Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

поурочные конспекты 3 класс. Учебником по чтению Родная речь



Скачать 1.89 Mb.
Название Учебником по чтению Родная речь
Анкор поурочные конспекты 3 класс.doc
Дата 25.04.2017
Размер 1.89 Mb.
Формат файла doc
Имя файла поурочные конспекты 3 класс.doc
Тип Учебник
#3072
страница 6 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

IV. Итог урока.

– Чему вас научил урок? Какие чувства в вас пробудил?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» (с. 170–172, часть 1-я), выполнить рисунок к стихотворению.

Урок 35
К. Д. БАЛЬМОНТ. «ЗОЛОТОЕ СЛОВО»


Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; развивать воображение детей, наблюдательность, умение сравнивать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из работ учеников организуется выставка. Учитель может попросить учащихся объединить рисунки в зависимости от того, какой эпизод на них запечатлен.

После этого дети зачитывают отрывок из стихотворения, который соответствует каждой группе рисунков.

Учащиеся оценивают чтение друг друга.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Поэтическую тетрадь продолжают стихи К. Д. Бальмонта.

Константин Бальмонт с детства любил чтение. В мир литературы его ввели народные песни, сказки и книги. Он знал несколько иностранных языков, занимался переводами, но особую роль в его жизни занимали стихи. Стихи он начал писать рано, еще обучаясь в гимназии. Не все они были удачны, и сам поэт понимал это. Но большинство стихов К. Д. Бальмонта живут и сейчас.

– Послушайте одно из стихотворений К. Д. Бальмонта «Золотое слово».

– Какое слово, по вашему мнению, золотое?

– Прочитаем стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение К. Бальмонта «Золотое слово».

– Что хотите сказать?

– Какой вы представили себе Осень?

– Какова Зима?

– Кто помог Осени сдержать данное ею слово?

– Почему поэт названия времен года: Осень, Зима, Весна – написал с большой буквы?

– Как нужно читать слова, которые говорит Осень? Прочитайте.

Чтение хором.

– Слова, которые говорит Зима? Прочитайте.

Чтение хором.

– Слова, которые говорит Весна? Прочитайте.

Чтение хором.

– Как следует читать остальную часть стихотворения?

Упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– Каким настроением наполнил вас урок?

– Кто доволен своей работой?

– Кто считает, что мог бы работать лучше? Что для этого нужно сделать?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотое слово» (с. 173, часть 1-я), по желанию выучить стихотворение наизусть, выполнить рисунок.

Урок 36
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. «ДЕТСТВО»


Цели: начать знакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить видеть красоту поэтического слова; развивать воображение, речь учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выполнить рисунок к стихотворению К. Д. Бальмонта «Золотое слово». Те дети, которые сделали рисунки, вывешивают их на доску.

– Разве возможно такое, чтобы встретились вместе осень, весна, зима? А благодаря вашим работам это произошло, и теперь мы видим рядом и красавицу Весну, и своенравную Зиму, и кормилицу Осень.

– Выучил ли кто-нибудь стихотворение наизусть?

Дети, которые выучили стихотворение наизусть, рассказывают его.

Затем (если в этом есть необходимость) несколько человек выразительно читают стихотворение.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Завершают поэтическую тетрадь стихи Ивана Алексеевича Бунина.

– У каждого человека – свой неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом его стихотворении. Поэтический мир художника слова – это его автопортрет. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, те, которые мы называем душой.

Поэзия И. А. Бунина дарит чувство радости, счастья. И у вас сейчас будет возможность убедиться в этом. У поэта много стихов, главный герой которых – ребенок, с его бесконечным стремлением к познанию мира, ребенок, не устающий радоваться жизни, восхищаться ею.

– И стихотворение Ивана Бунина, которое мы прочитаем, так и называется – «Детство».

Учитель выразительно читает стихотворение И. А. Бунина «Детство».

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Что вызывает радость у мальчика?

– Как бы вы прочитали это стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

– Какие открытия сделали?

– Что особенно запомнилось?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина «Детство», (174, часть 1-я).

Урок 37
И. А. БУНИН. «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»,
«ГУСТОЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЕЛЬНИК У ДОРОГИ...»


Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией И. А. Бунина; учить детей видеть и понимать красоту родной природы; развивать воображение, красивую правильную речь учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Несколько учеников выразительно читают стихотворение И. А. Бунина «Детство» (если кто-то из учащихся пожелал выучить стихотворение наизусть, обязательно следует всем послушать).

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Родная природа прекрасна в любую пору, но, наверное, не менее прекрасен человек, способный увидеть, понять эту красоту, порой незатейливую, неяркую, неброскую. Иван Алексеевич Бунин и был таким человеком. И лучшим подтверждением тому служат его стихи.

Учитель читает стихотворение И. А. Бунина «Полевые цветы».

– Какие картины противопоставляет поэт в стихотворении?

– С каким чувством говорит он о полевых цветах? В каких словах это особенно проявляется?

– С одинаковой ли интонацией следует читать все стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

– И в заключение урока еще одно стихотворение Ивана Бунина.

Учитель выразительно читает стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...».

– Как относится поэт к оленю? С каким чувством пишет о нем?

– Как характеризует автора то, что он смог заметить и «расшифровать» следы, оставленные оленем?

– В каких словах слышатся радость и гордость за это красивое животное? Прочитайте.

– А как бы вы прочитали все стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

IV. Итог урока.

– С каким чувством покидаете урок?

– Чему он вас научил? О чем заставил задуматься?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений И. А. Бунина «Полевые цветы» и «Густой зеленый ельник у дороги...» (с. 175–177, часть 1-я), подготовиться к обобщающему уроку по произведениям, изученным в поэтических тетрадях 1, 2; выучить наизусть (или повторить) наиболее понравившееся стихотворение.

Урок 38
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО ПОЭТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям, изученным в поэтических тетрадях; прививать детям интерес к литературе, поэзии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщение знаний учащихся.

– Мы завершили с вами чтение произведений из еще одной поэтической тетради. А как хорошо вы их знаете, помните?

– Кто рассказал о старике, спасшем во время весеннего половодья зайчишек? (Я. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».)

– Какие еще произведения Н. А. Некрасова вы знаете?

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Соотнесите их с фамилиями авторов.

В полдень дождь

перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

(И. Суриков. «Зима».)

Осень обещала: «Я озолочу».

А Зима сказала: «Как я захочу»

А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима»

И Весна настала. Всюду кутерьма.

(К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».)

– От стихотворений этого поэта веет радостью, счастьем, он словно говорит нам: какое счастье – жить, какая радость – общаться с природой. Кто этот поэт? (И. А. Бунин.)

– Какие стихи Бунина вы знаете?

– Есть ли у вас любимое стихотворение И. А. Бунина?

Физкультминутка

III. Чтение стихотворений.

Учащиеся выразительно читают стихотворение из 1-й или 2-й поэтической тетради, которое им больше всего понравилось.

IV. Итог урока.

– Что больше всего понравилось?

– Что бы хотели выполнить еще?

– Довольны ли вы своей работой?

Урок 39
ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК.
«АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ».
«СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ,
КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ»


Цели: начать знакомить учащихся с произведениями Д. Н. Мамина-Сибиряка; прививать ученикам интерес к чтению, к литературе; развивать воображение, выразительную речь детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Работа со вступительной статьей (с. 180).

– Мы приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте его на-звание.

– Как вы понимаете, что такое «литературная сказка»?

Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями).

– Назовите литературные сказки, которые вы знаете. Вспомните их авторов.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы начнем читать сказки из сборника уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки».

– Как вы думаете, почему Мамин-Сибиряк дал такое необычное, нежное название своему сборнику?

– Давайте проверим, кто из вас прав.

– А начинаются «Аленушкины сказки» с присказки.

– Что такое присказка?

Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

Учитель читает присказку.

– Почему же эти сказки – Аленушкины?

– Сегодня мы прочитаем одну сказку из этого сборника – «Сказку про храброго Зайца...».

Учитель и ученики читают сказку.

– Каким вам показался заяц?

– Проследите, как по-разному называет писатель зайца? (Смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый.)

– А как бы вы назвали зайца?

– Какой эпизод в сказке вас рассмешил?

– А когда вы волновались, переживали за зайца?

– Как относится автор к своему главному герою?

IV. Итог урока.

– Какое настроение осталось у вас от урока?

– Что понравилось?

– Что бы хотели выполнить еще?

– Что бы сделали по-другому?

Домашнее задание: перечитать еще раз «Сказку про храброго Зайца...» Д. Н. Мамина-Сибиряка (с. 183–187, часть 1-я), выполнить задания 1, 2 (с. 209).

Урок 40
ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН.
«ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»


Цели: познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»; учить детей понимать глубину содержания произведения, рассуждать; развивать внимание, наблюдательность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Испытывали ли вы какие-то затруднения при выполнении домашнего задания?

– Какое задание вам показалось самым интересным?

– Как бы вы объяснили смысл пословицы «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет»?

– Какие слова из текста сказки были пропущены в задании 2? (Сбежались, приплелись.)

– Почему автор выбрал именно эти слова?

– Какие из этих выражений, по вашему мнению, лучше подходят к тексту сказки: те, которые подобрал Д. Н. Мамин-Сибиряк, или другие, близкие им по смыслу? Почему так считаете?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– От литературных сказок, главными действующими лицами которых были люди, мы переходим к сказкам, где главные герои – звери. И сегодня нас ждет встреча с «Лягушкой-путешественницей» В. М. Гаршина.

Учитель и учащиеся читают сказку «Лягушка-путешественница».

– Что хотите сказать?

– Какие бы слова вы подобрали для характеристики лягушки?

– Можно ли назвать ее изобретательной, смелой, хвастливой, находчивой?

– Почему путешествие лягушки закончилось так быстро?

– Как вы относитесь к лягушке? Объясните ваше отношение.

IV. Итог урока.

– Какое настроение появилось у вас после чтения сказки?

– Что вас рассмешило?

– Что заставило задуматься?

Домашнее задание: перечитать сказку В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» (с. 188–195, часть 1-я), подготовиться читать по ролям один из отрывков:

1. Со слов: «Кря, кря! – сказала одна из них. – Лететь еще далеко: надо покушать» до слов: «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно» (с. 189–191, часть 1-я).

2. Со слов: «На следующем отдыхе она сказала...» до конца сказки (с. 193–195, часть 1-я).

Урок 41
ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ.
«МОРОЗ ИВАНОВИЧ»


Цели: познакомить учащихся с понятием «литературная сказка»; начать работу над сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»; учить детей рассуждать; прививать трудолюбие, работать над развитием речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы перечитали сказку «Лягушка-путешественница». Какое чувство вызвала у вас лягушка при повторном чтении сказки?

– Можно ли соотнести со сказкой поговорку «Хвастовство само себя наказывает»?

– Вернемся к сказке.

Учащиеся делятся на группы для чтения по ролям (предварительно определив число действующих лиц).

Ученики читают по ролям выбранный ими отрывок. Учитель может также предложить детям проинсценировать его.

Дети оценивают «игру» друг друга, выбирают лучшего (лучших) исполнителя (исполнителей) каждой роли.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Часто в основе литературной сказки лежит одна или несколько народных сказок. Сегодня мы начнем читать сказку, которую написал В. Ф. Одоевский, – «Мороз Иванович».

– Начинается сказка с эпиграфа.

Эпиграф – краткое изречение перед произведением, которое характеризует основную идею этого произведения.

– Прочитайте эпиграф к сказке.

– Как вы его понимаете?

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

Учитель и учащиеся читают сказку до слов: «Кукареку, кукареки! У Рукодельницы в ведерке пятаки» (с. 202, часть 1-я).

– Что хотите сказать?

– Какова Рукодельница?

– Каким вам показался Мороз Иванович?

– Какие русские народные сказки вы узнали в сказке В. Ф. Одоевского?

IV. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Чему научил вас урок?

Домашнее задание: перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе (с. 196–202, часть 1-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.

Урок 42
В. Ф. ОДОЕВСКИЙ. «МОРОЗ ИВАНОВИЧ»


Цели: продолжать работу над сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»; учить детей понимать глубину произведения; учить сравнивать, обобщать; работать над развитием выразительной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Дома вы еще раз прочитали часть сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». И, наверное, какие-то эпизоды сказки вам понравились больше всего.

– Прочитайте их.

Учащиеся читают наиболее понравившиеся отрывки из сказки, поясняя свой выбор.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Как вы думаете, что произойдет дальше? Получится ли у Ленивицы заработать пятачков к празднику и помочь нянюшке?

– Почему так считаете?

– Проверим ваше мнение, дочитав сказку до конца.

Учитель и учащиеся дочитывают сказку до конца.

– За что Мороз Иванович проучил Ленивицу? Правильно ли он сделал?

– Как вы понимаете слова Мороза Ивановича: «Жить и служить – разница, да и работа работе рознь»?

– Чему учит сказка?

– Для чего, по вашему мнению, написал ее автор?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
написать администратору сайта