Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Границы финансов в системе товарно-денежных отношений

  • 4) Эволюция взглядов ученых-экономистов на сущность и функции финансов.

  • Финансовые ресурсы – это денежные накопления и денежные фонды, образуемые государством, при распределении совокупного общественного продукта и национального дохода за определенный период времени.

  • Финансовый фонд (накопление, запас) – любые

  • 7) Источники формирования финансовых ресурсов

  • 8) Факторы роста финансовых ресурсов

  • СРСП 1 фин. Срсп 1 1 Деньги и финансы



    Скачать 31.76 Kb.
    НазваниеСрсп 1 1 Деньги и финансы
    АнкорСРСП 1 фин.docx
    Дата04.05.2017
    Размер31.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРСП 1 фин.docx
    ТипДокументы
    #7468

    СРСП 1

    1) Деньги и финансы

    К финансам относят:
    1. Государственные финансы (государственный бюджет, налоги, государственный кредмт, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственное страхование)
    2. Кредитная система (операции Центрального Банка, операции коммерческих банков, выпуск денег, коммерческая страховая система, инвестиционные фонды, коммерческие пенсионные фонды)
    3. Финансы отраслей (финансы организаций производственной сферы, финансы предприятий непроизводственной сферы, финансы других хозяйствующих субъектов)
    4. Финансовый рынок (операции с ценными бумагами, операции с драгоценными металлами и камнями, рперации с недвижимостью, прочие операции)
    5. международные финансы (финансы транснациональных корпорации)
    Финансы – экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
    Функции финансов
    Функции любой экономической категории характеризуют род или виды осуществляемой с её помощью деятельности. Функции финансов характеризуют форму выражения их общественного значения; к функциям финансов относят:
    1. распределительная (состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов)
    2. контрольная (выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов формирования и использования финансовых ресурсов)
    3. накопительная (состоит в процессе образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы)
    4. регулирующая (Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства)
    5. стабилизационная (Заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях)

    Отличие категорий финансы и деньги
    Экономическим содержанием финансов являются деньги. Деньги являются материальной формой финансов, но категорию финансов нецелесообразно отождествлять с денежными средствами.
    Деньги – категория более древняя, чем финансы. Деньги – товар, играющий роль всеобщего эквивалента, т.е. инструмента финансовых отношений.
    Появление финансов обусловлено возникновением государства. С рабовладельческого строя появилась необходимость выполнения общественных функций государства, на основании финансовых ресурсов. Деньги – всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов, а финансы – совокупность денежных, стоимостных отношений связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения.
    Финансы как денежные отношения.
    Денежные отношения выливаются в финансовые отношения. В свою очередь финансовые отношения бывают:
    1. денежные отношения
    2. отношения распределения
    3. отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов
    Т.е. финансы, связаны с движением денег, с экономическими денежными отношениями, т.е. являются экономической категорией.

    2. Функции страхования.
    Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и пространстве с целью возмещения возможного ущерба или убытка его участника при несчастных случаях, стихийных бедствий и т.д., приводящих к потере материальных и других видов собственности и активов, предусмотренных условием договора страхования.
    В Российской Федерации существуют три основные формы страхового фонда:
     централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;
     фонды самострахования создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;
     фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.
    Сущность страхования проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции:
    - рисковая функция — перераспределение риска между участниками страхования;
    - предупредительная функция — использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;
    - сберегательная функция — страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);
    - контрольная функция — контроль за формированием и использованием страховых фондов.
    2) Границы финансов в системе товарно-денежных отношений

    Участвуя в экономических отношениях, финансы взаинодействуют с различными экономическими категориями, поэтому на поверхности

    выделяют границы финансовых отношений - т.е. какая операция, инструмент экономики относится к финансовой сфере. чтобы

    определить границы финансовых отношений, финансовой науке потребовалось найти отличительные признаки финансов, присущие

    финансовым отношениям и отражающие их специфику.

    1. денежный характер финансовых отношений - в основе финансовых отношений лежит движение реальных денег в

    наличной и безналичной формах.

    2. Распределительный характер финансовых отношений. Финансы связаны не с любыми формами движения денежных

    средств. Существуют две основные формы - обмен и распределение. Обмен - когда проиаодит замен денежной формы на товарную,

    или навстречу товарному эквиваленту движется денежный. При распределении проиаодит движение только денежного эквивалента,

    причем только в одностороннем порядке, хотя и допускается возврат денежных средств через определенное время. Это и есть

    финан сы.

    з. Финансовые отношения характеризует одностороннее движение стоимости, в результате которого у экономических

    субъектов формируются денежные накопления в форме денежных фондов;

    4. Финансы охватывают только те денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением фондов

    денежных средств.

    Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные

    отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям. Сравним

    финансовые и денежные отношения по пунктам:

    Деньги

    1. Всеобщий эквивалент

    2. Выполняют пять функций: (мера стоимости, средство накопления и З. Возникают позже денег

    сбережения, средство платежа, мировые деньги)

    З. Возникают раньше финансов

    4. Более общая экономическая категория

    5. Охватывают широкие экономические

    отношения

    Финансы

    1. Экономический инструмент распределения и

    с помощью которого измеряются затраты перераспределения ВВП и НдЈ орудие контроля за

    ассоциированных производителей образованием и использованием фондов денежных средств

    2. Выполняют З функции финансов.

    З. Возникают позже денег

    4. Вторичная категория, производная от денег

    5. Охватывают более узкие отношения, связанные

    с формированием денежных фондов

    Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации

    создаются фонды денежных средств. Рассмотрим случаи финансовых отношений внутри страны и на международном уровне.
    4) Эволюция взглядов ученых-экономистов на сущность и функции финансов.

    Первая школа политической экономии – меркантилизм (16-18вв.)- стала выразителем интересов купечества, которое развивало мировую торговлю, и которому государство должно было помогать в расширении его международной деятельности. Меркантилизм характеризуется двумя чертами: богатство отождествляется с деньгами, а накопление денежного богатства связывается с активной ролью государства, с сильной государственной властью.

    В отличие от меркантилистов Адам Смит (1723-1790) в «Богатстве народов» (1776) подчёркивал значение государства с точки зрения, во-первых, охраны и защиты частной собственности от посягательств со стороны как других членов данного общества, так и зарубежных стран и, во-вторых, производства таких благ, которые не выгодны частным производителям. Давид Рикардо (1772-1823) посвятил своё основное сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) анализу основ налогообложения. Джон Стюарт Милль (1806-1873) в «Принципах политической экономии» (1848) вплотную подошёл к пониманию «провалов» (неэффективности, неспособности) рынка, обоснованию необходимости вмешательства государства в экономической жизни общества.

    Однако в 30-е годы 19в. либеральная доктрина разделилась на два направления: классическую либеральную, которая отстаивала свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономику, и современную реформистскую либеральную концепцию, которая, не отказываясь от базовых либеральных ценностей, ратовала за активную роль государства. Во главе этого интереса стояли И. Бентам, Дж.Милль, Д.С. Милль.

    По мере того, как борьба с феодальной идеологией отходила на задний план, философия хозяйства вытеснялась практическими рекомендациями. Альфред Маршалл (1842-1924) отводил государству уже более скромную роль. В частности, анализу государства была посвящена лишь последняя, пятая книга «Принципов экономикс» (1890). В ней он освещал традиционные вопросы налогообложения, хотя аспекты выбирал уже новые- проблему перемещения налогового бремени.

    Критика вмешательства государства в экономику получила обоснование в трудах Леона Вальраса (1834-1910) «Очерках социальной экономии. Теории распределения общественного богатства» (1896). Он выступал за минимизацию роли государства, функции которого должны быть ограничены лишь производством общественных благ и контролем над монополиями. Такое ограничение экономических функций позволяет снизить уровень налогов, главными из которых, по мнению Вальраса, должны быть налоги не на доходы, а на собственность.

    Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 году «Общая теория занятности, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли- кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы экономической и финансовой политики государства. Кейнс выступал за обеспечение эффективного спроса, дефицитное финансирование, циклическое балансирование бюджета.

    В 1970-1980-е гг. новые направления неоклассики заметно потеснили кейнсианство. Среди них был монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении, как определяющей функции цен, доходов и занятности, а также новая классическая экономика, теория общественного выбора. Главными постулатами стали свободно предпринимательство, ограничение государственного регулирования, «экономика предложения».
    6) Финансовые ресурсы и фонды денежных средств

    Поскольку финансы представляют собой экономические отноше-ния, опосредованные деньгами, под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму — в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать вывод, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.
    Однако финансовые ресурсы — это только часть денежных ре-сурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы вклю-чают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.
    Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, ко-торому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собст-венности или распоряжении органов государственной власти и ор-ганов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и об-служивает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, со-циальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.
    Финансовые ресурсы — это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
    В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фон-ды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.
    Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.
    Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения сово-купного общественного продукта и национального дохода.
    Финансовые ресурсы – это денежные накопления и денежные фонды, образуемые государством, при распределении совокупного общественного продукта и национального дохода за определенный период времени.
    Финансовый фонд (накопление, запас) – любые денежные средства, основанные финансовыми методами, используемые на удовлетворение определённых потребностей. Назовем некоторые из них:
    а) резервный фонд создается на случай прекращения деятельности предприятия и покрытия кредиторской задолженности;
    б) фонд накопления представляет собой источник средств предприятия для приобретения основных средств, формирования оборотных средств, создания нового имущества;
    в) фонд потребления предназначается для реализации мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия.
    Финансовые ресурсы отличаются от финансовых фондов. Во-первых, финансовые ресурсы подразумевают источники денежных средств, возможности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств. Во-вторых, финансовые ресурсы – это средства, которые «связаны» в фондах, то есть в целевых «запасах» денежных средств, а также те, которые еще не имеют целевой, направленной обозначенности, не сформированы по фондам.
    Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счёт различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное производство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями материальных отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя и возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность увязать общественные, коллективные и личные интересы.
    7) Источники формирования финансовых ресурсов
    Источниками финансовых ресурсов являются:
    1. Национальный доход.
    2. Доход от внешнеэкономической деятельности.
    3. Заемные и привлеченные средства.
    Финансовые ресурсы формируются в централизованном и децентризованном порядке.
    В централизованном порядке формируются ресурсы государственного бюджета, пенсионных фондов, внебюджетных фондов.
    В децентрализованном порядке формируются фонды потребления хозяйствующих субъектов в сфере материального производства, финансовые резервы, фонды амортизационных отчислений, валютные фонды и другие денежные фонды хозорганов. Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных, политических и прочих функций.
    Целью государственных финансов являются формирование централизованных финансовых ресурсов и распределение на отдельные потребности общества. Сфера государственных финансов обеспечивает финансирование, инвестирование и льготное кредитование малых предприятий.
    Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

    Как мы видим, в финансовой науке под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий, т.е. денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств.

    7) Источники формирования финансовых ресурсов

    Материально-вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

    Источники формирования финансовых ресурсов общества сле-дующие:
    • валовой внутренний продукт;
    • национальный доход (на основе распределения и перерас-пределения национального дохода создаются централизо-ванные фонды денежных средств; часть национального до-хода, которая формируется и остается в распоряжении пред-приятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);
    • часть национального богатства (ранее накопленных средств от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, ва-лютных резервов, страховых резервов и др.);
    • денежные доходы организаций и предприятий производст-венной сферы, прежде всего прибыль как одна из форм стоимости прибавочного продукта;
    • амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;
    • отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;
    • заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);
    • поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);
    • доходы от внешнеторговых операций, внешних государст-венных кредитов и заимствований, доходов по ценным бу-магам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.
    Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.
    Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления служат валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств, поступления от внешнеэкономической деятельности, внешние государственные кредиты и заимствования, доходы по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранные инвестиции и гуманитарная помощь.

    К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся собственные, заемные и при-влеченные средства.
    К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:
    • акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);
    • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имуществен-ных прав (доходы от реализации): выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; выручка от реализации имуществен-ных прав;
    • внереализационные доходы.
    К заемным и привлеченным источникам относятся:
    • заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);
    • кредиторская задолженность;
    • бюджетные субсидии;
    • иностранные инвестиции.
    Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации служат доходы от реали-зации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т.е. доходы от реализации, за счет которых образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

    Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации следующие:
    • взносы учредителей и членские взносы;
    • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
    • бюджетные средства;
    • безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
    • прочие.

    У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою дея-тельность без образования юридического лица, также как и у юри-дических лиц формируются финансовые ресурсы.
    Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпри-нимателей служат:
    • личные сбережения;
    • доходы, полученные в результате осуществления хозяйст-венной деятельности;
    • заемные средства.
    Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей ис-пользуются на:
    • расширение дела;
    • платежи в бюджет и государственные внебюджетные соци-альные фонды;
    • расходы по оплате труда наемных работников;
    • благотворительные взносы и пожертвования и др.


    8) Факторы роста финансовых ресурсов

    Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности.

    Следующий фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в совокупном общественном продукте- материалоемкости - является фактором, способствующим увеличению произведенного национального дохода- основного источника финансовых ресурсов. На рост финансовых ресурсов также влияет материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Чем выше удельный вес и темп развития производства товаров и услуг потребительского назначения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.
    написать администратору сайта