Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Cеминары, Специальная психология. Семинар Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии



Скачать 0.49 Mb.
НазваниеСеминар Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
АнкорCеминары, Специальная психология.doc
Дата22.04.2017
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаCеминары, Специальная психология.doc
ТипСеминар
#1717
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Планы и УММ к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»

Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Цель: сформировать представление об особенностях психического развития и его влияние на ребёнка в целом.

Основные психологические понятия по теме

Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания. Обучения и развития.

Асихронии –неравномерное, диспропорциональное психическое развитие.

Дизонтогенез – нарушения развития психики в целом или ее отдельных составляющих.

Нарушения первичные, ядерные – малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Нарушения вторичные, системные – обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией.

Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.

Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которых не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание0 более ранних форм развития.

Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих.

План:

  1. Современные критерии психологического здоровья личности.

  2. Понятие идеальной и аномальной нормы развития (теория о первичном и вторичном дефектах Л.С.Выготского)

  3. Сущность феномена нарушенного развития.

  4. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие.

  5. Основные классификации нарушений в психическом развитии.(не менее 3)

6. Причины отклонений в развитии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чём состоит практическое значение различных норм развития.

  2. В чём состоит основное методическое и методологическое значение понимания дефекта как потенциального источника компенсации и развития.

  3. Развитие понятия « недоразвитие» и «задержанное развитие».

  4. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики.

  5. Роль Л.С. Выготского в становление отечественной специальной психологии

  6. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?

  7. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?

  8. В достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?

  9. Чем определяются возможности создания новых классификаций?

Литература

  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. : Академия, 2004

  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

  3. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384..

  4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308.

  5. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.., 108-124, 125-151

  6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 18-34.

  7. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-29, 48-82, 82- 123

Дополнительная литература

Чебеляев И.Ю. Роль наследственных факторов в развитии недифференцированной умственной отсталости. Специальная психология, 2010, № 2 . С.21-25.

Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Таблица 1. Сравнительная характеристика дефектов

Первичный дефект

Вторичный дефект

1.Первичный дефект напрямую связан с биологическим характером болезни (например: слепой ребенок – первичный дефект – нарушение зрения)

2. Первичный дефект может носить характер недоразвития, повреждения, сочетанный дефект

3. Первичный дефект не поддается коррекции.

4.Первичный дефект связан с биологическими нарушениями.

5. На ранних этапах обучения м воспитания основное препятствие создают первичные дефекты.

1. Вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития (пример: вторичный дефект – нарушение речи)

2. Вторичный дефект – то, на что направлена коррекция, психологическими средствами можно воздействовать на вторичный дефект, который формируется в процессе усвоения социального опыта.

3. Вторичный дефект поддается коррекции и может быть компенсирован.

4. Для вторичного дефекта характерны социальные нарушения

5. Вторичные дефекты создают сложности по мере обучения и воспитания.

Вторичные дефекты характерны для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде.

Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее.

Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения (например: для нормального функционирования логического мышления необходимо множество компонентов – сенсорика, речь, пространственные представления. Повреждение этих функций ведет к дефекту логического мышления)

В зависимости от места первичного дефекта, вторичное недоразвитие может двигаться снизу вверх и сверху в низ.

Определенную роль в возникновении вторичных нарушений оказывает социальная депривация.

Независимо от своей специфики дефект создает препятствие общению ребенка с окружающим миром, тормозит усвоение ребенком знаний, навыков, умений.

Если ребенок не становится объектом психолого-педагогических воздействий, то это ведет к микро социально-педагогической запущенности, что усугубляет задержки в развитии, ведет к формированию определенного дефекта личности ребенка.


Схема 1. Опосредующие факторы

    1. Локализация фактора.

    2. Интенсивность фактора.

    3. Экспозиция фактора.

    4. Частота.

    5. Возраст.

    6. Компенсаторные возможности.

    7. Качество помощи.


Схема 2. Условия нормального психического развития

    1. Сохранность структур и функций ЦНС.

    2. Сохранность речевых систем.

    3. Сохранность анализаторных систем.

    4. Адекватное возрасту воспитание и обучение.

5. Физическое здоровье.

Схема 3. Классификация психических и поведенческих расстройств «МКБ — 10».

1 Раздел: «Умственная отсталость», дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, глубокая, а также «другая» и «неуточненная»

2 Раздел: «Нарушения психического развития», включающий специфические расстройства речи и школьных навыков (чтение, счет, письмо). Отдельно обозначены так называемые общие расстройства развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Сюда же включен синдром Аспергера и другие общие нарушения.

3 Раздел: «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» Патологии активного внимания и гиперкинетические нарушения поведения.

4 Раздел: «Расстройства поведения». Поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями семьи; несоциализированные и социализированные расстройства поведения; оппозиционно-вызывающие поведенческие расстройства.

5 Раздел: «Смешанные расстройства поведения и эмоций» Депрессивные нарушения.

6 Раздел: «Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста». Тревожные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фобические тревожные расстройства; социальное тревожное расстройство; расстройство сиблингового соперничества.

7 Раздел: «Нарушения социального функционирования» Эклективный мутизм; реактивные привязанности.

8 Раздел: «Тикозные расстройства». Транзиторные тикозные расстройства; хронические двигательные голосовые тикозные расстройства; комбинированные голосовые и множественные двигательные тикозные расстройства.

9 Раздел: «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». Неорганический энурез; неорганический энкопрес; расстройства питания в младенчестве и детстве; стереотипные двигательные расстройства; заикание и др.
Схема 4. Типология отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М. М. Семаго

Недостаточное развитие: Тотальное недоразвитие:

Простой уравновешенный тип

Аффективно-неустойчивый тип

Тормозной инертный тип
Парциальная несформированность ВПФ:

Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)

Неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)
Парциальная несформированность ВПФ:

С преобладанием несформированности регуляторного компонента

С преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента

Парциальная несформированность смешенного типа
Асинхронное развитие: Тотальное недоразвитие:

Экстрапунитивный тип.

Интрапунитивный тип

Апатический тип
Парциальная несформированность ВПФ:

Преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы

Преимущественное искажение когнитивной сферы

Мозаичные типы искаженного развития
Поврежденное развитие: Тотальное недоразвитие:

Позднее дефицитарное развитие

Раннее дефицитарное развитие
Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3,4

СЕМИНАР № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии

Цель: формирование представления об особенностях психического развития детей с различной патологией.

При подготовке к данному семинару необходимо использовать ТСО, средства наглядности и др.

Основные психологические понятия по теме:

Деменция – обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт.

Коэффициент интеллектуальности – показатель умственного развития.

Модально-неспецифические закономерности отклоняющего развития свойственные всем лицам с отклонениями в развитии независимо от модальности основного нарушения

Модально-специфические закономерности отклоняющегося развития свойственные какому-то одному варианту отклонения.

Олигофрения- интеллектуальная недостаточность, обусловленная внутриутробным недоразвитием или поражением головного мозга в первые три года жизни .

Парциальный – частичный, относящийся к отдельным частям.

Резидуально-органические расстройства –разнообразные нервно-психические нарушения, обусловленные стойкими последствиями закончившихся органических заболеваний головного мозга, прежде всего пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных.

Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих, например, умственно отсталые слепые (слабовидящие) и глухие (слабослышащие).

Тотальный – полный. всеохватывающий, всеобъемлющий.

План:

  1. Психологическая характеристика детей с умственной отсталостью («нарисовать» портрет основных категорий детей с УО: дебилы, имбицилы, идиоты)

  2. Психологические особенности познавательной сферы УО

  3. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы.

  4. Психологические особенности развития личности УО детей.

  5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».

  2. Как происходит развитие познавательной, личностной сферы умственно отсталых детей?

  3. Назовите цели, задачи олигофренопсихологии и олигофренопсихологии.

  4. Каковы причины возникновения умственной отсталости?

  5. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью?

  6. Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефектами.


Литература:

  1. Вечкалова .Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальным недоразвитием. – СПб.: КАРО, 2000.

  2. Замских Х.С. Умственно отсталые дети. – М.: Академия, 2008

  3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Пд ред. Б. П. Пузанова – М., 1998.

  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Образование Плюс, 2000.

  5. Малер А.Р., Цикото Т.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003

  6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

  7. Психо-коррекционная и звивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.

  8. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ науч. Ред. М. Пишчек/ пер. с польс.- СПб.: Речь, 2006

  9. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.С. 205-211,247-300.

  10. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 34-82.

  11. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  12. Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.

  13. Шаповал И.А. Методики изучения и диагностики отклоняющего развития. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дополнительная литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкльного возраста с умственной недостаточностью. – Дефектология, 2008, №: 6. С. 49-58.

  2. Забрамная Н.И., Исаева Т.И. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 1. С.49-53.

  3. Киртоки А.Е. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 5. С. 46-53.

  4. Муравьева Е.В. Психологический портрет личности умственно отсталого старшеклассника. Специальная психология, 2010, № 1 . С.35-41.

  5. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. – Дефектология, №2. С.18-25.

  6. Уфимцева Л.П., Благодатская Е.В. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками. – Специальная психология, 2007, № 1(11).С. 16-23.

  7. Уфимцева Л.П., Иванина Т.А. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников. - Специальная психология, 2009, № 4 (22). С.19-31.

  8. Шаповалова О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников. – Специальная психология, 2006, № 4 (10). С. 4-13.


Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Классификации врожденного слабоумия Д.И. Азбукин (1935)

1. Олигофрения с преобладанием в материальной основе эндокринных изменений (кретинизм, микседема, акромегалия, нанизм, адипозогенная дистрофия, гипогениальность, гипергениальность).

2. Олигофрения с недостаточно ясными эндокринными нарушениями (болезнь Дауна).

3. Олигофрения, при которой превалируют церебральная деструкция мозга инфекционной, травматической и токсической этиологии без резких изменений размеров и деформации черепа(внутриутробная, родовая и послеродовая травмы, менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты).

4. Олигофрения со смешанными церебральными и эндокринными нарушениями и выраженной деформацией черепа (амавротическое слабоумие с повреждением вещества мозга, микроцефалия, макроцефалия, гпдроцефалия и т.п.).

5. Олигофрения с неясной материальной основой изменений (акроцефалия, оксицефалия, долихоцефалия, арахнодактилия др.).

Н.И. Озерецкий (1935)

1. Олигофрении, развивающиеся вследствие уродства мозга (микроцефалии, макроцефалии и др.).

2. Дифференцированные формы олигофрений (токсоплазмозная, рубиолярная, резус несовместимая).

3. Олигофрения нейроинфекционной природы (менингиты, энцефалиты)

4. Олигофрении на почве эндокринных расстройств.

5. Недифференцированные формы олигофрений.

М. С. Певзнер (1966)

1. Неосложненная форма без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и без грубых выпадений функций анализаторов.

2. Олигофрения, осложненная гидроцефалией.

3. Олигофрения, сочетающаяся с локальными нарушениями слуха, речи, пространственного синтеза, двигательных систем.

4. Олигофрения с недоразвитием переднелобных отделов головного мозга.

5. Олигофрения, сочетающаяся с поражением подкорковых структур головного мозга.

Г.Е. Сухарева

1. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):

а) болезнь Дауна;

б) истинная микроцефалия;

в) энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другими энзимопатическими формами;

г) клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

2. Олигофрения эмбрио- и фетопатической природы, обусловленная:

а) коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубиолярная эмбриопатия);

б) другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

в) токсоплазмозом и листериозом;

г) врожденным сифилисом;

д) гормональными нарушениями матери и токсичными факторами;

е) гемолитической болезнью новорожденных.

3. Олигофрения, возникшая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

а) родовой травмой и асфиксией;

б) черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде(раннем детстве);

в) перенесенными в раннем детстве энцефалитом, менингоэнцефалитом и менингитом
Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 18, 17, 21
СЕМИНАР № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.

Цель: формирование представления об особенностях психического развития детей с лёгкими нарушениями в развитии.

При подготовке к данному семинару необходимо использовать ТСО, средства

Основные психологические понятия по теме:

Задержка психического развития – запаздывание или приостановление развития одной или нескольких функций.

Гипердинамический синдром – проявляется в двигательном беспокойстве. Неусидчивости, невниматеьности, повышенной отвлекаемости.

Импульсивность - внешне ничем не мотивированные, необъяснимые и неожиданные для окружающих двигательные акты.

Психомоторная незрелость – недостаточная координация движений, затруднения дифференцированных тонких движений пальцев рук.

Неусидчивость - поведенческие проявления обычно при нарушениях активного внимания и целенаправленной деятельности.

Сенсомоторные нарушения-нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.

План:

  1. Задержка психического развития в дошкольном возрасте:

1.1. Сенсорно-перцептивные функции.

1.2. Особенности развития познавательной сферы.

1.3. Особенности речевого развитии детей с задержкой психического развития.

1.4. Игровая деятельность.

1.5. Особенности эмоциональной сферы.

2. Дети с задержкой умственного развития в школьном возрасте.

2.1 Особенности развития познавательной сферы.

2.2. Особенности речевого развития.

2.3. Особенности эмоциональной сферы и личности.

3. Гиперактивные дети.
Вопросы для самопроверки

    1. Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.

    2. Как построена клиническая классификация задержки психического развития.

    3. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с ЗПР?

    4. Дайте характеристику развития познавательной сферы дошкольников с ЗПР.

    5. Охарактеризуйте познавательную сферу школьника с ЗПР.

    6. Охарактеризуйте особенности личностного развития и развития эмоционально-волевой сферы школьника с ЗПР.

    7. Опишите основные черты динамики деятельности при задержке психического развития.

    8. Дайте характеристику гиперактивного ребенка.

    9. Какие виды гиперактивности существуют?

    10. Назовите причины гиперактивности.


Литература:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Просвещение, 1997.

  2. Венар Чарлз и др. психопатология детей и подростков. СПб.: Евро-Знак, 2005. С. 83-102, 138-160, 178-203, 221-243.

  3. Гонеев А.Д. и др Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 2002. С. 170-206.

  4. Основы специальной психологии. / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: «Академия»№, 2003. С. 345-353, 262-269.

  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика)/ Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б, Горскин и др.Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.173-190.

  6. Лалаева Р. И. И др. Нарушения речи и их кореекция у детей с ЗПР. – М.: «Академия», 2004

  7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.С. 211-227, 316-332, 300-316..

  8. .Сорокин В. М. Специальная психология / под науч. Ред. Л. М. Шипициной. – СПб: «Речь», 2004. С. 87-135.

  9. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 82-138.

  10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 2004.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта