Главная страница
Навигация по странице:

Система органов местного управления. Система органов местного управления в первой четвертиxviiiв



Скачать 27.59 Kb.
Название Система органов местного управления в первой четвертиxviiiв
Анкор Система органов местного управления.docx
Дата 29.12.2017
Размер 27.59 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Система органов местного управления.docx
Тип Документы
#14519

Система органов местного управления

в первой четвертиXVIIIв.
Конец 17-начало 18 века для России рубежный период – переход к Новому времени. 

Первую четверть 18 века называют эпохой петровских преобразований. Эпоха петровских реформ по своему значению в истории России, по своему влиянию на дальнейшую судьбу страны, в чем-то напоминает современную эпоху. В жизни России она означала поворот к модернизации всех сфер жизни.

В эпоху Петра 1 великая страна изменилась коренным образом. Если в 18 век она вступила как Московское царство, то через четверть века она стала империей, с мнением которой должны были считаться в своей политике все государства Европы.

«Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти».1 В 1702г. произошло уничтожение старых губных старост и замена их воеводами, управлявшими совместно с присутствием из выборных (от уезда) дворян; в 1708 г. последовало разделение России на губернии, (делились на уезды), во главе которых были поставлены губернаторы. При них в качестве советников и помощников были учреждены с 1713 г. ландраты (выборные от дворян); кроме ландратов дворяне в каждом уезде для управления уездом избирали земского комиссара. Таким образом, реформирование шло сначала в области переустройства местного управления.

В 1708 – 1710 гг. правительство провело областную реформу. Её сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчиненными центру и приказами появились промежуточные административные единицы – губернии и провинции. «Страна была разделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, облаченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. В 1713 – 1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). В подчинении губернатора находились 4 помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления: обер-комендант возглавлял военное ведомство; обер-коммисар и обер-провиантмейстер отвечали за денежные и хлебные сборы; ландрихтер управлял судебными делами»1. 

Областное управление приняло к 1719 г. следующие окончательные формы. Вся Россия была поделена на губернии, губернии - на провинции, провинции - на уезды. Во главе губернии стоит губернатор; во главе провинции, по общему правилу, - воевода или вице-губернатор; в уездах финансовое и полицейское управление возложено на земских комиссаров, которые отчасти назначались Камер-коллегией, отчасти же избирались дворянами-землевладельцами в уездах. Провинция стала основной единицей административного управления. Их было около 50. А провинции делились на дистрикты. «Во главе дистриктов стояли земские комиссары. Они собирали налоги, ведали полицией. Им подчинялись нижние земские комиссары, у которых были, в свою очередь, в подчинении земские сотские и десятские, старосты и разного рода выборные люди, т.е. общинные структуры поддержания порядка»1. Во власти губернатора остались только губернские города, одноименные дистрикты и управление войсками. По остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

При Петре Великом были попытки отделить суд от администрации. На верху судебной системы были Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях – хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах России и провинциальные коллегиальные нижние суды. Однако попытки отделить суд от администрации не увенчались успехом, и с 1722 г. администрация снова участвует в деле суда. 

Реформы затронули и города. Еще в 1699 г. посадское население городов было изъято из ведения воевод и подчинено выборным бурмистерским палатам, переименованным затем в ратуши. С созданием Главного магистрата ратуши в крупных городах заменены были магистратами, получившими и судебные функции в отношении населения посада. Население города делилось на регулярное, владевшее собственностью и нерегулярное. В свою очередь, регулярное делилось на 2 гильдии. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только регулярное население. «Реальной власти и действительных прав выборные городские учреждения не получили. Они стали дополнением крепостнического аппарата власти и управления, обеспечивая сбор подушной подати и других налогов с посадского населения, поставку рекрутов, выполнение государственных служб и повинностей»2.

Все эти местные учреждения касались лишь дворян и через их посредство - подчиненных им крестьян; стало быть, земское представительство, введенное в областную администрацию в виде ландратов и комиссаров, не было общеземским, а было сословным; в уезде оно было дворянским, в городах - гильдейским и цеховым. Такой же характер единоличного управления с участием сословного представительства носила администрация и до Петра.

Вся масса вновь созданных при Петре учреждений не стояла в такой строгой системе, как учреждения древней Руси. В петровских учреждениях такого цельного порядка нет: губернаторы, завися от коллегий, в то же время находятся в непосредственных отношениях к Сенату; городские магистраты хотя и находятся в некоторой зависимости от губернаторов, но подчинены Главному Магистрату. С достаточным основанием можно считать, что в прямом подчинении Сенату находились не одни коллегии, но и вся областная администрация, городская и губернская. Таким образом, Сенат объединял и контролировал различные отрасли управления. Элементами, связавшими всю администрацию и служившими для контроля, были фискалы (контролеры финансовые и отчасти судебные) и прокуроры (органы открытого надзора); они состояли при всех учреждениях и были подчинены генерал-прокурору, бывшему как бы связью между государем и Сенатом, а также органом верховного контроля. Такова была в общих чертах система петровской администрации.1 

В ней были новы все учреждения и по именам, и по внешней организации; ново стремление законодателя разграничить ведомства, ввести деятельный контроль; новым представлялась Петру и коллегиальная система, о введении которой он так старался. Но исследователи замечают, что при всей новости форм и при том условии, что хотя новые формы администрации были явно не национальны и пахли иноземным духом, учреждения Петра все-таки стали очень популярны на Руси в XVIII в. 
Задание 2.

Реформа центральных органов исполнительной власти

при ПетреI.

«Петр 1, будучи человеком сильной воли и привыкший к всеобщему повиновению, считал, что только он знает, что необходимо стране. Логическим следствием этого стала реформа аппарата государственного управления».1

Административные реформы Петра развивались, как и многие его преобразования без строгой системы, путем частных нововведений в центральном и местном управлении. Внимание Петра на первых порах было занято преимущественно переустройством областных учреждений, а затем перешло на организацию центрального управления. Крупные реформы в центральном управлении начались лишь с 1711 г. В этом году был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. В 1718 -1721 гг. были ликвидированы приказы и вместо них учреждены коллегии; в 1721 г. окончательно установлена должность генерал-прокурора. 

В систематическом изложении созданная Петром администрация представится в таком виде. 

Во главе всего управления с 1711 г. стоит Сенат. Аристкратическая по своему составу Боярская дума стала отмирать ещё с конца ХVII века: она сократилась в своем составе, так как пожалования думными чинами более не проводилось, в Думу проникли недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользующиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия – учреждение, осуществляющее административно-финансовый контроль в государстве. Во время своих беспрестанных поездок ведение государственных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а нескольким доверенным лицам из старых думных чинов и лицам новых чинов и званий. Но в 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр вверяет государство не лицам, а вновь основанному учреждению. Это учреждение - Сенат. «Сначала он был учрежден на время частных отсутствий государя из столицы и составлен из 9 сановников, но потом (в 1718) сделан постоянным, и число членов его постепенно увеличивалось. Здесь дела решались не иначе, чем единогласным приговором всех членов и при утверждении этого приговора генерал-прокурором сената».1 

Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заменял собой: 

1) старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать»;

2) постоянную «Расправную палату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы.

С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствования в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий, с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий (военной, морской, иностранной) и в тоже время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям. 

Ведомство Сената состояло в контроле над администрацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного механизма. Сенат был, таким образом, высшим административным органом в государстве. Ему была присвоена и судебная функция: Сенат стал высшей судебной инстанцией. Законодательная функция никогда Сенату не принадлежала.1

Под ведением Сената стоял ряд центральных учреждений, известных под названием коллегий; они были учреждены в 1718 г. Коллегии заменили собой старые приказы. В конце 17 века функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Редкие приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию. 

С 1719 г. коллегии начали свою деятельность, и каждая сама для себя составляла устав, определявший ее ведомство и делопроизводство (эти уставы получили название регламентов). Всех коллегий учреждено было двенадцать: 

Коллегия иностранных дел, 

Коллегия военная, 

Коллегия адмиралтейская (морская), 

Штатс-коллегия (ведомство расходов), 

Камер-коллегия (ведомство доходов), 

Юстиц-коллегия (судебная), 

Ревизион-коллегия (финансовый контроль), 

Коммерц-коллегия (торговая), 

Мануфактур-коллегия (промышленность), 

Берг-коллегия (горное дело), 

Вотчинная коллегия (промышленность), 

Главный Магистрат (городское управление). 

«Последние три коллегии образованы были позже остальных. Вновь основанные учреждения не заменили, однако, всех старых приказов. Приказы продолжали существовать или под именем канцелярий, или под прежним именем приказов (Медицинская канцелярия. Сибирский приказ)».1 

Коллегии были подчинены Сенату, который посылал им свои указы; в свою очередь, местные органы управления были ниже коллегий и повиновались им. Но, с одной стороны, не все коллегии одинаково подчинялись Сенату (военная и морская были самостоятельнее прочих); с другой стороны, не все коллегии имели отношение к областным органам управления. Над провинциальными властями, в качестве прямой высшей инстанции, стояли только Камер- и Юстиц- коллегии и Главный Магистрат. Таким образом, и центральные, и местные органы управления не представляли строгой и стройной иерархии. Каждая коллегия состояла, как и приказ XVII в., из присутствия и канцелярии. Всего не более 13 человек, и дела решались большинством голосов, т.е «новые органы управления имели коллегиальный характер».2

Различия между коллегиями и старыми приказами лишь в том, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Как в приказах при их коллегиальной форме личное начало выражалось деятельностью властного председателя, так и в коллегиях влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали коллегиальный строй своим личным влиянием и на деле заменяли иногда коллегиальную деятельность единоличной.

Коллегия располагала не только административными правами в отведенной им отрасли управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг и Мануфактур-коллегии, они разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершаемые военнослужащими сухопутной армии и т.д.

Коллегиям подчинялась губернская, провинциальная и уездная администрации.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо генерального регламента каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением особых обязанностей в той или иной области управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.

При Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. Прокуроры обязаны были сразу же исправлять ошибки и злоупотребления в управлении в отличии от фискалов, которые только докладывали о таких злоупотреблениях прокурору. 

В ходе церковной реформы в 1721 для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод» или Духовная коллегия, также подчиняющаяся Сенату. Фактической главой Духовной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый императором из числа высокопоставленных светских чиновников. (После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшееся до 1917). Организация Синода означала полное подчинение церкви государству, духовной власти – светской.

Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ – карательное учреждение, возникшее ещё в конце 17 века. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существующих порядков, участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались, разговоры, осуждающие реформы и поведение царя, его семейные дела.

Несмотря на то, что преобразования проводились в крепостнической стране, и на то, что за основу нового аппарата управления принималась чуждая для России иноземная модель, в итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Преобразования дали существенный толчок для развития производительных сил страны и способствовали дальнейшей модернизации России.

Однако технико-экономическая отсталость России не была еще преодолена. Эта отсталость проявлялась в низком удельном весе городского населения и в структуре внешней торговли. Главным предметом русского экспорта всё ещё оставалось сельскохозяйственное сырьё, а в вывозе товаров решающая роль принадлежала иностранным, а не отечественным купцам.

Таким образом, два самых существенных последствия преобразований государственной машины России – это создание мощной экономической базы и, с другой стороны, торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали все ведущие европейские страны.

Генерал-прокурор - одна из высших государственных должностей в имперской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. одновременно и министр юстиции.
Табель о рангах - законодательный акт в России 18-20 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. . Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г. 
«Кондиции» - условия вступления на престол российской императрицы Анны Ивановны. Выдвинуты в 1730 Верховным тайным советом с целью ограничения монархии в пользу аристократической олигархии. Анна Ивановна приняла «кондиции», позднее отвергла их и распустила Верховный тайный совет.
Фискал - в России в 1711-29 гг. государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер-фискалами (с 1723 генерал-фискалы), подчиненными генеральному прокурору. В переносном смысле - ябедник, доносчик.
Сенат (лат. senatus, от senex - старец): 1) В России в 1711-1917 - Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1-й пол. 19 в. как высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция. 2) Название верхней палаты парламента в ряде современных государств
Титулярный советник - в России чин 9-го класса (согласно Табели о рангах). С 1845 г. давал личное дворянство, которое ранее получали с 14-го класса.
Ратуша (польск. ratusz, от нем. Rathaus): 
1) орган самоуправления в городах феодальной Западной Европы; в России в 18 - нач. 19 вв. также сословный судебный орган в небольших городах.
2) Здание городского самоуправления; обычно имеет зал на 2-м этаже и часовую башню.
Фельдмаршал - (нем. Feldmarchall) - высшее воинское звание в армиях некоторых государств. В 16 в. в германских государствах, в 1700 г. в России введено воинское звание генерал-фельдмаршал. Звание фельдмаршал сохранилось в Великобритании и некоторых других государствах.
Синод - (от греч. synodos - собрание), собрание высшей церковной иерархии в некоторых православных и протестантских церквах; в Католической церкви после 2-го Ватиканского собора (1962-65) образован епископский синод. 
В Русской Православной Церкви в 1721-1917 гг. - высшее церковное учреждение. Синод был учрежден в ходе преобразований Петра I, вместо упраздненного им патриаршества первоначально как Духовная Коллегия (указом от 25 января 1721) и торжественно открыт 14 февраля 1721 под названием Святейший Правительствующий Синод.
Коллегии (в России) - в 18 - нач. 19 вв. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I в 1717-21 гг. вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Первые коллегии: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Вотчинная коллегия, Главный магистрат. Позднее образованы коллегии экономии, Малороссийская коллегия, Юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финляндских дел, Медицинская коллегия.
Канцелярис - в Российской империи низшее должностное лицо в государственных учреждениях. Занимался подготовкой и оформлением документов, не имел классного чина.
Канцлер - (нем. Kanzler):
1) в ряде государств одно из высших должностных лиц (напр., в Германии и Австрии федеральный канцлер - глава правительства; в Великобритании канцлер казначейства - министр финансов).
2) В России до 1917 - высший гражданский чин (1-й класс). Давался руководителям внешней политики (президентам коллегии иностранных дел и министрам иностранных дел). 
написать администратору сайта