Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

классификации. Учебник для студентов высших пед учеб заведений под ред. Е. Г. Речицкой



Скачать 30.24 Kb.
Название Учебник для студентов высших пед учеб заведений под ред. Е. Г. Речицкой
Анкор классификации.docx
Дата 26.04.2017
Размер 30.24 Kb.
Формат файла docx
Имя файла классификации.docx
Тип Учебник
#3746

Школьной классификации остроты слуха  G.Beckmana

1 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие до 250 Гц;
2 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие звуки до 500 Гц;
3 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
4 группа – люди с нарушениями слуха, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше.
Есть и международная классификация. Потеря слуха свыше 90 дБ  определяется как глухота. Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости.

1-я степень - снижение слуха в пределах 25-40 дБ (человек, с такой потерей слуха с трудом распознает тихую речь и беседы, но справляется в тихой обстановке);  
2 степень - 40-55 дБ (трудности в понимании беседы, особенно когда присутствует шум на заднем плане. Повышенная громкость необходима для ТВ и радио);  
3 степень -55-70 дБ (значительно задета чистота речи. Речь должна быть громкой, возможны трудности при групповой беседе);  
4 степень -70-90дБ (значительная потеря слуха - не слышит нормальную разговорную речь. Трудности при распознавании даже громкой речи, способен понимать крик и преувеличенно четкую и громкую речь). 
0 - 25 дБ считается, что потери слуха нет. У человека нет  трудностей в распознавании речи.
(Сурдопедагогика: учебник для студентов высших пед.учеб.заведений под ред. Е.Г. Речицкой)
Зрение

В качестве основы для новой классификации использована версия В. З. Денискиной

(слепота – от 0 до 0,05, слабовидение – от 0,05 до 0,4, пониженное зрение – от 0,5 до 0,8,

норма – от 0,9 до 1,0) с отличительными особенностями новой версии: интервалы остроты

зрения захватывают исчезнувшие при переходе от ступени к ступени десятые доли; зрение

считается нормальным при остроте от 0,9 до 1,0 на лучшем глазу, при видящем худшем глазу

и отсутствии цветоаномалий.
Классификация нарушения в зависимости от остроты зрения

В качестве основной в медицине используется классификация нарушений зрения в зависимости от способности человека видеть.

Слепота. Присуще полное отсутствие зрительных ощущений или  остаточное зрение. При ношении очков отмечается максимальная острота зрения  - 0,04 или только способность к светоощущению.

Абсолютная или тотальная слепота. Характерно полное отсутствие зрительных ощущений или наличие светоощущения, форменное зрение с остротой от 0,005 до 0,04.

Слабовидящая слепота. Острота зрения от 0,05 до 0,2. При таком зрении глаза выполняют свою информативную функцию.

Классификация нарушений зрения в зависимости от времени появления дефекта

В зависимости от времени появления дефекта в офтальмологии выделяется следующая классификация нарушений зрения:

слепорожденные. К ним относятся все рожденные с абсолютной слепотой или же ослепшие до возраста 3 лет;

ослепшие. Это люди, утратившие способность видеть в возрасте более 3 -х лет.

В основе данной классификации нарушений зрения лежит наличие частичного или полностью отсутствующего представления об окружающем мире.

Нарушения зрения при различных заболеваниях зрительной системы

Существует классификация видов нарушения зрительной функциив зависимости от причин появления дефекта:

расстройство рефракции. В этом случае изображение предмета не фокусируется четко перед сетчаткой;

расстройство аккомодации. Это неспособность четко рассмотреть все предметы, находящиеся на различном удалении;

расстройство периферического зрения. Отсутствует четкое изображение предметов, находящихся в движении или по бокам от глаз;

расстройство адаптационной способности глаз. Ухудшение зрение при изменении освещения.
Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.

1. Нарушения устной речи.

а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

· афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,

· брадилалия – патологически замедленный темп речи,

· тахилалия - патологически ускоренный темп речи,

· заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

· дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и

сохранной иннервации речевого аппарата,

· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

· афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

2. Нарушения письменной речи:

а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,

б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.,.


Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:

1) Нарушение средств общения:

· ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии

· ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией.

2) Нарушение в применении средств общения:

· Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

· проявление речевого негативизма, мутизм и др.

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. 

Признаки, положенные в основание психолого-педагогической классификации, позволяют организовать групповые формы коррекционно-воспитательного процесса и логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта.

Раньше логопеды в заключении писали только уровень недоразвития речи по психолого-педагогической классификации. Заключение о виде речевого нарушения по клинико-психологической классификации должны были ставить и ставили врачи-неврологи. Однако в последнее время наблюдается тенденция опускания в диагнозе неврологов вида речевого нарушения и оставление ими прерогативы в постановке заключения логопедам – так как логопед проводит углубленное речевое обследование ребёнка (что в рамках осмотра невролога просто невозможно) и видит более точно симптомы проявления недоразвития речи в каждом конкретном случае. Поэтому последние рекомендации на курсах повышения квалификации говорят о необходимости умения пользоваться двумя классификациями и написании в заключении как уровня речевого недоразвития, так и вида нарушения речи.

С.С. Ляпидевский рассматривает медицинский аспект клинической классификации речевых нарушений и отмечает, что в ней предполагается учет того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения. В клинической классификации автор выделяет:

·  расстройства, обусловленные нарушениями в области речеслухового и речедвигательного анализаторов;

·  расстройства центрального или периферического характера;

·  расстройства функциональные или органические с учетом времени наступления расстройства (до начала формирования речи; в процессе формирования; после того, как речь уже сформирована).

С. С. Ляпидевский выделяет следующие формы речевых нарушений:

·  фонетические дефекты, которые диагностируются как дислалия, дизартрия, ринолалия;

·  недоразвитие или утрата речи – алалия, афазия;

·  расстройства темпа, ритма и плавности речи несудоржного характера – тахилалия, брадилалия; нарушения плавности речи, сопровождающиеся судорожными спазмами мышц, в клинической классификации, как отмечает автор, определяются как логоневроз. В клинической классификации им выделяются особенности речевой патологии при дефектах слуха, умственной отсталости и при некоторых нервно-психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилепсия.

Логопедический аспект классификации речевых нарушений предполагает, по мнению С.С. Ляпидевского, учет того, какое звено речевой системы нарушено и выделяет, соответственно, расстройства голоса, расстройства ритма, расстройства темпа, расстройства фонетического строя, расстройства грамматического строя и расстройства лексики. В педагогической классификации автор рассматривает следующие формы речевых расстройств: недоразвитие речи различных уровней и задержка речевого развития.

В настоящее время в логопедии для описания и характеристики речевых нарушений используются две классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.


ОДА

Классификация ДЦП К.А. Семеновой

1) Спастическая гемиплегия

2) Двойная Гемиплегия

3) Гиперкинетическая форма

4) Атонически-астатическая форма 

5) Гемиплегическая форма

Интересна классификация В.В. Ковалева (1979). Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
- дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма);
- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),
и четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией.

Первая клиническая классификация предложена Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1967). В данной классификации рассматриваются два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствие психического или психофизического инфантилизма.
При втором варианте на первый план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой церебральной астенией.

В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К.С. Лебединской(1980), разработанный на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР.
В 1966г. М.С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР:

1.Психический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

2.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

4.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции; 
Более поздний вариант классификации ЗПР, К.С. Лебединской (1980), отражает причинную обусловленность. 

ЗПР конституционального генеза, гармонический инфантилизм.
В данном лучае эмоционально-волевая сфера, игровая мотивация поведения находятся как бы на более ранней ступени развития, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Инфантильный тип телосложения. 
Этиология – врожденно-конституциональная (близнецы), генетическая (ЗПР вследствие обменно-трофических расстройств в течение внутриутробного развития.
Соматического происхождения – обусловлена длительной соматической недостаточностью (ослабленностью), инфекции, пороки развития (сердца).

ЗПР психогенного происхождения 
В данном случае причинами задержки в развитии являются неблагоприятные условия воспитания. 
Гипоопека — безнадзорность, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Т.е. патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы. Недостаточный уровень знаний.
Гиперопека – на фоне общей соматической ослабленности характерно снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость. Познавательная сфера страдает вторично. Эгоизм, эгоцентризм, нелюбовь к труду. Невротический тип при жестокости, агрессии деспотизме родителей => робкие, боязливые, безынициативные => задержка познавательной деятельности.

ЗПР Церебрально-органического происхождения.
Встречается чаще всего. Негрубая органическая недостаточность резидуального характера. Наличие легкой дисфункции головного мозга. Эмоционально-волевая сфера представлена органическим инфантилизмом – нет живости и яркости эмоций, заинтересованности в оценке, низкий уровень притязаний, внушаемость, дефект критики, бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие, двигательная расторможенность.
Два вида органического инфантилизма: 

Неустойчивый – психомоторная расторможенность, импульсивность, эйфорический оттенок настроения, малая способность к волевому усилию, отсутствие стойких привязанностей.
Тормозимый – пониженный фон настроения, нерешительность, боязливость, может быть нарушения сна, сосудистая лабильность, несамостоятельность. 
ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности. Недостаточность памяти, внимания, инертность психических процессов, их медленность и пониженная переключаемость, дефицитарность отдельных корковых функций. Неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, автоматизации движений и действий, явления зеркальности в письме. 

В 1966г. М.С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР:

1.Психический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

2.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

4.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции; 
Более поздний вариант классификации ЗПР, К.С. Лебединской (1980), отражает причинную обусловленность. 

ЗПР конституционального генеза, гармонический инфантилизм.
В данном лучае эмоционально-волевая сфера, игровая мотивация поведения находятся как бы на более ранней ступени развития, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Инфантильный тип телосложения. 
Этиология – врожденно-конституциональная (близнецы), генетическая (ЗПР вследствие обменно-трофических расстройств в течение внутриутробного развития.
Соматического происхождения – обусловлена длительной соматической недостаточностью (ослабленностью), инфекции, пороки развития (сердца).

ЗПР психогенного происхождения 
В данном случае причинами задержки в развитии являются неблагоприятные условия воспитания. 
Гипоопека — безнадзорность, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Т.е. патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы. Недостаточный уровень знаний.
Гиперопека – на фоне общей соматической ослабленности характерно снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость. Познавательная сфера страдает вторично. Эгоизм, эгоцентризм, нелюбовь к труду. Невротический тип при жестокости, агрессии деспотизме родителей => робкие, боязливые, безынициативные => задержка познавательной деятельности.

ЗПР Церебрально-органического происхождения.
Встречается чаще всего. Негрубая органическая недостаточность резидуального характера. Наличие легкой дисфункции головного мозга. Эмоционально-волевая сфера представлена органическим инфантилизмом – нет живости и яркости эмоций, заинтересованности в оценке, низкий уровень притязаний, внушаемость, дефект критики, бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие, двигательная расторможенность.
Два вида органического инфантилизма: 

Неустойчивый – психомоторная расторможенность, импульсивность, эйфорический оттенок нас
оения, малая способность к волевому усилию, отсутствие стойких привязанностей.
Тормозимый – пониженный фон настроения, нерешительность, боязливость, может быть нарушения сна, сосудистая лабильность, несамостоятельность. 
ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности. Недостаточность памяти, внимания, инертность психических процессов, их медленность и пониженная переключаемость, дефицитарность отдельных корковых функций. Неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, автоматизации движений и действий, явления зеркальности в письме. 

Также целесообразно рассмотреть основные формы умственной отсталости. По степени выраженности умственной отсталости различают:

Дебильность;

Имбецильность;

Идиотия;

Олигофрения.

умственная отсталость представлена в отдельной рубрике и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую , умеренную , тяжелую и глубокую (F73). Другая клиническая классификация предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев).
Кроме того, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.
В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994), приняты следующие условные показатели IQ:

□  психическая норма — 100-70;

□  легкая степень умственной отсталости — 69—50;

□  умеренная (средняя) степень — 49-35;

□  тяжелая (резко выраженная) степень — 34-20;

□  глубокая степень — 20 и ниже.

Классификация раздела «Умственная отсталость» представлена следующим образом:

□  Легкая умственная отсталость.

□  Умеренная умственная отсталость.

□  Тяжелая умственная отсталость.

□  Глубокая умственная отсталость.

□  Другая умственная отсталость.

□  Неуточненная умственная отсталость.

ОМинимальные поведенческие нарушения или их отсутствие.

□  Значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер.

□  Другие поведенческие нарушения.

□  Поведенческие нарушения не определены.

Данная классификация не содержит старых «штампов» при определении степени умственной отсталости и является более дифференцированной. Деление по степени выраженности дефекта имеет определенное клиническое значение, поскольку глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений. Также оно имеет и практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженности дефекта решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка для обучения. Но количественное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта и особенностей клинической картины. IQ должно являться не основанием для диагноза, а лишь частью комплексной психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции. МКБ-10 не учитывает качественного своеобразия структуры дефекта и не может рассматриваться как наиболее адекватная при психологической коррекции детей и подростков с умственной отсталостью.
написать администратору сайта