Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность и содержание управленческих решений Роли решения в процессе управления.

  • Решение

  • Психологический

  • Юридический

  • Специфика решения в системе государственного управления

  • Классификация управленческих решений

  • Справочно-информационные

  • Основные этапы процесса разработки и принятия управленческого решения.

  • Методология процесса принятия решения

  • Способы управления риском

  • Методы выбора альтернатив (самостоятельно)

  • Методы принятия управленчиских решений. Сущность и


    Скачать 29.55 Kb.
    НазваниеСущность и
    АнкорМетоды принятия управленчиских решений.docx
    Дата06.12.2017
    Размер29.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетоды принятия управленчиских решений.docx
    ТипРешение
    #11678

    Клышкань Александр Григорьевич

    Сущность и содержание управленческих решений

    Роли решения в процессе управления.

    Планирование, анализ, учет и контроль – функции управления.

    Управленческие решения принимаются субъектом управления, для достижения постановки цели организации.

    Принятие решений осуществляется в организации непрерывно. В соответствии с непрерывностью процесса управления.

    Управленческий цикл включает в себя 3 этапа:

    1 Идентификация проблемы

    2 Разработка и принятие управленческого решения.

    3 Деятельность по реализации решения и реализация его исполнения.

    Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому либо выводу или к необходимым действиям.

    Управленческое решение – набор альтернатив выбираемых руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций направленный на достижение целей организации.

    Отличия управленческих решений от других.

    По целям:

    По последствиям:

    По распределению труда:

    По профессионализму:

    Аспекты управленческих решений

    Психологический – логико-мыслительный акт субъекта управления, на которые могут оказывать влияния внутреличностные и факторы.

    Информационный – требования к информации необходимой для принятия решения:

    Достоверность

    Полнота

    Верифицируемость.

    Требования к самому решению как к информации: Понятность исполнителем, Возможность организации обратной связи.

    Юридический – Управленческое решение принимается лицом, имеющим на то полномочия.

    Организационный – Управленческие решения это основа управления так как связывают в единый процесс базовые функции управления.

    Требования к управленческим решениям.

    Всесторонняя обоснованность. (Качество информации, на основе которого принимается решение, всесторонний анализ управляемого объекта или ситуации)

    Своевременность.

    Полнота содержания. (Упр. решение это не просто идея оно должно содержать: информацию о средствах, цели, способах, сроках реализации, исполнителях и методах контроля)

    Полномочность

    Согласованность с ранее принятыми решениями.

    Не противоречивость самого решения (составные части решения не должны противоречить друг другу, нельзя допускать двойного толкования.)

    Принятия решения как предмет научного исследования

    Принятие решения в теории управления. (самостоятельно)

    Специфика решения в системе государственного управления

    Государство ориентировано на решение проблем с точки зрения: внешней и внутренней безопасность, жизнедеятельности граждан, производства общественных благ, компенсации изъянов рынка, неравенства распределения доходов, и т д.

    Политических систем создают принципиально разную политическую среду для подготовки и принятия решения.

    Стили поведений в отношений к управляемому объекту:

    Популизм

    Политика партийных приоритетов.

    Волюнтаризм (произвольный характер постановки цели)

    Корпоративизм

    Бюрократизм

    Плюрализм

    Клиентаризм (позиционирование государства в качестве обслуживающей сервис структуры по отношению к обществу)

    Институциональное государство представлено совокупностью разнообразных линейно-организациооных форм, использующих различные формы принятия решений, и демонстрирующих различную форму автономности и самостоятельности действий. (У исполнительных структур в качестве формы разработки и принятия решений выступают: программы, планы, указы, постановления и распоряжения; У представительных и законодательных – законы, резолюции, постановления;)

    Государство это сложный объект управления в плане государственно-территориального устройства. Данное обстоятельство определяет требования к решению на всех уровнях.

    Специфика государства в процессе принятия решений заключается в объединении двух форматов действий: власти и управления. Выделяют политические решения определяющие общий вектор решения. И государственно административные решения – представляющие собой деятельность органов управления по реализации политических решений.

    Властно управленческий характер в деятельности государства предполагает определенные типы его целенаправленной активности:

    Властвование

    Влияние

    Регулирование

    Управление

    Контроль

    Деятельность в форс-мажорных обстоятельствах.

    Государство должно считаться с решением контрагента.

    Решения носят мега масштабный характер.

    Классификация управленческих решений

    По причинам: Ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные.

    По времени действия: Оперативные, тактические, стратегические.

    По организации принятия решения: Индивидуальные, коллективные, коллегиальные.

    По степени новизны: Традиционная и инновационная.

    По степени регламентации: Нормативные, ориентирующие, рекомендующие.

    По способу фиксации: Письменные, устные, электронные.

    По содержанию: Имеющие количественные характеристики и не имеющие количественные характеристики.

    По функциональной направленности: Планирующие решения, организующие, координирующие, информирующие.

    По системе оценки альтернатив: одна критериальная и многокритериальные.

    По способу выработки управленческих решений: Интуитивная основанная на суждениях и рациональная (на операционном уровне).

    Классификация решений в зависимости от стиля принятия решений осуществляется по следующим параметрам:

    - Соотношение усилий на этапах разработки альтернатив и их выбора. (инертные, осторожные, уравновешенные, рискованные, импульсивные.)

    - По степени участия подчиненных в процессе принятия решений. (теория Магрегора, теория Транембаума, теория Уильяма Шмидта)

    - По уровню организации управленческих решений. (Диктаторский, реализаторский, организаторский, координаторский, маргинальный.)

    Формы разработки и реализации управленческих решений.

    С точки зрения государственной системы документарного обеспечения, выделяют следующие виды документов, на основе которых принимаются управленческие решения и фиксируются этапы принятого решения.

    1 Организационно-правовые - содержат положения строго обязательные для использования, реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности учреждения. Эти документы проходят процедуру утверждения. Являются таковыми учредительные документы, положение об организации, положение о структурных подразделениях, регламент работы, структура и штатная численность, штатное расписание, инструкция, по определенным видам деятельности нуждающаяся в регламентации.

    Устав – правовой акт определяющий структуру, функции и права организации.

    Положение – нормативный акт устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенции, обязанности и организацию работы предприятия.

    Инструкция – нормативно правовой акт издаваемый органом управления в целях установления правил регулирующих организационное, технические, технологические, финансовые, и т д. стороны деятельности организации.

    Должностная инструкция – правовой акт издаваемый организацией в целях регламентации организационно правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и взаимоотношений с другими работниками и подразделениями обеспечивающими его эффективную работу

    2 Распорядительные – основное назначение регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленным перед ним задач, получать максимальный эффект от деятельность организации входящих в его систему.

    Делятся на: правовые акты, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ., правовые акты действующие в пределах отрасли.

    С точки зрения распорядительные акты делятся на: издаваемые в условиях коллегиальности, в условиях единоличного принятия решения.

    Виды: Указ - решение верховного органа власти имеющее силу закона. Решение - правовой акт принимаемый коллегиально в целях разрешения наиболее важных вопросов деятельности организации. Постановление – правовой акт издаваемый в целях разрешения наиболее важных и более задач, установленных норм и правил. Приказ – правовой акт издаваемый руководителем организации действующим на основании единоначалии для разрешения оперативных задач стоящих перед организацией. Распоряжение - правовой акт издаваемый руководителем в целях разрешения оперативных вопросов, как правило имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга лиц. Указание – правовой акт издаваемый руководителей организации преимущественно информационно методический по указанию исполнения указов и т д.

    3 Справочно-информационные - Протокол - документ содержащий запись хода обсуждения и результата принятого решения. Докладная записка – документ адресованный руководителю организации и информирующий его о сложившейся организации имевшем место явлении или факте о выполненной работе. Может содержать предложение и выводы. Пояснительная записка – документ поясняющий содержание агрегированных разделов основного документа или объясняющий причины, какого либо явления или факта. Заявление – документ, адресованный должностному лицу и содержащий просьбу работника. Акт – документ составленный группой лиц для подтверждения установленных фактов, явления. Справка – документ, составляемый с целью описания фактов основной деятельности организации или подтверждение биографического или служебного характера. Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей. Сводка – документ содержащий обобщенные сведения по какому либо конкретному вопросу. Соглашение – решение формирующее инфраструктуру, для каких либо действиях. Доверенность - письменное полномочие, выдаваемое одним лицом другому для представления перед третьими лицами. Заключение – документ содержащий мнение, выводы организации, экспертной группы, коллегии по какому либо вопросу. Перечень – документ содержащий систематизированное перечисление, предметов, лиц, объектов, работ составленный в целях распространения на них определенных норм или требований. Список в целях регистрации или информирования. Телеграммы, факсограммы, электронные сообщения и т д.

    Основные этапы процесса разработки и принятия управленческого решения.

    Процесс принятия решения – представляет из себя, циклическую последовательность действия субъекта управления.

    Первый этап – выявление и описание проблемной ситуации, и прогноз ее развития. Анализ состояния внешней\внутренней среды организации.

    Второй этап – формулирование цели разработки управленческого решения.

    Третий этап – оценка времени и ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений.

    Четвертый этап – разработка альтернативных этапов управленческих решений.

    Пятый этап – Оценка альтернатив и прогнозирование ситуации, определяющие последствие реализации альтернатив.

    Шестой этап – Выбор альтернатив, разработка и принятие решения.

    Седьмой этап – Организация процесса реализации решения и управление реализации.

    Восьмой этап – Контроль реализации решения

    Девятый этап – Оценка эффективности.

    Проблем – противоречие между возможностями их удовлетворения и расхождение между тем, что должно быть и тем, что реально имеется. После реализации решения направленной на устранение проблемы можно сделать условные выводы: 1 проблема устранена полностью; 2 проблема устранена частично без отрицательных последствий;3 проблема устранена частично, но возникли новые проблемы; 4 проблема не устранена и реализация решения вызвала новые проблемы.

    В процессе выявления проблемы нужно отделять симптомы от причин.

    Методология процесса принятия решения

    Методология – система принципов научного исследования собирательный термин, включающий два аспекта.

    1 Всеобщая научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов исследования.

    2 Конкретная научная система приемов исследования.

    Наиболее распространенными подходами в разработке управленческих решений является

    Системный, целевой, процессный и ситуационный.

    Системный подход – связан с моделированием и анализом управляемых объектов как систем. Целостность системы проявляется с внешней средой как единое целое. Система как целое имеет свойство, которое отсутствует у других элементов, а внутренние связи между элементами сильнее и существеннее чем связи с элементами внешней среды. Совокупность взаимосвязанных элементов системы образует подсистему которая в свою очередь является более низкого порядка. Структура сложной системы может быть не очевидна. И для ее анализа применяют специальные методы для выявления места каждого элемента системы.

    Х1

    Х2

    Х3

    Вход процесс выход Y

    Х1 – он определяет нагрузку системы.

    Х2 – факторы внешней среды ( не поддаются управляющему воздействию

    Х3 – правила организации и функционирования системы, ее цели, задачи, ограничители

    Y – результат деятельности системы.

    Система должна быть построена таким образом, что бы необходимые процессы воздействовали по определенным законам на нужный вход.

    Элементы системы обладают эффектом эмерджентности и подчиняются законам синергии.

    Виды систем:

    Физические и абстрактные

    Естественные и искусственные (машинные человеко-машинные социальные).

    Открытые и закрытые

    Слаборавновесные, равновесные и сильнонеравновестные.

    Одноцелевые и многоцелевые.

    ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД.

    Цели это желаемое состояние или результаты функционирования системы, определяемые в рамках какого-то промежутка времени.

    По времени охвата выделяют:

    Оперативные

    Краткосрочные (текущие)

    Среднесрочные (тактические)

    Долгосрочные (стратегические).

    Свойства цели:

    1 Иерархия, Суперзависимость, Согласованность -

    Цели выставляются путем декомпозиции генеральной цели.

    2 Обратное преобразование.-

    По результатам обратной связи формируется новое множество задач, представляющие из себя новый набор целей.

    3 Недостижимость абсолютных значений.

    ПРОЦЕССНЫЙ подход

    Процесс – последовательное логическое упорядоченная смена во времени и в пространстве, следующих друг за другом стадий функционирования или развития. Для эффективного управления процессом процесс необходимо представить в виде модели.

    Моделирование бизнес процессов это упрощенное отражение субъективного видения упрощенного …

    Моделирование систем процессов начинается с описания текущее ситуации и заканчивается вариантами оптимизации бизнес процессов.

    Ситуационный – возник на базе системного подхода в конце 60 годов 20 века. Предполагает управленческое реагирование на отдельно взятую конкретную ситуацию.

    Неопределенность как характеристика проблемной ситуации и принятие решения в условиях риска

    Неопределенность – характеристика системы ситуации связанная с неоднозначностью ее развития и развития внешней среды. По основанию неопределенности делятся на:

    Детерминистическая

    Неопределенная

    Рискованная

    Классификации типов неопределенности:

    1 Количественная – обусловлена большим числом объектов

    2 Информационная неопределенность - возникает в силу недостатка или неполноты информации.

    3 Стоимостная – обусловлена высокой стоимостью информации.

    4 Ограничительная – вызвана ограничениями относительно выбора альтернатив.

    5 Профессиональная неопределенность –

    6 неопределенность внешней среды –

    Так же выделяют объективную неопределенность и субъективную неопределенность.

    Необходимо идентифицировать и классифицировать.

    Риск – потенциально возможная вероятность потери ресурсов или неполучения доходов связанных с конкретной альтернативы управленческого решения.

    Виды рисков:

    В зависимости от возможного экономического результата бывают чистые риски – возможность получения отрицательного или нулевого результата (природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков производственные и торговые); спекулятивные риски – все оставшиеся виды коммерческих рисков.

    Природные риски – риск потерь в результате стихийных сил природы.

    Экологические – в связи загрязнениями окружающей среды.

    Политические –

    Транспортные – с перевозкой груза.

    Коммерческие – связаны с предпринимательской деятельностью. Подразделяются на производственные, торговые, финансовые.

    Производственные – с остановкой производства, низкой квалификации персонала, нарушением технологий, морально устаревшим оборудованием.

    Торговые – связаны с невыполнением сторонами своих обязательств.

    Финансовые – вероятность потерь финансовых средств, подразделяются на две категории: риски связанные с покупательной способностью денег (инфляционный риск, валютный риск.), риски связанные с вложением капиталов или инвестиционные риски (системный риск, селективный риск, риск ликвидности, кредитный риск, региональный, отраслевой, предприятия, инновационный риск.)

    Риск характеризуется на качественном и количественном уровне.

    При количественном анализе – могут использоваться различные методы. Статистический, экспертные, расчетно-аналитический метод.

    Управление рисками

    Включает в себя следующие направления:

    Распознавание, анализ и оценка риска

    Разработка и осуществление мер по предупреждению минимизации и страхованию риска.

    Кризисное управление.

    Способы управления риском

    1 способ – меры направленные на уровень снижения риска. Тщательная экспертиза альтернатив, анализ и оценка уровней риска.

    2 способ – Лимитирование уровней риска.

    Использование всякого рода гарантий для обеспечения обязанностей должника. Диверсификация риска; Ориентация на среднюю норму прибыли; Применение эффективной системы контроля.

    Способы, направленные на компенсацию потерь. Создание специальных страховых или резервных фондов; Страхование рисков.

    Методы выбора альтернатив (самостоятельно)
    написать администратору сайта