Главная страница
Навигация по странице:

МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ. Учебные пособия по технологии. В них также показаны виды изделий и их классификация по назначению



Скачать 95.5 Kb.
Название Учебные пособия по технологии. В них также показаны виды изделий и их классификация по назначению
Анкор МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ.doc
Дата 24.04.2017
Размер 95.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ.doc
Тип Учебные пособия
#2030

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Программой «Технология» V-VII классах по разделу «Создание изделий их текстильных материалов» предусматривается из­готовление головного убора (косынки или шапочки) и фартука для кулинарных работ (V класс), поясного изделия (юбки) – (VI класс), плечевого изделия (ночной со­рочки) – (VII класс).

Изготовление такого ассортимента изделий позволя­ет привить учащимся определенные навыки по выпол­нению ручных, машинных и влажно-тепловых работ, ознакомить с видами отделки изделий, научить при­емам ее выполнения.

Школьников учат умению выбирать ткани для из­делия и способы обработки деталей с учетом свойств материалов (для этого им следует использовать зна­ния, полученные ранее на занятиях по материаловеде­нию); знакомят с процессом раскроя изделий, эконом­ным расходованием материала при раскрое.

Учащиеся обычно проявляют большой интерес по из­готовлению изделий, чему способствуют и красочно оформленные стенды, плакаты и другие наглядные по­собия швейной мастерской. При проведении вводного занятия в каждом классе рекомендуется показать изде­лия (лучше в натуральную величину), которые школь­ники будут изготавливать. Для демонстрации можно использовать учебные пособия по технологии. В них также показаны виды изделий и их клас­сификация по назначению.

Можно продемонстрировать видеофильмы, посвящен­ные ассортименту швейных изделий, рассказать об ис­тории возникновения одежды и развития швейной промышленности в нашей стране.
Формирование умении и навыков по выполнению ручных,

машинных и утюжильных работ
Ручные работы (операции) при индивидуальном пошиве изделий в сфере обслуживания занимают бо­лее 70% рабочего времени. В школьных кабинетах объем этого времени еще больше, так как учащиеся осваивают изготовление только одного-двух видов швейных изделий в год.

Все ручные операции выполняются определенными инструментами, поэтому, прежде чем знакомить уча­щихся с выполнением ручных операций, необходимо научить их пользоваться инструментами и приспособ­лениями. Рекомендуется для этого занятия подгото­вить плакат с рисунками или оформить объемный стенд «Инструменты и приспособления для швейных работ» примерно следующего содержания: их название и назначение (ножницы, иглы, булавки, наперсток, сантиметровая лента, колышек, мел портновский) их графическое изображение.

При отработке навыков пользования данными ин­струментами особое значение следует уделять пользо­ванию наперстком. Учащиеся не любят пользоваться наперстком, и задача учителя – приучить их сначала надевать на палец наперсток, а потом уже брать в ру­ки иглу.

Рекомендуется посвятить отработке навыка рабо­ты с наперстком одно-два занятия, чтобы при вы­полнении ручных стежков все учащиеся работали с наперстком. В дальнейшем необходимо за этим строго следить.

При выполнении первых изделий в V классе сле­дует обратить особое внимание на выполнение ручных стежков: прямого сметочного, копировального, стачно­го, подшивочного потайного, крестообразного, обметочного, петельного. Все эти виды стежков применяются при изготовлении фартука, поэтому целесообразно вначале научить школьников выполнять все виды стеж­ков на кусочках ткани размером 20х25 см, заранее заготовленных учителем. На таких лоскутах с учащи­мися можно сначала отработать движения иглы и на­перстка с ниткой (без узелка) и без нее, а затем вы­полнить по две-три строчки всех видов стежков.

В качестве наглядных пособий при выполнении руч­ных стежков можно использовать красочно оформлен­ные альбомы, плакаты и рисунки.

Уже с V класса детей приучают пользоваться пра­вильной терминологией ручных работ. Для этого целесообразно использовать таблицы «Терминология ручных работ», где указаны термины и содержание работ, а также их практическое применение.

Требования к выполнению ручных работ следует вывешивать на плакате или раздавать учащимся для самостоятельного запоминания в виде карточек-зада­ний. Они включают следующее:

1. Толщина мелковых линий на ткани не должна превышать 0,1 см.

2. Стежки временного назначения (сметочные, ко­пировальные) выполняют светлыми хлопчатобумаж­ными нитками, а на светлых тканях - контрастными.

3. Номера игл должны соответствовать толщине ткани и характеру выполняемых операций.

4. Длина стежков временного назначения зависит от вида ткани и назначения строчки, но не превышает 1,5 см.

5. Концы строчек временного назначения закрепля­ют одним-двумя обратными стежками.

6. По окончании обработки стежки временного назначения удаляют. Для этого их разрезают ножни­цами через каждые 10-15 см и удаляют колышком, а копировальные стежки (силки) удаляют сразу после стачивания.

Особое внимание уделяет учитель правилам без­опасности труда при выполнении ручных работ. Он об­ращает внимание учащихся на то, что хранить иглы и булавки следует в подушечке или игольнице, не бро­сать сломанные иглы, шить только с наперстком.

Привитие, закрепление умений и навыков по вы­полнению ручных работ осуществляется при изготов­лении швейных изделий с V по VII класс, учитель постоянно обращает внимание на выполнение всех видов ручных стежков: при сметывании боковых швов, заметывании низа изделий, выметывании краев ворот­ника, клапанов, обметывании срезов деталей и швов, выметывании петель.

От выполнения ручных работ во многом зависит и качество машинных, утюжильных работ, поэтому сле­дует обращать внимание на качество выполненных строчек и стежков: строчки и стежки должны быть ров­ными, одинаковой величины, проложены параллель­но срезам или краям деталей. Сметочные стежки не должны быть более 0,8-1 см, а выметочные -0,3- 0,8 см, обметочные стежки располагаются на 0,4-0,5 см от срезов детали и частота их 2-3 стежка на 1 см.

Для лучшего усвоения материала по выполнению стежков рекомендуется в мастерской оформить стенд в виде инструкционно-технологической карты или кра­сочно выполненного плаката. Предлагается учащимся пользоваться справочной таблицей «Ручные стежки», в которой отражены назначение и виды стежков, название стежков и их графическое изображение, при­веденной в учебнике V класса.

Влажно-тепловые работы. С этими видами работ можно знакомить учащихся сразу после освоения ими ручных стежков. Можно дать задание самостоятельно изучить терминологию этих работ по учебному посо­бию для V класса, а затем познакомить с требования­ми, предъявляемыми при выполнении влажно-тепловых работ, и правилами безопасности труда.

Особое внимание учитель обращает на правила по безопасности труда. Он знакомит учащихся с ними, вы­вешивая плакат или указывая на оформленный стенд.

В конце данной темы учитель просит каждого учащегося расписаться в тетради, что он ознакомлен с правилами безопасности труда.

Правила безопасности труда при работе электрическим утюгом

1. Включать и выключать утюг надо сухими рука­ми, берясь за корпус вилки.

2. Следить за тем, чтобы подошва утюга не каса­лась шнура.

3. Правильно устанавливать положения терморегу­лятора.

4. Ставить утюг на подставку из огнеупорного ма­териала.

5. По окончании работы выключать утюг.

Машинные работы, как и ручные, подробно изуча­ются теоретически и закрепляются практически на лос­куткax ткани в V - VI классах. Сначала надо научить школьников заправлять ручную швейную машину нитками, т. е. наматывать нитки на шпульку и вставлять шпульный колпачок, научить заправке верхней и нижней ниток и их регулированию. Овладевать при­емами работы на швейной машине следует без нитки ­вхолостую, учить останавливать и пускать ход маши­ны. После того как учащиеся овладеют приемами пуска и остановки машины, следует научить их выпол­нять различные виды строчек. Для этого можно начер­тить прямые, зигзагообразные линии вначале на бума­ге, а затем на ткани.

Отработке первоначальных умений и навыков ра­боты на швейной - машине следует отвести одно-два занятия, чтобы каждый учащийся выполнил все виды строчек и научился без боязни работать на швейной машине.

После этого можно переходить к характеристике швов, встречающихся при пошиве белья и женского платья (соединительных, краевых и др.). На этом занятии учащимся демонстрируются виды швов, выпол­ненных на образцах ткани, закрепленных в альбомах. Учащимся можно дать задание выполнить швы и кра­сочно оформить их в своих альбомах, лучшие работы представить на школьную выставку.

При выполнении машинных швов надо постоянно ориентировать учащихся на то, чтобы строчки выпол­нялись нитками в цвет ткани, подбирать (по номерам) нитки и машинные иглы в соответствии с толщиной и видом ткани, а также назначением шва, начало и концы строчек закреплять на 0,5-1 см или ручными стежками.

Учитель знакомит учащихся с терминологией ма­шинных работ. В процессе работы учащиеся постепен­но ее осваивают, надо только следить за тем, чтобы они правильно ею пользовались. Учитель может вывесить таблицу с терминологией машинных работ, оформленную таким же образом, как таблица «Терми­нология ручных работ», а также использо­вать учебник для V класса.

При выполнении практических работ рекоменду­ется раздать учащимся инструкционные карты по из­готовлению различных швов.

Выполнение швов требует от учащихся напряжен­ной и кропотливой работы, поэтому в этот период сле­дует внимательно следить за правильностью выполнения ими всех приемов, оказывать помощь и, главное, поощрять.

У многих учащихся строчка получается не сразу, часто искривляется. В этих случаях учащихся нужно приободрять, закреплять за ними других, более силь­ных, чтобы они оказывали помощь. Чаще надо давать учащимся карточки-задания, развивать у них способность самоконтроля и самооценки своего труда, чтобы они могли видеть свои недостатки и правильно на них реагировали. Следует психологически подготавливать учащихся к тому, что не у всех сразу все будет по­лучаться, необходимы выдержка и старание.
Формирование умений и навыков при изготовлении швейных изделий
При переходе к технологии изготовления швейных изделий нужно обращать внимание учащихся на то, что процесс изготовления изделий, несмотря на их конструктивное различие, состоит из многих общих операций.

Он включает следующие основные этапы:

1. Выбор модели и раскрой ткани в соответствии со снятыми мерками.

2. Подготовка кроя изделия к обработке (проверка наличия деталей кроя по модели, прокладывание копи­ровальных стежков и прямых по контрольным линиям и точкам).

3. Обработка отдельных деталей и узлов изделия: вытачек, складок, пояса, карманов, воротника, манжет, кокеток, бретелей, рукавов и т. д.

4. Монтаж изделия или соединение его основных частей.

5. Окончательная отделка изделия (утюжка, чистка, пришивка пуговиц).

Обобщенный подход к формированию знаний, уме­ний и навыков учащихся позволяет им переходить от изделия к изделию более уверенно. Формированию та­ких знаний, умений и навыков во многом способствуют широко применяемые в настоящее время инструкци­онно-технологические карты и карточки-задания или план работы практических заданий. Они позволяют учителю развивать самостоятельную деятельность уча­щихся, ставить вопросы поискового характера, учить учащихся сравнивать ход практической работы и технологическую обработку одного изделия с другим.
Изготовление рабочей одежды (косынки и фарту­ка). Для учащихся V класса данная тема не явля­ется простой, и учитель, опираясь на знания, умения и навыки, полученные учащимися в начальных классах, начинает формировать общий подход к технологии из­готовления изделий. В начале беседы учитель может поставить следующие вопросы перед учащимися:

1. На какие виды делится вся одежда?

2. Какие виды фартуков вы знаете?

3. Чем отличаются домашние фартуки от рабочих.

4. Пользуясь рисунком, назовите детали фартука. Вводная беседа позволяет восстановить знания учащихся, расширить их представления. В ходе беседы учитель обращает внимание учащихся на плакат или рисунок (заранее подготовленные к уроку и расположенные на доске) с изображением различных видов фартуков. Можно использовать альбомы уча­щихся, различные журналы, где показаны виды фартуков.

Для активизации деятельности учащихся учителю следует сообщать различные познавательные сведения. Например, рассказать, что в результате техничес­кого прогресса условия труда становятся все более ги­гиеничными, комплексная механизация и автоматизация производства способствуют улучшению условий труда, созданию производственного комфорта. В соз­дании производственной одежды участвуют врачи-гигиенисты и физиологи, художники-модельеры и. конструк­торы одежды, ученые текстильной и швейной промыш­ленности экономисты.

Обсуждение новых моделей организуют на соответствующих предприятиях с участием рабочих. Про­изводственная и служебная одежда разрабатывается Московским и Киевским Домами моделей специальной и рабочей одежды, а также Таллинским Домом моделей.

Интересные познавательные сведения к отдельным урокам можно привести из истории создания одежды.

После закрепления теоретических знаний учащих­ся следует выделить учебные задачи:

1. Научиться выполнять ручные стежки при обработке деталей фартука.

2. Запомнить, требования, предъявляемые к качеству швейных изделий.

3. Помнить о правилах по безопасности труда при выполнении всех видов работ.

4. Учиться пользоваться инструкционными картами и др.

На каждом уроке следует выделять основные учеб­ные задачи, чтобы учащиеся знали, каких результатов им нужно достичь.

Для выполнения практических работ рекомендуется раздать инструкционные карты (например, по обработке бретели фартука) и дать план-задание на данный урок.

Инструкционные карты должны быть разработаны на все изделия их детали. Нa модели, предусмотренные программой, инструкционные карты приводятся в учебниках по технологии.

К оформлению инструкционных карт можно привле­кать учащихся. Они могут красиво переписать текст на большой лист бумаги, нарисовать рисунки или оформить на компьютере. Инструк­ционные карты желательно иметь по одной на одного­ двух учащихся.

По мере выполнения практических работ по обра­ботке отдельных деталей изделия можно подводить итоги, обращать внимание учащихся на допущенные ошибки, причину их возникновения и возможность устранения. Ставить перед ними вопросы для закреп­ления, например: какова последовательность обработки бретели? Каким швом обрабатывают бретели? Для чего срезается запас шва в уголках?

Таким образом, в ходе текущего инструктажа мож­но проверять ход выполнения работы, учить самоконт­ролю, проводить закрепление теоретических знаний,­ а также практических умений и навыков, ставить оценки за обработку отдельных деталей и узлов и давать задания на выполнение следующей практичес­кой работы. Для V-VI классов такое членение учеб­ного материала практически себя оправдывает, так как учащиеся этих классов не могут сразу запомнить про­цесс выполнения трудовых действий по нескольким деталям одновременно. Необходимо вводный инструк­таж делить на части и по мере выполнения одной де­тали рассказывать и показывать приемы выполнения следующей детали.

В заключительном инструктаже за 15-20 минут до конца урока подводится итог практических занятий, выставляются оценки. Отдельные учащиеся не успева­ют на занятии выполнить все операции, им разреша­ется закончить работу во внеурочное время. Итоговую оценку учащимся выставлять пока не нужно, следует посмотреть, как они закончат эту работу, но система­тически разрешать заканчивать работу дома не сле­дует, иначе учащиеся будут не в полную силу работать на уроке и это может войти в привычку.

После проведения заключительного инструктажа дежурные убирают мастерскую за 5-7 минут до звон­ка, а староста и активисты класса могут внести оцен­ки в экран успеваемости и поставить флажки против фамилий лучших учащихся.

В V классе при выполнении фартука и головного убора вызывают затруднения машинные работы: строчки получаются неровные, часто случаются об­рывы из-за неумения работать на машине. Учитель должен заранее или в ходе текущего инструктажа предупреждать учащихся о возможных трудностях, по­могать преодолевать их.

В V классе учитель должен обращать особое вни­мание на соблюдение учащимися правил безопасности труда. О них можно напоминать учащимся на каждом занятии, пока это не станет отработанным навыком и привычкой. Соблюдение правил безопасности труда можно рассматривать как один из критериев подго­товленности учащихся к работе и технически грамот­ную организацию труда учащихся.
Изготовление юбок. Особенностью изучения дан­ной темы является то, что до пошива юбку подготав­ливают к примерке - учащиеся осваивают них вид и последовательность работы, применяемые в ателье индивидуального изготовления одежды.

На вводном инструктаже учитель восстанавливает опорные знания учащихся и просит ответить на сле­дующие вопросы:

1. Назовите виды юбок и скажите, чем они отлича­ются друг от друга.

2. Назовите виды складок и карманов в юбках по их расположению.

3. От чего зависят силуэт юбки, виды складок и карманов? и т. д.

После этой беседы учитель демонстрирует модели юбок.

Подготовке изделия к примерке учитель отводит одно занятие. Он подробно рассказывает о правилах выполнения примерки.

После подготовки юбок к примерке и проведения ее учащиеся учатся уточнению линии расположения де­талей, швов, складок, т. е. вновь прокладывают стеж­ки, сметывают швы и вытачки по уточненным меловым линиям или проложенным стежкам.

При подготовке изделия к примерке и при ее про­ведении наибольшую трудность вызывает подгонка из­делия по фигуре и заколка булавками. Учащиеся не умеют видеть перекосы, несбалансированность деталей относительно фигуры и относительно друг друга и т. д., поэтому примерке следует уделять больше времени, чтобы учащиеся научились проводить примерки изде­лия друг на друге с показом и объяснением того, что они делают и почему именно так.

При изготовлении юбок различных фасонов про­водить вводный инструктаж фронтально становится не­возможно, поэтому его проводят индивидуально или для группы учащихся, изготавливающих изделия, близкие по силуэту и характеру обработки.

При выполнении самостоятельных практических ра­бот учащиеся продолжают использовать инструкцион­ные карты, причем в инструкционные карты следует включать сведения для самоконтроля. В практике работы звеньев (бригад) больше привлекать звеньевых или бригадиров к взаимоконтролю и взаимопо­мощи.

В VI классе вводный инструктаж уже может вклю­чать больший объем материала, а в ходе текущего инструктажа меньше уделяется внимания анализу ошибок, так как учащиеся стараются больше работать са­мостоятельно, оказывают помощь друг другу. Но в заключительном инструктаже учитель подробно анализи­рует допущенные ошибки, дефекты в работе, называет их причину. Как всегда, подводятся итоги работы и называются учащиеся, проявившие большую самостоя­тельность, более качественно выполнившие работу.

Наибольшие трудности при изготовлении юбок вы­зывает обработка застежек, складок и пояса. На эти узлы обработки следует обращать особое внимание и подробно анализировать ошибки учащихся, чтобы пре­дупредить их повторение.
Изготовление плечевого изделия (на примере ночной сорочки). Ночные сорочки раз­ных моделей учащиеся шьют в VII классе. Они, как правило, с большим интересом относятся к поши­ву изделий, проявляют самостоятельность в подборе моделей, различных отделок, но, чтобы сократить вре­мя на поиск, можно предложить им альбомы - нагляд­ные пособия.

Желательно в каждом классе поручать школьникам оформлять такие альбомы - размещать в них вырезки, рисунки, фотографии моделей различной одежды или выполнить творческий проект по данной тематике.

Это дает возможность учителю накопить наглядный раздаточный материал для использования его на за­нятиях. Лучшие альбомы демонстрируются на школь­ной выставке (на обложке указываются фамилия уча­щегося и класс). Эту работу можно поручать выполнить по звеньям или бригадам во внеурочное время.

При изготовлении ночной сорочки с учащимися сле­дует повторить:

1. Виды одежды, ее классификацию.

2. Виды машинных швов.

3. Выполнение швов: за пошивочного, стачного, на­строчного.

4. Этапы технологического процесса изготовления швейных изделий, подготовки ткани к раскрою (рас­крой, подготовка кроя к обработке, обработка деталей, их соединение, отделка).

5. Требования к выполнению машинных работ, пра­вила безопасности труда.

6. Требования к качеству готового изделия.

Необходимо учить школьников по рисунку модели давать ее характеристику - силуэт, отделка, особен­ности обработки, т. е. назвать виды швов, кокеток, ру­кавов или проймы, вырез горловины и т. д.

Можно ставить перед учащимися такие вопросы, как:

1. Чем отличается обработка боковых срезов сорочки от обработки боковых сторон фартука?

2. Можно ли у ночной сорочки одновременно об­рабатывать боковые швы и низ изделия, как в фар­туке?

При формировании теоретических знаний нужно до­биться от учащихся усвоении названий срезов ночной сорочки: боковые срезы, срезы проймы, плечевые сре­зы, срез горловины, низ изделия. Научить учащихся технически грамотно отвечать на вопросы учителя при раскладке лекал и раскрое сорочки. Учащиеся должны усвоить необходимые припуски при раскрое, правиль­ность расположения деталей относительно нити основы.

При выполнении практических работ следует обра­щать внимание учащихся на точность соблюдения тех­нических требований, на выполнение швов и ручных стежков.

Типичные ошибки, допускаемые учащимися при из­готовлении ночной сорочки: перекосы в деталях при сметывании боковых и плечевых швов; кривизна строч­ки при стачивании боковых, плечевых швов, притачи­вании обтачки по горловине, при настрачивании тесь­мы или кружев для отделки сорочки.

В целях избежания этих ошибок учитель на каж­дом вводном инструктаже предупреждает о них уча­щихся, демонстрирует приемы сметывания и стачива­ния швов, объясняет, почему возникают ошибки и де­фекты в работе.

В процессе вводного инструктажа учитель исполь­зует инструкционные карты поузловой обработки.

В VII классе следует больше обращать внимания на самостоятельность учащихся в работе, подводить их к самостоятельному использованию учебников, журналов мод и, главное, инструкционных карт, учить их самоконтролю в работе.
Изготовление платья. Эту тему учащиеся изучают в VII классе. В VII классе они шьют изделия различных фасонов без рукавов и часто без воротни­ка, а рамках творческих проектов - конструируют, моделируют и из­готавливают изделия с различными воротниками и ру­кавами.

В зависимости от направления моды учитель сам определяет конструкцию модели, а ее моделирование проводят учащиеся. Характерной особенностью прак­тических занятий является то, что учащиеся изготав­ливают платья различных моделей, задача учителя ­привести их к какому-нибудь общему решению, т. е. предложить учащимся два-три силуэта, а отделки (карманы, рюши, воланы, кокетки) сделать более раз­нообразными. Тогда будет легче организовывать и про­водить вводный и текущий инструктажи.

На первых занятиях данной темы учитель демон­стрирует модели готовых платьев, имеющих­ся в кабинете, раздает альбомы, журналы мод и зна­комит учащихся с направлением моды на данный се­зон, ассортиментом изделий, которые они будут шить в VII классе.

Практическое изготовление женского платья уча­щиеся начинают после выбора и разработки модели, се конструирования и раскроя, поэтому на первом заня­тии учитель восстанавливает опорные знания:

- стачивание однородных и неоднородных срезов де­талей;

- стачивание вытачек и складок;

- сметывание плечевых срезов с посадкой и с вытач­кой;

- последовательность подготовки юбки к первой при­мерке;

- проведение первой примерки.

Процесс подготовки платья к первой примерке и ее проведение занимает одно-два занятия. Проведение примерки должно осуществляться с тщательным ана­лизом посадки изделия на фигуре (проследив за соот­ношением его частей и длины изделия, все центральные линии должны принять отвесное положение, про­следить за положением боковых и плечевых швов, на­правлением вытачек и т. д.). После такого уточнения можно приступать к переколке и устранению дефектов раскроя (если они возникнут).

Формирование умений и навыков проведения при­мерки начинают с того, что учитель сам проводит од­ну-две примерки, анализируя свои действия. Затем ор­ганизует группы учащихся по 2-3 человека, следит вначале за одной, двумя группами вместе со всеми учащимися, только после этого учащиеся приступают к самостоятельной практической работе проведения первой примерки.

В ходе самостоятельной работы учитель проверяет ход выполнения работы и оценивает ее, дает обоснованный анализ, помогает устранять допущенные ошибки и дефекты в работе.

Разрешение на переколку и прокладывание стежков по новым линиям дает учитель после проверки примерки.

В связи с тем, что учащиеся выполняют различ­ные изделия (платье, блузку, сарафан и т. д.), сле­дует дать им задание составить план технологической последовательности обработки своего изделия. В планах предусмотреть применяемую отделку.

После подготовки изделия к первой примерке уча­щиеся приступают к изготовлению изделия; в отдель­ных случаях, когда фигура девочек имеет большие отклонения от нормы, они должны подготовить изделия ко второй примерке в соответствии с указаниями и рекомендациями учителя.
Обработка отдельных деталей и узлов платья. Уча­щиеся с V класса уже знают, что любой технологи­ческий процесс изготовления швейных изделий начинается с обработки мелких деталей, поэтому перед ними можно поставить ряд вопросов сопоставительного характера по изготовлению мелких деталей в ночной со­рочке и юбках, например: обработка оборок и рюш.

Для этого можно раздать еще раз учащимся инст­рукционные карты по обработке отдельных деталей и узлов, написать на доске вопросы или раздать карточ­ки-задания по анализу предстоящей работы и вычле­нить, чем отличается обработка мелких деталей платья от тех, которые они выполняли при обработке других швейных изделий. Затем еще раз показать выполнение отдельных трудовых действий и приемов, назвать глав­ные учебные задачи при обработке мелких деталей и узлов платья, определить, что учащиеся должны знать и уметь, какова их самостоятельная деятельность.

Особое внимание следует обратить на соблюдение безопасности труда при выполнении машинных и влаж­но-тепловых работ, на качество обработки отдельных деталей и узлов платья. Часто у учащихся вызывает трудности обработка срезов воланов и рюш, клапанов: оборок, поэтому следует напомнить им о взаимопомощи и самоконтроле.

После обработки мелких деталей учащиеся приступают к их монтажу и обработке платья - лифа и юбки или спинки платье цельновыкроеное).

Обработка лифа и юбки в платье. Приступая к об­работке этих частей изделия, учитель повторяет с уча­щимися правила обработки вытачек, складок, кокеток, горловины, пройм, боковых швов и низа изделия, обра­щает внимание на тщательное изучение инструкцион­ных карт, напоминает о возможных дефектах и при­чинах их возникновения, предупреждения и устранения. Повторение материала, а в отдельных случаях его объяснение учитель проводит на каждом занятии во вводном инструктаже, причем узлы рассматриваются не все сразу, а по частям. Например, вначале надо рассказать (с показом) об обработке вытачек, за­тем - об обработке плечевых швов. Нужно тщательно демонстрировать приемы сметывания, стачивания, раз­утюживания и заутюживания вытачек и плечевых швов. На эту работу, как правило, учащиеся тратят одно занятие.

Особое внимание следует обращать на обработку срезов пройм и горловины, где срезы могут быть рас­тянуты или искривлены. Нужно научить школьников аккуратно обращаться с изделием, когда срезы не обработаны, указывать, что в таком виде нельзя вешать на вешалку, т.к. срезы могут растянуться. Обработку этих срезов нужно начинать с горло­вины, обращать внимание на подгонку обтачки по гор­ловине, правила ее притачивания, выметывания и при­утюживания. Как и при обработке других узлов, сле­дует подробно информировать учащихся о возможных дефектах, их причинах и способах предупреждения и устранения.

Вызывает затруднения у учащихся и выравнивание низа изделия и его обработка, особенно в изделиях по­кроя клеш или полуклеш, в юбках из четырех и шести клиньев. Здесь следует учителю на примерах всех име­ющихся моделей данного вида показать, как это делать в каждом конкретном случае отдельно: показать, как закалывается юбка по линии талии, как скалыва­ются булавками и выравниваются клинья, боковые швы и низ изделия, какой ширины остается запас по низу на его обработку. Только после этого нужно по­казать приемы машинной и ручной обработки низа.
Окончательная отделка платья. Отделка платья в готовом виде - это очищение платья от ниток, закреп­ление (в отдельных случаях) концов складок, швов и отутюживание готового изделия. Затем пришивают пу­говицы, кнопки, крючки, делают петли для пояса, при­крепляют отделку (цветы, банты и т. д.) В зависимости от модели.

Всегда вызывает интерес отделка платья вышив­кой или аппликацией. Эти виды отделок выполняются заранее, до сдачи платья учителю на окончательную проверку. Нужно предупреждать об этом учащихся, и данную работу следует выполнять по мере изготов­ления платья, а лучше дома.

Процесс изготовления женского легкого платья в VII классе содержит большие потенциальные возмож­ности воспитательного характера, поэтому от занятия к занятию нужно ставить эти цели и реализовывать их для формирования личности учащихся, развития про­фессионального интереса, правильного отношения к людям труда.

В VII классе, в рамках проектной деятельности, учащиеся продолжают осваивать и совершенствовать знания, умения и навыки по изготовлению платья, но уже более сложных моделей, - это изделия с различными видами воротников и рукавов. Задача учителя - дать знания, умения и на­выки по обработке этих узлов, а главное - совершенст­вовать организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, направлять ее на активизацию поиска интересных сведений и фактов по конструиро­ванию, моделированию и изготовлению платьев. Мож­но поручать учачашимся организовывать оформление тематического уголка (о направлении моды, об исто­рии одежды, о применении передовой техники и техно­логии в области швейной и текстильной промышлен­ности).

При выполнении практических работ надо обра­тить внимание учащихся на более качественное вы­полнение всех операций при пошиве платья, можно практиковать задания по обработке знакомых узлов и деталей платья, разработке выкроек и лекал платьев различных фасонов.

Обработку образцов различных видов рукавов и воротников вначале можно выполнять на небольших кусочках ткани, а затем эти образцы оформлять в альбоме.

Особое внимание учителя должно быть направле­но на подготовку учащихся к выбору профессии. С этой целью на занятиях наряду с объяснением и показом практических действий и приемов следует найти время на интересную информацию о профессии, о людях тру· да, их достижениях и результатах. Таким образом, на занятиях в VII классе должна проводиться большая работа воспитательного и профориентационного харак­тера, особенно в процессе вводного и заключительного инструктажей.

Организация практической работы учащихся в VII классе осуществляется так же, как и в предыдущих классах, с широким применением инструкционных карт, карточек-заданий, альбомов, образцов готовых изделий и отдельных узлов обработки (карманы, во­ротники, борта, рукава и др.), выполненных в техно­логической последовательности.

По мере выполнения практических заданий следует шире организовывать взаимоконтроль в звене (бри­гаде), чтобы учащиеся могли самостоятельно анализи­ровать свою работу и исправлять дефекты, соотносить качество своей работы с образцом-эталоном и требованиями, предъявляемыми к готовым швейным изделиям и отдельным узлам. Таковы основные особенности методики формирования знаний, умений и навыков по обработке тканей у учащихся VII классов.

-



написать администратору сайта