Главная страница

Тема 1 Психология


Скачать 48.21 Kb.
НазваниеТема 1 Психология
АнкорKZ_VPiP.docx
Дата08.05.2017
Размер48.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKZ_VPiP.docx
ТипДокументы
#9021

Тема №1
1. Психология – наука о психике и психологической деятельности человека и группе людей, раскрывающая закономерности развития и проявление психики человека и различных условиях деятельности.
2. Предметом психологии является механизм закономерности психики человека и поведение человека.
3. Методологические принципы психологии:

- Принцип детерминизма – образ жизни является управляющей системой, а психика – управляемой;

- Принцип единства сознания и деятельности – сознание и деятельность не противоположны друг к другу, но и нетождественный, а составляемой единства;

- Принцип развития психики в деятельности – психика и сознание могут быть правильно поняты и объяснены, если они рассматриваются как продукт развития и результат деятельности;

- Личностный подход – при изучении любых психических явлений необходимо учитывать включенность данного явления в структуре личности
4. Отрасли психологии:

-Детская

-Социальная

-Педагогическая

-Инженерная

-Психология труда

-Психопатология
5. Военная психология – прикладная отрасль общей психологии, изучающая закономерности функционирование и развитие психики воина и психологии воинского коллектива в условиях служебно-боевой деятельности.
6. Предметом военной психологии является психика война, психология воинского коллектива.
7. Задачи военной психологии:

- выявляет психологические аспекты деятельности воинов и воинских коллективов. С этой целью изучается служба, учеба, отдых, общественная деятельность, взаимоотношения, коллективные действия и поступки, характерные для различных видов деятельности воинов и воинских коллективов;

- изучает психологические особенности личности воина в интересах решения задач всесторонней подготовки личного состава к войне;

- изучает влияния различных условий воинской деятельности на психику воинов и психологию воинского коллектива, сохранения и восстановления психологического здоровья военнослужащих;

- изучает психологию воинского коллектива с целью изыскания путей его сплочения, укрепления воинской дисциплины и боевой активности, решения всех проблемных вопросов при управлении воинскими коллективами;

- разрабатывает психологические основы обучения и воспитания воинов;

- исследует закономерности психологической подготовки личного состава к действиям в условиях современного боя;

- вскрывает психологические, психофизиологические трудности длительного сохранения высокой бдительности и работоспособности личного состава;

- осуществляет анализ психологических трудностей и определяет пути предотвращения нежелательных психологических явлений, в том числе в условиях противостояния информационно-психологическому воздействию противника;

- дает характеристику психологических возможностей воина применительно к использованию боевой техники и оружия.
8. Методы военной психологии: наблюдение, эксперимент, изучение анкетного материала, тестовый метод, бесед, метод общения независимых характеристик, анализ процесса в результатов деятельности, социометрия.
9. Основные задачи психологической службы:

- Создание и поддержание условии для развития у личного состава психологически важных качеств;

- Исключение предпосылок возникновение социальной дезадаптации и личностных расстройств, психологическая коррекция деструктивных поведенческих и личностных изменений военнослужащего;

- Обеспечение стабильного, надежного и рационального функционирование личности военнослужащего для успешного выполнения задач в процессе воинской службы;

- Формирование у всех категорий военнослужащих общей психологической культуры, желание использовать психологические знания в работе с подчиненными и в интересах собственного развития.
10. Основные направления деятельности психологической службы:

- Психологическое просвещение

- Психологическая подготовка

- Психопрофилактическая работа

- Психологическая помощь

- Психодиагностическая работа
Тема №2
1. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Личность воина – его индивидуально-психологические особенности, свойства и доминирующие психические состояние.
2. Составляющие психологической структуры личности воина: псих. процессы (познавательные, эмоциональные, волевые); псих. состояния; псих. свойства; псих. образования.
3. Психические явления делятся на:

- психические процессы - познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); регуляторные (воля, речь);

- психические состояния - бодрствование, настроение, стресс;

- психические свойства - направленность личности (интересы, желания, убеждения); темперамент (в чистом виде мало изучен); характер, способности.
4. Психические свойства личности:

- Направленность – совокупность наиболее устойчивых жизненных и военно-специальных целей, отношений к существующим сторонам службы и другим социальным ценностям;

- Темперамент – психические свойство личности, которое характеризуется динамикой протекания психических процессов;

- Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, влияющих на все стороны поведения человека и выражающих его индивидуальное своеобразие;

- Способности – совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься определенными видами деятельности
5. Виды темпераментов личности:

- Сангвиник Его нервно-психические процессы сильны, довольно быстро сменяются. Во внешнем поведении это подвижный и вместе с тем сдержанный человек, с ярко выраженной мимикой и жестикуляцией. Он впечатлителен, быстро реагирует на внешние раздражители, мало склонен к самоанализу, легко справляется с задачами, любит подвижную работу. Отличается общительностью, бодростью. Чертами сангвинического темперамента обладали русский адмирал С.О. Макаров и советский полководец М.В. Фрунзе.

- Холерик. Темперамент его отличается большой интенсивностью нервнопсихических процессов, быстро сменяющих друг друга. Он неуравновешен, возбуждение обычно преобладает над торможением, часто не сдержан, резок, решителен, инициативен, общителен. Таким темпераментом обладали А.В. Суворов, В.И. Чапаев и А.С. Пушкин.

- Флегматик. Нервно-психические процессы его деятельности с сильны, возбуждение уравновешивается торможением. Он медлителен в поступках, редко выходит из себя. Решая задачу, долго ее обдумывает, но, приняв решение, выполняет спокойно, неотступно. По описанию А.Н. Толстого, черты такого темперамента были присущи М.И. Кутузову.

- Меланхолик. Его нервно-психические процессы слабо выражены, преобладают тормозные реакции. Он обычно углублен в себя, замкнут, малообщителен, жесты и мимика вялые. Часто допускает колебания при принятии решения, сомневается в его правильности.
6. Как развивается сознание человека от влияния окружающей среды - сознание человека имеет общие черты, свойственные ей на всех ступенях развития время, она приобретает свои конкретно-исторических особенностей на каждом его степени в зависимости от общественных условий жизни людей их производственных отношении.

7. Наличие разума в психике человека отличает его от животного.
8. «Сознание» – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

9. Основные функции сознание:

- Познавательная функция;

- Накопительная функция;

- Оценочная функция;

- Функция целенаправленности;

- Креативная или творческая функция;

- Коммуникативная функция.
10.
Тема №3
1. Психическая реальность – это такой предмет, который имея дело с человеком как предметом своей деятельности, командир, воспитатель с необходимостью должен исследовать свой предмет.
2. Эмоции – процесс отражения реакции психики человека на предметы и явления объективного мира, проявляющие в биологически обусловленных переживаниях.

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживания.

Эмоции и чувства в широком смысле – субъективная форма отражения реального мира, который проявляется в отношениях личности к окружающему миру, к самому себе, к другим людям через потребности и мотивы деятельности, переживания.
3. Формы эмоционального состояния:

- Стенические эмоцииповышают активность, энергию жизнедеятельность, вызывают подъем.

- Астенические эмоции – уменьшают активность, энергию человека.
4. Эмоционально-волевая устойчивость - способность психики военнослужащих сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействиях стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.
5. Основные пути воспитания высших чувств у воинов:

- Формирование сознательности, как идейной основы высших чувств

- Поддерживание в подразделениях и частях уставного порядка

- Проведение интересных, содержательных воспитательных мероприятий

- Воспитание культуры чувств и накопление эмоционального опыта с учетом требований современного боя

- Изучение и учет эмоциональных и других особенностей воинов

- Активизация и поддержание положительных чувств

- Обеспечение личной эмоциональной культуры офицеров, сержантов, активистов

- Развитие активности и интереса к самообразование

- Побуждение воинов к самовоспитанию чувств
6. Воля – это процесс сознательного действия в соответствии с поставленной целью ее достижения при преодолении трудностей различного порядка. Именно с помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Воля постоянно проявляется в повседневной жизни человека, но особенно ярко она проявляется в сложных и ответственных ситуациях.

Воля - это способности человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей на пути к цели.
Волевые качества личности: целеустремленность, решительность, дисциплинированность, самообладание, инициативность, смелость, храбрость, мужество, стойкость, энергичность и настойчивость, исполнительность, самостоятельность.
7. Основные пути воспитания у воина воли:

- Воспитание высших чувств, развитие идейных мотивов деятельности

- Формирование правильного представления о воинской деятельности

- Создания условий проявлении воли, накопления опыта волевых действий

- Личный пример командира

- Использование коллективного мнения, коллектива в формировании воли и волевых чувств

- Самовоспитание воли воина
8. Социально-психологическая адаптация – активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды.
9. Основные этапы адаптации молодых воинов:

- Начальный этап до 30 дней

- Основной этап в подразделении. Самый трудный этап, появляются служебные нагрузки 4-6 месяцев

- Последний этап с 7 по 12 месяц
10. Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) у военнослужащих понимаются такие состояния психической деятельности, которые характеризуются склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного (правильного) реагирования в условиях эмоционального напряжения.
11. Основные методы выявления военнослужащих с НПН:

- изучение документов молодых солдат;

- проведение индивидуальных бесед с каждым молодым воином. В беседах с молодыми солдатами рекомендуется учитывать:

- особенности семейного положения, с кем из родителей проживает, есть ли среди них инвалиды и пенсионеры, жилищные и материальные условия, наличие своей семьи и положение дел в ней;

- какие имеет вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания, токсикомания, малоподвижный образ жизни);

- имел ли отсрочки от призыва и по какой причине;

- имеет ли татуировки на коже тела, их тематика, в связи с чем произведены. Как оценивает их наличие у себя в настоящее время.
12. ЗКР проводит мероприятия по ВСПР для адаптации военнослужащих с НПН:

Социально-психологическая адаптация – активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды.
- первые 1 – 2 месяца солдат переживает состояние возбуждения, проявляет повышенный интерес к службе, стремится быть исполнительным, очень впечатлителен.

- период со 2-го по 4-ый месяц наиболее трудный в психологическом отношении: солдат врастает в коллектив, устанавливает новые контакты, сокращаются старые связи. Это период, когда он особо остро переживает отрыв от дома, может испытывать одиночество, неуверенность в себе, зависимость от других.

- обычно после четырех месяцев солдат твердо становится на ноги и в профессиональном, и в моральном, и в психологическом отношении.
13. Основные типы поведения воинов с НПН:

Несколько типов поведения молодых воинов:

- Военнослужащие с «неустойчивым» типом поведения;

- Военнослужащие с «конфликтно-возбудимым» типом поведения;

- Военнослужащие с «эгоцентрическим» типом поведения;

- Военнослужащие с «астеническнм» типом поведения;

- Военнослужащие с «мнительным» типом поведения (астено-невротическим).
14. Группа риска, куда попадают военнослужащие, заранее предрасположенные к этому: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, и т.п. Практика показывает, что в этот разряд людей, которые испытывают трудности в адаптации, могут попасть и совершенно здоровые люди, которые оказываются в депрессивном или тревожно состоянии (крайние проявления которых являются предвестниками нервно-психического срыва или психического расстройства) под воздействием неблагоприятных факторов, предельных и запретных физических и психических нагрузках, особенно в период адаптации, психического дискомфорта из-за неблагоприятного морально-психологического климата в подразделении.

15.
Тема №4

1. Воинский коллектив — это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.
2. Компоненты психологической структуры воинского коллектива:

- Композиция (количественно-качественный состав).

- Динамика групповой жизни (групповые социально-психологические процессы деятельности, общения и внутриколлективного поведения отдельных членов коллектива).

- Динамическая структура группы (коллектива):

а) структура функционально-ролевых взаимосвязей (деятельностное измерение):

— формально-статусный уровень организационно-штатных ролей;

— уровень реального взаимодействия;

б) структура коммуникаций (коммуникативное измерение);

в) структура эмоциональных межличностных предпочтений (социометрическое измерение): — внутригрупповые и межличностные роли.
3.
4. Основные этапы прохождение воинского коллектива при формировании:

Исходные предпосылки для формирования коллектива: люди, обладающие необходимыми данными для совместной жизни и деятельности; общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность. При наличии этих предпосылок развертывается межличностное и внутригрупповое общение — основной способ и механизм формирования коллектива и его психологии. Основными свойствами коллектива являются его способность к совместной, коллективной деятельности и способность обеспечивать нормальные социальные условия для жизни, развития, удовлетворения потребностей каждого своего члена. Важнейшим свойством коллектива является его тесная связь с другими коллективами.

В каждом подразделении имеются объективные предпосылки для создания прочного боевого коллектива: духовное единство воинов; коллективное оружие и коллективный характер деятельности, предполагающий необходимость общих четких действий при выполнении учебных и боевых задач; общие условия службы, боевой подготовки и воинского быта. На этой объективной основе и под влиянием целеустремленной работы командиров развертывается процесс организационного сплочения воинов, то есть процесс создания и становления коллектива.
5. Наиболее распространены классификации групп:

- по размеру - большие, малые, микрогруппы (диады, триады);

- по общественному статусу - формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

- по непосредственности взаимосвязей; - реальные (контактные) и условные;

- по уровню развития - низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы);

- по знатности - референтные и группы членства и т. д.
6.
7. Под отрицательным лидерством в первичных воинских коллективах понимается процесс доминирования, ведущего положения отдельных воинов и групп военнослужащих ущемляющих права военнослужащих, как правило, более раннего призыва, формирующих традиции, обычаи, нормы поведения негативной направленности.

Данный подход поэтапного изучения и предупреждения отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах подготовлен на основе изучения передового опыта борьбы с неуставными отношениями военнослужащих срочной службы и выводов проведенного исследования.
8. Коллективное мнение – массовое социально-психологическое явление, развивающего в процессе общения и взаимодействия людей, постоянного живого их обмена своими мыслями, взглядами.
9. Коллективное настроение – совместные переживания тех иных событий, фактов, а также исходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом.

Коллективное настроение – представляющие эмоционально-оценочные реакции, также своеобразно выражающие отношение большинство членов коллектива к окружающим, создают ту психологическую атмосферу, которая сказывается на восприятии военнослужащих событии.
10. Коллективные традиции – социально-психологические явления, возникающие в процессе общения взаимного отношения и взаимодействия людей и отличающиеся большой устойчивостью и повторяемостью.
11.
Тема № 5
1. Воинская дисциплина - есть строгое и точное соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, общевоинскими уставами, другими нормативными правовыми документами и приказами командиров.
2. Дисциплинированность воина - это социально-психологическая, нравственная черта его личности, неотъемлемая сторона общественной сущности. В ней в индивидуально-психологической форме закрепляется отношения личности к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития, к воинскому долгу.
3. Дисциплинированное поведение воина - результат высокого идейно-психологического и нравственного развития его личности в целом.
4. Неуставные взаимоотношения между военнослужащими - это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп с целью достижения определенных привилегий, казарменного комфорта за счет других служащих.
5. Формы проявления «неуставных взаимоотношений»:

- Перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы

- Нанесение побоев

- Словесное оскорбление

- Отбирание денег, продуктов питания.
Тема № 6
1. Психическая норма – понимается совокупность возможностей организма, позволяющих успешно выполнять ему военно-профессиональную деятельность.
2. Под нервно-психической неустойчивостью понимается – такие состояния психической деятельности индивида, которые характеризуются склонностью к срыву оптимального функционирования и адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения, вследствие слабости адаптационных и компенсаторных механизмов организма.

4 типа НПН:

- Инфантильные воины;

- Изоляционисты;

- Конфликтники;

- Больные.
3. Этапы по выявлению и профилактике лиц с признаками нервно-психической неустойчивости:

- 1 этап: Организация и проведение отбора кандидатов для призыва на воинскую службу в ДДО (УДО, ОДО) и на сборных пунктах;

- 2 этап: Выявление военнослужащих с НПН и психическими расстройствами в период службы непосредственно в воинской части (в том числе с использование анкеты «Прогноз 2», «НПН-А»;

- 3 этап: Динамическое медицинское и психологическое наблюдение за лицами с НПН и перенесшими психическое расстройство, профилактика негативных состоянии.
4. Фрустрация – это эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающемся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.
5. Психологическая реабилитация – восстановление психической деятельности человека после выполнения задач в экстремальных условиях деятельности в значительно измененном режиме, имеющих выраженный стрессовый характер или стрессовое жизненное событие.

Основные принципы психореабилитационной работы:

- Принцип своевременности;

- Принцип организации психореабилитации непосредственно в районе выполнения служебно-боевых задач;

- Принцип приближенности психореабилитационной работы к личности военнослужащего, конкретному подразделению;

- Принцип сохранения состава подразделения, боевых групп;

- Принцип сохранения всего уклада воинской деятельности;

- Принцип ориентации в работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных им задач и высокую оценку качества служебно-боевой деятельности;

- Принцип создания атмосферы заботы, психологической поддержки военнослужащих.
Тема № 7
1.
2. Воинский коллектив — это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества.

Основные стадии развития воинского коллектива:

- На первом этапе - социального единства - сплачивает категоричное требование командира-единоначальника, основанное на соблюдении положений уставов, норм морали и права. Командир как воспитатель начинает формирование воинского коллектива в неорганизованной группе военнослужащих, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения.

Командир на этом этапе развития коллектива решает следующие задачи:

• выявление актива среди личного состава подразделения – тех воинов, которые больше других принимают участие в общественно значимой деятельности, более увлеченно участвуют в обшей работе, кто всегда приходит на помощь другим, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться;

• сближение военнослужащих, оказание им помощи в изучении и познании друг друга за более короткий срок (выявление интересов, способностей, умений, характера и привычек);

• вовлечение военнослужащих в нужные общественные дела, которые оказались бы по силам всем подчиненным и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;

• определение индивидуальных поручений каждому воину для создания реальной возможности действовать в коллективе и т. д.
- На втором этапе – войскового товарищества – у воинского коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: к проведению требований командира среди военнослужащих подключается актив как орган самоуправления, возникают отношения ответственных зависимостей.

Командир на этом этапе опосредует педагогическое взаимодействие, ограничивая количество требований, направленных напрямую к каждому подчиненному. В коллективной деятельности он целенаправленно опирается на группу активно поддерживающих его военнослужащих.

Первичные воинские коллективы не должны существовать как серая масса исполнителей под руководством актива. Поэтому к коллективной деятельности важно привлекать всех военнослужащих, регулярно чередуя индивидуальные поручения с отчетом, анализом и оценкой результатов. Накоплению коллективного опыта способствуют временные активы, создающиеся для решения конкретных общественных поручений, служебных, учебно-боевых, спортивных, культурно-досуговых и других задач.

Важный этап в формировании актива воинского коллектива – изучение деловых и личных качеств всех членов коллектива и их положения в системе межличностных отношений. Это позволяет также правильно подобрать активистов.
- Третий этап – социальной и боевой зрелости – органичное продолжение двух предыдущих. Воинский коллектив сам начинает формулировать и предъявлять требования, основанные на нормах морали и права, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления.

Коллектив становится активным субъектом воспитания военнослужащих, раскрывая в полной мере свои воспитательные возможности по осуществлению «педагогики параллельного педагогического действия». Целенаправленное педагогическое влияние в этих условиях опосредуется.
3.
4.
5.
6. Основные условия воспитания воинского коллектива:

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Сплочение требует от командного состава знания, принятия и соблюдения в повседневной жизни воинских подразделений основных педагогических условий развития воинских коллективов:

• вовлечение всех военнослужащих в разнообразную и содержательную совместную деятельность;

• ее организация и стимулирование в целях сплочения и объединения военнослужащих в воинский коллектив;

• умелое предъявление требований к военнослужащим и воспитание актива воинского подразделения;

• организация системы перспектив в деятельности воинского коллектива;

• формирование здорового коллективного мнения;

• создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
7. В организации о воспитании воинского коллектива большую роль играю традиции. Традиции – социально-психологические явления, возникающие в процессе общения, взаимного отношения и взаимодействия людей и отличающиеся большой устойчивостью и повторяемостью.

Виды традиции:

- Революционные: боевые, трудовые, бытовые, спортивные;

- Общенародные: национальные, классовые, территориальные профессиональные, возрастные, внутриколлективные, смешанные;

- Идейно-политические: моральные, правовые, художественные, религиозные.
8. Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Сплочение требует от командного состава знания, принятия и соблюдения в повседневной жизни воинских подразделений основных педагогических условий развития воинских коллективов:

1) вовлечение всех в/сл в разнообразную и содержательную совместную деятельность

2) ее организация и стимулирование в целях сплочения и объединения в/сл в воинский коллектив

3) умелое предъявление требований к в/сл и воспитание актива воинского подразделения

4) организация системы перспектив в деятельности воинского коллектива

5) формирование здорового коллективного мнения

6) создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Тема №8
1. Психологическая война – воздействие на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик, а также групповых норм, массовых настроений и общественного сознания.

Психологическая война – психологическое воздействие на войска и население с целью их деморализации и склонения к прекращению сопротивлении.
2. Виды психологического воздействия: информационно-психогенное, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое, психотронное, психотропное.
3. Виды психологической подготовки: общая, специальная, целевая.
4. Психологические реакции: решительность и максимальная собранность; недостаточная моральная подготовленность; двигательные нарушения.
5. Защита войск от информационно-психологического воздействия – комплекс согласованных по задачам, месту времени мероприятий, проводимых в мирное и военное время по предотвращению, срыву, нейтрализации и устранению последствии негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих и гражданское население.
6. Основные направления реабилитации военнослужащих по восстановлению боеспособности: социальная, психологическая, медицинская реабилитация.
7. Основными направлениями психологической подготовки военнослужащих являются: - формирование у воинов научно обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом;

- повышение уровня психологической устойчивости и выносливости военнослужащих, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях;

- привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение и послушание, благонадежности и лояльности к политике государства;

- снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической и психологической выносливости военнослужащих;

- проблемность создаваемых учебно-боевых ситуации;

- психологическое противоборство моделирующие адекватность психических состояний и действий условием боя.
Тема № 9
1. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческо1 личности и условия ее обучения, образования, воспитания.
2. Военная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения о воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности.
3. Военно-педагогический процесс – организованная и целенаправленная учебно-воспитательная деятельность начальников и подчиненных, их обучение и воспитание, развитие и психологическая подготовка, взятых в единстве и взаимозависимости.
4. Военная дидактика – теория обучения военнослужащих. Военная дидактика – составная часть военной педагогики, изучающая процесс обучения воинов и воинских коллективов.

Дидактика – теория обучения и образования, отрасль педагогики, изучающая процесс обучения и его составляющие.

Функции военной дидактики:

1) образовательная - вооружение военнослужащего знаниями, навыками, умениями; формирование правильных представлений и понятий об окружающем мире, об изучаемых предметах и дисциплинах; выработка определенного мировоззрения; развитие логического мышления, самостоятельности в решении учебных задач и др.;

2) воспитательная - формирование профессионально важных качеств личности военнослужащего, здорового морально психологического состояния воинского коллектива;

3) развивающая - формирование у военнослужащих умения мыслить творчески при решении возникающих задач; совершенствование интеллектуальных и физических сил военнослужащих, их способностей;

4) психологическая - формирование у военнослужащих психологической устойчивости и готовности к успешным действиям в современном бою, к решению боевых, учебных и служебных задач.
5. Основные принципы обучения:

- Социальная обусловленность обучения;

- Научность обучения;

- Практическая направленность обучения, связь обучения с жизнью, с практикой строительства и развития ВС;

- Наглядность;

- Доступность и высокий уровень трудности;

- Сознательность активность и самостоятельность военнослужащих при руководящей роли педагога;

- Систематичность, последовательность и комплексность;

- Прочность усвоения;

- Коллективизм и индивидуальный подход, рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов;

- Гуманный, воспитывающий и развивающий характер.
6. Процесс воспитания военнослужащих – процесс целенаправленного систематического воздействия на сознание военнослужащих, воинские коллективы с целью формирование у них патриотических, морально-боевых и профессиональных качеств, привычек поведения в соответствии с предъявляемыми к военнослужащими современными требованиями.
7. Самовоспитание военнослужащих – непременное условие самосовершенствования человеческой личности. Самовоспитание – целеустремленная, активная деятельность воинов, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя отрицательных качеств.
8. Основные формы воспитания: индивидуальные, коллективные, служебно-плановые.
9. Методы педагогического воздействия: принуждение, убеждения, упражнения, поощрения, примера.
10. Процесс воспитания воинов включает формирование убеждений овладение знаниями, закрепление положительных привычек.
Тема №10

1.
2. Педагогический такт офицера – профессиональное качество офицера как руководителя, воспитателя, характеризующееся педагогически целесообразной манерой отношений с подчиненными.
3.
4.
5.
написать администратору сайта