Главная страница
Навигация по странице:

ДКРЭ ЛЕКЦИИ. Тезисы лекций по дисциплине денежнокредитное регулирование тема основы денежнокредитного регулирования экономики Введение в курс Денежнокредитное регулирование экономики



Скачать 310.5 Kb.
Название Тезисы лекций по дисциплине денежнокредитное регулирование тема основы денежнокредитного регулирования экономики Введение в курс Денежнокредитное регулирование экономики
Анкор ДКРЭ ЛЕКЦИИ.doc
Дата 30.04.2017
Размер 310.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ДКРЭ ЛЕКЦИИ.doc
Тип Тезисы
#5299
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

5 - ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»
ТЕМА 1.Основы денежно-кредитного регулирования экономики

Введение в курс «Денежно-кредитное регулирование экономики»

  1. Денежный оборот и его структура

  2. Основные потоки денег в экономике

  3. Инфляция как социально-экономический процесс: понятие, причины, формы проявления

Антиинфляционная политика государства

  1. Банковская и денежная система РК как институциональные основы денежно-кредитного регулирования экономики


Литература:

1.Закон «О Национальном банке РК» от 30.03.1995 г. с изменениям и дополнениями

2.Закон РК «О банках и банковской деятельности» от 31.08.1995 г. с изменениям и дополнениями

3. Деньги, кредит, банки// под ред. Сейткасымова Г.С.-А.,1996 г.

4. Денежно-кредитное регулирование. Банки и рынок ценных бумаг //под Мажитова Д.М.-А.,1993

5. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.-М.,1999

Предметом курса “Денежно-кредитное регулирование” является действующая в Республике Казахстан система и практика денежно-кредитного регулирования экономики, а также перспективы ее дальнейшего развития в условиях рыночной экономики.

Курс «Денежно-кредитное регулирование» базируется на знании студентами основ макроэкономической теории и специального курса «Деньги, кредит, банка».

Основными задачами курса «Денежно-кредитное регулирование» являются:

- освоение студентами принципов, методов и инструментов денежно-кредитного регулирования экономики;

- приобретение студентами практических навыков в решении вопросов, связанных с денежно-кредитным регулированием.
1.Объективной основой государственного регулирования экономики является денежно-кредитное регулирование, проводником которого является Национальный банк РК. Центральной проблемой денежно-кредитного регулирования экономики является определение количества денег, необходимых в обращении.

Основными направлениями регулирования денежно-кредитной системы являются:

  1. государственный контроль над банковской системы. Цель-укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, способности своевременно удовлетворять требования;

  2. управление государственным долгом (покупка, продажа государственных ценных бумаг, изменение цен облигаций, условий их продажи; повышение их привлекательности для частных инвесторов;

  3. регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

Основными объектами денежно-кредитного регулирования является денежная масса, денежный оборот.

В доперестроечный период было четкое разграничение между понятиями денежное обращение и денежный оборот. Денежное обращение включало только движение наличных денег. Денежный оборот включал и денежное обращение и безналичный оборот. В условиях рыночных отношений стерлись границы между понятиями денежное обращение и денежный оборот.

Таким образом, денежный оборот-это движение денег в наличной и безналичной формах. Денежное обращение – это движение наличных денег в процессе обращения товаров, оказания услуг и при осуществлении платежей.

Базой для денежного обращения является обращение товаров. Превращение товарной стоимости в денежную и последующее использование денег для приобретения новых товаров, создает возможность постоянного движения.

Схема товарно-денежного обращения: Т1-Д-Т2-Д-…

Однако денежное обращение имеет некоторые особенности и не является простым повторением товарного обращения. Все произведенные товары по реализации покидают сферу обращения и потребляются, деньги же не покидают сферу обращения. Объем совокупного денежного оборота значительно превышает сумму цен товаров, т.к. функционирование денег не ограничивается только рамками купли-продажи товаров, деньги используются для выдачи заработной платы, пенсий, оплаты процентов за кредит и т.д. Находясь в обращении деньги выполняют то функцию средства обращения, то средства платежа.

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:

-во-первых, отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, если нет такой отлаженности замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатеж;

-во-вторых, способность обеспечить сбалансированность спроса предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров. В решении этой задачи исключительное значение имеет правильное определение количества денег в обращении;

-в-третьих, характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию.

Избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным извлечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию, приводит к инфляции. Недостаток денег не только порождает натурализацию товарного обмена (бартер, взаиморасчеты), нарушает ценовые пропорции, но и подрывает действенность налоговой системы.

Виды денежного оборота:

1. В зависимости от формы функционирования в обращении денег различают:

- налично-денежное обращение- это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Налично-денежный оборот осуществляется посредством банкнот и монет.

- безналичный оборот-движение стоимости без участия наличных денег, перечисление денежных средств о счетам в банках. Безналичный оборот осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек.

2. По характеру отношений, обслуживаемых деньгами:

- оборот по финансовым операциям – платежи в бюджет, внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

- оборот по товарным операциям - безналичные расчеты за товары и услуги;

3. В зависимости от субъектов денежного обращения:

-межбанковский;

-банковский (между банками и его клиентами);

-оборот между юридическими лицами;

-оборот между юридическими и физическими лицами;

-оборот между физическими лицами.

Базовыми категориями денежного обращения являются денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика.
2. Для характеристики роли денег в экономике следует рассмотреть денежные потоки, существующие в экономике.

1-ая модель: простое воспроизводство- кругооборот товаров и денег;

2-ая модель:- расширенное воспроизводство – появление сбережений, которые инвестируются в производство-аккумулирование свободных денежных средств финансово-кредитными учреждениями и выдача кредитов населению, выпуск ценных бумаг;

3-я модель: - экономика с государственным сектором - уплата налогов юридическими и физическими лицами; бюджетные ассигнования населению (з/п,пенсии и т.д.)

4-я модель- открытая экономическая система – приток капитала в страну за счет экспорта товаров и услуги отток капитала за счет импорта.

3. Одним из основных направлений денежно-кредитного регулирования является антиинфляционная политика государства.

Инфляция- это обесценение денег, проявляющееся в общем неравномерном росте цен на товары и услуги.

При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег. Обесценение денег вызывается следующими факторами:

  1. внутренние факторы

- избыточный выпуск денег;

-потеря доверия к правительству;

-применения определенных налоговых форм и методов;

-объемы финансирования через государственный бюджет мероприятий проинфляционного характера;

-способы покрытия дефицита бюджета;

-спад производства;

-размеры государственной задолженности;

-кредитная экспансия-расширение банковского кредитования сверх потребностей экономики;

-инфляционные ожидания

2. внешние факторы

-неблагоприятный платежный баланс;

-рост цен на импортируемую и экспортируемую продукцию;

-обмен банками иностранной валюты на национальную;

-структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический) и т.д.

Существует два варианта действий государства при инфляции:

1) проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов, заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;

2) проведение комплексов антиинфляционных мер по снижению или подавлению инфляции.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1.Уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично денежной эмиссии Центральным банком

2. Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.

3. Увеличение резервных требований Центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.

4. Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета.

Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи:

-во-первых, повысить уровень доходов государственного бюджета для достижения его сбалансирования и устранения дефицит;

-во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики — в сфере производства и обмена.

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.

Поэтому при инфляции предпочтительнее простая и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества.

В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям.

4. Банковская система – это совокупность банков всех уровней, действующих

в соответствии с законодательством РК.

Банковская система РК - двухуровневая: Национальный банк и банки второго уровня (коммерческие банки).

Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарно-денеж­ных отношений исторически шло параллельно и тесно переплета­лось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управ­ления. Через них происходит удовлетворение экономических инте­ресов участников воспроизводственного процесса. При этом банки как финансовые посредники привлекают капиталы хозсубъектов, сбережения населения и другие свободные денежные средства, вы­свобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выда­ют их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономи­ки, тем самым непосредственно влияя неэффективность производ­ства и обращение общественного продукта.

Банки являются главными финансовыми посредниками в ры­ночной экономике. В процессе своей деятельности они создают но­вые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новые требова­ния к заемщику.

Организация банковской системы может носить одноуровневый и двухуровневый характер.

Одноуровневая банковская система может включать:

1)систему кредитных учреждений при отсутствии Центрального банка. Такой вариант соответствует ранним этапам развития банковского дела. Необходимость в Центральном банке - как органе регулирования деятельности коммерческих банков–появилась значительно позже.

2) есть только Центральный банк. Подобная ситуация наблюдалась в течении 60-ти лет, когда в СССР существовал только Госбанк и его разветвленная филиальная сеть.

Двухуровневая (современная) банковская система включает: эмиссионный (центральный) банк и неэмиссионные (коммерческие) банки.

В денежно-кредитном регулировании экономики особое место принадлежит центральному банку, который проводит денежно-кредитную политику с целью обеспечения стабильности национальной денежной системы, тем самым воздействуя на деятельность коммерческих банков.

Коммерческие банки в свою очередь выполняют важнейшие функции в области денежного обращения:

- мобилизация денежных ресурсов и превращение их в капитал;

-предоставление кредитов;

- посредничество в платежах (расчетно-кассовые операции);

-создание кредитных инструментов обращения (кредитных карточек, чеков).

Таким образом банки:

- это исходное звено денежного рынка;

-банк-институт универсального характера, осуществляющий всю совокупность банковских операций в отличии от парабанковской системы;

-банки в отличии от иных кредитных учреждений, могут снабжать денежный оборот платежными средствами и регулировать денежную массу (через депозитные и кредитные операции).

Следующим основным звеном денежно-кредитного регулирования экономики является денежная система.

Денежная система - регулируемая общегосударственными законами организация денежного обращения. В РК законодательными актами, регламентирующими денежную систему являются Закон РК «О денежной системе Республики Казахстан» от 13.12.1993 г., Закон «О Национальном банке РК» от 30.03.1995 г.

Денежная система включает следующие элементы:

- наименование денежной единицы. Денежной единицей Республики Казахстан является 1 тенге, состоящий из 100 тиын;

-виды денежных знаков. Денежные знаки Республики Казахстан состоят из банкнот и монет, которые обязательны к приему по их нарицательной стоимости во все виды платежей. Они являются безусловными обязательствами Национального банка и обеспечиваются всеми его активами.

-порядок эмиссии. Выпуск наличных денег, организация их размещения и изъятия из обращения осуществляются исключительно Национальным банком в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалент;

-виды денег, являющихся законным платежным средством: бумажные, металлические монеты и кредитные деньги;

-валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны;

-эмиссионная система - Национальный Банк

7. Институты денежной системы, регулирующие денежное обращение- Национальный Банк, Министерство Финансов.

В последние десятилетия в мировой экономике прослеживаются следующие тенденции в развитии современной денежной системы:

1. Из денежного оборота в качестве платежного средства полностью вытеснено золото (золотые деньги). Иными словами, завершился процесс демонетизации золота. В настоящее время ни в одной стране мира нет в обращении золота в качестве платежного средства.

2. Из денежного оборота вытесняются бумажные деньги. Все большую роль в денежном обороте многих стран начинают играть так называемые квазиденьги: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др. В этой связи в структуре денежной массы стали выделять так называемые денежные агрегаты.

3. С дальнейшим усилением интернационализации хозяйственной жизни, развитием компьютеризации национальные деньги все более вытесняются из денежного оборота коллективными валютами ( н-р, евро).

4. В денежном обороте все большая роль отводится электронным деньгам. Электронные деньги, их распространение в мире имеют большие преимущества. Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых, введение электронных денег способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги). В-третьих, распространение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д.

ТЕМА 2. Центральный банк государства и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики


  1. Статус и формы организации центральных банков. Взаимосвязь между независимостью Центрального банка от органов государственной власти и темпами инфляции.

  2. Функции центральных банков государств. Роль Национального банка РК в денежно-кредитном регулировании экономики.

  3. Денежно-кредитная эмиссия. Характеристика эмиссии банкнот: форма
    осуществления и порядок обеспечения.



Литература:

1.Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями);

2. Долан Э. Дж.,Кэмпбелл Колин Д., Кэмпбелл Розмари ДЖ. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика”, Пер. с англ. Л. 1996 г.

3. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.- М., 1999г.

4. “Деньги, кредит, банки”. Учебник под ред. проф. Г. Сейткасимова; Алматы, КазГАУ; “Экономика”,1999 г.- 432с.и др.
1. Важнейшим звеном банковской системы является Центральный банк. Первый Центральный банк появился в Швеции в 1668 г. для регулирования денежно-кредитной системы. Первоначально под Центральными банками подразумевались самые крупные коммерческие банки. Но затем такие банки отказались от осуществления ряда рисковых операций (например, кредитование, операции с ценными бумагами) и в то же время монополизировали эмиссионную функцию. Позднее, в целях предотвращения излишнего выпуска денег и более жесткого контроля за денежной массой, был определен и национализирован лишь один Центральный банк страны.

В мировой практике встречаются разные правовые формы организации центральных банков:

-унитарный банк с 100 % участием государства;

-акционерное общество;

-объединение ассоциативного типа;

-системы независимых банков в совокупности выполняющих функции центрального банка.

В США в имуществе центрального банка государство не участвует, их капитал состоит из паевых взносов коммерческих банков, вступающих в члены Федеральной резервной системы.

Национальный банк РК является унитарным органом, государство единственный владелец уставного фонда.

Для реализации своих целей Центральный банк должен быть независимым. Прежде всего от правительства. Это необходимое условие эффективной деятельности Центрального банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. Так как цели Центрального банка (стабильность в денежно-кредитной сфере) нередко вступают в противоречие с краткосрочными политическими целями правительства. Это важно для ограничения возможности правительства использовать ресурсы Центрального банка для покрытия дефицита бюджета (с ростом расходов государства растет денежная масса, что приводит к инфляции). Несмотря на это, независимость Центрального банка имеет относительный характер. Так, экономическая политика государства осуществляется в согласовании с денежно-кредитной политикой Центрального банка, а Центральный банк придерживается макроэкономического курса правительства.
Критерии независимости Центрального банка:

1. Участие государства в капитале Центрального банка. Например, капитал Федеральной Резервной системы США принадлежит федеральным резервным банкам, а Немецкого Федерального банка — государству, но поскольку его называют самым независимым, то данный показатель не единственный показатель независимости, а лишь один из критериев.

2. Назначение руководства Центрального банка (либо правительством- Россия, ФРГ, США, Япония; либо Советом Управляющих Центрального банка - Италия).

3. Право государство на вмешательство в денежно-кредитную политику (например, во Франции право на осуществление денежно-кредитной политики передано законом правительству, а Центральный банк лишь консультант и исполнитель решений правительства: в ФРГ — правительство не имеет право на подобное вмешательство).

4. Ограничение кредитования правительства (в Швейцарии нет абсолютно никаких ограничений, что свидетельствует о большой зависимости Центрального банка от государства).
2. Сущность Центрального банка проявляется в его функциях:

1) эмиссионный центр страны

- выпуск денег в обращение;

-управление золотовалютными резервами

2) банк правительства

-исполнение госбюджета (принимает платежи по налогам);

-управление госдолгом (выпуск госзаймов, прямое кредитование)

3) банк банков

-надзор за коммерческими банками;

-кредитование коммерческих банков;

- хранение средств коммерческих банков на счетах Центрального банка;

-проведение безналичных расчетов между коммерческими банками

4) Международная функция: Центральный банк представляет интересы государства в международных денежно-кредитных отношениях. Так, например, Центральный банк:

-возглавляет отдельные валютные зоны ( тенговую зону – Национальный банк РК; рублевую зону - ЦБ РФ; долларовую зоны - ФРС США);

-распоряжается золото-валютными запасами страны;

-проводит валютную политику;

-является представителем государства в международных кредитных

организациях.

5) Денежно-кредитное регулирование проводится посредством регулирования :

-нормы обязательных резервов (повышая ее Центральный банк, сокращает кредитоспособность коммерческих банков)

-процентной ставки (повышая % по кредитам, Центральный банк «удорожает» их, что делает их невыгодными для коммерческих банков, снижает кредитоспособность)

-операций на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг на рынке. Если Центральный банк продает их, то он «поглащает» денежный капитал, снижая кредитоспособность коммерческих банков).

Согласно Закону РК «О Национальном банке Республики» от 30.03.1995 №2155 Национальный Банк Казахстана проводит государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

-официальной ставки рефинансирования;

-уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

-нормативов минимальных резервных требований;

-в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

1) предоставление займов;

2) прием депозитов;

3) валютные интервенции;

4) выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;

5) покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

6) переучет коммерческих векселей;

7) другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана.

3. Национальный банк является единственным эмитентом банкнот и монет на территории Республики Казахстан, эмитирует ценные бумаги. Банкноты и монеты Национального Банка Казахстана являются безусловными обязательствами Национального Банка Казахстана и обеспечиваются всеми его активами.

Эмиссия — выпуск государством собственных денежных знаков в виде бумажных банкнот, казначейских билетов и монет.

Цели выпуска денег:

1) Периодическое обновление изношенных денег. Это не следует считать эмиссией, так как суммарная масса денег в обращении остается неизменной.

2) Выпуск, обусловленный недостатком количества денег в обращении и необходимостью перехода к более крупным денежным знакам - в случае, когда находящаяся в обращении денежная масса не в состоянии обслужить товарооборот в связи, например, с ростом цен, увеличением количества товаров, снижением скорости обращения денег, выпадением части денег из денежного оборота.

3) Эмиссия как способ получения недостающих денег с целью возврата внутреннего государственного долга, покрытия бюджетного дефицита, осуществления социальных выплат, финансирования государственных программ сверх имеющихся средств.

4) Полная или частичная замена денежных знаков в связи с проведением денежных реформ или вследствие деноминации, заключающейся в укреплении денежной единицы при одновременном изменении нарицательной стоимости денежных знаков.

Виды денежной эмиссии:

Налично-денежная - выпуск бумажных денег и чеканка монет.

Депозитная — предполагает открытие дополнительных источников безналичных денег в форме ссуд или др. Размер депозитной эмиссии определяется кредитными планами.

Реально на процесс налично-денежной эмиссии влияют Центральный банк, казначейство, правительство в лице его высших исполнительных и законодательных органов. Выпуск в обращение денежных средств характеризует денежно-кредитную политику государства. При наличии инфляции дополнительный выпуск объективно обусловлен ростом цен. Если масштабы эмиссии превышают потребности экономики в денежных средствах для обращения, происходит "перегрев" экономики и возбуждается инфляция, но одновременно он может стимулировать повышение экономической активности.

В случае недостаточной эмиссии наблюдается "охлаждение" экономики, нехватка денежных средств, снижение деловой активности.

Предложение денег осуществляется Центральным банком - через эмиссию денег, регулирование ставки процента по кредитам, операций по купле-продаже ценных бумаг.

В соответствии с теорией банковского мультипликатора, прирост денег, вызванный увеличением денежной базы на одну единицу денег, может быть представлен в виде формулы 1/r , где r-уровень минимальных резервных требований. В международной практике разработана методика регулирования денежного предложения на основе минимальных резервных требований, принцип которой заключается в эффекте мультипликационного расширения вкладов. Суть состоит в том, что манипулируя уровнем минимальных резервных требований, можно добиться «сжатия» денежной массы в том случае, когда норма минимального резервирования возрастает.

Центральный банк управляя, механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций – функцию денежно-кредитного регулирования.


  1   2   3   4   5
написать администратору сайта