Главная страница
Навигация по странице:

УРОК с УУД 2. Собираем родственников



Название Собираем родственников
Анкор УРОК с УУД 2.doc
Дата 02.05.2017
Размер 63 Kb.
Формат файла doc
Имя файла УРОК с УУД 2.doc
Тип Учебник
#6326



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»

Тема: «Собираем родственников»

Цель: Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «корень слова»

Задачи:

  1. Формировать понятие «родственные слова»;

  2. Ввести понятие «корень слова»;

  3. Провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями;

  4. «Открыть» способ действия по нахождению в слове корня;

  5. Развивать орфографическую зоркость;

  6. Прививать любовь к родному языку

Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Основные понятия: предложение, разнообразие предложений по цели и интонации.

Оборудование: компьютер, пректор, интерактивная дока, презентация, индивидуальные карточки , изображение солнца и тучи на доске.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

  1. Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;

  2. Тетрадь-задачник №2 к учебнику;

  3. Компьютер, проектор, интерактивная доска;

  4. Презентация.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент (средствово эмоционального объединения перед совместной работой)

Коммуникативные УУД

Психологическая установка на урок(чтение стихотворения учителем)

Если хочешь много знать ,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться. (Слайд №1)

- А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. Удачного вам дня.

Дети выполняют заданное действие или нет в зависимости от того назвали группу, к которой они относятся или нет.

II. Сообщение темы и целей урока

коммуникативные УУД

регулятивные УУД,

Тема нашего урока «Собираем родственников». (Слайд №2).

- Сегодня мы познакомимся с понятиями «родственные слова», «корень слова», научимся находить в тексте родственные слова и выделять в них корень. (Слайд №3)

- Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Больше всего он любит читать книжки: не сказки, не приключения, не детективы, а … словари. За это его и прозвали Грамотеем. (Слайд№4)

- Веселый Грамотей приготовил для нас интересные задания, и если мы выполним их, то сможем собрать пословицу. (Слайд№5 )

Открыли тетради, записали число, классная работа.

Открывают тетради, записывают число, классная работа.


III. Словарная работа (привлечение внимания к секретам русского языка, развитие речи, повышение мотивации)

Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД

Задание №1.

- Прочитайте слова. Что здесь необычного? (Запись слов с «окошками»)

- Как написать слова без ошибок? (Посмотреть слова в орфографическом словаре)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, обязательно смотрите в орфографический словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Проверка. (Читают слова, называя пропущенную букву). (Слайд№6).

- Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, это слова – предметы, которые отвечают на вопрос кто?)

Вывод: с заданием вы справились, и Веселый Грамотей разрешил открыть слово №2 (когда). А таких слов в пословице два, значит, открываем и второе слово. (Слайд№7).


Чтение слов,

Запись слов с «окошками», расстановка ударения в словах

Читают слова, называя пропущенную букву

IV. Изучение нового материала


Познавательные УУ

коммуникативные УУД

- У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников. (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.) (Слайд№8).

- Правильно. А вот и о некоторых словах говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей)

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».

- А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)

- Сегодня на уроке мы и поговорим о корне как части слова и родственных словах.

Наблюдение над родственными словами, значением корня.

- Много-много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

- Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (Слайд №9)

- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.

- Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

-Что же такое родственные слова?

- Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?

- Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом.

Работа с учебником

Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные сведения.

- Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)

- Что есть у родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и общее значение) (Слайд №10)

- Так «сахар», «конфета», «компот» - родственные слова?

- Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания.

- Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.

- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем им родственников.

Сахар – сахарница, сахарный, засахарилось (варенье)

Варенье – варить, заварить, отварить

Компот – компотик. (Слайд №11)

- Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов и помочь Антону, давайте выработаем памятку.

Как правильно узнать родственные слова. (Слайд №12)

  1. Проверь, есть ли в словах общая часть?

  2. Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?

Вывод: справились с заданием и можете открыть слово №4 (страшно). (Слайд №13)

Работа в парах

Задание №3.На партах лежат конверты под №1

- А сейчас поиграем, игра называется «Третий лишний». Её подготовил для вас Весёлый Грамотей. Возьмите конверт, откройте его, прочитайте слова, в каждой строчке зачеркните лишнее слово. Работаем вместе, дружно, обсуждаем каждый вариант ответа.

Желток, железо, жёлтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, час, часть

Печурка, печать, печка

Циркуль, циркач, цирк (Слайд №14)

Проверка.

Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово №6 (знать). (Слайд №15)

Ответы детей на вопросы.

Наблюдают над родственными словами, значением корня.

Работают с учебником

Работают в парах


V. Физминутка


Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД..

1 часть. Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами.

Лес, лесник
Река, плот
Стена, гвоздь
Кот, котик
Сад, садовый
Дом, домашний
Дом, дым
Поле, полюшко
Обед, стол

2 часть. Зарядка для глаз. (Слайд №16)

Дети выполняют упражнения


VI. Закрепление


Познавательные УУД,

регулятивные УУД, коммуникативные УУД.

Задание №4 (закрепление признаков родственных слов)

  1. Упражнение 283, собери вместе семью родственных слов, найдите чужака.

Рыба, ловить, рыбачить, рыбка, окунь, рыбный (Слайд №17)

Как ты их узнал? (Все слова можно объяснить с помощью слова «рыба».У всех слов есть общая часть РЫБ)

- Может быть, кто-то запомнил, как называется общая часть слова? (корень)

- Откройте упражнение 284 и проверьте, правильно ли мы сказали.

(чтение правила)

Опрос.

- Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)

- Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение)

- Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)

- Отметь корень в записанных тобой словах.

Вывод: вы успешно справились и с заданием №4, открываем слово №7. (не хочется)

(Слайд №18)

  1. Ребята, Антон тоже хочет научиться искать корень в словах? Подскажите Антону как действовать?

Правило:

Чтобы найти в слове корень, нужно:

- Подобрать … (родственные слова)

- Выделить … (общую часть) (Слайд №19)

  1. Задание №5. Упражнение 285. Задание.

1 вариант. Запиши слово «солонка»

2 вариант. Запиши слово «сахарница»

Выбери для каждого слова родственные и допиши их.

Проверка.

1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный

2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный

Докажите правильность выбора. (Слайд №20)

Вывод: вы успешно справились и с заданием №5, открываем слово №1. (не хочется)

(Слайд №21)

  1. Задание № 6. Откройте конверт №2. В конверте текст. Прочитайте его, найдите родственные слова и подчеркните их.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Проверка. (Слайд №22)

– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

– Почему гости не сразу приметили чужака?

– Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью.

(водить, заводить, приводить, сводить, водит)

Вывод: вы успешно справились и с заданием №6, открываем слово №3. (не хочется)

(Слайд №23)

Пословица. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

- Как вы понимаете ее значение?

Дети выполняют упражнения с последующей проверкой.

Читают правило в учебнике

Дети отвечают на вопросы учителя, обосновывают свое мнение.

Записывают на доске слова и выделяют в них корени


VII. Итог урока

Познавательные УУД,

регулятивные УУД, коммуникативные УУД.

- Назовите тему урока.

- Что нового узнали?

- Являются ли родственными слова «гористая» и «горевать»? Почему?

- Почему корень слова называют главной частью? (Слайд №24)

- Вы славно потрудились, спасибо за урок. Веселый Грамотей остался очень доволен вашей работой и дарит вам подарки.

Ответы детей.

VIII. Рефлексия


Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД

Вы сегодня хорошо работали.

А теперь покажите свое отношение к уроку.


Дети ставят магниты на солнце или тучу, оценивая свою работу на уроке и настроение, которое создалось в результате этой работы.

IX. Домашнее задание

Личностные УУД

Упражнение 286 поможет вам закрепить полученные знания.

Учащиеся записывают домашнее задание.
написать администратору сайта