Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные требования семейной дисциплины

  • Принципы семейного воспитания

  • Социальная педагогика. Социальная педагогика 1. Социальная педагогика как отрасль знания и как учебный предмет



    Скачать 162.75 Kb.
    НазваниеСоциальная педагогика 1. Социальная педагогика как отрасль знания и как учебный предмет
    АнкорСоциальная педагогика.docx
    Дата24.04.2017
    Размер162.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальная педагогика.docx
    ТипДокументы
    #2612
    КатегорияПсихология
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Подготовительный этап социально- педагогического процесса.

    Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

    На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

    целеполагание;

    диагностика условий;

    прогнозирование достижений;

    проектирование и планирование развития процесса.

    Основной этап – осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

    постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

    взаимодействие педагогов и учеников;

    использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

    создание благоприятных условий;

    осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

    обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

    Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

    28

    Основной и заключительные этапы социального- педагогического процесса.

    Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

    На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

    Сущность целеполагания состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса — ДОУ, группы и т.д. На данном этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента детей, намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

    Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики Педагогическая диагностика (от греч. «диа» — прозрачный, «гнозис» — знание— это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и детей, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.

    За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.

    Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы — перспективные, календарные, проектные и др.

    Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему; включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и детей; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности детей

    Система педагогического процесса — в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

    Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден — чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего, Анализируя — обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ — верный путь к вершинам педагогического мастерства.

    Особенно важно, понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс детям ничего дать не может.

    29

    Социально- педагогическая деятельность с семьей.

    В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Социальный работник (педагог) сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители-пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Но даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.

    Семья - могучее воспитательное средство: ребенок изучает мир через семью. Распад или глубокие перемены в семье – беды для души ребенка, причины его последующих жизненных и психологических проблем. В настоящее время, благодаря современной культуре, мы наблюдаем процессы разрушения и ослабления семейных связей. Остановимся на факторах этого явления:

    1. Почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей семьи была мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как единое целое. В наше время дом – место отдыха, а не труда. Трудовое единство выветривается из его атмосферы.

    2. Стремление населения к более комфортной жизни в городах. Ослабела связь города с деревней, что привело к утрате традиций, опыта, знаний, нравственных истоков многих поколений.

    3. Отсутствие в современной семье ясного сознания того, что главная задача ее по отношению ук детям – воспитание.

    В большинстве семей обязанности отца сводятся к материальному обеспечению и к наказанию при необходимости. Все остальное – на матери. Но у большинства матерей нет достаточной подготовки, чтобы осуществлять воспитание, и интереса к вопросам воспитания в семье нет. А ведь воспитание – процесс, требующий умения мастерства.

    4. Изменение положения женщины в современной жизни привело к тому, что семья лишается тепла, согревающего ее. Самостоятельность женщины ведет к переменам в ее психологии, она получает материальную независимость от мужа, но несет на себе.

    5. Ослабление правового регулирования в области семьи приводит к таким явлениям, как «многосемейность» мужчины и «свободное материнство» женщины. Семья стала приобретать характер коммунального жительства. Все чаще это приводит к уходу детей из семьи.

    Дополнительные факторы, влияющие на ослабление воспитательной роли семьи – малодетность, которая лишает ребенка общения, живой детской атмосферы.

    Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье вся жизнь подчинена прихотям детей, ребенок, ощущая чрезмерную заботливость и нежность родителей, пытается вырваться из замкнутой и душной атмосферы, его тянет на улицу. Родители не знают, как дальше строить свои отношения с детьми, а связь с другими родственниками ослаблена. Для того, чтобы не замыкать своих детей в узких рамках общения, необходимо поддерживать, укреплять отношения с родственниками. Ребенка должны воспитывать не только отец и мать, нельзя изолировать его от жизни.

    Вопрос о цели воспитания остается главным. В семье родители должны помочь своему ребенку найти самого себя, раскрыть свою индивидуальность, подвести его к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы, то есть, к обретению самостоятельности. Решение этой задачи должно быть связано с жизненным опытом ребенка. Ребенок, помимо ограничений, должен получать и свободу, соразмерную его возрасту и возможностям.

    Наиболее трудная задача в семейном воспитании – вопрос дисциплины в семье. Этому ребенка надо учить с первых месяцев жизни. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под «горячую руку», накажут. Семья должна с ранних лет приучать к обязанностям. Нерешенность этой задачи во многих семьях привела к тому, что многие молодые люди не привыкли обременять себя заботами и трудами. Отсюда – рост преступности, бездельников. Когда детям все позволено и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.

    Основные требования семейной дисциплины:

    семья обязана следовать одним и тем же правилам;

    установление повседневных домашних обязанностей, ответственности;

    родители должны понимать стремления ребенка, его точки зрения вкусы, интересы.

    В семье должны создаваться условия для гармоничного развития личности. Важно увидеть сильные и слабые стороны ребенка, его тип. Необходимо, чтобы в семье «угадали» не только талант или способности ребенка, но воспитали из ребенка человека. Если, благодаря способностям, ребенок не будет прикладывать усилий, то и в последующих жизненных ситуациях он не захочет трудиться.

    Биологическая функция семьи проявляется в необходимости заботиться о здоровье ребенка. Педагогическая и социальная функции семьи проявляется в развитии двух главных навыков: уметь повиноваться самим и заставлять слушаться других. В семье происходит формирование основ будущей семейной жизни ребенка, воспитание у детей хороших привычек: доводить начатое дело до конца, убирать за собой и т.д. Важную роль играет семья в искоренении плохих привычек, их профилактике. При этом рекомендуется создать для ребенка такую деятельность, которая могла бы заменить плохую привычку. В семье закладываются основы личности ребенка: мотивация достижения успехов или мотивация избегания неудач, качества характера, творческие начала.

    Принципы семейного воспитания:

    сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач;

    упор на настоящий момент;

    принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха;

    социальная направленность: погруженность в реальные проблемы жизни.

    Семья, давая много ценного в смысле воспитания, должна постоянно согласовывать свое влияние с влиянием школы.

    К сожалению, родителей больше интересуют отметки, а не новое и интересное, что входит в жизнь ребенка. В семье также необходимо заниматься организацией учебной деятельности, домашним чтением с детьми, беседовать с ними на темы учения. Важны направлением в семейном воспитании является воспитание духовности. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего возраста. Детям свойственны природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать внутренний мир детей. Родители играют важную роль в формировании всей эмоциональной сферы ребенка, поскольку чувства отражают те процессы, которые происходят в душе. От здоровья чувств зависит духовное развитие человека. Духовное воспитание в семье, таким образом – это общая духовная жизнь со своими родителями. Воспитывая, родители открывают для ребенка пути к самосовершенствованию.

    Задача социального работника (педагога) в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

    30

    Социально- педагогическая работа с сиротами и социальными сиротами.

    Известно, что отрыв ребёнка от биологической семьи, и в первую очередь от матери, его помещение в сиротское учреждение обуславливает развитие психической депривации. Последствиями психической депривации являются различные психические аномалии, основные из которых – задержки психического развития различной степени выраженности. Очевидно, для этих проявлений у социальных сирот изначально негативное значение имеют условия содержания ребёнка в дезинтегрированной семье (частичная депривация, жестокое обращение, насилие и т. п.), а с другой стороны, значение имеет наследственная отягощённость (хронический алкоголизм, шизофрения одного или обоих родителей и т. д.).

    У сирот, и особенно у социальных сирот, весьма распространёнными являются различные соматические заболевания. Это связано с тем, что до поступления сирот в государственное воспитательное учреждение, как правило, имели место неблагоприятные социально-бытовые условия (недоедание, запущенные формы соматоневрологических заболеваний и т. п.).

    Все перечисленные социальные, биологические и другие факторы лежат в основе формирования у сирот, особенно у социальных сирот, педагогической запущенности разной степени выраженности.

    Такая запущенность, в частности, существенно затрудняет освоение детьми-сиротами программы общеобразовательного цикла.

    Под «дезадаптацией» понимается нарушение приспособления организма к условиям существования.

    Пренебрежение, плохое обращение, жестокое физическое наказание (насилие), издевательство негативным образом влияют на психику ребёнка, на его восприятие.

    Под пренебрежением понимают отсутствие должной родительской заботы, обеспечивающей удовлетворение основных витальных потребностей ребёнка (в пище, одежде, приюте и пр.), а также его необеспечение в медицинском уходе, образовании, защите и присмотре, что может служить основной психической депривации ребёнка. Что касается многообразных последствий жестокого обращения, насилия для здоровья ребёнка, то кроме признаков существенных физических нарушений (повреждения костей и мягких тканей и пр.), возможны различные психические нарушения – реакции на стресс и посттравматические расстройства.

    Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространённых разновидностей отклонений развития у детей-сирот, часто перерастающих в правонарушения и другие асоциальные формы проявлений личности. Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребёнка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребёнка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

    Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т. е. собственно педагогическую трудность ребёнка и низкий уровень его субъективности в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень развития ребёнка, его адаптацию в референтных группах. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания.

    Социально-педагогическая запущенность берёт начало в раннем детстве, примерно с трёхлетнего возраста, т. е. совпадает с началом развития самосознания ребёнка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности.

    Возрастные особенности младших школьников, проявляющиеся в большой эмоциональности, зависимости от взрослого и подражательности, восприимчивости, создают опасность закрепления и интеграции признаков и проявлений социально-педагогической запущенности, обуславливают задержки и негармоничности развития, неуспешность и непродуктивность деятельности, нарушения в процессах самоопределения, реализации личностного потенциала, психологическую уязвимость ребёнка.

    По мнению В. В. Ковалёва, дизонтогенез психики «…выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и её отдельных составных частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка». Причинами психического дизонтогенеза являются биологические (генетические и пр.) патогенные факторы, а также неблагоприятные социально-средовые воздействия.

    В результате многочисленных исследований, в основном отечественных авторов, описаны различные проявления дизонтогенеза.

    Основными типами психического дизонтогенеза являются ретардация и асинхрония (неравномерное, диспорциональное развитие).

    Под ретардацией понимается запаздывание или приостановка психического развития: общая (тотальная) и частичная (парциальная). В ситуациях психической депривации чаще имеет место парциальная ретардация. Такие дети обнаруживают дефицит в понятиях, социальной информированности, а также практических суждениях и оценках. Проявления частичной ретардации наряду с другими формами входят в группу так называемых пограничных форм интеллектуальной недостаточности. В результате психической депривации у детей-сирот и у детей, лишённых родительского попечения, кроме стрессовых расстройств развивались нарушения психического развития и социальная дезадаптация.

    Самая распространённая категория детей группы риска, трудновоспитуемость и труднообучаемость которых обусловлена психолого-педагогическими причинами. Основными признаками педагогической запущенности можно считать недостатки ведущей деятельности (игра, учение), отклонения в поведении, трудности социальной адаптации. При отсутствии аномалий наблюдаются дисгармонии развития, как правило, нарушена «Я-концепция», система самосознания личности ребёнка.

    Несовершеннолетние правонарушители, дети-сироты, дезадаптированные подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением. Этой группе риска прежде всего нужна помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями, социальная поддержка.

    Поведение является совокупностью конкретных, в данный момент протекающих деятельностей. Оно может быть названо адаптивным, если посредством его получен целесообразный, полезный результат. Достижение такого результата становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется.

    Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья. Права. Культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой).

    Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

    С. А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

    1) корыстной ориентации: правонарушения, поступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляции, протекция, мошенничество и др.);

    2) агрессивной ориентации: действия. Направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

    3) социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учёбы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

    Под отклонениями в поведении у детей и подростков понимаются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям. Обществу в целом.

    Следовательно, придавая поступкам, поведению ребёнка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребёнка. Или наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаём помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребёнка, подростка. Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства её формирования или целенаправленного воздействия на её формирование (т. е. воспитательного средства).

    Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

    Социальный сирота – это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство.

    Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

    1) умерли;

    2) лишены родительских прав;

    3) ограничены в родительских правах;

    4) признаны безвестно отсутствующими;

    5) недееспособны (ограниченно дееспособны);

    6) отбывают наказание в исправительных колониях;

    7) обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

    8) уклоняются от воспитания детей;

    9) отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребёнок помещён временно.

    Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – формы устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. Употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребёнка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

    В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

    В России практика социальной помощи детям-сиротам имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 г. была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью.

    В 20-х годах в стране стала развиваться разветвлённая система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов и др.), а также трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своём были сиротами или потеряли связь с семьёй.

    В середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима всё это многообразие различных видов детских учреждений исчезло и было заменено унифицированной системой домов младенца и детских домов-интернатов, которая сохранялась на протяжении всего советского периода. В 30-х годах Н. М. Щелованов (физиолог, специалист по изучению нервно-психического развития детей первых лет жизни) разработал руководство по воспитанию детей в яслях и домах ребёнка. Он подчёркивал, что в органах здравоохранения существует неправильный взгляд на дома младенца как на временную организацию, которая за ненадобностью скоро перестанет существовать, которая является бесперспективной. Это мнение опровергла прежде всего сама жизнь, поскольку на практике наблюдалась совсем другая картина: количество детей, которые появлялись в домах ребёнка, непрерывно возрастало.

    Н. М. Щелованов в своих работах утверждал, что «дома младенца нужны не для подкидышей», а для детей, временно или навсегда утративших родителей, главным образом для сирот или полусирот, которые, конечно, всегда будут, а в связи с этим необходимы и дома младенца для их воспитания. Н. М. Щеловановым вместе с сотрудниками была разработана система организации и воспитания детей в доме ребёнка, которая могла бы дать положительные результаты при условии: первое – хорошей и правильной постановки оздоровительной и воспитательной работы в каждом отдельно взятом учреждении для детей соответствующих возрастов; второе – при наличии взаимосвязи и преемственности воспитания различных возрастных групп детей и соответствующих воспитательных учреждений; третье – при обеспечении фактической возможности перевода детей из специализированного учреждения для более старших групп, т. е. из дома младенца в дома ребёнка, из последнего в дошкольный детский дом и т. д.

    В 80-х годах система учреждений, оказывающих помощь детям-сиротам, расширяется: появляются детские дома семейного типа, начинает разрабатываться институт приёмной семьи и др. Функции таких учреждений также расширяются, начинают включать социальную защиту ребёнка, медико-психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию таких детей в общество.

    В настоящее время количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное значение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определить детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей.

    Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало».

    По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Отмечается рост таких детей и в развивающихся странах.

    Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (Первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20–30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80 – начала 90-х годов. Назвать все причины сиротства довольно трудно, однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

    Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребёнка, причём чаще всего это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения, отказ от ребёнка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трёх месяцев родители (мать) могут изменить своё решение, и ребенок может быть возвращён в семью.

    Вторая причина связана с принудительным изъятием ребёнка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребёнка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

    И третья причина связана со смертью родителей. Сюда не могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

    Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребёнка на воспитание в семье. Эти права ребёнка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребёнка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребёнка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

    Поэтому государство прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребёнка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребёнка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдаётся поискам для него новой семьи. Но при передаче ребёнка в воспитательное учреждение и в новую семью делается всё возможное, чтобы ребёнок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.

    31
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    написать администратору сайта