждая отрасль права использует регулирование предмета преимущественно той или иной указанного выше метода. Предмет отрасли права диктует и особенности метода этой отрасли.

Особенности метода АП:

  1. Поскольку АП регулирует управленческие отношения, то для нее больше характерны предписания;

  2. А.отношения возникают как правило в одностороннем порядке; желание или согласие другой стороны на вступление в эти отношения, не являются обязательными условиями для их возникновения, изменения, прекращения. А.правоотношения могут возникнуть и вопреки желанию ( согласия др.стороны).

  3. Метод запретов также может использоваться в регулировании предмета АП

  4. В АП не исключается использование в необходимых случаях и дозволительных средств. В результате которых возникают управленческие отношения равенства.

Административные отношения – власти отношения, которые регулируются как правило с помощью метода предписания, реже запрет и дозволения.

Система АП

Система АП – как науки и дисциплины традиционно делят на 2 части:

  1. Общая (институционная) включает нормы и институты охватывающие управление в целом,

  2. Особенная (отраслевая) определяет специфику управления различными сферами нашей жизни или различными источниками.


4.Источники АП: понятие, особенности, система
Источники АП – внешние формы выражения АП норм.

Особенности:

  • Характерно разнообразие и множество источников административных норм

  • Среди источников АП нельзя выделить основной ведущий системообразующий нормативный акт

  • Система источников АП отличается мобильностью, изменчивостью, что порождает постоянные проблемы их систематизации

Система источников АП:

  1. По уровню принятия:

  • Международные акты

  • Федеральные акты

  • Федеральные конституционные законы

  • Федеральные законы

  • Акты субъектов РФ (устав ярославской области)

  • Локальные нормативные акты

  1. По юридической силе:

  • Законодательные акты

  • Подзаконные нормативные правовые акты




  1. Общий административно-правовой статус граждан(АПС). Административная правосубъектность.


Права – мера возможного, дозволенного поведения --- гарантия реализация этих прав.

Обязанности – обязывает граждан выполнять требования --- ответственность за неисполнение

АПС – совокупность закрепленных нормами АП норм, свобод, обязанностей человека и гражданина, а также гарантии реализации прав и обязанностей, в том числе механизм их защиты (ответственность).

Элементы административно-правового статуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;

  2. гражданство;

  3. административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

  5. административная ответственность граждан;

  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

  1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

  2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

  3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Права граждан:

Абсолютные (безусловные) –осуществляются самостоятельно без разрешения властного субъекта.

Относительные (условные) –для реализации требуется разрешение властного субъекта.

Обязанности граждан:

Абсолютные – возлагаются на каждого гражданина

Относительные – возникают из правомерных действий направленных на приобретение прав и пользование ими, а также из правонарушений.

Гарантии граждан – система средств, которая устанавливается государством для создания необходимых условий реализации прав и свобод граждан.

Ответственность граждан – наступает в случае неисполнения обязанностей, а также злоупотребление предоставленного права.

Административная правосубъектность способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права:

  • А. правоспособность

  • А.дееспособность

  • А. деликтоспособность

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

  1. полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

  2. частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

  3. ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений. Возникает с 16 лет.
6.Характеристика специальных административно-правовых статусов граждан (САПС)
Суть САПС состоит в том, что став добровольно или по принуждению субъектом того или иного специального статуса гражданин приобретает для себя дополнительные права, льготы и обязанности. Либо возлагаются на него дополнительные ограничения.

Специальные статусы:

  1. Статус члена административного коллектива. Субъекты: обучающиеся; государственно-гражданские служащие; военнослужащие

Субъект приобретает комплекс прав и обязанностей, в том числе возможность привлечения к дисциплинарной ответственности по нормам АП

  1. Статус субъекта административной опеки (демографические проблемы). Субъекты: безработные; беженцы; инвалиды; чернобыльцы; афганцы.

Особенности субъектов приобретают дополнительные права и льготы.

  1. Статус жителей территорий с особым административным правовым режимом. Субъекты: территории (закрытые города, где военная подготовка).

Субъект этого статуса приобретают дополнительные обязанности и ограничения.

  1. Статус субъекта разрешительной системы. Субъекты: специальные люди, получившие специальное разрешение на реализацию права (водители, охотники).

Особенность состоит в том, что субъект этого статуса приобретают специальное право и дополнительные обязанности связаны с осуществлением этого права.


  1. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан


Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции: 1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.).

Классификация иностранных граждан:

  1. по сроку пребывания на территории Российской Федерации:

    • постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

    • временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

    • следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

  2. по степени подчиненности юрисдикции РФ:

    • граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;

    • граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;

    • военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);

    • члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;

    • граждане, служащие в международных организациях;

    • граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;

    • свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;

  3. по целям нахождения на территории Российской Федерации:

    • работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;

    • корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;

    • преподаватели в учебных заведениях;

    • лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;

    • лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан:

  1. не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

  2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

  3. не могут участвовать в отправлении правосудия;

  4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

  5. не имеют права участвовать в референдуме;

  6. на них не распространяется воинская обязанность;

  7. не могут быть членами политических общественных объединений;

  8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

  9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

  10. могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

  11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

  12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

  13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

  14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

  15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.




  1. Право граждан на обращение в органы государственной власти. Понятие, классификация, порядок подачи и рассмотрения обращений граждан.


Статья 33 Конституции РФ гарантирует гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения в этой сфере регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления.

Федеральный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Речь идет о рассмотрении обращений граждан в Конституционном Суде РФ, правоохранительных органах, судах общей юрисдикции, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и др.

Под обращением гражданина в рамках данного Федерального закона понимаются направленные в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы.

Классификация обращений:

  1. По субъектам: индивидуальные и коллективные

  2. По форме: устные, письменные, электронные

  3. По адресату: в ОГВ, в ОМС, должностному лицу

  4. По содержанию: предложение, заявление, жалоба.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госоргане или органе местного самоуправления.

Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан.

  1. Право на обращение имеют граждане(Г) РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

  2. Г.могут обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос.органы и ОМС

  3. Принятие и рассмотрение обращений Г.в установленные сроки – это обязанность соответствующих органов и должностных лиц.

  4. Г.направляет письменное обращение непосредственно в тот или иной орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. В случае, если Г. обратился «не по адресу», орган или должностное лицо обязано принять обращение и в течение 7 дней отправить по подведомственностям.

  5. Закон предусматривает требования к письменному обращению.

Таким образом, в письме в обязательном порядке должно быть указано следующее:

  • адресат (например: Губернатору края, в Правительство Красноярского края, заместителю Губернатора края и т.д.);

  • фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) обращающегося лица (например: Иванов Иван Иванович);

  • почтовый адрес, по которому будет направлен ответ либо иное сообщение (например: 000000, г. Красноярск, Центральный район, ул. Мира, д. 00, кв. 00);

  • суть обращения (т.е. описание вопроса или просьба в его решении либо предложение или жалоба);

  • личная подпись и дата

Обращение может быть написано от руки или напечатано. Если Вы пишите от руки, то постарайтесь, чтобы текст был разборчивым, особое внимание обратите на написание своей фамилии и адреса.

К письму, в случае необходимости и в подтверждение доводов,  могут быть приложены какие-либо документы или материалы.

Обращение может быть коллективным, в этом случае оно должно быть подписано всеми, при этом, хотя бы часть подписей должна располагаться на том листе, на котором заканчивается текст обращения.

Права граждан при рассмотрении обращения предусмотрены в ст.5, 16 ФЗ, права и обязанности должностных лиц и ОГВ в ст.10

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

  1. Закон не предусматривает сроков для подачи обращений

  2. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации

  3. Возможно продление срока рассмотрения обращение, но не более чем 30 дней

  4. Закон почти не ограничивает право обращаться в органы иди должностным лицам

  5. Возможно принятие решения о безосновательности очередного обращения Г. и прекращение с ним переписки по вопросу, если ему многократно давались письменные ответы по существу.

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

12. Орган или должностные лица обязаны давать мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.


  1. Общее право жалоб


Жалоба – просьба Г. о восстановлении или защите его нарушенных прав и свобод, и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов др. лиц.

Виды:

  1. По правовым признакам: общие, специальные

  2. В зависимости от способа обжалования: административные, судебные

  3. По субъектам подающим жалоб: индивидуальные, коллективные

  4. По форме: устные, письменные, электронные

Общие права жалобы

Право на общую жалобу является абсолютным, не ограниченным и не отчуждаем правом каждого Г.

Общая характеристика право жалобы:

  • Круг лиц имеющих право подавать жалобу не ограничено

  • Право на общую жалобу не ограничено и по содержанию, то есть обжаловаться могут любые решении решения, действия (бездействия) органов и должностных лиц. В порядке предусмотренных подразделом 3 раздела 2 ГПК РФ в суде рассматриваются жалобы на решение, действие, бездействие толь ко ОГВ, ОМС, должностного лица, Гос.муниц.служащего. действия и решения иных субъектов рассматриваются в обычном исковом порядке.

  • Орган или должностное лицо обязаны принять жалобу и рассмотреть в установленные сроки

  • Обязательно по жалобе выносится решение, оно должно быть обоснованно и мотивированно

  • Решение по жалобе обязательно для всех органов и организаций, а так же должностных лиц, граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ

  • Закон предусматривает альтернативный порядок обжалования, то есть Г. по своему усмотрению могут обратиться в вышестоящий орган или в суд или к должностному лицу.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более, чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.
10.Специльное право жалобы
Не отменяет, а дополняет общее право жалобы. Оно намного уже.

Особенности:

  1. Право на ее подачу должно быть прямо предусмотрено в соответствием нормативным правовым актом (КОАП)

  2. Наличие специальной основы для ее подачи

  3. Ограниченный круг субъектов, который в праве ее подавать

  4. Как правило сокращенные сроки для подачи и рассмотрения жалобы

  5. Особый порядок рассмотрения жалобы

Стадии:

1. Первичная обработка. На этой стадии получают письменные, выслушивают устные жалобы, регистрируют их и в пятидневный срок обеспечивают первичное движение: определяют кто и как будет работать с жалобой, либо пересылают ее в компетентную организацию, уведомляя об этом заявителя.

2. Проверка жалобы. Здесь производится сбор необходимой информации (путем ознакомления с документами, бесед с людьми и т. д.), ее анализ, ознакомление с законодательством. Довольно часто проверка заканчивается составлением справки, содержащей соответствующие выводы. Представляется, что законом следует закрепить право заявителя знакомиться с собранными при проверке жалобы материалами, давать дополнительные пояснения, заявлять ходатайства.

3. Принятие решения. О принятом решении сообщается заявителю, отрицательный ответ должен быть мотивирован. Сообщение может быть письменным или устным. В тех случаях, когда жалобы не удовлетворяются, ответ всегда должен быть письменным.

4. Исполнение принятого решения. Эта стадия факультативна, она существует, если жалоба полностью или частично удовлетворяется, и помимо принятия по ней решения необходимо совершить действия по его исполнению.

Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

Специальное право на жалобу регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а либо лицом, в отношении которого данное постановление вынесено, либо потерпевшим.
11. Понятие, административно-правовой статус и классификация органов исполнительной власти.
ОИВ - это часть системы органов государственной власти в РФ учрежденная самим государством для обеспечения и исполнения законов и иных НПА, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.

Общая характеристика АПС ОИВ:

1. деятельность ОИВ носит подзаконный характер;

2. они действуют строго в пределах своей компетенции. ОИВ могут делать только то, что им прямо предписано соответст--вующим НПА;

3. ОИВ обладают относительной юридической самостоятельностью, в осуществлении функций исполнительной власти, а также во взаимоотношении с другими ветвями власти;

4. обладают государственно-властными полномочиями по изданию и реализации правовых форм;

5. ОИВ являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правосубъектностью;

6. Права в ОИВ гарантируются Конституцией РФ, Конституцией и субъектами РФ, иными НПА устанавливающими их правовой статус;

7. В законодательстве предусматривается определенный механизм ответственности за неблагоприятные последствия деятельности ОИВ и их должностных лиц.

Классификация ОИВ:

1. в зависимости от федеративного устройства: федеральные и ОИВ субъектов РФ

2. по характеру компетенции:

- органы общей компетенции (осущ. руководство всеми или большинством отраслей сфер управления);

- органы отраслевой компетенции (осуществляют руководство отдельной отраслью: министерство культуры РФ);

- органы межотраслевой компетенции (осуществляют руководство двумя или несколькими смежными отраслями: министерство образования и науки РФ);

- органы внутриотраслевой компетенции (осуществляют руководство в той или иной отрасли порученным участком работ: территориальные органы федеральных ОИВ);

3. по порядку разрешения подведомственных вопросов: коллегиальные и единоначальные;

4. по организационно-правовым формам: правительства; советы министра; департаменты; инспекции; комитеты и т.д.

Т.д.
12. Президент РФ как субъект административного права. Правовые формы осуществления полномочий.
Присутствие в правовом статусе главы государства — Президента РФ — элементов административно-правового статуса связано прежде всего с тем, что Президент РФ занимает в системе органов государства совершенно особое место. Он обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать существенное (часто решающее) влияние на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Основы правового статуса Президента РФ содержит Конституция РФ, которая в ст. 11 определяет, что наряду с другими органами власти государ­ственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ. В соответствии со ст. 80 Консти­туции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Кон­сти­туцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий­ской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Субъектом административного права Президента РФ делает то обстоятельство, что в Основном Законе нашей страны закреплен ряд полномочий Президента РФ в области исполнительной власти:

• Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

• совместно с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Рос­сийской Федерации;

• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

• принимает решение об отставке Правительства РФ;

• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Го­сударственной Думой вопрос об освобождении от должности Пред­седателя Центрального банка РФ;

• по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

• формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

• утверждает военную доктрину РФ;

• формирует Администрацию Президента РФ;

• назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

• назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;

• назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания диплома­тиче­ских представителей Российской Федерации в иностранных государ­ствах и международных организациях;

• может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, а также между органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации;

• вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

• осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

• ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос­сий­ской Федерации;

• подписывает ратификационные грамоты;

• принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

• является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;

• в случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с не­замедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе;

• при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Фе­дерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе;

• решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

• награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Формами осуществления полномочий Президента являются указы и распоряжения.
13. Правительство РФ: порядок формирования и прекращения деятельности, основные полномочия, правовые формы осуществления полномочий.
Состав и порядок формирования.

Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность российского Правительства - его беспартийный характер. Решающее влияние на формирование Правительства оказывает беспартийный Президент РФ, формируя его по профессиональному, а не по партийно-коалиционному принципу.

Прекращение деятельности Правительства РФ

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации в двух основных случаях:

· по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

· в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Порядок этого юридического действия предусматривает, что Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2007. - С. 418..

Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке См.: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ в ред. от 02.03.2007 «О Правительстве Российской Федерации»

Основные полномочия Правительства РФ:

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации правительство осуществляет следующие полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой

  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

  • осуществляет управление федеральной собственностью;

  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.

Правовые формы осуществления полномочий: постановления и распоряжения
14. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, характеристика отдельных органов.
Система ФОИВ создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами. К исключительному ведению РФ относятся установление системы ФОИВ, порядка их организации и деятельности формирования ФОИВ (п. «г» ст71 К РФ).

Система ОИВ – это совокупность этих органов и взаимосвязь между ними.

Система ФОИВ определяется указом президента «о системе и структуре ФОИВ» от 09.03.2004

Характеристика отдельных органов:

  • федеральные министерства – это ФОИВ осуществляющий функции по государственной политике и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и ее сфере деятельности. Возглавляется федеральным министерством, входящим в состав правительства РФ.

Функции:

- выработка государственной политики и её реализация в установленной сфере деятельности;

- НПР значит, что федеральное министерство…;

- координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

  • Федеральные службы – это ФОИВ осуществляющий функции по контролю и надзору установленных в сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос.безопасности, защиты и охраны гос.границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляется руководителем (директором) гос.службы.

Функции:

- контроль и надзор;

- издание индивидуальных правовых актов;

- ряд фед.служб, выполняют спец.функции в области обороны, гос.безопасности и т.д.

  • Федеральные агентства – это ФОИВ осуществляющие в установленной сфере деятельности функций по оказанию гос.услуг по управлению гос.имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Возглавляются руководителем (директором).

Функции:

- оказание гос.услуг;

- управление гос.имуществом;

- правоприменительные (издание индивидуальных правовых актов)
15. Система органов исполнительной власти Ярославской области: понятие, характеристика отдельных органов.
Система ОИВ субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации исполнительными ОГВ. Т.о. система ОИВ ЯО устанавливается в соответствии с К РФ ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительных) и ИОГВ субъектов РФ» от 06.10.99.
  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта