Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Промышленность
Философия
Геология
Социология
Химия
Политология

ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ. Тематическая рабочая тетрадь по орфографии 6 класс безударные гласные в корне слова


Скачать 0.94 Mb.
НазваниеТематическая рабочая тетрадь по орфографии 6 класс безударные гласные в корне слова
АнкорТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ.doc
Дата12.04.2017
Размер0.94 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ.doc
ТипДокументы
#321
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ
ТЕТРАДЬ ПО ОРФОГРАФИИ
6 КЛАСС


§ 2. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

Правописание гласных в корне слова


Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Поставить в сильную позицию:

Паруса – парус
1) проверка безударной гласной путём подбора формы того же слова:

толпа – толпы, босой – бос

2) проверка безударной гласной путём подбора родственных слов:

извинение – повинный, отвинтил – винт, омрачать – мрачный, освежиться – свеж

3) проверка безударной гласной путём подбора сложносокращённых слов:

хозяйство – колхоз, специалист - спецодежда

1) запомнить: корова

1) наличие ударения:

-гор- -гар-: загар, гореть

-зор- -зар-: зорька, заря

-клан- -клон-: поклон, кланяться, клонит

-твар- -твор-: творение, творчество, тварь

2) словарь: презумпция

2) наличие суффикса –А-:

-кас-А – кос-: коснуться, касаться

-лаг-А- -лож-: полагать, положить

-бир-А- -бер-: выбирать, выберу

-тир-А- -тер-. –дир-А- -дер-

-блист-А- -блест-.

3) по аналогии с другим языком: аромат –арома

3) последний согласный корня:

-раст-, -ращ- -рос-: расти, вырос, выращенный

Исключения: Ростов, росток, ростовщик, отрасль, на вырост

-скак- -скоч-: скакать, выскочить

4) по значению:

-равн- (одинаковый)- равняться

-ровн- (гладкий)- ровнять землю

-мак- (погружать в жидкость) – обмакнуть

-мок- (пропитываться)- промокнуть

Нерегулярные чередования:

-плав, кроме пловец. Пловчиха, пловунец


Подобрать проверочное слово

запомнить

Применять правило

Примеры для орфографической разминки:

Лесник (лес), река (реки), объединение (единый), развевается флаг (веять), развиваться физически (развитие), спешить в школу (спешка), спишите пример (спишем), разредить морковь (редко), разрядить снаряд (разряд), продрожать под дождем (дрожь), раздражать (дразнит), воображать много (образчик), прославлять героя (слава), благословлять на подвиг (слово), посидеть в сквере (сидя), задрожать от холода (дрожь).
Карточка – тренинг.

Закройте чистым листочком все строчки, кроме первой. Решите первую орфографическую задачу. Передвигая листочек на одну строку ниже, проверьте правильность выполнения задания. (и так далее)

 

пос_лить – пр_сить

 

посолить – соль

м_сты – д_жди

просить – просит

мосты – мост

гн_здо - стр_ла

дожди – дождь

гнездо – гнезда

д_ма – пч_ла

стрела – стрелы

дома – дом

м_лодой –д_рогой

пчела – пчелки

молодой – молод

гр_сти – ст_ять

дорогой – дорог

грести – греб

укр_пить – кр_ить

стоять – стой

укрепить – крепкий

сп_шить – см_шить

кроить – кройки

спешить – спешка

пл_довый – д_ждливый

смешить – смех

плодовый – плод

зв_риный –р_гатый

дождливый – дождь

звериный – зверь

гл_тать –г_стить

рогатый – рог

глотать – глотка

зат_пить –в_зить

гостить – гость

затопить – топить

б_гунья – заб_леть

ловить – ловит

бегунья – бег

сл_пой – пл_хой

заболеть – боль

слепой – слеп

г_лодный – в_селый

плохой – плох

голодный – голод

р_систый – в_дянистый

веселый – весел

росистый – росы

взгл_нуть – встр_чать

 водянистый – воды

взглянуть – взгляд

в_рить –т_нуть

встречать – встреча

варить – варит

выс_хнет – бр_дить

тянуть – тянет

высохнет – сохнет

п_хать – в_зать

бродить – бродит

пахать – пашет

подстр_гать – просл_влять

вязать – вяжет

подстригать – подстричь

прод_лжать – п_р_довой

прославлять – славить

продолжать – продолжить

ж_мчужины – к_вер

передовой- перед, передний

жемчужина – жемчуг

похв_лить –расс_рдить –

ковер – коврик

похвалить – хвалит

 

рассердить – сердиться

Карточка-тренинг. 1)     –лаг-//-лож- 2)     –каса-//кос- 3. 3)     –раст-(ращ)//-рас-

 

изл_жение - прил_гательное

 

-лож-

подр_стать –выр_шенный

аг-а

-раст-

к_саться –к_снется

ащ-

-кас-а-

прир_сли –р_стение

ос-

-рос-

предл_жить - предл_гать

аст-

-лож-

р_сток - к_сание

-лаг-а

-рост-(искл)

дол_жить - вр_сли

-кас -а

-лож-

р_стовщик - водор_сли

-рос-

-рост-(искл)  -

предл_жение - ср_слись

-рос-

ож-

произр_стать - прол_жить

ос-

аст-

к_сающийся - возр_ст

ож-

-кас-а

 

аст-


Карточка –тренинг. -бир-а//-бир-,  -дир-а//-дер-, -блист-а//-блест-, -тир-а//-тер-, 

-мир-а//-мер- -стил-а//-стел-


 

раст_рать – раст_реть

 

-тир-а

зап_рать – зап_реть

-тер-

-пир- а

бл_стеть – бл_стать

-пер-

-блест-

раст_реть - раст_рать

-блист-а 

-тер-

перест_лать –перест_лить

-тир-а 

-стил-а

бл_стать – бл_стеть 

-стел-

-блист-а

зат_реть – обд_рать

-блест-

-тер-

наб_ру - наст_лю

-дир-а

-бер-

подж_гать –уб_ру

-стел-

-жиг-а

зат_раю – бл_стающий

-бер-

-тир-а

соб_раться – расст_лить

-блист-а

-бир-а

ст_реть –оп_реться

-стел-

-тер-

 

-пер-

Упражнение № 1. Разнесите по графам данные ниже слова с безударными гласными в корне, подберите к каждому проверочное слово, поставьте ударение.

а

е

и

о

я






































































































































































Уронить, разливать, появление, повалился, умолкать, извините, чертёж, потрясение, новизна, различать, население, оглянулся, забастовка, строжайший, хотелось, растерзать, зависть, клевать, снаряжение, распластаться, впрягать, достижение, торговать, жилище, плеснуть, осаждать, помещение, лишение, снегирь, фильтровать, оскорбительный, предвещать, встречать, растолковать, зачерпнуть, борьба.

Упражнение № 2.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

       М_ряк, ст_лбы, пл_ды, к_ровка, п_чтальон, н_чевать, ст_ловая, к_нюшня, в_лчонок, б_льница, н_сильщик, д_ярка, с_леный, в_здушный, р_систый, в_дянистый, д_ждливый, н_рмальный, зв_риный, р_гатый, гл_тать, г_стить, зат_пить, насл_ждение, сл_пой, г_лодный, г_ревать, встр_чать, з_ркальный, од_нокий, присоед_нить.

Упражнение № 3. Внимательно прочитайте словосочетания. Какие проверочные слова надо подобрать в зависимости от разных значений корней? Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму. 

Пос_деть от старости, пос_деть на диване, пол_скать белье, пол_скать ребенка, отв_рить картошку, отв_рить дверь, прож_вать в городе, прож_вать конфету, разр_дить ружье, разр_дить морковь, сл_зать с березы, сл_зать пенку, зап_вать в хоре, зап_вать лекарство.

Посв_тить фонариком, посв_тить жизнь, ум_лять о прощении, знамёна разв_вались, в_днелось в отд_лении, нак_ли утюг, скр_пите брёвна верёвками, нак_ли брошку на платье, не ум_лять достоинство, скр _пят сапоги, изм_рительный прибор, ребёнок разв_вался быстро, позв_лять шалости, зал_зать рану, разр_дили чащу, пом_рить мальчишек, разв_вать память, ув_дать без влаги, ув_дать издали, пок_рать грешника, ук_рять за ложь, задр_жать от холода, раздр_жать поведением, затр_щали дрова, прож_вать в столице, пос_деть у речки, пос_деть от горя, ч_стота колебаний, ч_стота в доме.

  • Произведите синтаксический разбор выделенного словосочетания.

Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Упражнение № 4. Поставьте глаголы в 3-м лице настоящего или будущего времени (что делает? что сделает?) Запишите, обозначая орфограмму.

см_чить




бр_дить




к_пить




ст_нать




в_зить




пр_сить




ур_нить




л_вить




д_ржать




см_нить




отм_нить




т_рпеть




т_нуть




в_зать




похв_лить




переск_зать




ук_зать




в_рить




пок_тить




пов_лить




нак_зать




расс_рдить




запл_тить




рассм_ить




зат_пить




расс_дить




зав_дить




ист_пить




кол_тить




х_дить




Упражнение № 5. Поставьте глаголы в форме прошедшего времени мужского рода. Запишите, обозначая орфограмму.

зав_ду




нагр_бла




запр_гать




нам_ло




отн_сти




п_лзу




бр_ду




в_зу




гр_сти




обм_сти




п_сти




исп_кла




произв_сти




проп_дать




тр_сти




зацв_сти




произн_сти




изобр_сти




Упражнение № 6. Поставьте имена прилагательные в краткой форме. Запишите, обозначая орфограмму.

б_сой




сч_стливый




к_сой




с_дой




в_сёлый




св_той




б_льной




з_лёный




м_лодой




д_рогой




д_шёвый




г_лодный




хр_мой




пр_стой




х_лодный




к_роткий




пр_мой




сл_пой




Упражнение №7. Вставьте пропущенные буквы. Распределите в колонки номера слов с соответствующими безударными гласными в корне слова.

о

а

е

и

я














































1) од _ вать 2) заш _ гать 3) нар _ диться 4) посв _ тить (фарами) 5) под _ рить 6) скр _ пить (печатью) 7) разв _ тая (экономика) 8) объед _ ниться 9) см _ шной 10) пом _ стился 11) принадл _ жать 12) пл _ тить 13) расщ _ пить 14) пр _ ктический 15) разл _ мать 16) оп _саться 17) неисс _ каемый 18) осл _ бел 19) оп _ здать 20) н _ зина 21) ощ _ пать 22) согл _ совать 23) л _ пить (пластилином) 24) об _ жал (полполя) 25) расп _вать (чай) 26) зач_стили (дожди) 27) отв_рил (калитку) 28) осл_пил (луч) 30) буря не ут_хала 31) ж_вал (хлеб) 32) прож_ть (жизнь) 33) (деревья) скр_пели 34) сотр_сали (удары грома) 35) затр_щал (мотор) 36) оц_нить (по достоинству).

В древности в русском языке были слова только с полногласными сочетаниями –оро-, -оло-, -еле-, -ере-. Слова с неполногласными сочетаниями –ра-, -ла-, -ле-, -ре- заимствованы из старославянского языка.

Старославянские слова

Исконно русские

град

город

страна

сторона

млеко

молоко

здравие

здоровье

Упражнение № 8. Найдите пару, обозначьте корень, подчеркните полногласные и неполногласные сочетания. В центральной колонке укажите соответствие левой и правой колонки (укажите номера слов)

1 огородить




2 драгоценность

3 сторожить




4 возбранять

5 короткий




6 ограда

7 молодёжь




8 прибрежный

9 холодность




10 хладнокровный

11 дорожить




12 здравствуйте

13 здоровье




14 млечный

15 оборонять




16 гласность

17 волоку




18 древесина

19 голосить




20 стража

21 берег




22 храм

23 дерево




24 краткость

25 молоко




26 увлеку

27 хоромы




28 сократить

29 короткий




30 младший


Упражнение №12. Тренировочный тест по теме «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

В каком слове на месте пропуска пишется О?

1) б_наны 2) тр_туар

3) ф_рфор 4) к_рниз







В каком слове на месте пропуска пишется Е?

1) ск_лет 2) хр_зантема 3) в_негрет 4) б_нокль





2

В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) б_гаж 2) б_т_льон 3) н_тариус 4) акв_рель




1

В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1) ав_нтюра 2) к_чан 3) иде_логия 4) к_рнишон




3

В каком ряду правописание гласных во всех словах нельзя проверить ударением?

1) посолил, мандарины, хворост 2) затрепетала, вытянул, барабанщик 3) костёр, гористый, пробежал 4) серенада, треугольник, палисадник




1










4

Упражнение № 13. Запишите только нужную букву

В_лейбол

 

Трен_ровать

 

Аттр_кцион

 

Ол_мпиада

 

С_р_фан

 

М_ршрут

 

С_р_нада

 

Хр_зантема

 

П_вильон

 

Сп_ртакиада

 

Вин_грет

 

Ф_р_фор

 

Упражнение № 14. Правописание чередующихся гласных а//о в корнях - кас -//- кос -.Заполните таблицу данными ниже словами. 

Проверяемые безударные гласные

Непроверяемые безударные гласные

Чередующиеся гласные

 


 


 

  К_сающийся, к_сить, к_сание, к_са, к_стёр, к_стюм, к_снусь, к_сматый, к_стяной, к_стрюля.

Упражнение № 17. Прочитайте выразительно текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

   Сад был заброшен. Я нан _ л работников и на з_ре пр _ шли заг_ релые люди с т _ п _ рами и л _ патами. Больше всего разр _ слись и глушили другие д _рев _я т _поль и ч _ рёмуха. П_ лянка за прудом зар _ сла отростками т _ поля. Я в _ лел их рубить. Когда т _ пор к _ сался м _ л _ дых т _п _ льков, мне ст _ новилось жалко их. Один т _ п _ лек всеми силами д_ ржался – (не) хотел ум _ рать. Я пол _ гал что р _ стки вытягивают сок из старо_о топ_ля, а вышло другое. Старый топ _ ль давно ум _ рал знал это и п _ р _д _ вал свою ж_знь в отростки. Потому они так скоро разр _ стались. Это были дети старо _о топ _ля.

  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта