Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели занятия: Общая цель

  • Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: Вопросы для самоподготовки

  • Вопросы для самоконтроля

  • Этапы проведения практического занятия

  • Заключительная часть занятия

  • Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

  • Тестовый контроль: Передняя доля гипофиза продуцирует гормоны

  • Гипофиз реагирует на секрецию …

  • Рецепторы гормонов находятся …

  • Функция каких желез в большей степени контролируется гипоталамо-гипофизарной системой

  • Удаление надпочечников вызывает …

  • Механизм действия пептидных гормонов связан

  • Механизм отрицательной обратной связи в системе нейрогуморальной регуляции, осуществляемой гипофизом, заключается в

  • Выделение гормонов мозгового вещества надпочечников контролируется

  • Учебно-методическое обеспечение Основная литература

  • Дополнительная литература

  • Материальное обеспечение

  • тема 9. Документ Microsoft Word. Тема. Гуморальная регуляция функций. Гипоталамогипофизарная система Мотивация изучения темы


    Скачать 64.5 Kb.
    НазваниеТема. Гуморальная регуляция функций. Гипоталамогипофизарная система Мотивация изучения темы
    Анкортема 9. Документ Microsoft Word.doc
    Дата20.09.2018
    Размер64.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлатема 9. Документ Microsoft Word.doc
    ТипДокументы
    #26556

    Подборка по базе: геополитика 1 тема.pptx, 5 тема.docx.

    Тема . Гуморальная регуляция функций. Гипоталамо-гипофизарная система

    Мотивация изучения темы: Гормональная регуляция обеспечивает поддержание на оптимальном уровне базовых функций организма, делает возможным физическое, умственное и половое развитие. Необходимый уровень гормонов поддерживается механизмом саморегуляции с участием гипоталамо-гипофизарной системы. Знание общих закономерностей гуморальной регуляции и эффектов действия гипоталамо-гипофизарной системы необходимы врачу любой специальности для оценки функционального состояния управляющих систем организма

    Цели занятия:

    Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности « лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32
    Конкретные цели и задачи.

    После изучения темы студент должен:

    «Знать» - особенности гуморальной регуляции, свойства и механизм действия гормонов, саморегуляторный принцип выделения гормонов, физиологические эффекты гормонов гипоталамо-гипофизарной системы

    «Уметь»- анализировать и оценивать эффекты действия гормонов гипоталамо-гипофизарной системы в эксперименте (программа «Виртуальная физиология») и при решении ситуационных задач

    «Владеть» - анатомо-физиологическим понятийным аппаратом
    Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

    1. Строение гипоталамо-гипофизарной системы (кафедра анатомии человека)

    2. Клеточный состав аденогипофиза (кафедра гистологии и эмбриологии)

    3. Химические свойства гормонов (кафедра химии)


    Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
    Вопросы для самоподготовки:
    1. Особенности гуморальной регуляции.

    2. Функциональное значение и свойства гормонов. Классификация гормонов.

    3. Механизм действия гормонов.

    4. Регуляция выделения гормонов.

    5. Гипоталамо-гипофизарная система. Рилизинг-факторы. Основные эндокринные оси.

    6. Гормоны гипофиза и эпифиза.

    7. Типы взаимодействия гормонов.

    Домашнее задание:

    1.Зарисовать схему саморегуляции выделения гормонов с участием гипоталамо-гипофизарной системы.

    2.Составить таблицу влияния гормонов гипоталамо-гипофизарной системы на функции организма по следующей схеме:

    Отделы гипоталамо-гипофизарной системы



    гормоны

    Место действия (органы -мишени)

    Физиологический эффект














    Вопросы для самоконтроля:

    1. Какие биологически-активные вещества относятся к гормонам?

    2. Какие гормоны относятся к группе стероидов?

    3. Каков механизм действия стероидных гормонов?

    4. К какой группе относятся гормоны аденогипофиза?

    5. Каков механизм действия гормонов белково-пептидной природы?

    6. Что является органом мишенью тиреотропного гормона?

    7. Как отразится на функции гипоталамо-гипофизарной системы введение гормона периферической железы?

    8. Какой эффект можно ожидать при введении АКТГ?

    9. Какие гормоны относятся к гонадотропным?

    10. Какой главный принцип регуляции выделения гормонов?

    Этапы проведения практического занятия

    п/п

    Название этапа

    Цель этапа

    Время

    1

    2

    3

    4

    Вводная часть занятия

    1

    Организация занятия

    Мобилизовать внимание студентов на данное занятие

    2 мин.

    2

    Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

    Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов

    3 мин

    Основная часть занятия

    80-90%

    3

    Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам

    Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний

    30 мин

    4

    Задания на СРС в учебное время

    Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе

    5 мин.

    5

    Управляемая СРС в учебное время

    Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия

    25 мин.

    6

    Оценка результатов СРС

    Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов

    5 мин.

    7

    Итоговый контроль

    Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля

    15 мин

    Заключительная часть занятия

    5-10%

    8

    Подведение итогов занятия

    Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия

    3 мин.

    9

    Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время

    Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер

    2 мин.


    Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время


    задание

    объект

    Программа действия

    Ориентировочные основы действия

    Выявление влияния тироксина, тиротропина и пропилтиоурацила на метаболизм

    Крыса (виртуальная физиология)

    Определяют уровень потребленного кислорода и коэффициент обмена веществ до и после введения тироксина, тиротропина, пропилтиоурацила у здоровой крысы, у крысы с удаленной щитовидной железой и у красы с удаленным гипофизом

    В выводе обосновать полученные результаты, акцентируя внимание на физиологических эффектах тиреотропного гормона гипофиза (тиротропина) и тироксина щитовидной железы














    Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

    Тестовый контроль:



    1. Передняя доля гипофиза продуцирует гормоны:

    1) соматотропный, гонадотропные, инсулин, меланоцитостимулирующий, тиреотропный;

    2) фолликулостимулирующий, тиреотропный, соматотропный, АКТГ, лютеинизирующий, пролактин;

    3) паратгоромон, тиреотропный, гонадотропный, соматотропный, адренокортикотропный.

    1. Гипофиз реагирует на секрецию …

    1) гипоталамуса;

    2) мозгового слоя надпочечников;

    3) поджелудочной железы.

    1. АДГ действует …

    1) на клетки дистальных канальцев;

    2) на эндотелий клубочков;

    3) на эндотелий собирательных трубочек.

    1. Рецепторы гормонов находятся …

    1) в гемоглобине крови;

    2) в транспортном белке крови;

    3) в клетках органов – мишеней.

    1. Усиленная выработка ТТГ гипофизом может привести:

    1) к брадикардии, гипотермии;

    2) к тахикардии, гипертермии.

    1. Функция каких желез в большей степени контролируется гипоталамо-гипофизарной системой?

    1) щитовидная железа, половые железы, кора надпочечников;

    2) паращитовидная железа, поджелудочная железа;

    3) половые железы; поджелудочная железа.

    1. Удаление надпочечников вызывает …

    1) снижение выведения натрия из организма, повышение выведения калия из организма;

    2) повышение выделения натрия из организма, снижение выведения калия из организма;

    1. Механизм действия пептидных гормонов связан:

    1) с непосредственным изменением деятельности органов;

    2) с внутриклеточным синтезом белков-ферментов;

    3) с активизацией аденилатциклазной системы.

    9. Механизм отрицательной обратной связи в системе нейрогуморальной регуляции, осуществляемой гипофизом, заключается в: 1) стимулирующем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу; 2) тормозящем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу; 3) стимулирующем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофиза; 4) тормозящем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофизом.

    10. Выделение гормонов мозгового вещества надпочечников контролируется:

    1) гипоталамо-гипофизарной системой; 2) симпатическим отделом вегетативной нервной системы; 3) содержанием в крови регулируемого параметра


    Ситуационные задачи

    1. Молодая женщина с избыточным весом с целью похудания стала принимать препараты тироксина. Будет ли наблюдаться похудание? Как скажется на функции щитовидной железы прием экзогенного тироксина? Объясните механизм.

    2. Нервную регуляцию можно сравнить с работой телеграфа, передающего сообщения по точному адресу. А с чем можно сравнить гормональную регуляцию?

    3.У женщины 23 – лет после тяжёлой психической травмы (гибель ребёнка) в течение 6 месяцев отсутствовала менструация. Беременность и органические поражения эндокринных органов исключены. Каков механизм этого явления?

    4.Как доказать, что гонадотропные гормоны гипофиза оказывают своё действие не непосредственно, а через половые гормоны?

    5. В эпифизе образуется гормон мелатонин, который тормозит действие гонадотропных гормонов. Свет угнетает синтез мелатонина. Можно ли на этом основании утверждать, что эпифиз принимает участие в регуляции годовых ритмов плодовитости млекопитающих?


    Учебно-методическое обеспечение

    Основная литература:

    1.Нормальная физиология: Учебник / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. – М.: МЕДпреес-информ, 2009. – 916 с., стр.262-298;

    2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: Учебник. В 2-х томах. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: РУДН, 2007. – 364 с.

    3. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –480 с

    Дополнительная литература:

    1. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2007.– 384 с.

    2. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселев. – М.: ГЭОТАР-Медицина. 2009 – 416 с.

    3.Атлас по нормальной физиологии под ред. Агаджаняна Н.А. – М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2007. – 496 с.


    Материальное обеспечение:

    Наглядные пособия: таблицы

    Технические средства обучения: ПК . Обучающая программа «Виртуальная физиология»; ТV, DVD –плейер.


    написать администратору сайта