Главная страница
Навигация по странице:

лекции введ в ППС продолжение. Требования к личности педагога. Понятие профессиональнопедагогической направленности личности



Скачать 486.5 Kb.
Название Требования к личности педагога. Понятие профессиональнопедагогической направленности личности
Анкор лекции введ в ППС продолжение.doc
Дата 20.12.2017
Размер 486.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла лекции введ в ППС продолжение.doc
Тип Документы
#13298
страница 1 из 4
  1   2   3   4


ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
ПРОБЛЕМЫ (ТРУДНОСТИ) УЧИТЕЛЯ, ШКОЛЫ,
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Задачи

  1. Охарактеризовать требования к личности педагога.

  2. Дать представление о ППН личности будущего учителя, компонентах ППН, ее значении для профессионального образования и для будущей деятельности специалиста.

  3. Рассмотреть типичные (характерные) трудности учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества как один из компонентов ППН.
Оборудование

Схема «Компоненты ППН личности учителя», карточки.
Словарь

ППН –

профессионально-педагогическая направленность.

Доминирующий –

господствующий, преобладающий, основной.

Проблема –

(от греч. problema – задача) – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Парадигма –

(от греч. paradeigma – пример, образец) – 1. Строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2. Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Приоритетный –

прил. к приоритет (нем. Priоritat) – 1. Первенство по времени в научном открытии, изобретении, исследовании; 2. Преобладающее, первенствующее значение чего-либо.

Призвание –

склонность, способность к какому-либо делу, занятию.

Дефицит (от лат. deficit – недостает) педагогических кадров –

недостаток педагогических кадров.

Структура –

(от лат. structura – строение, расположение, порядок) – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

Субъект (от лат. subjectum) обучения –

1. Индивид (или социальная группа) как носитель предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект; 2. Лицо (или группа лиц), выступающее активным деятелем в процессе обучения.

Объект (от лат. objectum) обучения 

– 1. Явление, предмет, лицо, на которые направлены деятельность, внимание в процессе обучения; 2. То, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.
Литература

  1. Декларация прав ребенка // Начальная школа.– 1995.– № 20.

  2. Спасем духовное и физическое здоровье детей // Педагогический вестник.– 1995.– № 7.

  3. Богуславский, М. Сиреневый туман российского образования / М. Богуславский // Педагогический вестник.– 1995.– № 11.

  4. Портнов, М. Пора разобраться / М. Портнов // Педагогический вестник.– 1995.– № 11.

  5. Портнов, М. Долой перегрузки / М. Портнов // Педагогический вестник.– 1995.– № 10.

  6. Конвенция о правах ребенка // Педагогический вестник.– 1995.– № 10.

  7. Успешное обучение // Педагогический вестник.– 1996.– № 1–2.

  8. Рувинский, Л. Только очень совестливые, мудрые и добрые педагоги / Л. Рувинский // Педагогический вестник.– 1996.– № 3–4.

  9. Базарный, Б. Проблема / Б. Базарный // Педагогический вестник.– 1996.– № 3–4.

  10. Учитель в меняющемся мире // Учительская газета.– 1996.–
    № 41.– С. 6–7.

  11. Основа национальной безопасности. Парламент России обсуждает проблемы образования // Народное образование.– 1997.– № 7.– С. 4–15.

  12. Кениг, Ю.В. Проблема активизации деятельности студентов в процессе обучения на современном этапе / Ю.В. Кениг // Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в педагогическом вузе: Сб. ст.– Сургут, 1996.– С. 31–33.

  13. Белозерцев, Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа / Е.П. Белозерцев.– М., 1994.– С. 3–13.

  14. Университетское педагогическое образование: проблемы и перспективы развития // Изд-во Мордовск. ун-та, 1995.– Гл. 1.– [§ 5].– С. 27–32.

  15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– Ростов н/Д., 1997.– Ч. III.– Гл. 2.– § 5.– С. 202–203.

  16. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Разд. I.– Гл. 2.– С. 35–36; 56–59.
1. Понятие профессионально-педагогической
направленности личности будущего специалиста,
роль ППН в профессиональной подготовке учителя
и его самостоятельной педагогической деятельности

Принято считать, что человек осуществляет определенную деятельность только ради удовлетворения какой-либо (или каких-либо) из своих потребностей. Эти потребности выступают как мотивы деятельности. «Мотив» – это внутренняя побудительная причина к действию, желание удовлетворить какую-либо потребность. «Мотив» определяется как состояние напряжения, от которого зависит возможность и направление активности организма. И чем содержательнее, сильнее и осознаннее эти внутренние побуждения (потребности, мотивы), тем успешнее деятельность человека. Высокая мотивация ведет к повышению активности, при низкой же мотивации любые трудности сильно снижают интерес к деятельности, например к обучению. Мотивационный фактор, выступая существенной частью педагогического процесса и являясь его движущей силой, заслуживает самого серьезного внимания.

Следует помнить, что, как и всякая сознательная деятельность, обучение студентов представляет собой в субъективном плане реализацию внутренних устремлений, потребностей личности, опосредованных условиями воспитания, уровнем сознания, мировоззрения.

Эти внутренние устремления, потребности личности во многом определяют ее направленность. На этом занятии мы будем говорить о профессионально-педагогической направленности личности, ее специфике и значимости для специалиста.

Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? При этом исследовалась природа (особенности, характер, направленность) и структура профессиональной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности. Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности учителя-воспитателя.

ППН – устойчивая, доминирующая (преобладающая) система потребностей, мотивов (интересов, убеждений, склонностей и т.д.), определяющая поведение учителя, его отношение к профессии и к своему труду.




Проблему профессионального призвания, профессиональной пригодности исследовали ученые Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин, Л.П. Доблаев, Н.В. Кузьмина, Р.И. Хмелюк, А.И. Щербаков. Решение этой проблемы они во многом видели в уровне развитости ППН.

Т.А. Воробьева выявила психологическую структуру педагогической направленности, исходным параметром которой является потребность в соответствующей деятельности: потребность в соответствующей деятельности > мотивы деятельности > цели и характер деятельности > интерес, направленный на определенный объект > склонность > специальные способности > цель профессиональных устремлений.

Н.В. Кузьмина (профессор, доктор психологических наук) выявила и сформулировала компоненты ППН личности специалиста.



Рис. 10.

В.А. Сластенин (профессор, доктор педагогический наук, завкафедрой педагогики и психологии МГПУ) также относит ППН к важнейшим свойствам личности учителя: «Представляя из себя избирательное отношение к действительности, направленность личности пробуждает и мобилизует скрытые силы человека, содействует формированию у него соответственных способностей, профессионально важных особенностей мышления, воли, эмоций, характера». Как утверждает В.А. Сластенин, ППН – это каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя.

Обратимся снова к схеме «Компоненты ППН». Мы видим, что одной из составных ППН является «осознание трудностей учительской профессии», ее проблем.

Это занятие мы и посвятим выявлению проблем, трудностей профессии учителя, школы, системы образования.

Возьмем в качестве эпиграфа к этой части нашего занятия слова Маргарет Тетчер (бывшего премьер-министра Англии): «Единственная ценность в мире, не знающая девальвации, – это образование».

Разъясним значение термина «проблема». Это слово греческого происхождения и обозначает «задача», «задание». Это какой-то сложный вопрос, трудность, задача; осознание субъектом деятельности невозможности разрешить трудность, противоречия (возникшие в определенной ситуации) средствами имеющихся знаний и опытом. И это заставляет субъекта искать новые знания и опыт. Возникает познавательный мотив и выдвигается гипотеза (научное предположение).

Рассмотрим, какие проблемы (трудности) на современном этапе развития общества в нашей стране имеются у учителя, школы, системы образования в целом. Будущему специалисту важно знать о них и быть готовым к их практическому разрешению, к преодолению. Интервью, взятые у учителей, материал, почерпнутый в результате работы с периодической печатью, позволит нам увидеть и обсудить наиболее актуальные, животрепещущие проблемы.

Обратимся к образовательной политике в России (проблемы, трудности). Вот что пишет группа ученых в книге «К.Д. Ушинский и русская школа» (1994 г.): «Государство в последние годы настойчиво обесценивало образование как самостоятельную и чрезвычайно важную систему, обесценивало общеобразовательную и высшую школу как социальный институт образования и добилось в том значительных успехов... Образование же, в свою очередь, обесценивало культуру, духовность, компетентность и достигло значительных успехов... Именно в последние годы резко снизился социальный статус таких понятий, как образованность, духовность, интеллигентность, компетентность».

Чем же вызван этот феномен? Ученые и учителя-практики считают, что в России существует экономическая проблема образования – это проблема финансирования. В период с 60-х по 90-е годы проявились две тенденции, связанные с экономикой образования, его финансированием.

Одни рассматривали сферу образования в экономическом отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании.

В соответствии с этой установкой последовательно уменьшалась доля национального дохода на нужды образования.

Другие придерживались иной точки зрения: они доказывали исключительно высокую народнохозяйственную эффективность образования. В некоторых странах произошел настоящий бум публикаций, которые рассматривали общественные и индивидуальные расходы на образование как один из наиболее выгодных способов вложения капиталов. Международная практика это доказала, образование действительно может быть экономически высокорентабельным делом.

Во всех ведущих государствах мира в течение последних 30 лет резко возросли соответствующие затраты. Правительство США, например, последовательно увеличивало долю национального дохода на образование, проявляя устойчивый интерес к государственной структуре образования.

А вот в России в 1995 году расходы на образование составили лишь 3,4 % валового национального продукта, тогда как, по подсчетам специалистов, они должны быть не менее 10 %. В 1997 году расходы на образование во Франции – 10 %, в Англии – 11 %, в Японии – 12 %, в США – 14 %, в России – 2,5 % национального дoxoдa.

Более частные проблемы (трудности), вытекающие из ключевой, базовой, вышеобозначенной, следующие:

  1. Остаточный, неприоритетный (приоритетный – первостепенный) принцип отношения к образованию обусловил низкую материальную базу учебных заведений:

    • слабое оснащение учебно-наглядными пособиями, ТСО, компьютерами, мебелью;

    • у 13 % городских и 57 % сельских школ нет канализации;

    • у 13 % городских и 44 % сельских школ нет столовых;

    • более половины школ занимаются в две и даже в три смены;

    • в последние годы замедлились темпы строительства новых школ и капитального ремонта старых;

    • заработная плата учителей ниже, чем зарплата работающих в промышленности.

  1. Дефицит (лат.; недостаток, нехватка чего-либо) педагогических кадров.

    1. Отрицательные последствия дефицита педагогических кадров для учителя:

      • большая учебная нагрузка учителя (часто без учета его желания), работа в две смены;

      • нехватка свободного времени влияет а) на качество подготовки к урокам, внеклассной деятельности. Отсюда некачественный учебно-воспитательный процесс; б) на совершенствование, профессиональный рост учителя – учитель останавливается в своем развитии;

      • подрывается физическое и психическое здоровье учителей.

    2. Отрицательные последствия дефицита педагогических кадров для учащихся, в целом для учебно-воспитательного процесса:

      • переполненные классы, ухудшение санитарно-гигиенических условий в них;

      • у учителей не хватает времени на индивидуальную работу с учащимися как на уроках, так и после них;

      • не преподаются отдельные учебные дисциплины, и в аттестате появляются прочерки; другие предметы преподаются периодически или некачественно, в результате чего ученики получают некачественные или не в полном объеме знания, что становится препятствием для поступления в профессиональные заведения, на производство;

      • приток в школу случайных кадров также намного снижает качество обучения, воспитания школьников;

      • недостаток педагогических кадров и частая смена учителей, классных руководителей травмирует детей: им нелегко приспосабливаться к требованиям каждого нового учителя, в таких условиях трудно появиться душевному контакту между учителем и учеником.

  1. Порочный круг в наборе и выпуске педагогических кадров профессиональными педагогическими учебными заведениями.

    1. Низкая престижность учительской профессии приводит на студенческую скамью не всегда лучших выпускников школ, что негативно влияет на качество профессиональной подготовки будущих учителей. Из среднего выпускника школы рождается средний учитель, и он воспроизводит в школе «среднего ученика».

    2. Кроме того, пока недостаточна психолого-педагогическая подготовка учителей в вузах, вследствие чего они не умеют работать с разными категориями учащихся, не знают, как осуществлять личностный, индивидуальный подход к учащимся.

  2. Низкий уровень знаний, умений и навыков учеников в массовой школе.

    1. Сделать анализ диаграммы оценок абитуриентов в школьных аттестатах и на вступительных экзаменах в вуз.

    2. Привести факты серьезных недостатков в подготовке возрастных групп школьников:

      • в начальном звене – дети плохо читают, пишут;

      • в среднем звене – плохо воспитаны: низкий уровень нравственности у подростков;

      • в старших классах – слабая подготовка к профессиональному образованию; уменьшение часов на математику, литературу, физику, химию: ухудшение фундаментальной подготовки учащихся.

  3. Одна из главных проблем школы – плачевное состояние духовного и физического здоровья детей, проистекающее из большой перегрузки школьников. У взрослых 5-дневная рабочая неделя и 7-часовой рабочий день, а у детей – шестидневка и 10–12 часов занятий в школе и дома. А если занятия – 5 дней, то ежедневно 7 уроков в школе.

    Последствия такого надругательства над природой ребенка (сидячий образ жизни, недостаток свежего воздуха, постоянное переутомление зрения, школьные стрессы и т. д.) – это дистрофия, кислородное голодание, нарушение питания тканей и органов, сколиоз, резкое ухудшение зрения, нервные расстройства, кишечные и др. заболевания. Современный ученик многие годы школьной жизни каждодневно всем нутром переживает стресс от боязни, что учитель спросит с места, вызовет к доске, проверит домашнее задание, проведет контрольную и поставит плохую оценку. А за ней – переживание стыда, чувства неполноценности, взбучка в школе и в семье.

  4. Авторитаризм или либерализм поведения учителя порождает:

    • отчуждение учителя от учеников и родителей,

    • низкую дисциплину,

    • произвол со стороны учителя,

    • жестокость детей. Факт: в 1998 г. 37 % детей остались вне школы, 45 % из этого числа покинули школу из-за конфликтов с учителями, 24 % – из-за отставания в учебе.

  1. Медицина не готовит к школе здоровых детей:

    • 15 % детей рождаются с дефектами формирования коры головного мозга;

    • в каждый класс приходят дети с нарушением речи и письма, с заиканием и т. д.

  2. Слабо ведется с учениками воспитательная работа, т. к. многие внешкольные учреждения прекратили свое существование, не работают детские и юношеские организации в школах. Остались в основном платные музыкальные, спортивные школы, изошколы.

  3. Проблемы семьи – проблемы школы.

    1. У родителей – дефицит времени: не занимаются воспитанием; у детей нет поддержки родителей. Семья перестала быть «экологической нишей для детей».

    2. Расслоение общества, низкое материальное обеспечение ceмeй.

      Следствия этого: семье трудно материально подготовить ребенка к школе. В результате возникло новое явление – массовое непосещение школы. К тому же и учебники стали платными.

    3. Растет количество «семей риска», где родители пьют или употребляют наркотики, где детей бьют, истязают, где нет условий для физического и психосоциального развития детей, где нет экономической поддержки для обучения и воспитания детей. В результате дети выталкиваются из дома, становятся бродягами, преступниками, попадают в кланы бандитов, насильников, кончают жизнь самоубийством.

  1. Стремительно сокращается число дошкольных учреждений. Результат: дети не готовы к школе.

  2. Проблема приобщения подрастающей молодежи к системе российских духовных ценностей, овладение на этой основе общечеловеческими нравственными богатствами.

  3. Проблемы школьного учебника, дисциплины, стандартов образования, содержания трудовой подготовки, семейного воспитания и др.

  4. Проблемы учителя, связанные со сменой парадигмы образования.

    Парадигма – совокупность основных философских идей, заложенных в какую-либо концепцию (система взглядов).
    Парадигма – угол зрения.
    Система образования сама по себе, как нам известно, существовать не может. Она зависит от экономики, социального развития, культурного роста общества. Именно общество дает системе образования заказ в виде требований: какого человека готовить к жизни, к труду, т. е. чему его учить и как воспитать.



Рис. 11.

СЗ – социальный заказ в виде требований 

СО – система образования

С 1984 г. в жизни России происходят большие политические, социально-экономические, культурные, научные изменения, ставшие после 1991 г. радикальными. Старая система образования начала распадаться. Требования жизни к ней изменились: одни стали неоднозначными, другие исчезли. Но появились и новые.

В схеме это покажем так:



Рис. 12.



Итак, меняется жизнь общества  меняется система образования  происходит и смена парадигмы образования.

В.: Почему меняется парадигма образования? Чем вызвана ее смена?

  • Внешними изменениями;

  • система образования взламывается и изнутри: появляется значительное количество педагогов-новаторов.

Итак, появилось много учителей, которые были не удовлетворены положением дел в старой системе образования. И это закономерно: любой человек, а особенно учитель, не должен привыкать к старому, ему нельзя быть законсервированным, учителю нужно движение, постоянное и неустанное.

Как же стала меняться парадигма образования?

Это прежде всего изменение взгляда на структуру учебного процесса.

Раньше учитель должен был знать, какой объем информации усвоил ученик. Но учителя чаще всего не интересовала собственная точка зрения ученика. Вот почему школьник не учился по-настоящему мыслить и говорить. Отношения учителя и ученика в основном были авторитарными.

Это был информационный тип обучения – ИТО.



Рис. 13. Старая парадигма образования. Старая структура учебного процесса

Ученик, студент в такой системе – объект. Сторонники старой системы образования утверждали, что она якобы выпускала эрудированного человека. На деле ИТО рождала интеллектуального потребителя: учитель – дает, ученик – берет. В результате, по выражению известного психолога А.Н. Леонтьева, происходило «обнищание души при обогащении ума».

Иначе: обучение в старой системе образования – это снабжение готовыми ответами без поставленных учеником вопросов, без глубокого осмысления информации.

Но в ИТО школа, учитель умели передавать информацию.

И следует помнить, что нам не нужна крайность: нельзя полностью уничтожать ИТО, следует из старой системы взять лучшее.



Рис. 14. Новая парадигма образования. Новая структура учебного процесса

  1. Итак, что меняется в содержании образования? Им становится деятельность (учителя и ученика).

  2. Меняется и основная функция учителя: он из передатчика информации превращается в менеджера. Главное для учителя в новой системе образования – управлять процессом обучения.

  3. Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя – в субъекто-объект обучения, т. е. становится активной личностью.

  4. Ученик, студент тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли.

Итак, новый тип обучения – деятельностный (ДТО). Но, как мы сказали, нельзя отказываться полностью от старого – ИТО,– нужен консенсус (договоренность): лучшее, положительное взять из обеих систем.

В.: Что должен знать преподаватель, чтобы хорошо работать в современных условиях?

  1. Науку менеджмента (науку управления);

  2. Психологию (идет психологизация процесса образования – обучения и воспитания).
    Если мы ставим на субъект, на личность ученика, мы ее должны хорошо знать;

  3. Экономику (знать потребности экономики; знать, какого человека готовить в школе);

  4. Информатику (пользоваться персональным компьютером);

  5. И, конечно, прекрасно знать свой предмет, а также традиционные и инновационные методы, приемы и формы его передачи.

В 50–60-е годы среди ученого мира было распространено убеждение: зная хорошо предмет, можно не владеть формами, методами передачи его. Однако практика опровергает подобное утверждение.

В.: Что должен уметь учитель по новой парадигме образования,
в ДТО?

  1. Диагностировать, т.е. изучать, исследовать свою и чужую деятельность, явления, факты;

  2. Ставить цель деятельности;

  3. Прогнозировать и планировать деятельность в соответствии с целями;

  4. Организовывать достижение цели по плану;

  5. Контролировать выполнение цели, то есть:

    • управлять процессом деятельности,

    • корректировать процесс деятельности;

  1. Анализировать и рефлексировать результаты деятельности других людей и собственные;

  2. Адаптировать (приспосабливать к себе, к обстоятельствам);

  3. Моделировать (пробовать разные варианты деятельности);

  4. Экспериментировать и вводить новое в свою деятельность.

Как перевести ИТО в ДТО?

  1. Совершенствовать личность учителя – передатчика информации:

    • менять внешний вид учителя;

    • развивать технику речи;

    • совершенствовать культуру речи;

    • развивать ПЗЛК и педагогические способности;

    • совершенствовать умения общаться, взаимодействовать;

    • изменять мотивацию деятельности учителя.

  1. Совершенствовать личность ученика:

    • изменять мотивацию обучения;

    • переводить обучаемого в обучающегося и самообучающегося;

    • повышать личную ответственность за учение;

    • совершенствовать интеллект (мышление).

  2. Менять содержание информации:

    • структурировать, т.е. уметь свертывать и развертывать информацию в виде схем, таблиц, диаграмм и т.д.;

    • углублять гуманитаризацию содержания образования;

    • обновлять содержание образования за счет современной научной информации;

    • вводить новые учебные дисциплины;

    • вводить интегративные курсы;

    • продумывать и давать ученикам, студентам всю структуру знаний (понятия в терминах; факты; принципы, законы, закономерности; теории, концепции; методы и приемы использования информации на практике);

    • учитывать психические познавательные процессы учащихся разных возрастов.

  3. Совершенствовать способы, формы и средства передачи информации:

    • использовать методы активного обучения (например, дидактические, имитационные, деловые игры; разыгрывание педагогических ситуаций и т.д.);

    • использовать лекции разных типов (проблемную, лекцию-визуализацию, лекцию-консультацию и т.д.);

    • менять набор учебных средств (использовать компьютер, телевидение, новые учебные пособия, яркую наглядность и т.д.).

  4. Совершенствовать обратную связь «учитель – ученик»:

    • выравнивать личностные позиции учителя и ученика: активно использовать метод диалога, добиваться психологической совместимости;

    • вводить разнообразные формы контроля, т.е. использовать не только устный и письменный контроль, зачеты и экзамены, но и широко применять тестовый и рейтинговый контроль ЗУН учащихся и студентов. Этим самым решать проблему социальной защиты как учителя, так и ученика.

Итак, мы видим, что новая парадигма образования предполагает необходимость больших изменений в учителе, ученике, в учебно-воспитательном процессе. Но не каждый учитель хочет и может оперативно перестраивать свою деятельность, свою личность. Возникает много противоречий между старым и новым, а значит, и много проблем. Проблем, которые учитель должен уметь продуктивно разрешать в интересах ученика, педагогического процесса и в своих личных интересах.
Домашнее задание

  1. Проработать лекцию, знать схему «Компоненты ППН», термины, ознакомиться с литературой по теме.

  2. Законспектировать часть лекции № 3 (стр. 36–37) из учебника педагогики Б.Т. Лихачева.

  3. Подготовиться к лабораторно-практическому занятию по темам трех лекций.

  4. Ответить на вопрос:
    Какая взаимосвязь между мотивацией выбора профессии и процессом адаптации студентов к условиям вуза?
  1   2   3   4
написать администратору сайта