Главная страница
Навигация по странице:

  • Шахматов. П.В.Л. и ее источники.

  • 2. Радзивиловский или Кенигсбергский список.

  • 3. Московско-Академический список.

  • Во-первых

  • 5. Хлебниковский список.

  • 6. Переяславский список.

  • 7. Троицкий пергаменный список.

  • Летописи. Занятие 2. Три редакции П. В. Л


    Скачать 61.35 Kb.
    НазваниеТри редакции П. В. Л
    АнкорЛетописи. Занятие 2.docx
    Дата23.05.2017
    Размер61.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛетописи. Занятие 2.docx
    ТипДокументы
    #9641
    страница1 из 2
      1   2

    Три редакции П.В.Л.

    М.Д. Приселков История русского летописания XI - XV вв.

     Летописи Лаврентьевская и Радзивилловская (в ее двух списках: Радзивилловском и Московском академическом) в своем начале имеют «Повесть временных лет», доведенную до 1110 г. с оборванным известием о появлении в Киеве огненного столба, после чего сразу же читается запись игумена Михайловского Выдубицкого монастыря (в Киеве) Сильвестра о том, что он в 1116 г. «написах книга си Летописець» во время княжения в Киеве Владимира Мономаха.»

    В Лаврентьевской и Радзивилловской летописях «Повесть временных лет» представлена не в первоначальной редакции, которая должна была доходить до 1113 г. и под этим годом, конечно, сообщать известие о смерти Святополка. Сильвестр был редактором первоначальной редакции и он исключил из текста первоначальной редакции изложения 1111, 1112, 1113 годов. 

     Автором первоначальной, не дошедшей до нас, редакции «Повести временных лет», был монах Киевопечерского монастыря Нестор. Труд Нестора, который он закончил 1113 годом, был проредактирован и переработан Сильвестром в 1116 г. и только в этой редакции до нас сохранился.

    Ипатьевская летопись (в ее двух основных списках: Ипатьевском и Хлебниковском) ведет нас к заключению, при сравнении ее текста «Повести временных лет» с текстом «Повести временных лет» Сильвестровской редакции, что, кроме редакции Сильвестра, в Киеве же в 1118 г. была составлена еще другая редакция, которая значительно переработала редакцию Сильвестра и, кажется, располагала при это первоначальной редакцией Нестора 1113 г. 

    В Ипатьевской летописи изложение 1110 года не знает того неоконченного известия об огненном столбе в Киеве, какое мы находим в Лаврентьевской и Радзивилловской летописях; напротив, это известие в Ипатьевской летописи доведено до конца.

        К этому можно привести и то наблюдение, что редактор этой новой редакции «Повести временных лет» сам указал на 1118 г. как год своей работы. В числе других отличий этой редакции 1118 г. от редакции Сильвестра 1116 г. нужно указать на пополнение первоначального текста «Повести временных лет» сообщениями ладожских рассказов и преданий. Под 1114 г. летописатель к известию о закладе каменной стены в Ладоге сделал интересную приписку о каменном дожде, выпадающем близ Ладоги, и о северных странах, лежащих за Югрою и Самоядью. Приписку эту автор сделал в первом лице и сослался в конце, как на «послухов», на Павла ладожского и всех ладожан. Под 1096 г. тот же летописатель сделал еще приписку о северных странах, где живет югра и самоядь, о загадочном народе, заключенном там в горах и ведущем с югрою меновую торговлю. В рассказе 1114 г. летописатель приводит ссылку из Хронографа, а в рассказе 1096 г. - из «Откровения Мефодия Патарского». Наконец, этот же летописатель в известный рассказ «Повести временных лет» о призвании Рюрика с братьями внес поправку о том, что Рюрик сначала сел княжить в Ладоге и только после смерти братьев пересел в новый город - Новгород. 

     Итак, когда в Киеве был составлен Нестором летописный свод под заглавием «Повесть временных лет», доводивший свое изложение до смерти киевского князя Святополка (1113 г.), то свод этот подвергся переработке Сильвестра в 1116 г. Затем через два года в Киеве же появилась новая редакция «Повести временных лет», продолженная до 1118 г.

    Шахматов. П.В.Л. и ее источники.

    1. Лаврентиевский список. Составлен монахом Лаврентием в 6885 (1377) г. при великом князе Дмитрии Константиновиче и епископе Дионисии, по заказу и благословению которых предпринят Лаврентием самый труд, в Нижнем Новгороде. Его работа кратковременна — два месяца с небольшим (14 января—20 марта), достаточных для одной только переписки. Летописный рассказ доведен до 6813 (1305) г.;

    Если бы Лаврентий был летописцем, он довел бы свою летопись до своего времени. Признать Лаврентия простым переписчиком мы также нельзя. Принято думать, что труд Лаврентия был трудом компилятивным, сводным: он соединил в одно целое несколько старших летописных сводов. В части до 1206 г. Лаврентьевская летопись, близко сходится с летописями Радзивиловскою и Московско-Академическою; начиная с 1206 г., содержание Лаврентьевской, обнаруживает несомненно ростовское происхождение и представляется трудом лица, близкого к ростовскому князю Константину Васильевичу. Но приблизительно с 1233 г. ростовские известия становятся все реже, отсюда и до конца свода, т. е. до 6813 (1305) г., видим общерусскую по содержанию приведенных в ней известий летопись. Эти известия по происхождению своему принадлежат к различным политическим центрам преимущественно северо-восточной Руси; мы находим здесь ростовские, московские, тверские, костромские, переяславские и т. д. известия, среди них попадаются также новгородские, смоленские, рязанские и даже южнорусские. Определяя первую часть Лаврентьевской летописи как свод Владимирский, вторую как Ростовскую летопись, а третью как общерусский свод, видим, что Лаврентию принадлежит спайка этих трех источников, соединение их в одно целое.

    2. Радзивиловский или Кенигсбергский список. Относится ко второй половине XV в. Он богато иллюстрирован. Язык является смесью особенностей великорусских и белорусских языков, это говорит о том, что он составлен в Смоленске. Но в содержании его нет ничего, что говорит о западнорусском происхождении. В Смоленске Радзивиловский список появился в качестве копии с оригинала, составленного в другом месте, в Суздальской Руси. Радзивиловский список обнаруживает значительное сходство с Лаврентьевским, и вместе с тем он обнаруживает и большие текстуальные отличия, доказывающие, что составитель его суздальского оригинала руководствовался не только текстом, сходным с текстом Лаврентьевского, списка, но еще и другим летописным сводом. Содержание Радзивиловского списка соответствует только двум первым частям Лаврентьевского. Как и в Лаврентьевском списке, первая часть содержит «Повесть временных лет» и заканчивается записью игумена Сильвестра, а вторая — летописный рассказ от 6619 (1111) г., доведенный до 6614 (1206) г. Последним, общим как Лаврентьевскому, так и Радзивиловскому списку, событием является известие 1206 г. о кончине в. кн. Марии, жены Всеволода Юрьевича. Одним из источников Лаврентьевского списка был дефектный в конце экземпляр, который лег в основание Радзивиловского списка.

    3. Московско-Академический список. Он относится к XV в. По содержанию своему распадается на три части:

    первая, в общем тождественная с Радзивиловской, доведена до 6714 (1206) г., после которого, так же ошибочно, как в Радзивиловской следуют события 6711—6713гг.;

    вторая, начинаясь с одного новгородского известия 6713 (1205) г., доходит почти до конца летописной статьи 6746 (1248) г.; эта часть тождественная с соответствующим текстом Софийской 1-й летописи и заимствована из этой летописи;

    третья, начинаясь с известия 6746 (1238) г. идет до конца списка, оканчиваясь известием 6927 (1419) г.; та часть является извлечением или копией с Ростовской владычной летописи. Первая часть Моск.-Ак. списка содержит «Повесть временных лет», оканчивается, как в Лаврентьевской и Радзивиловском списках, записью игумена Сильвестра.

    4. Ипатьевский список. XV в.. По происхождению своему это копия с южнорусского летописного свода, составленного на основании его содержания, в начале XIV в. В этом южнорусском своде, как видно из Ипат. списка, резко различались следующие три части:

    Во-первых, часть от начала свода, озаглавленная «Повесть временных лет», Ипатьевский список не содержит записи игумена Сильвестра; Доходит до 6625 (1117) г.

    Вторая часть излагает события от 6626 (1118) до 6708 (1200) г.; по содержанию своему эту часть Ипатьевской летописи можно назвать летописью южнорусскою, хотя благодаря пользованию суздальским митрополичьим сводом здесь встречаются и суздальские и новгородские известия, а благодаря пользованию летописью Галицкою или Гадицко-волынскою — также и галицкие известия.

    Третья часть вводится особым заглавием «Начало княжения великого князя Романа самодержца, бывша всей Руской земли князя Галичкого», но, несмотря на это заглавие, здесь описываются события, случившиеся уже по смерти Романа; третья часть Ипатьевской летописи, доведенная до 6800 (1292) г., может быть определена как летопись Галицко-волынская.

    Первая часть Ипатьевской летописи, где видим «Повесть временных лет» в особой редакции, несходной с редакцией Лавр., Радз. и Моск.-А.

    5. Хлебниковский список. XVI в. По составу своему он в общем тождествен с Ипатьевским

    списком и заключает в себе все то, что содержится в этом последнем списке. Третья часть Хлебниковского списка существенно отличается от Ипатьевского тем, что опускает все точные хронологические указания, все названия годов, представляя летописный рассказ вне погодной сети. Текстуальные отличия Хлебниковского от Ипатьевского списка имеются на всем их протяжении. Они объясняются тем, что редакторы того и другого списка пользовались для правки другими летописными сводами. Нередкие совпадения в тексте «Повести временных лет» Хлебниковского списка с Радз. и Моск.-Ак. наводят на мысль, что в распоряжении составителя Хлебниковского списка находился оригинал обоих названных списков.

    6. Переяславский список. XVI в. Время составления оригинала этого летописца, как кажется, — XIV в. Он носил заглавие «Летописец Руских Царей». В дошедшем до нас списке этот памятник сохранился в случайном соединении с летописью Переяславля Суздальского XIII в.

    В первой части его находим текст «Повести временных лет» в сильном сокращении, с позднейшими вставками и значительными редакционными изменениями. С большими перерывами текст доводится до 6618 (1110) г., причем следующие рассуждения соответствуют тому, что читается в Ипатьевском списке и чего нет в Лаврентьевском (известия 1137 и 1143 гг.; далее известия о небесных знамениях 1102 г. и, наконец, отрывки

    из рассуждений, читающихся в Ипат. списке под 1111 г. ).

    Вторая часть, идущая вслед за этим отрывком, обнимает летописный текст от 6646 (1138) г. до событий 6722 (1214) г. Эта часть рассматриваемого свода оказывается весьма близкою, почти тождественною с соответствующим текстом Радз. и Моск.-Ак. списков, доведенным до 6714 (1206) г.; но при этом выясняется, что в рассказе о последних занесенных в летопись событиях, содержатся вставки, явно обличающие происхождение составителя из Переяславля Суздальского;

    7. Троицкий пергаменный список. XV век. Текст списка был близок к тексту Лаврентьевского списка.


    Гипотезы происхождения П.В.Л.

    Гипотеза А. А. Шахматова.

    Академику А. А. Шахматову удалось разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях "Повести". Результаты его исследований изложены в работах "Разыскания о древнейших русских летописных сводах" (1908 год.) и "Повесть временных лет" (1916 год.). В 1039 году в Киеве учредили метрополию самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050 г. возникает Древний Новгородский свод. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший Киевский свод, составил первый Киево- Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). На основании первого Киево- Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод.

    Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой "Повести временных лет", первая редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.

    Гипотеза Д. С. Лихачева

    Он отверг возможность существования в 1039 г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051 г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что "Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси" были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по летам. В созданный около 1073 г. первый Киево-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073 г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.

    Первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основе второго Киево- Печерского свода Нестором создается первая редакция " Повести временных лет ". При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию "Повести временных лет". Эта редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция "Повести временных лет". Она была доведена до 1117 г. Эта редакция лучше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.

    История создания П.В.Л.

    Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ.

    Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи (1377 год) и других списках. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (древнейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век)). В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», создание которого датируется 1117 годом.

    По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье) первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, какие-то письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 году монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

    По версии Шахматова первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 гг. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 году. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 году составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича.

    Источники П.В.Л.

    Тексты фольклорного происхождения.:

    • Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом). Нет в Н1Л.

    • Рассказ о мести Ольги древлянам (под 945—946 годами) [6]. Лишь несколько слов в Никоновской летописи.

    • Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом. Нет в Н1Л.

    • Осада печенегами Белгорода, под 997 годом. Нет в Н1Л.

    Документальные источники:

    • Договор 907 года, текст создан искусственно. Нет в Н1Л.

    • Договор 912 года. Нет в Н1Л.

    • Договор 945 года. Нет в Н1Л и в Никоновской летописи.

    • Договор 971 года. Нет в Н1Л.

    Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

    • 852 — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…».

    • 858 — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует.

    • 866 — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.

    • 868 — «Начал царствовать Василий».

    • 869 — «Крещена была вся земля Болгарская».

    Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

    • 887 — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено.

    • 902 — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году.

    • 911 — Явление звезды на западе (кометы Галлея).

    • 913 — «Начал царствовать Константин, сын Леона».

    • 914 — Поход Симеона Болгарского на Царьград. Нет в Н4Л, С1Л.

    • 915 — Взятие Симеоном Адрианополя.

    • 920 — «У греков поставлен царь Роман» (в Н4Л и С1Л полнее).

    • 929 — Поход Симеона на Царьград. Мир с Романом.

    • 934 — Поход венгров на Царьград. Мир.

    • 942 — Симеон разбит хорватами и умер. Князем стал Петр. Известие «Продолжателя Амартола», под 927 годом.

    • 943 — Поход венгров на Царьград. Под 928 годом (1 индикт).

    Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

    • «Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов и рассказ о нравах народов. Нет в Н1Л.

    • Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси. Нет в Н1Л.

    • Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом). Нет в Н1Л.

    • Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом). Нет в Н1Л.

    • Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом).

    • Похвала Ольге (под 969 годом).

    • Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом).

    • Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом).

    • «Речь философа».

    • Рассказ о походе на Корсунь.

    • Символ веры, семь соборов и разврашение латинян.

    • Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян.

    • Рассказы об убиении Бориса, убиении Глеба, похвала Борису и Глебу.

    • Похвала книгам под 1037 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.

    • Рассказ о начале Печерского монастыря, под 1051 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.

    • Рассказ о знамениях в настоящем и прошлом, с заимствованиями из Хронографа по великому изложению, под 1065 годом.

    • Поучение о казнях божиих, под 1068 годом. Нет в Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.

    • Рассуждение о кресте, который помог Всеславу, под 1068 годом.

    • Рассказ о волхвах и Яне, под 1071 годом, и продолжение рассказа о волхвах.

    • Рассказ о смерти Феодосия Печерского и черноризцах монастыря, под 1074 годом. Нет в Н4Л.

    • Рассуждение о смерти Изяслава и о братолюбии, под 1078 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.

    • Рассказ о смерти Ярополка Изяславича, под 1086 годом. Нет в Н1Л, Н4Л.

    • Рассказ о перенесении мощей Феодосия Печерского, его предсказания и похвала ему, под 1091 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.

    • Поучение о казнях божиих, под 1093 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.

    • Рассказ о набеге половцев на Киев и на монастырь, под 1096 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.

    • Выписка о племенах из Мефодия Патарского и рассказ Гюряты Роговича. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.

    • Рассказ об ослеплении Василька и последующих событиях, под 1097 годом. Нет в Н1Л, Н4Л.

    • Рассказ о походе на половцев в 1103 году. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.

    Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

    • Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита. Нет в других летописях.

    • Поход 1111 года на половцев.

    • Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах. Нет в других летописях.

    • Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба. Нет в других летописях.

    ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ЛЕТОПИСЬ – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). В этом отношении летописи, в том числе и Повесть временных лет, принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, из которых русские составители заимствовали многочисленные сведения из всемирной истории. В переводных византийских хрониках события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров.

    Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

    Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшая признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.

    В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

    В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.

    Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет.

    Название Повесть временных лет (точнее, Повести временных лет – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет, но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда.

    Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами (в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира). Этот рассказ заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения русских (восточных славян), происхождения княжеской власти (что для летописца тождественно происхождению княжеской династии) и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северно-русскими племенами трех скандинавов (варягов) Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в историософской концепции Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась бóльшие знатность и достоинство.

    Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.

    Летописи, в том числе и Повесть…, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.

    Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. В отношении к объяснению происходящего летописцы руководствуются провиденциализмом – все происходящее объясняется волей Божьей и рассматривается в свете грядущего конца света и Страшного Суда. Внимание к причинно-следственным связям событий и их прагматическая, а не провиденциальная интерпретация несущественны.

    Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение и обновление первоубийства, совершенного Каином (сказание Повести временных лет под 1015). Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи (сказание о крещении Руси под 988).

    Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее.

    В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.

    В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.

    Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

    1) Протограф, список, редакция, апокриф, косвенное цитирование ( дать определение)

    2) Особенности русского летописания, как Древнерусского источника

    3)Отношение летописца к источнику.

    Каждый летописный список имеет свое условное название. Чаще всего оно давалось по месту хранения (Ипатьевский, Кёнигсбергский, Академический, Синодальный, Археографический списки и т. п.) либо по фамилии прежнего владельца (Радзивиловский список, список Оболенского, Хрущевский список и др.). Иногда летописи называются по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевский список, Никоновская летопись) либо по летописному центру, в котором они были созданы (Новгородская летопись, Московский свод 1486 г.). Если же несколько летописей носят одинаковые названия, то к названию добавляется условный номер. Так, выделяются Псковские I, П и Ш летописи, Новгородские I, П, Ш, IV и V летописи. Причем эта нумерация никак не связана с последовательностью их создания.

    В связи с неупорядоченностью номенклатуры летописей некоторые списки могут иметь несколько названий. Например, Радзивиловский список (летопись) может также называться Кёнигсбергским, а Устюжская летопись часто упоминается как Архангелогородский летописец.
      1   2
    написать администратору сайта