Главная страница

Схема наблюдения за взаимодействием


Название Схема наблюдения за взаимодействием
Анкор Flanders.doc
Дата 26.04.2017
Размер 33 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Flanders.doc
Тип Документы
#3817

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ

УЧИТЕЛЯ (ВОСПИТАТЕЛЯ и др.) И УЧАЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ) НА УРОКЕ (ЗАНЯТИИ)

При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его по­мощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландерса (FlandersN., 1970). Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодейст­вия педагога (любого взрослого-руководителя) и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных заня­тий. Ниже эта схема приводите» с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям отечественной школы.

Удобство этой схемы, несмотря на ее внешнюю громозд­кость, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях: по части или по всем категориям (без расшифровки характера, форм), одну или несколько категорий с расшифровкой и т. п. Схе­ма может использоваться несколькими наблюдателями без разделения между ними функций и с их разделением (на' пример, один фиксирует категории, относящиеся к учите­лю другой к ученикам при наблюдении за классом в целом или за отдельными учениками. В зависимости от конкретных условий схема дополняется также символами расшифровки категорий: например, «9к» -учитель кри­чит, пытаясь добиться внимания, и т. п.

При стандартном предъявлении наблюдателю дается бланк со схемой наблюдения, и он каждые 3 с отмечает кон­кретное проявление активности на уроке, делая это в тече­ние 15—20 мин. Однако это возможно лишь при нескольких наблюдателях или при использовании только основных ка­тегорий. Более удобными формами, на наш взгляд, является ее применение как схемы обработки результатов записи сплошного наблюдения целого урока или его части, а также сочетание использования схемы и кратких записей.

(Учитель. Реакция на действия школьника).

1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.
Выявляется отношение (позитивное или негативное) уча­щегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уро­ке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нем (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы плакать не пришлось»; «Ты не хочешь этого делать потому, что у тебя не получается»).

2. Похвала, одобрение иди порицание ответа школьника, его поведения (не смешивать с оценкой!) - одобритель­ное покачивание головой, слова «Так...», «Продолжай», «Правильно» или противоположные действия и слова.

3. Шутки, использование юмора.

Доброжелательный, под­держивающий, снимающий напряжение или оскорбитель­ный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям и каким образом (поддерживает всех, одного поддерживает всех, одного за счет остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.).

4. Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, дополняет, разви­вает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная: форма («Ты несешь чушь! Откуда ты это взял!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь...»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить»). Эта катего­рия используется, когда речь идет о дополнении, но как, только учитель переходит к собственному изложению ма­териала, используется категория «рассказ учителя».

(Учитель. Самостоятельные действия. Реакция на действия школьника).

5. Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательное или общее («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я»; «Три. Мало стараешься»), указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три — Почему? — Еще я буду на уроке тратить вре­мя на объяснения»; «Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»).

6. Вопросы учители: Характер вопроса, обращенность, форма.

7. Рассказ учителя: Приведение фактов, их обоснование, цитирование, источников, конкретность или абстрактность изложения и т, п. (Когда учитель задает вопрос по своему рассказу, используется категория 6.)

8. Распоряжения, указания, приказы. Форма.

9.Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательной, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность.

10. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность.

(Ученик. Действия, побуждаемые учителем).

11. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

12. Реакция на шутки учителя.

13.Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.

14. Реакция на замечания учителя.

15. Реакция на оценку.
(Ученик.Самостоятельные действия).

16. Разговор с учителем по собственной инициативе. Фор­ма, тематика, связь с выполняемым заданием, материа­лом урока: Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п.

17. Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

18. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и не по его инициативе. Форма, манера обращения Детей друг к другу.

19. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.

20. Молчание или замешательство ученика. Чем вызвано. Продолжительность.

21. Другие формы поведения, высказываний взрослых и детей.
написать администратору сайта