Главная страница
Навигация по странице:

Трудовое право России учебник. Учебник" (3е издание) (отв ред. Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова) ("



Скачать 0.96 Mb.
Название Учебник" (3е издание) (отв ред. Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова) ("
Анкор Трудовое право России учебник.docx
Дата 02.05.2017
Размер 0.96 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Трудовое право России учебник.docx
Тип Учебник
#6409
страница 1 из 44
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

"Трудовое право России: Учебник"
(3-е издание)
(отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2010)
ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ
УЧЕБНИК
Издание третье
Ответственные редакторы:

заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

Ю.П. ОРЛОВСКИЙ,

доктор юридических наук

А.Ф. НУРТДИНОВА
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Орловский Ю.П., руководитель коллектива, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ - гл. 6; § 5 гл. 17;

Кузнецов Д.Л., доцент кафедры трудового права факультета права ГУ ВШЭ - гл. 12;

Нуртдинова А.Ф., доктор юридических наук - гл. 1 - 5; 9; 10; § 1 (в соавторстве с Л.А. Чикановой), § 3 гл. 15; § 3 гл. 16;

Чиканова Л.А., доктор юридических наук - гл. 8; 11; 13; § 1 (в соавторстве с А.Ф. Нуртдиновой), § 2 гл. 15; § 4, 6 гл. 17;

Шептулина Н.Н., кандидат юридических наук - гл. 7; 14; § 1, 2, 4 гл. 16; § 1, 2, 3 гл. 17.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Нормативные правовые и иные акты
ТК, Трудовой кодекс - Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 167-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3; 2009. N 29. Ст. 3604)

ГК - Гражданский кодекс РФ

часть первая от 30 ноября 1994 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2009. N 29. Ст. 3618)

часть вторая от 26 января 1996 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2009. N 29. Ст. 3582)

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 128-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532; 2009. N 26. Ст. 3126)

Закон о банкротстве - Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2009. N 29. Ст. 3632)

Закон о воинской обязанности - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; 2009. N 26. Ст. 3124)

Закон о государственной гражданской службе - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2009. N 29. Ст. 3624)

Закон о государственной тайне - Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ (СЗ РФ. 1997. N 41. С. 8220 - 8235; 2009. N 29. Ст. 3617)

Закон о занятости населения - Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 2009. N 23. Ст. 2761)

Закон о защите инвалидов - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152)

Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ (СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249; 2009. N 29. Ст. 3601)

Закон о коммерческой тайне - Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; 2007. N 31. Ст. 4011)

Закон о народных предприятиях - Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611; 2002. N 12. Ст. 1093)

Закон о прокуратуре - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ, с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 2009. N 29. Ст. 3608)

Закон о профсоюзах - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2009. N 1. Ст. 17)

Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием - Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4538; 2004. N 35. Ст. 3607)

Закон об акционерных обществах - Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2009. N 29. Ст. 3642)

Закон об обществах с ограниченной ответственностью - Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785; 2009. N 31. Ст. 3923)

Закон об объединениях работодателей - Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741; 2007. N 49. Ст. 6068)

КЗоТ - Кодекс законов о труде РФ от 9 декабря 1971 г. (утратил силу)

КоАП - Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; 2009. N 30. Ст. 3735)

КТМ - Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 322-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2009. N 1. Ст. 30)

НК - Налоговый кодекс РФ

часть первая от 31 июля 1998 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2009. N 29. Ст. 3632)

часть вторая от 5 августа 2000 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2009. N 29. Ст. 3642)

СК - Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 106-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2008. N 27. Ст. 3124)

УИК - Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 191-ФЗ (СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198; 2009. N 29. Ст. 3628)

УК - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954; 2009. N 31. Ст. 3922)

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 176-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921; 2009. N 29. Ст. 3613)

Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" с последними изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63 (БВС РФ. 2004. N 6; 2007. N 3)

Постановление Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" (БВС РФ. 2007. N 1)

Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ - Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 167-ФЗ (СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878; 2009. N 29. Ст. 3604)
2. Официальные издания
БВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

БНА РФ - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Ведомости ВС РФ - Ведомости Верховного Совета Российской Федерации

Ведомости СНД и ВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

Вестник ВАС РФ - Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

РГ - Российская газета

САПП РФ - Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
Глава I. ТРУДОВОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
§ 1. Труд: его значение в общественном развитии

и жизни человека
1. Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом. Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три составляющие процесса производства: материал, орудие труда и труд - сливаются в конечном результате - продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации <1>. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

--------------------------------

<1> См.: Экономика труда: Учебник / Под ред. В.В. Адамчука. М.: Финстатинформ, 1999. С. 6, 7.
Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности, с одной стороны, происходит насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, в которых уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда <1>.

--------------------------------

<1> См.: Экономика труда: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Рофе. М.: МИК, 2000. С. 21.
Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Экономика труда: Учебник / Под ред. В.В. Адамчука. С. 12.
Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом, - формирует не только общество, но и личность, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей.

В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования <1>. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности <2>, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

--------------------------------

<1> См.: Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 13.

<2> См.: Мизес Л.Ф. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catallaxy, 1994. С. 114, 115.
Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" <1>.

--------------------------------

<1> Чангли И.И. Труд: Социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1973. С. 49.
С экономической точки зрения труд - это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются:

1) сознательный характер;

2) связь с созиданием благ;

3) рациональность;

4) целенаправленность;

5) общественная полезность.

2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости:

1) от характера и содержания труда;

2) предмета и продукта труда;

3) средств и способов труда;

4) условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства - самостоятельный и труд несамостоятельный - наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального труда и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение) <1>. Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

--------------------------------

<1> См.: Слезингер Г.Э. Указ. соч. С. 18, 19.
Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра: степень интеллектуализации труда и степень квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

- Второй критерий классификации - предмет и продукт труда - учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда.

По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.).

Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммерческий.

В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.п.

- Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

- Разделение труда на виды в зависимости от условий, в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер. Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения - отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), - трудовым отношением.
§ 2. Трудовое право как функция социального государства
1. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

Таким образом, Россия, как и многие зарубежные государства, принимает на себя обязанность проводить активную социальную политику, направленную на развитие личности, достижение благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан.

Доктрина социального государства с момента своего возникновения в качестве основной идеи выдвигала приверженность интересам и правам личности. Социальная защищенность, благополучие и создание условий для развития человека признаются важнейшей задачей государства. Оно по отношению к своим гражданам выступает как субъект социальной защиты.

Современные представления о социальном государстве базируются на его характерных признаках, к числу которых относятся:

- доступность социальной поддержки государства для всех членов общества;

- наличие социального законодательства;

- обеспечение занятости;

- существование системы социального обеспечения, включающей социальную поддержку за счет бюджетных средств;

- принятие государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан;

- наличие гражданского общества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: Экономика, 2006. С. 84 - 86.
Социальное государство выполняет специфические функции, осуществление которых имеет целью создать систему социальной защиты в самом широком смысле слова, сгладить социальное неравенство. В частности, осуществляется государственное регулирование трудовых отношений, социальное обеспечение граждан, обеспечение доступного здравоохранения и образования, содействие полной занятости и защита от безработицы, предоставление социальных услуг.

Анализируя функции социального государства, обычно делают акцент на социальной политике в узком смысле слова - социальном обеспечении, оказании государственной помощи, обеспечении доступного образования и здравоохранения и т.п. Однако деятельность социального государства в немалой степени связана с признанием и созданием системы гарантий прав человека в сфере труда. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ прямо указывает на такие задачи Российского государства, как охрана труда и установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Охрана труда в конституционном контексте означает обязанность государства создать и развивать законодательство, направленное на защиту жизни, здоровья, достоинства работника в процессе трудовой деятельности, обеспечение достойных условий труда, в том числе его оплаты. Социальное государство характеризуется наличием законодательства о труде и занятости. Таким образом, создание и развитие трудового права можно рассматривать как одну из функций социального государства. В свою очередь, развитие законодательства определяется целями правового социального государства, которые дают ориентиры для деятельности законодателя. Как справедливо отмечают авторы комментария к Конституции РФ, "возведение принципа социального государства в ранг конституционной нормы требует от законодательной власти при рассмотрении законопроектов в социальной сфере ориентироваться не столько на показатели экономической целесообразности и политические интересы временного характера, сколько на положения Основного Закона государства, гарантирующего благополучие личности" <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Юристъ, 2002. С. 69, 70.
Принцип социального государства, получивший развитие в гл. 2 Конституции РФ, выступает основой незыблемости конституционных трудовых прав (ст. ст. 30, 37) и основных положений трудового законодательства.

Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ), немыслимо без соблюдения признанных международным сообществом прав человека, добрую половину которых составляют права в сфере труда. Признание и создание гарантий реализации основных прав человека признаки социального государства.

2. Основное содержание и перспективы развития трудового права как самостоятельной отрасли определяются целями социального государства и общепризнанными правами человека в сфере труда.

Это находит отражение прежде всего в формулировании целей и принципов трудового законодательства. В соответствии со ст. 1 ТК целями трудового законодательства являются:

1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

2) создание благоприятных условий труда;

3) защита прав и интересов работников и работодателей.

Эти цели согласуются с конституционными положениями об охране труда.

Основные принципы правового регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, сформулированы на основе общепризнанных прав человека в сфере труда <1>. Такой подход обеспечивает создание гарантий реализации этих прав при вступлении в трудовое правоотношение и осуществлении трудовой деятельности. Права и свободы человека в сфере труда определяют смысл и содержание трудового законодательства, а также направления его совершенствования.

--------------------------------

<1> См.: § 2 главы III учебника.
В качестве функции социального государства трудовое право выполняет важную социальную задачу, обеспечивая социальную защиту работников и способствуя поддержанию социальной стабильности в обществе <1>.

--------------------------------

<1> См.: § 3 настоящей главы учебника.
§ 3. Понятие и социальное назначение трудового права
Трудовое право - самостоятельная отрасль российского права, характеризующаяся наличием особого предмета, метода и принципов правового регулирования.

1. Трудовое право имеет два основных аспекта, которые отражают его сущность и социальное назначение:

1) позитивный (трудовое право можно рассматривать как отрасль позитивного права);

2) нравственный <1>.

--------------------------------

<1> Выделяют еще и субъективное трудовое право - субъективные права и обязанности сторон трудового договора, формализованные в порядке индивидуально-договорного регулирования (см.: Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. С. 172, 173).
В качестве позитивного права оно представляет собой систему правовых норм, устанавливающих трудовые права и гарантии их реализации. Особенностью данной отрасли права является наличие широкого круга разнообразных источников, которые включают, во-первых, нормативные правовые акты различной юридической силы и различного характера (принятые как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления или работодателем), во-вторых, нормативные договоры, заключаемые непосредственно сторонами трудовых отношений (коллективные договоры, соглашения) <1>.

--------------------------------

<1> См. главу IV учебника.
Нравственный аспект трудового права проявляется в том, что нормы указанной отрасли обеспечивают меру социальной справедливости и свободы в сфере труда, реализацию и защиту признанных мировым сообществом экономических и социальных прав человека.

Гуманитарная направленность отрасли базируется на представлении о безусловной ценности человека, его прав и свобод; отсюда основное назначение трудового права - защита человека, работника.

Нравственный аспект обнажает социальное, общегуманитарное значение трудового права. Он характеризует самодостаточность и относительную независимость отрасли от других общественных институтов и феноменов. Иначе говоря, нельзя рассматривать трудовое право в качестве некоего вспомогательного инструментария, обслуживающего экономические потребности общества. Эти потребности учитываются при формировании массива правовых норм, но наряду с другими факторами общественной жизни.

Наличие нравственной составляющей трудового права обусловливает выполнение им двух специфических социальных функций, не свойственных другим отраслям права:

а) обеспечения социальной защиты;

б) обеспечения социальной стабильности <1>.

--------------------------------

<1> Традиционно выделяется и производственная (экономическая) функция трудового права, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования рынка труда и организации производства.
- Функция социальной защиты направлена на реализацию конституционного принципа социального государства. Она проявляется в создании правовых механизмов, способствующих осуществлению основных прав человека в сфере труда, разработке системы трудовых прав и гарантий для работника, достаточных для обеспечения достойной жизни и социальной защищенности. Нормы трудового права обеспечивают охрану труда в широком смысле слова, т.е. охрану жизни, здоровья, материального благополучия и достоинства работника в процессе трудовой деятельности. Они гарантируют создание системы производственной демократии и защиты не только трудовых прав, но и интересов работников путем их объединения в профессиональные союзы, участия в системе социального партнерства, разрешения коллективных трудовых споров.

Осуществление указанной функции определяло и продолжает определять не только особенности правового воздействия на соответствующие общественные отношения, но и саму сущность трудового права. По большому счету, именно наличие определенной общественной задачи, которая решается в процессе создания конкретных правовых норм, выделяет трудовое право среди других отраслей права. Трудовое законодательство - элемент механизма реализации социальной политики государства.

- Функция обеспечения социальной стабильности направлена на сохранение социального мира, поддержание стабильности общества в целом.

Рабочая сила - это не только фактор производства, но и население страны, индивидуумы, обладающие правами человека. Именно это и обусловило в свое время вмешательство государства в управление экономикой, чтобы, с одной стороны, защитить человека от суровых законов рынка, смягчить их действие, с другой стороны, обеспечить относительное спокойствие в обществе. Будучи уверены в существовании государственной системы защиты своих трудовых прав и интересов, в справедливом (или хотя бы относительно справедливом) распределении общественного богатства, работники в меньшей степени склонны к отстаиванию своих интересов экстремальными средствами в форме пикетирования, демонстраций, забастовок и т.п.

Смягчение противостояния между трудом и капиталом, стабильная система производственных отношений способствуют и уменьшению политического экстремизма, что немаловажно в современных условиях. Британские исследователи, в частности, отмечают значительную роль трудового законодательства в предотвращении социальных потрясений <1>.

--------------------------------

<1> См.: History of the Great Britain. Oxford, 1996. P. 132.
2. Своеобразие трудового права проявляется и в том, что оно не может быть в полной мере отнесено к частному праву, равно как оно не является и отраслью публичного права. Оно сочетает в себе публично-правовые и частноправовые элементы. Причем эта двойственность свойственна трудовому праву практически с момента его возникновения. Еще в первом десятилетии XX столетия Г.Ф. Шершеневич указывал, что государство склонно рассматривать фабрику или завод как сферу общественных интересов, вводить внутрь хозяйства своих агентов, принудительно определять отношения по договору личного найма. Он предсказывал, что "дальнейшее развитие права будет все более стирать резкие границы между публичным и частным правом и укреплять нормы публичного права в области, где до сих пор господствовал частный интерес" <1>. Это предсказание полностью сбылось в середине XX в., когда появился комплекс отраслей, именуемых социальным правом. Социальное право в широкой трактовке включает такие отрасли, как право социального страхования, трудовое право, медицинское право и т.п. Оно характеризуется своим промежуточным (между частным и публичным правом) положением и социальной направленностью - выполнением задачи создания системы социальной защиты.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие: В 2 т. М.: Юридический колледж МГУ, 1995. Т. 2. Вып. 2, 3, 4. С. 167.
Трудовое право как составная часть социального тяготеет к публичному праву. Это проявляется главным образом в установлении базового уровня трудовых прав и гарантий на государственном уровне. Стороны трудового договора связаны определенными условиями, которые установлены не в результате их соглашения, а на основе требований законодательства. Иными словами, договорная свобода сторон ограничена в интересах работника: ему не могут быть установлены условия труда, снижающие уровень его трудовых прав по сравнению с законодательством.

Одновременно государство принимает на себя заботу о соблюдении работодателями трудового законодательства, устанавливая государственный надзор и контроль за его выполнением и административную ответственность за нарушение правовых норм о труде.

К публично-правовым элементам трудового права можно отнести и организационный аспект трудового правоотношения, основанный на власти-подчинении. Работодателю предоставлено право организовать трудовую деятельность (в том числе принять необходимые локальные нормативные акты) и осуществлять дисциплинарные полномочия (требовать соблюдения внутреннего трудового распорядка в организации, поощрять работников, применять санкции за нарушение трудовой дисциплины), т.е. он обладает полномочиями устанавливать и применять правила поведения - властными полномочиями. Работник же несет обязанность подчиняться требованиям работодателя в процессе трудовой деятельности, соблюдать внутренний трудовой распорядок и правила производства работ.

Частноправовые элементы характеризуют прежде всего договорные начала трудового права: возникновение трудового отношения между юридически равными субъектами на основании трудового договора, возможность установления условий труда по соглашению сторон, изменение и прекращение трудового правоотношения на основании соглашения между работником и работодателем. Кроме того, трудовое право использует многие частноправовые понятия и модели, такие как самозащита, моральный вред, возмещение ущерба.

Наряду с публично-правовыми и частноправовыми элементами трудовое право включает положения, происхождение которых связано исключительно со спецификой общественных отношений, составляющих предмет отрасли. Это комплекс норм, регулирующих коллективные трудовые отношения и непосредственно связанных с функционированием механизма социального партнерства.

3. В отличие от других отраслей права в трудовом праве отношения между сторонами строятся на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. Работник, вступая в трудовое отношение с работодателем, не только реализует права, предоставленные ему законом и трудовым договором, и выполняет установленные обязанности, но и получает дополнительное право на представительство и защиту своих интересов через законно избранных (сформированных) представителей. Эти представители (профессиональные союзы и иные представительные органы) принимают участие в установлении условий труда (как в коллективном договоре, соглашении, так и в локальном нормативном акте), в принятии управленческих решений работодателем, в разрешении коллективных трудовых споров <1>. Таким образом, работник является стороной трудового отношения и участвует как член трудового коллектива (через своих представителей) в коллективных трудовых отношениях. Защита его трудовых прав и законных интересов осуществляется также на двух уровнях: индивидуальном и коллективном.

--------------------------------

<1> См. главу IV учебника.
4. Еще одной особенностью трудового права как самостоятельной отрасли является сочетание норм материального и процессуального права. На протяжении всей истории своего существования в качестве самостоятельной отрасли трудовое право развивалось как единая система, охватывающая материальные, процедурные и процессуальные нормы. И хотя в последнее время выдвигаются предложения о выделении самостоятельного трудового процедурно-процессуального права <1>, практическая реализация выдвинутой идеи вызывает серьезные сомнения, поскольку материальные и процедурные нормы, регулирующие трудовые и другие входящие в состав предмета отрасли отношения, неразрывно связаны. Невозможно разделить основание увольнения работника и порядок (процедуру) увольнения, дисциплинарную ответственность и порядок ее применения и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Трудовое процедурно-процессуальное право: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Скобелкина. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2002.
Что касается процессуальных норм, то они весьма фрагментарны и не заменяют, а дополняют положения гражданского процессуального права применительно к рассмотрению индивидуальных трудовых споров в судебных органах. Их выделение в самостоятельную отрасль не имеет практического смысла, а для отказа от гражданского процессуального права при рассмотрении трудовых дел в судах (мировым судьей) пока нет реальных предпосылок (в России не существует специализированной трудовой юстиции).

В ближайшей перспективе развитие трудового права совершенно очевидно будет происходить традиционным путем - посредством объединения в рамках одной правовой отрасли различных по своему характеру и назначению норм.
</1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></1></2></1></2></1></1></1></1></1></1></1>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
написать администратору сайта