Главная страница

тема 5Документ Microsoft Word. Тема Общие принципы управления функциями организма. Рефлекторная деятельность цнс мотивация изучения темы


Скачать 78 Kb.
НазваниеТема Общие принципы управления функциями организма. Рефлекторная деятельность цнс мотивация изучения темы
Анкортема 5Документ Microsoft Word.doc
Дата20.09.2018
Размер78 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлатема 5Документ Microsoft Word.doc
ТипДокументы
#26555

Подборка по базе: геополитика 1 тема.pptx, бланк кейс- заданий М2 тема №2 Ог дист.docx, 5 тема.docx, Социология управления.docx, Курсовая работа Грачевой Е. ОЛЖН(сердечная астма, отек легких). , План-конспект Тема 4.doc, План-конспект Тема 4.doc, Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения. Виды эп, Этика и культура управления.docx.

Тема 5. Общие принципы управления функциями организма. Рефлекторная деятельность ЦНС
Мотивация изучения темы: Нервная система является управляющим звеном организма человека. Знание физиологии ЦНС необходимо для понимания организма как сложной системы, состоящей из связанных между собой систем органов и тканей. ЦНС осуществляет эту связь. Поэтому изучение ЦНС очень важно для формирования логического мышления у будущего врача, так как помогает понять координацию деятельности всех органов и систем, которые обеспечивают приспособление организма к изменениям окружающей среды и формирование целенаправленного поведения.

Цели занятия:

Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности « лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - современные представления о системной организации функций организма и принципах их управления; основные положения рефлекторной теории, структуру рефлекса, классификацию рефлексов, особенности проведения возбуждения в звеньях рефлекторной дуги

«Уметь» - составить принципиальную схему функциональных систем организма и объяснить функциональную роль её компонентов; привести примеры основных способов и принципов управления; анализировать функциональные элементы различных рефлексов, оценивать влияние различных факторов на рефлекторную деятельность при решении ситуационных задач.

«Владеть» - методикой выявления сухожильных рефлексов спинного мозга
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

  1. Анатомические образования центральной и периферической нервной системы.(кафедра анатомии человека)

  2. Основные понятия кибернетики (кафедра физики, информатики и математики)

  3. Структурные компоненты рефлекторной дуги (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии и эмбриологии)


Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1.Системная организация функций организма. Функциональные системы. Управляющее звено.

2.Способы управления в живых системах.

3.Элементы управляющей системы, обеспечивающие переработку информации. Прямая и обратная связь.

4.Принципы управления функциями организма: по возмущению, по рассогласованию, по прогнозированию.

5 Значение ЦНС в процессах управления и связей в живом организме.

6.Нейронная теория. Механизм связи между нейронами: центральные синапсы, медиаторы.

7.Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.

Рефлекторная теория, её развитие. Принципы рефлекторной теории.

8.Структура рефлекса. Рефлекторная дуга, звенья и компоненты.

9. Рецептивное поле рефлекса. Время рефлекса.

10.Современное представление о структуре рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо. Виды обратной связи.

11. Классификация рефлексов.

Домашнее задание: (задания для СРС во внеучебное время)

1.Зарисовать принципиальную схему функциональных систем организма, обозначить её компоненты

2. Привести примеры принципов управления по возмущению, рассогласованию и с прогнозированием.

3. Зарисовать схему рефлекторной дуги, обозначить структурные компоненты.

4. Записать классификацию рефлексов
Вопросы для самоконтроля:

1. Что является системообразующим фактором функциональной системы организма?

2. Перечислите элементы функциональной системы, обеспечивающие движение и переработку информации.

3. Что обеспечивает положительная и отрицательная обратная связь в функциональных системах организма?

4. Что является управляющим звеном в функциональных системах организма?

5 По какому принципу осуществляется управление системой при изменении параметров окружающей среды?

6.Какой принцип управления включается при изменении параметров гомеостаза?

7.Какой принцип управления осуществляют условные рефлексы?

8.От чего зависит результат воздействия на возбудимую систему?

9.Какими свойствами обладают центральные синапсы?

10. С помощью каких медиаторов осуществляется передача возбуждения в ЦНС?

11.Чем представлено центральное звено рефлекса?

12. Что называют рецептивным полем рефлекса?

13. Какие рефлексы можно вызвать с рецепторов ротовой полости?

14. Дайте классификационную характеристику слюноотделительного рефлекса.

15. От чего зависит время рефлекса?
Этапы проведения практического занятия

п/п

Название этапа

Цель этапа

Время

1

2

3

4

Вводная часть занятия

1

Организация занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие

2 мин.

2

Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов

3 мин

Основная часть занятия

80-90%

3

Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний

30 мин

4

Задания на СРС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе

5 мин.

5

Управляемая СРС в учебное время

Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия

25 мин.

6

Оценка результатов СРС

Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов

5 мин.

7

Итоговый контроль

Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля

15 мин

Заключительная часть занятия

5-10%

8

Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия

3 мин.

9

Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер

2 мин.



Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время


Задание

Объект

Программа действия

Ориентировочные основы действия

1. Сухожильные рефлексы человека

человек



  1. 1Получить коленный рефлекс, нанося удар молоточком по сухожилию ниже коленной чашечки и наблюдая за разгибанием голени

2.Получить ахиллов рефлекс при ударе молоточком по ахиллову сухожилию, сопровождающимся подошвенным сгибанием стопы.

3.Получить локтевой рефлекс, нанося удар молоточком по сухожилию двуглавой мышцы плеча, наблюдать за сокращением двуглавой мышцы и сгибанием руки



Рефлекторная дуга коленного рефлекса замыкается на уровне 3 - 4 поясничного сегмента спинного мозга.

Рефлекторная дуга ахиллова рефлекса замыкается на уровне 1 - 2 крестцового сегмента спинного мозга.


Рефлекторная дуга локтевого рефлекса замыкается на уровне 5 - 6 шейного сегмента спинного мозга.


Зарисовать рефлекторную дугу полученных рефлексов



2. Составить таблицу других соматических спинномозговых рефлексов человека по следующей схеме:


Название рефлекса

Применяемые раздражители

Характер рефлекторной реакции

Локализация нейронов, участвующие в рефлексе.




3. Рецептивное поле рефлекса

Человек

Применяя адекватные раздражители, вызвать безусловные рефлексы со слизистой носа, ротовой полости, роговицы глаза.

Дать характеристику полученных рефлексов и составить следующую таблицу:

Убедиться, что каждый безусловный рефлекс можно вызвать с определенного рецептивного поля.










Рецептивное поле

Название рефлекса

Уровень замыкания в ЦНС

Классификационная характеристика.






Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

Вариант 1

1. Какой канал связи обеспечивает получение информации об изменениях гомеостаза? 1) канал прямой связи; 2) канал обратной связи.

2. Какие структуры в большей степени влияют на скорость проведения возбуждения в рефлекторной дуге? 1) нервные клетки; 2) нервные волокна; 3) клетки глии; 4) синапсы.

3. Чем характеризуется ВПСП? 1) местное возбуждение; 2) распространяющееся возбуждение; 3) подчиняется закону «всё или ничего»; 4) зависит от количества медиатора.

4. Какая информация передается по каналам прямой связи? 1) от ЦНС к исполнительным органам; 2) от результатов действия в управляющее звено; 3) от рецепторов к ЦНС.

5. Как влияет на результат отрицательная обратная связь? 1) снижает влияние управляющего звена на исполнительные органы; 2) усиливает влияние управляющего звена на исполнительные органы; 3) уводит системы от исходного состоянии; 4) приводит систему к исходному состоянию.

6. Дайте характеристику синапсам центральной нервной системы: 1) электрические синапсы; 2) двустороннее проведение возбуждения; 3) синаптическая задержка возбуждения; 4) одностороннее проведение возбуждения; 5) наличие медиатора в пресинапсе; 6) наличие хемовозбудимых ионных каналов в постсинапсе; 7) формирование ВПСП; 8) формирование ТПСП.

7. Возбуждающий постсинаптический потенциал развивается в результате открытия на постсинаптической мембране каналов для ионов: 1) калия; 2) натрия; 3) хлора.

8 Какая информация передается по каналам обратной связи? 1) от рецепторов к ЦНС; 2) от ЦНС к исполнительным органам; 3) от исполнительных органов к ЦНС.

9. Механизм отрицательной обратной связи в системе нейрогуморальной регуляции, осуществляемой гипофизом, заключается в: 1) стимулирующем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу; 2) тормозящем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу; 3) стимулирующем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофиза; 4) тормозящем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофизом.

10. Как изменяется время рефлекса при повышении возбудимости нервных центров? 1) укорачивается; 2) удлиняется; 3) не изменяется.

Вариант 2.

1. Записать последовательно участие структурных компонентов рефлекторной дуги в проведении возбуждения: 1) эффектор; 2) тело чувствительного нейрона; 3) дендрит чувствительного нейрона; 4) аксон чувствительного нейрона; 5) эфферентный нейрон; 6) эфферентное волокно; 7) рецептор; 8) вставочный нейрон.

2. Что является рецептивным полем безусловного рефлекса слюноотделения? 1) носовая полость; 2) ротовая полость; 3) орган зрения; 4) орган слуха.

3. Перечислить классификационные характеристики безусловного рефлекса слюноотделения: 1) спинальный; 2) бульбарный; 3) вегетативный; 4) соматический; 5) защитный; 6) пищевой; 7) секреторный; 8) двигательный.

4. В каком случае время рефлекса будет больше? 1) в моносинаптический вариант рефлекторной дуги; 2) полисинаптический вариант рефлекторной дуги.

5. Что является рецептивным полем безусловного кашлевого рефлекса? 1) воздухоносные пути; 2) глотка; 3) язык.

6. Возможно ли сохранение функций при повреждении жестких звеньев ЦНС? 1) да; 2) нет.

7. Возможно ли сохранение функции при повреждении гибких звеньев ЦНС? 1) да; 2) нет.

8. Сухожильные рефлексы спинного мозга …

1) моносинаптические ; 2) полисинаптические

9. Что является рецептивным полем безусловного рефлекса глотания? 1) воздухоносные пути; 2) глотка; 3) корень языка.

10 . Какие структуры рефлекторной дуги в большей степени влияют на время рефлекса? 1) рецепторы 2) нервные клетки 3) нервные волокна

4) синапсы
Ситуационные задачи:

  1. В эксперименте на животном вызывают два различных рефлекса. После этого животному вводят вещество, которое замедляет процесс освобождения медиатора. Время обоих рефлексов удлиняется, причем одного рефлекса значительно больше. чем другого. В чем причина этого различия?

  2. Постсинаптическую мембрану химического синапса раздражают деполяризующим током. Возникнет ли возбуждение на постсинаптической мембране?

  3. При ритмических раздражениях афферентного нерва ионы кальция, входящие в пресинапс при каждом возбуждении, не успевают выходить из него во время слишком коротких пауз между импульсами. К чему это приведет?

  4. Два студента решили экспериментально доказать, что тонус скелетных мышц поддерживается рефлекторно. Для этого двух спинальных лягушек подвесили на крючке. Нижние лапки у них были слегка поджаты, что свидетельствовало о наличии тонуса. Затем первый студент перерезал передние корешки спинного мозга, а второй - задние. После каждой из перерезок у обеих лягушек лапки повисли как плети. Какой из студентов правильно поставил опыт?

  5. Протекание какого рефлекса легче изменить при помощи каких-либо воздействий: миотатического (сухожильного) или сгибательного, вызванного раздражением кожи?

  6. В эксперименте у спинальной лягушки вызывали сгибательный рефлекс, погружая лапку в слабый раствор кислоты. Проявится ли данный рефлекс при удалении кожи лапки?

  7. В эксперименте на животном вызывают два различных рефлекса. После этого животному вводят вещество, которое замедляет процесс освобождения медиатора. Время обоих рефлексов удлиняется, причём одного рефлекса значительно больше, чем другого. В чём причина этого различия?


Учебно-материальное обеспечение:
Основная литература:

1.Нормальная физиология: Учебник / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. – М.: МЕДпреес-информ, 2009. – 916 с., стр.30-48;

2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: Учебник. В 2-х томах. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: РУДН, 2007. – 364 с.

3.   Нормальная физиология в трех томах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.Н. Яковлева. – М., «Медицина», 2006.

4. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –480 с
Дополнительная литература:

1. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. – 5 изд-е, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 308 с.

2. Нормальная физиология : учебник / К.В. Судаков и др. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2012

3. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселев. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009 – 416 с.

4.Атлас по нормальной физиологии под ред. Агаджаняна Н.А. – М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2007. – 496 с.

5.Камкин А.Г. Атлас по физиологии: в 2 т.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010
Материальное обеспечение:

Наглядные пособия: учебные таблицы

Оборудование: неврологические молоточки

Технические средства: TV, DVD-плейер; Учебный фильм «Нервная клетка»


написать администратору сайта