Главная страница

Семинар 2. Семинар Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста


Скачать 22.2 Kb.
Название Семинар Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста
Анкор Семинар 2.docx
Дата 04.05.2017
Размер 22.2 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Семинар 2.docx
Тип Семинар
#7148

Семинар 2.

  1. Особенности конфликтов учащихся младшего школьного возраста

Конфликты в средней школе отличаются от конфликтов в младшей школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.

По мнению некоторых авторов, таких как В.И. Андреева, Х. Бродаль и других, причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:

- возрастные особенности младшего школьника;

- специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: 'а я привез себе ручку из Парижа', а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп... И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы!»

Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

1.2Особенности взаимоотношенийучителя и подростка в конфликте

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов.

По мнению М.Рыбаковой Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.. конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий (конфликты деятельности)

- поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее (конфликты поступков)

- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей (конфликты отношений).

Поэтому для анализа конфликта, как явления действительности в основном используется системный подход, при котором конфликт рассматривается как одно из возможных состояний отношений между объектами социальной системы.

В отношениях между учителем и учеником выделяют несколько слоёв, от которых во многом зависит адекватность взаимоотношений между ними.

Ролевые отношения в школе значительно преобладают над личностными. За несколько лет работы в школе интерес и новизна в работе заменяются опытом, вырабатываются определённые стереотипы в отношениях с учащимися. Эти “ролевые” противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях учитель-ученик.

Личностные отношения с учителем пробуждают у ученика надежду на внимание, когда он из “учащегося” становится в глазах учителя “индивидуальностью”, что в какой-то мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе.

Отношения коллективной деятельности. Межличностные отношения влияют на характер отношений учителя с учениками при организации коллективных форм работы с классом.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что конфликт является одним из этапов развития отношений между людьми, и вслед за многими исследователями можно утверждать, что именно он является принципиально человеческим способом разрешения противоречий в межличностных отношениях.

Причины и слагаемые педагогических конфликтов имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон: Журавлев В.И.Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995г. - 183с.

- ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

- участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

- разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

- различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

- присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика.

- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.

На развитие конфликта значительное влияние оказывают и возрастные особенности участников образовательного процесса. Поэтому, чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают возрастные кризисы - относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими изменениями личности.

Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет. К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников.

В подростковом возрасте расхождение между внешним и внутренним становится глобальным: собственное "Я", каким его представляет ребенок, и весь остальной миp разделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность. Потребность в самостоятельности, стремление освободиться от контроля родителей и учителей наиболее велика в этом возрасте. Правила и порядки, установленные для них взрослыми, являются для него неприемлемыми. Подростки устанавливают для себя свои нормы поведения и общения, которые чаще всего не вписываются в общепринятые. Все это делается для собственного самоутверждения среди сверстников и взрослых. Непонимание учителями этого стремления детей приводит к острым конфликтным ситуациям, вызывающим агрессивные реакции и формы поведения с обеих сторон. Для их предупреждения следует учитывать индивидуальные особенности конфликтующих сторон, включая и такое качество личности как агрессивность.

Поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений расширяется и в связи с тем, что вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в общение с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д. О личности педагога дети судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1997. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики труда различных учителей, подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей и лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

В отличие от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.

3. Особенности педагогических конфликтов.

– Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

– Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель–ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

– Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

– Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю.

– Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности.

– Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики.

– Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
написать администратору сайта