Главная страница

Самостоятельная работа 1. Речевое взаимодействие. Дайте определение основных единиц речевого общения. Речевое событие


Скачать 67.09 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа 1. Речевое взаимодействие. Дайте определение основных единиц речевого общения. Речевое событие
АнкорSamostoyatelnye_raboty_po-russkomu.docx
Дата29.05.2018
Размер67.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSamostoyatelnye_raboty_po-russkomu.docx
ТипСамостоятельная работа
#21131

Подборка по базе: Контрольная работа.doc, курсовая работа.doc, Курсовая работа-1.docx, Лабораторная работа №2.docx, лабораторная работа №1 Минералы.docx, Курсовая работа.docx, Как в Excel 2010 работает режим защищенного просмотра документов, Как в Excel 2010 работает режим защищенного просмотра документов, Какой может быть работа ИТ Яковлева.docx, Практическая работа №7.pdf.

Самостоятельная работа №1.
Речевое взаимодействие.

  1. Дайте определение основных единиц речевого общения.


Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом (от франц. discourse ‘речь’) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; это текст, взятый в событийном аспекте.

Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами.

  1. Охарактеризуйте принципы речевой коммуникации.


Принцип последовательности, который предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Например, если первая реплика – вопрос, то вторая – ответ; приветствие сопровождается ответным приветствием; просьба – принятием или отклонением и т.п. Последовательность ответной реакции закономерно приводит к завершению речевого фрагмента.

Принцип предпочтительной структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Так, по мнению исследователей, согласие обычно выражается без промедления, часто предельно лаконично и ясно. Несогласие же, как правило, отсрочено паузой и формулируется пространно, сопровождается оправдательными доводами

Принцип кооперации, который, по мнению Г.П. Грейса, составляет основу речевой коммуникации, предполагает готовность партнеров к сотрудничеству.

Принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Коротко охарактеризуем их:

1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена».

2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, предохранения его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других (Не судите, да не судимы будете.). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции.

4. Максима скромности. Это максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная, самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно – сохранения предмета взаимодействия, снятие конфликта путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, к. Которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Определенную проблему представляет так называемый безучастный конфликт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.


  1. Что понимается под эффективностью речевой коммуникации?


Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения.


  1. Назовите основные виды аргументов и дайте им характеристику.



Логические аргументы – это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя.

Психологические аргументы – это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами.


  1. Что понимается под невербальными средствами общения?


Средства невербального общения: мимика, жесты, поза, интонация.

Задание 1.

  1. Общение между героями не состоялось, так как Базаров разговаривал на литературном языке, а мужик на деревенском жаргоне. Они не могли понять друг друга, хотя, в то же время, когда заговорили два мужика, то они сразу смогли понять друг друга, потому что разговаривали на одном и том же жаргоне.

  2. Общение состоялось. Герои сразу нашли общую тему – философия.

Задание 2.


  1. Да, эффективна, в этом отрывке реализован принцип предпочтительной структуры, потому что подсудимый уходил от ответа, держал паузу, а это свидетельствовало о отклоняющейся ответной реплике.

  2. Да, эффективна, потому что Денис беседовал со следователем. В этом отрывке реализован принцип последовательности (ответ на вопрос Дениса) и принцип кооперации (Денис сотрудничал со следователем)

Задание 3.


  1. Изобразительный вид. Дополнительная информация: «Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.»

  2. Эмоциональный вид. Дополнительная информация:» Паклин погрозил ему пальцем.»

3.Символический вид. Дополнительная информация:» Нежданов протянул ему руку – нерешительно, но протянул.»

4. Эмоциональный вид. Дополнительная информация: «с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком»

5. Изобразительный вид. Дополнительная информация: «(он повертел рукою около лба)»

Задание 4.

Автор характеризует Льва Николаевича, как человека, придерживающегося принципов вежливости и последовательности.

Задание 5.

  1. Жесты

  2. Мимика

  3. Телодвижения

  4. Телодвижения

  5. Мимика


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РЕЧИ: ДИАЛОГ И МОНОЛОГ


  1. Дайте определение диалога и монолога.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

Монолог - связная речь одного лица.

  1. Что является основной минимальной единицей диалога? Каким образом создаётся диалогическое единство?


Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Диалогическое единство задается первой репликой-стимулом, появление которой зависит исключительно от внутреннего побуждения говорящего.

  1. В каких случаях диалог становится неинформативным?

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а следовательно, он не будет информативным

  1. Укажите основные виды диалога.

а) общий, или обиходный, участники которого обмениваются информацией, не подлежащей разглашению;обиходный диалог не является публичной речью;

б) информационный Д.., при котором знание информации и замысел участников не совпадают, (напр.информационный Д. между следователем и подследственным); публичность и д. ограничена предметом,обстоятельствами речи, специальными правилами;

в) диалектический Д., цель которого – поиск истины;

г) обучающий Д., ведущий участник которого обладает знанием и замыслом передать это знание, а другие участники не обладают знанием, но стремятся к нему; публичность о.д. ограничена предметом идидактическим замыслом;

д) соревновательный Д., ведущий участник которого пытается выяснить уровень знаний и качества другихучастников, которые высказываются о предмете, с целью сделать это как можно лучше;

е) совещательный Д., участники которого высказывают и обсуждают предложения о совместном решении;публичность совещательного диалога определяется предметом речи;

ж) командный Д., один из участников которого отдает распоряжения о совместных действиях, а другиедокладывают о результатах исполнения;

з) литературный Д., разновидность высказывания, представляющая собой изображение других видов диалога.

5. Назовите основные типы монологической речи. Дайте им характеристику.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивости. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу .В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

Задание 1

Прочитайте и проанализируйте тексты диалогов, указав их особенности.



    • Тип диалога – бытовой.

    • Переход от одной темы к другой (свадьба Ипполит Ипполитыча; разговор о учебе Маши Шелестовой)




    • Тип взаимодействия участников диалога: равенство

    • Наиболее ярко в данном диалоге проявляются особенности речи Ипполит Ипполитыча (обилие восклицательных предложений)



    • Тип диалога: деловая беседа

    • Характеристика речи: элементы разговорной речи

    • Тип взаимодействия участников диалога: сотрудничество

    • Структура диалога (основная часть, концовка




  1. Тип диалога: вопросно-ответный)

    • Структура диалога: основная часть

    • Тип взаимодействия участников диалога: равенство

    • Характеристика речи: элементы разговорной речи



    • Тип диалога: бытовой

    • Структура диалога: зачин, основная часть

    • Тип взаимодействия участников диалога: равенство

    • Характеристика речи: элементы разговорной речи

Задание 2

  1. Вопросно-ответный, да, этот диалог информативный.

  2. Диалектический, нет, не информативный.

  3. Деловая беседа, да, информативный.

Задание 3

  1. Официально-деловой.

  2. Бытовой диалог.

Задание 4

  1. -Узнал, конечно, хорошо, жду.

  2. Нет, это не квартира Сергеевых.

  3. До связи.

Задание 7

  1. Внутренний монолог, информационная речь.

  2. Обращение к слушателям, информационная речь.

  3. Обращение к слушателям, убеждающая речь.

  4. Обращение к слушателям, побуждающая речь.

Задание 8

Заранее подготовленная речь.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

  1. Какие функционально-смысловые типы речи вы знаете?

Повествование, описание, рассуждение.


  1. Что такое повествование? Назовите его характерные особенности.

Повествование — рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени. В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего. Это рассказ о том, что произошло. Для повествования характерно (хотя и не обязательно) употребление глаголов совершенного вида в прошедшем времени.

  1. Перечислите известные вам типы описания. Укажите общие черты этого типа речи.


Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какой-либо объект или явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий. Описание можно противопоставить повествованию в том смысле, что описание представляет собой статическую картину действительности, а повествование рассказывает о динамике событий.

Чаще всего описываются внешность или личные качества персонажа, пейзаж, интерьер, место и время действия (например, город и эпоха).

Если в тексте рассказывается о регулярно повторяемых действиях (например, описывается типичный день персонажа), то это описание, а не повествование.

4.Что такое рассуждение? Укажите его характерные признаки.
Рассуждение — ряд мыслей на какую-либо тему. В таком тексте излагается точка зрения говорящего и приводятся аргументы за или против этой точки зрения. В рассуждении высказывается точка зрения автора или героев, излагаются причинно-следственные связи событий или явлений, обоснования, доказательства или опровержения какой-либо мысли. Часто рассуждение заканчивается выводом.

  1. Что такое «общие места» в рассуждении?


Общие места - отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений

  1. Что такое «полемичность речи» и каковы её виды?

Можно выделить два вида полемичности: 1) имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и 2) эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне ее.

Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда, когда оратор, стремясь высказать свои взгляды, опровергает существующие, борется с воображаемым противником. О реальном - если оппонент персонифицирован, назван, от его имени формулируются смыслы, подлежащие опровержению.

Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, может возникнуть полемика между оратором

Задание 1

  1. Описание. Описываются действия героя

  2. Повествование. Повествуется о действии магнитного поля на радиосвязь.

  3. Рассуждение. Излагаются мысли о влиянии книг на восприятие мира.

  4. Повествование. Повествуется о событиях происходящих с героем.

  5. Описание. Описывается буря.

  6. Рассуждение. Излагаются мысли о неповторимости человека и всего живого, о настоящих друзьях.

  7. Рассуждение. Излагаются мысли о величии русской культуры, русских деятелей культуры.

  8. Описание. Описывается природа.

Задание 3

В этом тексте встречаются такие типы речи как: повествование, описание. Сначала автор повествует о своей поездке в дом Пушкиных. Затем он описывал красоту жены Пушкина.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4

ЯЗЫК И СТИЛЬ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ, КОММЕРЧЕСКОЙ, ИНСТРУКТИВНО -

МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

  1. Назовите общие требования к языковым средствам и стилю изложения информации в любом документе.


Точность выражения мысли. Логичность и структурированность изложения мысли. Стандартность и унификация языковых средств. Способ изложения в деловых письмах называется формально-логическим. Это означает, что предмет рассматривается с точки зрения экономико-правовых социальных отношений, а не межличностных. Адресатом является организация.


  1. В чём заключается особенность композиции распорядительных документов?

Особенность композиции распорядительных документов заключается в придании юридической силы тому или иному действию руководителя. В связи с этим язык и стиль этого типа документации отличается регламентизацией, стандартизацией.

Распорядительная документация состоит из двух частей: а) Констатирующей

б) Распорядительной

в констатирующей части коротко излагаются причины, цели, послужившие основаниями для издания распорядительного документа.

В распорядительной части документа содержится перечень мероприятий или предписываемых действий их исполнителей и сроки исполнения.

  1. Какие требования предъявляются к выбору языковых средств в текстах распорядительной документации?

В текстах распорядительных документов принята форма изложения от третьего лица единственного числа. Форма изложения во множественном числе принята если документ составляется от имени двух и более организаций.

Текст излагается логически четкими фразами без сложных предложений и уточняющих оборотов. Недопустимо использование многозначных слов, ссылок, предписаний.

  1. Что общего в оформлении постановления, распоряжения, приказа? Чем отличаются эти виды распорядительных документов?

Постановление – правовой акт, принимаемый высшим и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил поведения.

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единоличноруководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.

Все распорядительные документы должны строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений, противоречащих законодательным актам.

  1. Назовите особенности построения текста коммерческих документов.

Служебная переписка организации является носителем определенной информации и является правовым документом.
     Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почтой.

Текст письма должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным. Необходимо придерживаться доброжелательного и вежливого тона, использование языковых формулировок, сложившихся в управленческой практике. Текст письма, как правило, не превышает одной страницы. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно.

  1. Какие требования предъявляются к языку и стилю инструктивно-методической документации?

 К созданию документы предъявляются следующие требования: предметная точность и коммуникативная точность. Помимо этого, существуют определенные требования к языку документа: он должен быть написан официально-деловым стилем. Не являются исключением и инструктивно-методические документы.
В группу инструктивно-методических документов входят наставления, руководства, инструкции, правила, которые регламентируют организационные, научно-технические, хозяйственные, финансовые и иные специальные стороны деятельности организации. К инструктивно-методическим документам также относятся служебная записка, протокол, распоряжение, указание и др.
К составлению инструктивно-методических документов предъявляются и лексические, и грамматические требования, соблюдение которых обеспечит грамотное структурирование документа. Правильно составленный и оформленный документ упрощает и ускоряет процедуры его обработки и позволяет в дальнейшем лучше понять его значение как исторического источника и точнее установить срок хранения, что значительно повышает эффективность работы организации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

ЯЗЫК РЕКЛАМЫ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ И ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

  1. Ознакомьтесь с основными принципами Международного кодекса рекламной практики.


Вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной.

Всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности.

Никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества.

  1. Назовите лексические, морфологические, синтаксические особенности рекламных текстов.


Для лексики рекламных текстов характерно использование всех пластов разговорных и книжных слов, не имеющих ограничительных помет в толковых словарях (вульгаризмы, диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы и грубое просторечие здесь, разумеется, неуместны). Специальная лексика и фразеология могут быть оправданы, если реклама обращена к специалистам. Однако книжные слова в рекламе не редкость. К специфике лексического материала, используемого в современной рекламе, относится прежде всего его растущая терминологичность. Такие слова, как кассета, принтер, стабилизатор, картридж, дисплей, калькулятор и многие другие, входят в рекламные тексты без дополнительных комментариев и однозначно понимаются не только специалистами, но и представителями различных социальных и демографических групп. Употребление терминов позволяет выпускать рекламную литературу с текстами, содержащими «компактную» информацию, которая быстро воспринимается. 

Морфологическиеособенности языка рекламытакже вполне определенны. Из всех частей речи в рекламных текстах чаще всего употребляется имя существительное, так как реклама требует наименования множества предметов и явлений. Существительные выполняют важнейшую информативную функцию. С целью придания языку рекламы экспрессии авторы обращаются к качественным прилагательным, а также к образованным от них наречиям. Интересно отметить, что в языке рекламы употребительны местоимения, так как авторы рекламы отдают предпочтение разговорному стилю речи. В то же время показательно использование разнообразных стилистических фигур (анафоры, эллипсиса, антитезы), а также фразеологических оборотов, заключающих в себе сильную экспрессию. Из лексических образных средств в языке рекламы широко используются эпитет,сравнение, метафора, гипербола,  олицетворение. 

Синтаксис рекламных текстов рассчитан на быстрое восприятие: он прост; используются номинативные, неполные предложения. В рекламе часты обращения, побудительные конструкции, обширный перечень однородных членов. Характерно употребление вопросительных и восклицательных предложений, которые подчеркивают «призывный» стиль рекламы. 

  1. Назовите наиболее распространённые способы рекламирования.


Реклама на телевидении, реклама на радио, реклама на транспорте, реклама в печатных изданиях, наружная реклама, реклама в интернете.

  1. Чем отличается рекламный текст от текста объявления?

Объявление непреследует никаких коммерческих выгод.
А цель рекламы-именно добиться такой выгоды.

  1. Какое различие имеют рекламные тексты в публицистическом стиле и в деловой речи?

Информацинно-рекламные письма нередко строятся по модели риторический вопрос – информационный текст являющийся ответом на поставленный вопрос.

Рекламное деловое письмо должно содержать коммерческое предложение излагаемое, как правило в заключительной части письма.

  1. Назовите стилистические различные рекламные жанры.

Товарное предложение, сообщение потенциальным потребителям о видах производимых товаров и услуг.

  1. Какие существуют способы передачи рекламных посланий?

Прямая реклама:

· по почте («директ мейл»);

· лично вручаемые рекламные материалы, информационные письма, листовки и т.д.

. Реклама в прессе:

· в газетах;

· в массовых журналах;

· в журналах специальных;

· в бюллетенях фирм.

. Печатная реклама:

· проспекты;

· каталоги;

· буклеты;

· плакаты;

· листовки, открытки, календари и другие виды печатной продукции.

. Экранная реклама:

· кино;

· телевидение;

· слайд-проекция.

. Наружная реклама:

· крупногабаритные плакаты, рисованные художником;

· электрифицированные (или газосветные) панно;

· свободно стоящие витрины с товарами.

. Реклама на месте продаж:

· витрины магазинов;

· вывески, знаки, планшеты в торговом зале;

· упаковка (коробки, футляры, бумага названиями и товарными знаками рекламодателя).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДОКУМЕНТАХ.


  1. Дайте определение понятия «деловой этикет».


Деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. 

  1. Что лежит в основе правил делового этикета?

пунктуальность

сдержанность

тактичность

вежливость

  1. Чем обусловлен выбор этикетных средств?

Выбор этикетных средств обусловлен в первую очередь коммуникативной задачей послания, однако, никакой список рекламных выражений не позволит решить проблему официально-делового этикета. Только культура, такт и объективность в оценке тех или иных производственных ситуаций могут подсказать верный выбор.

  1. Как проявляются правила этикета в практике делового письма?

В форме и содержании документов, формах обращения, способе аргументации, формулировке поручений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ. КОНТРАКТЫ

(ДОГОВОРЫ, СОГЛАШЕНИЯ) И ДРУГИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Назовите жанры законодательного (юридического) подстиля официально-делового стиля.

  • Законодательный подстиль

  • Письменный: законы, решения, нормативные акты, указы, постановления

  • Устный: апеллирующие парламентские речи, прения.




  • Юрисдикционный подстиль

  • Письменный: приговоры, заключения, судебные решения.

  • Устный: судебные речи, беседы при приеме граждан, опросы, допросы, показания.

  • Административный подстиль

  • Письменный: приказы, решения, уставы, постановления, инструкции

  • Устный: распоряжения, переданные лично или по телефону, комерческие переговоры, речи на приемах и презентациях.

  • Дипломатический подстиль

  • Письменный: договоры, соглашения, пакты, декларации, протоколы.

  • Устный: совместные заявления, меморандумы.




  1. Какова композиция юридических текстов?


Каждый закон обязательно включает заглавие и статьи между этими частями, в отдельных разновидностях закона может находиться подзаголовок.

  1. Назовите особенности языка юридических текстов на уровне лексики.

Широкое использование готовых утвердившихся форм, штампов. Отказ от выразительно-изобразительных средств языка. часто одни и те же слова, формы и обороты.

  1. Назовите особенности языка юридических текстов на уровне синтаксиса.

использование необычно длинных предложений с придаточными уступительными и условия; отсутствие местоимений, выполняющих анафорическую функцию внутри и между предложениями и в связи с этим многократные повторы лексических единиц и целых фраз; большое количество пассивных конструкций, обстоятельственных членов предложений; необычайно разветвленные номинативные словосочетания преимущественно с определениями в постпозиции; многочисленные отрицания.


  1. Какие элементы включает в себя текст договора (контракта)?

1) преамбула (вводная часть);
2) предмет договора;
3) права и обязанности сторон;
4) цена договора и порядок расчетов;
5) дополнительные условия договора 

6) прочие условия договора 
7) реквизиты сторон;
8) подписи ответственных лиц.





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8

ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ

  1. Перечислите газетные (информационные) жанры публицистического стиля. Укажите особенности языка каждого жанра.

Репортаж  в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется(в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- ителерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события,используются естественным образом, как единственно возможные, например: "мы находимся в залеобластного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др. В письменнойречи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем

Интервью  полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическаяформа представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитическиетексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг отдруга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним  формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.

Статья  аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы.Основной стилистический признак жанра  логизированность изложения, рассуждение, развертывающеесяот главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же отпосылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

  1. Перечислите аналитические жанры публицистического стиля. Укажите особенности языка каждого жанра. Чем отличается отзыв от рецензии?

Беседа — взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах.

Статья пример аналитического жанра. Является резульатом исследования событий или проблемы. Основной стилистические признак – логизированность изложения, преобладание рассуждающего типа речи.

Корреспонденция — Оперативный жанр журналистики, сообщающий о конкретных ситуациях и фактах.

Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку.

Обзор — публицистический жанр, в котором анализируется, рассматривается, оценивается освещение тех или иных проблем в газетах, журналах и других средствах массовой информации за определенный период.

Обозрение — в журналистике статья, радио или телепередача, в которой рассматриваются общественно политические, экономические, культурные, спортивные и др. явления и события современной жизни.

  1. Перечислите художественно-публицистические жанры. Укажите особенности языка каждого жанра.

Эссе — литературно публицистический очерк, историческая, критическая или научная статья, написанная в непринужденной полемической форме и предлагающая какие л. общие суждения по избранному предмету.

Очерк — эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. 

Фельетон — художественно- публицистический жанр описывающий событие или проблему в сатирическом, иногда юмористическом освещении.

Памфлет — злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого конкретное гражданское, преимущественно социально политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА РУССКОГО ЯЗЫКА.

  1. Почему художественную литературу называют высшей формой русского языка?

Литературный язык является важнейшим для жизни страны, на нем осуществляются вся государственная деятельность, работа административных и законодательных структур, суда, средств массовой информации, все образование. Литературный язык – это и язык науки, и язык искусства слова – художественной литературы.

Однако следует разграничивать такие понятия, как «литературный язык» и «язык художественной литературы». Определение сущности этих понятий, границ и взаимодействия является в современном языке, да и в историческом плане одной из основных проблем лингвистики. Разграничение литературного языка и языка художественной литературы основывается на различии в их функциях:

1) литературный язык выполняет преимущественно коммуникативную функцию, служит для непосредственного общения между людьми;

2) в языке художественной литературы превалирует несколько иная функция – эстетическая, которая способна воздействовать на читателя при помощи специально организованного по языку образного содержания. Сюда также включается и функция общения, которая реализуется в активно создаваемых на страницах произведений диалогах и полилогах. Высшая норма языка художественной литературы – это ее эстетическая мотивированность, т. е. при использовании языка в эстетической функции форма сообщения выступает не только как знак того или иного смысла, но и сама по себе оказывается значимой, представляет систему языковых средств для выражения образного содержания, а в конечном счете – и идейно-художественного замысла, а именно становится эстетически мотивированной. Язык художественной литературы содержит не только литературно-нормированную речь, но и индивидуальный стиль автора и речь персонажей, которые создаются автором. Стилизованные художественные тексты и речь персонажей предполагают отступление от нормы, создание индивидуального слога и выразительного текста.

  1. Перечислите средства художественной выразительности. Охарактеризуйте их.

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. 

Эпитет - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.

Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. 

Олицетворение - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства.

Гипербола - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения.

Метафора - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. 

  1. Перечислите стилистические фигуры речи. Охарактеризуйте их.

Инверсия (с латинского – перестановка, переворачивание) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.

Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой.

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Анафора — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.

Эпифора  (от греч. epiphora — добавление, повторение) - стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций.

Параллелизм (от греч. — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.

Лексические повторы– повторение одного и того же слова, словосочетания.

  1. Назовите отличия разговорных и просторечных элементов языка.

Разговорный стиль противопоставлен книжному стилю в целом. Этим определяется его особое место в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Он характеризуется массовым употреблением. Специфической чертой является то, что он используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения.

Просторечие это не «простая речь» и не «речь простых людей». Распространено мнение, что просторечие принадлежит исключительно к разговорно-бытовой сфере, но это не так, оно живет и в деловой речи, причем не только в устной, но и в письменной форме. В конечном счете просторечные слова и обороты естественным путем принимаются литературным языком. От просторечных элементов не застрахована и научная речь.


написать администратору сайта