Главная страница
Навигация по странице:

  • Зоология – наука о животном мире

  • Контрольные вопросы

  • Подцарство Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa)

  • ЗООЛОГИЯ пособие осн. Учебное пособие для студентов специальности Начальное обучение



    Скачать 11.03 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов специальности Начальное обучение
    АнкорЗООЛОГИЯ пособие осн.doc
    Дата04.05.2018
    Размер11.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗООЛОГИЯ пособие осн.doc
    ТипУчебное пособие
    #20165
    страница1 из 11

    Подборка по базе: Новое пособие по WORD. Лабораторный практикум Часть 2.doc, Дневник производ. Б2.П.1 практики для студентов мРЭС 2017год наб, Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным об.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    О.П. МАНАНКОВА

    ЗООЛОГИЯ

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    для студентов

    специальности «Начальное обучение»

    Симферополь 2004

    Рекомендовано Ученым Советом Крымского государственного инженерно-педагогического университета

    Рецензенты:
    Бугаенко Л.А.доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биотехнологии, эфиромасличных и лекарственных растений, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур Крымского государственного агротехнологического университета;
    Трещев В.В. кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии, почетный профессор Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

    Учебное пособие включает все разделы зоологии в соответствии с объёмом требований учебной программы для студентов специальности «Начальное обучение».

    В пособии отражены современные научные знания в области зоологии беспозвоночных и позвоночных. Материал изложен в систематической последовательности, в соответствии с эволюционным развитием фауны и даёт целостное представление о зоологии, как науки о животном мире. В книге приведены сведения о строении, происхождении, распространении и образе жизни животных, показано их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

    Учебное пособие рассчитано на широкий круг читателей: студентов высших учебных заведений небиологических специальностей и колледжей педагогического профиля, преподавателей вузов, учителей школ, а также всех тех, кто занимается самообразованием.
    Зоология – наука о животном мире

    С животными человек был связан в течение всей своей истории – использовал их в пищу, для изготовления украшений, а также и для других хозяйственных надобностей. Постепенно различные животные становились объектами охотничьего и рыбного промыслов, а некоторые приручались человеком. Стоянки древнего человека служат хорошей этому иллюстрацией.

    Совершенно естественно, что по мере развития промысла зарождались, получали развитие и зоологические познания. На пещерных и наскальных рисунках человека раннего палеолита изображены сцены охоты и объекты её: мамонт, бизон, носорог, олень, медведь, разные рыбы и другие животные. Очевидно, охотник должен был уже располагать определёнными познаниями о распространении, биологии и внутреннем строении объектов своего промысла. В дальнейшем определённые зоологические познания возникли в связи с приручением животных, развитием охотничьего и рыбного промысла.
    Следовательно, многообразие животных, их строение, особенности жизнеде­ятельности и поведения, размножение, развитие, их происхождение и эволюцию, распространение, значение в природе и жизни человека изучает зоология наука о животных.
    У животных много общих черт с представителями других царств. Например, животные и растения имеют клеточное строение, сходный химический состав (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и др.), многие общие свойства (обмен веществ, наследственность, изменчивость, раздражимость).

    Однако животным свойственны особые черты организации, которые отличают их от растений. Наиболее глубокое различие заключается в характере питания этих организмов: растения — автотрофы, а животные — гетеротрофы. Подавляющее большинство животных — подвижны, им присущи сложные поведенческие реакции, отсутствующие у растений. Однако среди них есть прикрепленные и малоподвижные формы, распростране­ние которых осуществляется подвижными личинками.

    Рост большинства животных имеет ограничение и осуществляется преимущественно только в определенный период их раз­вития. Лишь немногие из них (некоторые раки, крокодилы, чере­пахи) растут на протяжении всей жизни.

    Клетки животных, в отличие от растений, не имеют клеточной стенки, пластид, вакуолей. Запасной углевод – гликоген, а конечные продукты азотистого обмена – аммиак, мочевина, мочевая кислота.

    Мир животных велик и разнообразен. К настоящему времени описано более 1,5 (по др. данным 3 – 4,5) млн. видов животных, приспособленных к жиз­ни на поверхности суши, почве, пресной и морской воде, в воздушной среде.

    Значение животных в природе огромно. Как потребители готового органического вещества, т. е. консументы, они являют­ся важнейшими звеньями цепей и сетей питания. В результате процессов жизнедеятельности и подвижности животные потребляют, перераспределяют в биосфере огромные количества веще­ства и энергии и благодаря этому ускоряют течение биологичес­кого круговорота веществ, причем колесо биологического круговорота «крутится» тем быстрее, чем меньше размеры жи­вотного.

    Велика роль животных (в особенности насекомых) как опылителей цветковых растений, распространителей семян и плодов. Неоспорим их вклад в почвообразовательные процессы (черви, личинки насекомых, роющие грызуны), в формирование ландшафтов (роющие животные, копытные, бобры).

    Значительная роль животных в жизни человека связана, прежде всего, с использованием многих видов в качестве объектов питания и поставщиков разнообразных форм сырья. Животная пища обогащает рацион человека высококалорийными, легко усвояемыми полноценными белками. Ее поставщиками являются различные виды ракообразных, моллюсков, рыб, охотничье-промысловые и разводимые человеком домашние животные. Пушно-меховое сы­рье поставляют многие виды зверей: соболь, куница, белка, бобр, песец, калан, котик. Натуральный шелк человек получает в результате разведения тутового шелкопряда. Поставщиками ценного лекарственного сырья являются пчелы, змеи. Железы некоторых животных используют при производстве гормональных препаратов. Многие животные незаменимы для человека как средство пере­движения и на физических работах (лошадь, верблюд, олень, буй­вол, слон). Некоторые представители животного мира используют­ся в качестве лабораторных объектов при проведении учебных и экспериментальных работ, являются объектами научных исследо­ваний (амебы, инфузории, жуки, насекомые, лягушки, голуби, кры­сы, мыши, морские свинки, кошки, собаки и др.).

    Велика и отрицательная роль некоторых видов животных для человека. Так, многие виды насекомых-вредителей, клещей, грызунов в период массового размножения причиняют большой ущерб сельскохозяйственным культурам, снижая их продуктивность и качество. Ряд видов животных являются возбудителями болезней (паразитические простейшие, черви, членистоногие), переносчиками возбудителей болезней человека и животных (мухи, собачий клещ и др.). Яд некоторых животных опасен для человека (змеи, пауки, скорпионы, пчелы, осы).

    Животный мир оказывает огромное влияние на жизнь биосферы и поэтому требует пристального внимания к проблемам его охраны. Разрушение среды обитания и загрязнение биосфе­ры наносит непоправимый ущерб всему живому. Многие виды животных в результате прямого истребления и ряда косвенных причин уже исчезли. Значительной части животных угрожает та­кая же участь, о чем свидетельствует перечень видов, занесенных в Красные книги. Человек должен приложить немало усилий и материальных средств для спасения генофонда животного мира нашей планеты.

    Характерная особенность человеческого ума – стремление познавать окружающий мир во всём его многообразии, потребность систематизировать, группировать явления по их сходству или различию в соподчинённые категории.

    Для биологии систематика приобрела особое значение и выросла наряду с морфологией, палеонтологией и физиологией в самостоятельный раздел биологии. Систематика нужна, прежде всего, потому, что она сводит в систему всё многообразие живого.

    Начало построения современной научной системы животных мы находим в трудах шведского натуралиста К. Линнея (1735 г.). Первой заслугой его явилась формулировка понятия вида. По К. Линнею, вид – это совокупность организмов сходных между собой, как сходны дети одних родителей, и способных давать плодовитое потомство. (Сравните современную формулировку определения вида: Вид – это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал).

    Второе чрезвычайно важное положение К. Линнея заключалось в создании иерархической системы соподчинённых категорий, которых у Линнея было четыре: вид, род, отряд и класс. Иерархический характер системы Линнея заключался в том, что каждая категория включает несколько категорий низшего порядка: класс – отрядов, отряд – родов, род – видов.

    Линней предложил каждый вид именовать двумя словами: первое – название рода, второе – собственно видовое. Такое обозначение вида двумя латинскими словами называют бинарной номенклатурой.

    В дальнейшем систематика животных усложнилась. Ж. Кювье ввёл ещё понятие типа как высшей систематической категории, позднее была добавлена ещё одна категория между отрядом и родом – семейство. Таким образом, возникло шесть основных категорий: тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Однако этого оказалось недостаточно, и стали возникать промежуточные категории с приставками над- и под-, и , таким образом, добавилось ещё около 10 категорий – подцарство, надцарство, подтип, надкласс, подкласс, надсемейство и т.д. Но и этого оказалось недостаточно, и появились ещё категории раздел, надраздел и т.д. В современной системе животного мира ещё много спорных вопросов.

    Согласно современной системе, царство Животные (Animalia) подразделяют на два подцарства: Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa), и Многоклеточные (Metazoa).
    Контрольные вопросы:

    1. Какие основные признаки сходства и различия между животными и растениями?

    2. Какую роль играют животные в жизни человека?

    3. Какое значение имеет систематика для биологической науки?

    4. Какие основные таксономические категории приняты в зоологии?


    Подцарство Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa)
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта